Урок обобщения по теме Древний Восток

Раздел История
Класс 5 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок-обобщение по теме «Древний Восток», 5 класс Основная технология - игра

Тип урока: повторительно-обобщающий

Цели урока:

  • обобщить и систематизировать изученный материала, закрепить основные идеи темы;

  • Способствовать формированию системы знаний о государствах Древнего Востока;

  • Развивать умения воспроизводить полученную информацию, выделять главное, ориентироваться в основных событиях истории Древнего Востока; сравнивать, сопоставлять, выявлять причинно-следственные связи, использовать информацию в новых условиях, анализировать и делать выводы;

  • воспитывать у учащихся уважение к истории, традициям, культуре народов Древнего Востока.

Оборудование:

Компьютер, проектор, раздаточный материал, карточки, финики, пиалы

Ход урока

Учитель: Сегодня мы еще раз окунемся в волшебный мир Древнего Востока, еще раз осуществим путешествие по его странам. А куда же мы отправляемся? Понятие «Древний Восток» - понятие относительное. Название это было дано людьми, живущими в Западной Европе, для них эти страны действительно были восточными.

Сегодня наш урок, ребята, не совсем обычный. Какую тему мы закончили изучать? (1 слайд) Древний Восток

Чем же мы займемся на этом уроке? Давайте вместе сформулируем наши задачи.

2 слайд

1 Нам необходимо повторить _____________ (ответы учащихся)

2. Вспомнить ______ (даты исторических событий, имена исторических деятелей, термины)

3.Закрепить _________ (полученные знания)

4.Развивать умения сравнивать,________ (делать выводы, воспроизводить полученную информацию)

5. Воспитывать уважение к истории, традициям, культуре Древнего Востока.

Нам трудно будет путешествовать без сопровождающих, поэтому мы пригласим с собой гидов - знатоков истории стран Древнего Востока. Ваша задача, быть внимательными, отвечать на вопросы. За правильные ответы вы будете получать бонусы, они съедобные и послужат вам сладким вознаграждением за труд. (Учитель показывает вазу с финиками) Что это за плоды? Где растут финиковые пальмы?

Ребята, а знаете ли вы, чем полезны финики? Какие витамины в них содержаться?

Для большинства жителей России такие плоды, как финики, считаются сладостями, или лакомством, без которого вполне можно прожить. А вот в странах, являющихся родиной фиников, отношение к ним всегда было другим, и они даже могли составлять основу питания. Питательная ценность фиников удивительна: в них есть витамины А, Е, витамины группы В, кальций, магний, калий, фосфор, цинк, марганец, селен, железо и незаменимые аминокислоты, которых нет в других фруктах. Кстати, есть и такое мнение диетологов, что можно съесть всего 1 финик в день, запить его стаканом молока, и это будет тот самый минимум питательных веществ, который нам необходим, чтобы держаться. Процент сахара в финиках самый высокий - столько нет ни в одном другом фрукте, однако этот сахар не вреден для организма, так как он очень легко усваивается и перерабатывается.

Великий русский учёный, биолог и медик И.И. Мечников считал финики прекрасным средством для лечения кишечных расстройств. Однако не следует забывать тщательно мыть вяленые и сушёные финики, так как на их липкой поверхности скапливается множество болезнетворных микроорганизмов. Употребление фиников помогает работе сердца, финики также укрепляют иммунитет .

Выходит ученица, читает слоган-загадку.

Куда мы отправимся с гидом _______?

Даром Нила называли,

Из шадуфа поливали.

На папирусах писали-

Фараонов прославляли!

(Египет)

Слайд 6 (карта Древнего Египта)

X: посмотрите на карту. Где расположен древний Египет? Назовите главную реку Египта. Куда она впадает? Что такое пороги? Что такое дельта? Каковы занятия жителей?

А с какой страной нас познакомит следующий гид ________?

Выходит ученица, читает слоган-загадку.

Здесь писали на табличках

Хаммурапи правил лично,

Он законы в стране ввел,

Этим славу приобрел.

(Двуречье)

Слайд 7 (карта Древнего Двуречья)

Учитель: А теперь я предлагаю задать вопросы нашему гиду. Проверим, хорошо ли он знает историю Древнего Двуречья?

(ученики задают вопросы гиду)

Какие реки протекали на территории Двуречья?

Почему миф о великом потопе появился именно в Двуречье?

Какое название еще имело это государство?

Как выглядел в древности главный город Двуречья Вавилон?

Выходит гид по Индии _______________ .

Земледельцы и брахманы,

Слуги, воины, цари.

И слоны, и обезьяны

Славу той стране несли.

(Индия)

Слайд 8 (карта Древней Индии)

Гид: я предлагаю вам викторину. Карта послужит вам подсказкой.

Где расположена расположена Индия? (на юге Азии)

Самые высокие горы в мире? (Гималаи)

Найдите однокоренные слова к слову Индия (использовать только георгафические названия).

Какое слово лишнее в этом ряду? ЦиньШихуан, Конфуций, Ашока, ЛаоЦзы.

Выходит гид по Китаю ______

Чтобы страну обезопасить

И гуннов племена изгнать

Построить там решили стену

На стройку тысячи людей согнать!

(Китай)

Слайд 9 (карта Древнего Китая)

Учитель: Ребята, я получила странное письмо от моего ученика, в содержании которого не могу разобраться. Помогите мне. Кто лучше справится - наши гиды (одна группа) или вы, путешественники (вторая группа)? (вручается письмо с ошибками)

«Однажды я захотел посетить очень красивую страну Индию, которая расположена на Великой Китайской равнине. В этой стране протекает река Тигр, которую называют желтой рекой. Вторая река Ганг впадает в Восточно-Китайское море. Из Индии пролегал Великий шелковый путь в другие страны. Здесь я хотел увидеть пирамиду Хеопса и Великую Китайскую стену. Когда я рассказал об этой мечте своему другу историку, тот рассмеялся и сказал, что моя мечта никогда не сбудется».

- Ребята! Подскажите, в чём тут дело?

Учитель: спасибо, ребята, вы молодцы. Я думаю, что изучение истории поможет вам не допускать подобных ошибок.

А в каких еще государствах Древнего Востока мы побывали, изучая историю? (названия заранее написать на доске, затем открыть)

( Ассирийская держава, Персидская держава, Палестина, Финикия ….) Мы с вами знаем, что для изучения истории очень большое значение имеет знание хронологии. Давайте проверим насколько вы овладели этими знаниями.

Слайд10

Соотнести дату и событие

Учитель: спасибо за помощь, ребята, а наших гостей мы пригласим учиться в одну из школ Древнего Востока. А кто мог учиться в такой школе? Ответ:По законам древних государств могли учиться только мальчики. Девочки не имели права учиться в школе, их учили дома мамы вести домашнее хозяйство.

Учитель: прежде чем начать урок в восточной школе, давайте проведем физминутку. А поможет нам Василий

Физминутка.

Учитель. Я приглашаю мальчиков на урок. Каждая пара получает карточку с заданием и выполняет его в течение 5 минут (раздает карточки) Парная работа

Карточка 1.Слайд11

Более 5 тысяч лет назад появились государства. Выделите признаки государства маркером.

1. Царь(правитель), 2. шадуф, 3. войско, 4. колонии, 5. законы,

6. города, 7. дельта, 8. казна, 9. территория 10 .письменность

Карточка 2.

Подберите термины Слайд 12

1.Денежный сбор в пользу государства налог___?

2.Служители богов __жрецы_?

3.Большое и сильное государство _держава__?

4. Люди, не входившие ни в одну из каст в Индии _неприкасаемые____?

5. Группы людей в Индии со своими правами и обязанностями _касты варны__?

6. Сказание о богах и легендарных героях _мифы__?

Карточка 3. Слайд 13

Соотнеси:

Иероглифы А) Двуречье

Клинопись Б) Финикия

Алфавит В) Египет

Шахматы Г) Китай

Бумага Д ) Индия

Учитель: Пока мальчики заняты уроками, девочки отправляются на восточный базар. К нам прибыли торговцы из разных государств Древнего Востока. ( Приглашаются по 1 ученицы от команды гидов и путешественников)

Задание1. Из предложенных товаров, выбрать те, родиной которых является Китай( чай, рис, шелк, , бумагу, компас)

Задание2. Из предложенных товаров, выбрать те, родиной которых является Индия.сахар, хлопок, шахматы.

А почему никто не приобрел изделия из стекла, и ткань пурпурного цвета?

Какое государство Древнего Востока является их родиной?

Слайды 14 -19

А девочки выполнят свою работу, приглашаются к компьютеру. Задание: подписать названия этих сооружений, определить, в какой стране они построены (пирамиды, сфинкс, Великая китайская стена, ворота богини Иштар, Брахма, висячие сады)

На глиняных табличках Двуречья найдены пословицы. Какие пословицы в нашем языке аналогичны им по содержанию? Объясните значение пословиц.

1 команда

  1. «Хорошо одетому всегда рады» («Встречают по одежке, провожают по уму»)

2 команда

  1. «Он еще не поймал лисицу, а уже делает для нее колодку» («Делить шкуру неубитого медведя»)

Проверка работы.

Учитель . Путешествуя с вами, мы узнали много интересного?

Расскажите, что дала миру цивилизация стран Древнего Востока? Ответы детей:

Учитель: молодцы, отлично потрудились.

Подведение итогов.

Учитель: давайте подведем итог работы и сделаем выводы. На уроке мы выделили много особенностей развития государств Древнего Востока, а что же их объединяло? Вставим пропущенные слова в тексте.

Более 5 тысяч лет назад появились первые _______ (государства). Ранние цивилизации возникли в долинах _________ (рек). Во главе государства стоял ____ (царь, правитель). Власть его передавалась (по наследству). Люди не были равны, во всех странах существовало ________ (рабство). Центрами развития культуры, знаний, ремесла были _________ (города).

А теперь покажите свои пиалы с финиками. Кто же трудился лучше всех и набрал больше фиников? Определяется победитель, выставляются оценки.

Рефлексия

  • Чем наш урок отличался от обычного?

  • Что вам понравилось больше всего на уроке?

  • Будем еще проводить игровые уроки?

Домашнее задание: составить кроссворд на тему «Древний Восток»

© 2010-2022