Конспект урока Древняя Спарта

Раздел История
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



Открытый урок: 23.01.2017

Гаенко Ирина Георгиевна

учитель истории и обществознания

МБОУ «НСШ г. Евпатория

Республика Крым»


Тема: « ДРЕВНЯЯ СПАРТА»


Базовый учебник: Вигасин А.А. Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс: учеб.для общеобразовательных заведений / А.А.Вигасин, Г.И.Годер, И.С.Свенцицкая; под ред. А.А.Искандерова. - М.: Просвещение, 2014.

1. Цель урока: формирование представления о общественном и государственном устройстве Спарты, о влиянии законов Ликурга на правила и нормы поведения всех жителей Спарты, включая правителей; овладение элементарными методами исторического познания, умения работать с различными историческими источниками.


  1. Планируемые результаты.

Личностные результаты:

Учащиеся должны:

- обрести мотивацию к изучению нового материала;

- освоить опыт эмоционально-ценностного и творческого отношения к фактам прошлого;

- осмыслить социально-нравственный путь предшествующих поколений;

- понимать культурное многообразие мира;

- освоить социальные нормы, правила поведения, роли и формы социальной жизни в

группах и сообществах;

- осознать свою идентичность как граждан страны, члена локальной общности.

Метапредметные результаты:

Учащиеся должны:

- организовывать и регулировать свою учебную деятельность;

- анализировать, сравнивать и обобщать факты, формировать свою точку зрения;

- использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;

- представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, таблица);

- сотрудничать с соучениками в коллективной работе.

Предметные результаты:

Учащиеся должны:

- работать с исторической картой, анализировать и обобщать ее данные;

- характеризовать занятия и положение населения в Древней Спарте;

- объяснять значение понятий илоты, периэки, «лаконичная речь»;

- называть политическое устройство Спарты и законы Ликурга;

- высказывать суждения о спартанском воспитание.

  1. Тип урока: урок «открытия» нового знания

  2. Формы работы учащихся: общеклассная (коллективная), групповая, индивидуальная

  3. Необходимое техническое оборудование: проектор, компьютер, учебник,

карта, энциклопедия.


ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА С ДИДАКТИЧЕСКОЙ СТРУКТУРОЙ УРОКА


Дидактическая

структура урока

Деятельность учеников

Деятельность учителя

Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению планируемых результатов

Планируемые результаты

Предметные

результаты:

УУД


Мотивация учебной деятельности


Постановка учебной задачи


Создание проблемной ситуации.






Включаются в процесс целеполагания:

обнаруживают предмет своего действия, исследуют его, частично запоминают.

Формулируют цель урока, определив границы знания и незнания. Пытаются решить задачу известным способом. Фиксируют проблему.


Принимают и сохраняют учебную цель и задачу.





Организовывает погружение в проблему, подводит учащихся к

осознанию темы, предлагая учащимся самим сформулировать тему урока, учебную задачуПрезентация.





Прочитайте тему урока и сформулируйте, что мы сегодня будем изучать.


Проанализируйте информацию учебника, и сделайте вывод: может ли в современном мире существовать государство подобное Спарте?






Владение исторической терминологией, ключевыми понятиями





Регулятивные УУД Самостоятельное планирование учебной деятельности, самостоятельное выделение и формулирование учебной цели

Актуализация знаний


Совместное исследование проблемы.

Поиск решения учебных задач.




Исследуют условия учебной задачи, обсуждают предметные способы решения.

Анализируют, доказывают, аргументируют свою точку зрения.

Планируют способы достижения намеченной цели, составляют план урока.






Организовывает устный коллективный анализ учебной задачи. Фиксирует выдвинутые учениками гипотезы, организует их обсуждение, предлагает составить примерный план урока





Примерный план урока:

1. Географическое положение Древней Спарты

( когда и как возникли поселения спартанцев на этой территории) и законы Ликурга

.Система управления Спартой

(Спартанцы, илоты, периэки)

2. Воспитание детей и молодёжи.

3.Государственный строй и

Спартанская армия.






Познавательные УУД:

владение навыками смыслового чтения.

Коммуникативные УУД: умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение.

Изучение нового материала (самостоятельная познавательная деятельность)

Осуществляют учебные действия по намеченному плану; исследуют условия учебной задачи, обсуждают предметные способы решения: в группах самостоятельно выполняют задания. Взаимоотношения «ученик - ученик». От каждой группы по очереди выступают подготовленные учащиеся. Анализируют, доказывают, аргументируют свою точку зрения. Воспринимают ответы обучающихся.



























Организует учебное взаимодействие учеников (группы) и последующее обсуждение составленных моделей, консультирует, советует, помогает.


Фиксирует выдвинутые учениками гипотезы, организует их обсуждение.

















В ходе выступления групп учитель на доске записывает все термины, понятия, на доске, а каждый ученик делает краткие записи в тетради сравнивает полученную информацию с таблицей (на парте у каждого). Ученик в таблице фиксирует карандашом, какие знания он приобретает, в каких моментах он знает недостаточно для положительного ответа (см. Приложение 1)

Задание для первой группы.

Представьте себя в роли купца-путешественника. Пользуясь энциклопедией и картой, составьте рассказ о Спарте.


Задание для второй группы.

Представьте, что вы журналисты и пишете статью для научного журнала «Спарта - военный лагерь». Пользуясь энциклопедией и учебником, составьте рассказ о жизни спартанцев..


Что бы вы спросили у Совета старейшин во время интервью?


Задание для третьей группы.

1.Проанализируйте информацию учебника «Спартанское воспитание »

2. Обсудите в группе, как должен вести себя воспитанный житель Спарты.

3. Подготовьте выступающих.


Обсудите планы рассказов





Задание всем группам:

Проанализируйте информацию учебника и сделайте вывод: можно ли в современном мире жить по законам Ликурга?

Учащиеся должны:

- показывать на карте Южную Грецию; долину реки Еврот и облости Лаконию и Мессению завоёванные предками спартанцев

-характеризовать занятия и положение населения в Древней Спарте;

- объяснять значение понятий илоты, периэки;


- объяснять значение понятия Совет старейшин, народное собрание;

































- называть законы и военные достижения древних спартанцев




Познавательные УУД.

Умение ориентироваться в содержании исторического текста, понимать его смысл в целом, отбирать и систематизировать информацию.








































Познавательные УУД.

Умение преобразовывать один вид

текстовой информации в другой.


Закрепление нового материала


Принимают и выполняют учебную задачу.

Учащиеся в группах выбирают положения, которые характеризуют Афины и Спарту и по очереди прикрепляют выбранные положения к схеме на доске, делают вывод.



Используют знаково-символические средства.

Организует учебное исследование для выделения понятия,

предлагает учащимся по группам выбрать основные положения характеризующие условия жизни жителей Афин и Спарты .


(см. Приложение 2)

Из предложенного выберите те положения, которые характеризуют:

1 группа - основные занятия жителей Спарты и Афин,

2 группа -использование труда рабов,

3 группа - достижения Афин и Спарты


Кластер записывают на доске.

Учащиеся должны:


- объяснять значение понятия илоты, периэки, лаконичная речь;



- называть реформы Солона и реформы Ликурга и их достижения.


Познавательные УУД.

Умение использовать знаково-символические средства.

Развивать критическое мышление.

Контроль



Учащиеся осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля)


Выполняют работу, анализируют, контролируют и оценивают результат.


Осуществляют пошаговый контроль по результату

Диагностическая работа:

- организация дифференцированной коррекционной работы,

- контрольно-оценивающая деятельность.

Придумайте для соседа по парте задание по теме урока. Прослушайте не только полученный ответ, но и объяснение, как этот ответ получен. В случае разногласий задайте вопрос учителю или учащимся с соседней парты.

Учащиеся должны:

-характеризовать занятия и положение населения в Древней Спарте;

- объяснять причины процветания Афин и Спарты.

- высказывать суждения об их вкладе в мировую культуру( Афин и Спарты)

Коммуникативные УУД: умение работать в паре.

Рефлексия


Проводится самоанализ и самооценка собственной деятельности по выполнению ситуативного задания в рамках изучаемой темы.


Называют основные позиции нового материала и как они их усвоили (что получилось, что не получилось и почему). Придумывают синквейн.

«Спарта»

Организует:

самоконтроль, взаимопроверку;

коллективную проверку. Организует работу в парах.


Учащимся предлагается внести дополнения в записи; составить

вывод . Пример:

Процветание _____основывалось на хозяйственной деятельности жителей Аттики, а мощь Спартанского государства заключалась в__________.


Какой путь развития страны нам кажется более прогрессивным и почему?


Познавательные УУД:

Используют знаково-символические средства для решения учебной задачи.

Домашнее задание

Принимают учебную задачу, планируют ее самостоятельное выполнение, уточняют

Объявляет домашнее задание: творческие, исследовательские или практические задания на основе изученной информации.


Три уровня домашнего задания

№31:

- Стандартный минимум:с150, «проверь себя»;

- Повышенный:с150, «подумайте»

- Творческий: составьте рассказ «Один день жизни спартанского воина»

Пользуясь энциклопедией и образовательными ресурсами Интернета, подготовить сообщения

Регулятивные УУД: умение принять учебную задачу, планировать ее самостоятельное выполнение





ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА С МЕТОДИЧЕСКОЙ СТРУКТУРОЙ УРОКА


Дидактическая

структура

урока

Методическая подструктура урока

Признаки

решения

дидактических

задач

Методы

обучения

Форма

деятельности

Методические

приемы и их

содержание

Средства

обучения

Способы

организации

деятельности

Организационный момент (Мотивация)


Проблемно-поисковый словесный, наглядный

Общеклассная

«Мозговой штурм» Постановка проблемы на примере сопоставления фактов.

Необходимое ноутбук. (Карта Древней Греции0 fcior.encyci/yandex/ry

Самостоятельная работа с учебником, картой.

Коллективное обсуждение.

Постановка учебной задачи

Актуализация знаний



Проблемно-поисковый

Общеклассная

Методы активного чтения: маркировка с использованием значков «V», «+», «-«, «?»

Карта, учебник, презентация,

(Карты классических цивилизаций Востока fcior.edu.ru/card/13436/praktika-karty-klassicheskih-civilizaciy-vostoka.html

Самостоятельная работа с учебником, картой.

Коллективное обсуждение. Составление плана урока.

Совместное исследование проблемы.


Изучение нового материала

(самостоятельная познавательная деятельность)



Проблемно-поисковый,

самостоятельная деятельность учащихся

Групповая

Совместный поиск

Карта, УМК «Рассказ о Спарте; Военный лагерь - Спарта, Воспитание в Спарте»

files.school-collection.edu.ru/dlrstore/57e287e8-f08e-4c01-ad5e-80a965d83278/292.jpg





Подготовка выступлений с использованием разнообразных источников информации. Самостоятельная работа с картой, учебником, энциклопедией, электронными образовательными ресурсами.



Моделирование


Конструирование нового способа действия.


Переход к этапу решения частных задач.



Закрепление изученного материала


Практический

Групповая

Общеклассная


Заполнение кластера

Интерактивная доска. Учебник. Рабочие тетради.

Моделирование и конструирование.

Применение общего способа действия для решения частных задач.

Подведение итогов


Проблемно-поисковый

Парная

Заполнение таблицы, составление синквейна.

Учебник. Рабочие тетради.

Заполнение таблицы, синквейна.

Анализ проблемной учебной ситуации.

Контроль на этапе окончания учебной темы.

Домашнее задание

Практический,

словесный, проблемно-поисковый

Индивидуальная

Учебник

Инструктаж по выполнению домашнего задания

Три уровня задания:

- Стандартный

минимум

- Повышенный

- Творческий



















Приложение 1.


Умения и знания

ДА

НЕТ

Могу показать на карте расположение Древней Спарты;

Могу рассказать о природе и людях Древней Спарты;

Знаю, где найти информацию и Могу ответить на вопросы:

Кто дал законы Спартанскому государству

Какое название получила жители небольших городков, разбросанных на некотором удаление от Спарты

Почему спартанцы превратили страну в военный лагерь

Почему когда рождался мальчик отец приносил его к старейшине

Знаю, что самое главное в воспитании спартанцев было

Могу рассказать о армии Спарты

Могу рассказать о законах Ликурга

Могу рассказать о государственном строе Спарты

Могу перечислить достижения Афин и Спарты

Знаю, где найти информацию и Могу выполнить задание:

- сравнить занятия жителей Афин и Спарты

- сравнить достижения жителей Афин и Спарты

Знаю, какие нужно выучить термины, понятия;







Чтобы закрепить полученные знания поиграем в игру «Крестики-нолики». У вас на столе приготовлено

0- да, Х- нет

«Крестики- нолики».

1 о

2

о

3

о

4

х

5

х

6

о

7

х

8

о

9

о


1. Возглавлял войско в Афинах стратег? (да)
2. Важную реформу в Афинах провел Салон? (да)

3. Все афиняне были свободные? (да)

4. В Спарте все были равны? (нет)

5. Первые книги в Греции были из папируса? (нет)

6. Оливковое дерево было деревом жизни ? (да)

7.Правда ли, что Компас изобретён в Греции? (нет)

8.Правда ли, что древние греки более всего ценили свободу? (да)

9.Правда ли, что лаконичная речь принадлежит спартанцем? (да)

Приложение 2.


Спарта.

олигархия Афины


демократия


свобода справедливость


образованность гуманизм учтивость

ВЕЧНЫЕ ЦЕННОСТИ


Военные навыки

Чувство коллективизма

Верность долгу

патриотизм

ЦЕННОСТИ


© 2010-2022