Краткосрочный план по истории Казахстана на тему Кыпчаки

Раздел История
Класс 7 класс
Тип Презентации
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок №16. Класс: 7 «Б» Дата: 24.10.13 г.

Тема: Кыпчакское ханство (первая половина XI - начало XIII вв.).


Цель урока: Изучить историю основания Кыпчакского ханства, военные походы, причины упадка и письменные источники.

Задачи урока:

1. Образовательная. Дать понятие об истоках возникновения кыпчакского этноса и Кыпчакского ханства, определить основы взаимодействия кыпчаков с другими государствами, роль кыпчаков в этнических процессах на территории Евразии.

2. Развивающая. В процессе изучения данной темы, развить навыки к самостоятельному поиску ответов, причинно-следственных связей, умение работать с учебником и исторической картой.

3. Воспитательная. Формирование интереса и уважения к историческому прошлому своего государства. Воспитание гармоничных межнациональных взаимоотношений.

Основные понятия: образование Кыпчакского государства, общественно-политический строй, политические взаимоотношения кыпчаков и их соседей, последствия захватнических войн, причины распада государства.

Новые понятия: хан, централизованное государство, тамга.

Понятия для закрепления: этнос, государство, кочевое хозяйство, иерархия.


Исторические личности: Абар хан (XI в.).

Методы урока: проблемно-поисковый метод, работа с учебником, работа в группах, рейтинговое ранжирование.

Форма организации учебной деятельности: групповая.

Оборудование: Интерактивная доска, учебник, историческая карта «Казахстан в VI - XIII вв.».

Критерии успеха:

1.Знать о различных письменных источниках.

2.Знать о обстоятельствах укрепления и причинах падения Кыпчакского ханства.

3.Знать политические взаимоотношения кыпчаков и их соседей

4. Уметь разъяснять свою позицию по вопросам походов на мусульманские государства.

5. Уметь работать как самостоятельно, так и в группе.

6. Уметь работать с терминами.

7.Уметь анализировать, синтезировать и делать выводы.

Ход урока

  1. Организованный момент.

Введение.

«Хорошее воспитание не в том, что ты не прольешь соуса на скатерть, а в том, что ты не заметишь, если это сделает кто-нибудь другой».

ЧЕХОВ Антон Павлович

  1. Физминутка.

  2. Тренинг «Ассоциация имена учеников с прилагательным».

  3. «Моя школа».

  4. Авторский стул.


  1. Опрос домашнего задания.

Учащиеся сами заполняют определение понятий и событие.

Терминологический и хронологический диктант.


  1. Изучение нового материала.

План

  1. Образование Кыпчакского государства.

  2. Формирование кыпчакского этноса.

  3. Общественное устройство.

  4. Политические взаимоотношения кыпчаков и их соседей.


  1. Краткое содержание.


  1. Просмотр видеоролик «Половцы».


  • Кыпчакское ханство существовало с первой половины XI - начало XIII.

  • Легенды называют основателем этого государства Абар хана (XI в.).

  • Столица - Сыгнак.

  • Изучали их различные источники, ученые и путешественники.

  • Кыпчакский этнос складывался не на основе кровнородственных связей, а по принципу общности территории и схожести хозяйства, культуры.

  • Делилось на 2 крыла: правое (западное) - ставка на р. Урал (Жайык), левое (восточное).

  • Власть ханов передавалась по наследству.

  • Ханская ставка называлась ордой.

  • Основой имущественного неравенства - частная собственность на скот.

  • Основным богатством служило количество лошадей.

  • Кыпчаки богаты пастбищами.

  • Бесправная группа - рабы.

  • Плохие отношения складывались с Караханидами и Хорезмом.

  • Имели тесные контакты с Русью.


  1. Работа в группах.


  1. Составьте кластер на тему «Кыпчаки».

2. Работа с историческими документами.


- Что писали в древних письменных источниках о племенном составе и об образовании Кыпчакского государства.

до Едиля (Волги) - Дешт-

- и Кыпчаком (Степью Кып-

чаков).

Кыпчаки - запад-

ное крыло Кимаков.

Кыпчаки очень богаты скотом: верблюдами, быками, овцами, козами, лошадьми.

Земля кыпчаков богата пастбищами.

Кыпчаки находились в сложных политических взаимоотношениях с Караханидами.

Тесные близкие отношения между Русью и Кыпчаками.

Русские князья «женили своих сыновей на дочерях ханских».

Краткосрочный план по истории Казахстана на тему Кыпчаки

О. Сулейменов: Мирные и дружеские отношения Кыпчаков с Русью


- Как называли Кыпчаков на Востоке, Руси и в Европе?



  1. Сделайте сравнительный анализ политического положения Кыпчакского ханства в периоды:





Обстоятельства, способствовавшие усилению влияния Кыпчакского ханства.




  1. В XI в. кыпчаки подчинили себе многочисленные племена.

  2. Вступили в контакты с Русью, Византией, Венгрией.

  3. С сер. XI - и до начала XII стабильность и политическое единство кыпчакских ханов.

  4. Общая территория и схожесть хозяйства.

  5. Общность языка.

  6. Общая культура.

  7. Основное богатство скот, земля, рабы.






Причины, по которым произошло падение Кыпчакского ханства.

  1. Кон. XI - первая половина XII века - упорная борьба между кыпчаками и мусульманскими правителями Средней Азии.

  2. Борьба с Сельджуками.

  3. Борьба с Караханидами.

  4. Походы на Хорезм и союз мира и родства с Хорезмом.

  5. Ориентация на Хорезм.

  6. Междоусобная борьба за власть.

  7. Монгольское нашествие


4. Схема: Мирные отношения и войны и Кыпчаков.

Краткосрочный план по истории Казахстана на тему КыпчакиКраткосрочный план по истории Казахстана на тему Кыпчаки

Краткосрочный план по истории Казахстана на тему КыпчакиКраткосрочный план по истории Казахстана на тему Кыпчаки

Краткосрочный план по истории Казахстана на тему Кыпчаки

Краткосрочный план по истории Казахстана на тему КыпчакиКраткосрочный план по истории Казахстана на тему Кыпчаки

Краткосрочный план по истории Казахстана на тему КыпчакиКраткосрочный план по истории Казахстана на тему Кыпчаки

Краткосрочный план по истории Казахстана на тему Кыпчаки

Краткосрочный план по истории Казахстана на тему Кыпчаки



5. Работа с терминами. Приведите в последовательность.



3. Едиль

3. р. Волга

4. Гегемония

4. Господство, верховенство.

5. Ель-борили

5. Восточный Кыпчак (народ волков).

6. Сыгнак

6. Столица Кыпчак.

7. Дешт-и Кыпчак

7. Степь Кыпчаков.

8. Жайык

8. р. Урал

9. Орда

9. Ханская ставка.

10. Команы

10. Кыпчаки


  1. Проблемная ситуация.

А) В чем особенность Кыпчаков от Каракитаев? (Формирование кыпчаков с другими родами происходило НЕ на основе кровнородственных связей, а по принципу общности территории и схожести хозяйства; Кыпчаки - тюрки).

Б) Подумайте, с какой целью государство Хорезмшахов вступила в родственные связи с Кыпчакским ханством? (Исламизация тюркской знати и подрыв Кыпчакского ханства).



7. Тестовые задания открытой формы.

Вариант 1.

1. В VIII-IX вв. в сочинениях средневековых авторов появилось название союза племен, именовавшегося на Востоке - кыпчаками, на Руси половцами, а в Центральной Европе куманами.

2. Насири Хосров (XI в.), знаменитый персидский поэт и путешественник, первым и на века назвал земли от Алтая до Волги Дешт-и Кыпчак.

3. В XI-XII вв. причерноморские степи в русских летописях стали называться Полем половецким.

4. Этноним «кыпчак» впервые упоминается в древнетюркском руническом памятнике, датируемом VIII в.

Вариант 2.

5. В VIII-X вв. история кыпчаков тесно переплеталась с историей кимаков.

6. Ученый-востоковед В.В. Бартольд отмечал, что кыпчаки являлись западным крылом Кимакской державы.

7. Самую бесправную, но немногочисленную группу в кыпчакском общест­ве составляли рабы, количество которых пополнялось за счет военнопленных.

8. Борьба кыпчаков и хорезмийцев была прекращена завоевательными походами монголов.

8. Закрытые тестовые задания с одним или несколькими правильными ответами. Формативное оценивание.

1. В VIII-X вв. на огромном степном пространстве от Алтая до Приуралья обитали племена

1) тюргешей

2) кыпчаков

3) найманов

4) кимаков

5)карлуков

6) Караханидов

7) Саманидов

8) сельджуков

2. По мере движения на запад кыпчаки вступили в контакты с народами Восточной Европы, в частности

1) Руси

2) Греции

3) Македонии

3) Болгарии

4) Византии

5) Хорватии

6) Венгрии

7) Румынии

8) Польши

3. С первой половины XI века до начала XIII вв. политическая гегемония во всей степной зоне Евразии переходит к союзу племен…

A) тюргешей

B) кыпчаков

С) кереитов

D) карлуков

Е) найманов

4. Восточнокыпчакское объединение, занимавшее территорию от Волги до Алтая, образовало единое государство со столицей в городе…

А) Янгикент

В) Баласагун

C) Сыгнак

D) Отрар

E) Тараз

5. По сведениям Махмуда Кашгари, кыпчакская знать находилась в сложных политических взаимоотношениях с правителями…

А) Джунгарии

В) каракитаев

C) карлуков

D) Караханидов

E) Китая

6. Хорезмийцы стали привлекать на службу и проводить целенаправленную политику на сближение с…

A) аргынами

B) кимакскими вождями

C) найманским ханом

D) огузским джабгу

E) кыпчакской знатью

Критерии оценивания.


  1. 6 баллов - оценка «5».

  2. 5 баллов - оценка «4».

  3. 4-3 баллов - оценка «3».

  4. 0-2 баллов - оценка «2».


Заключение.

Таким образом, мы узнали, что Кыпчакское ханство являлось своеобразным государством, где объединение происходило по принципу общности территории, общности культуры, языка и схожести хозяйства.

Кыпчаки - это тюркские племена, боровшиеся против мусульманских государств Хорезма и Караханидов.

Домашнее задание: Прочитать §14, ответить письменно на вопросы в конце параграфа и написать короткое ЭССЕ на тему «Я и моя семья».

9. Просмотр видеоролика «Отец и Сын».

Закончу данный урок словами мудрого человека

«Чем совершеннее воспитание, тем счастливее на­роды».

© 2010-2022