Конспект урока

Конспект урока истории, 6-й классДата-27.04.2015г.Тема "Удельный период русской истории. " Таженова Маусынжан Шакировна, учитель истории МАОУ»Покровская ООШ»Тип урока: урок открытия новых знаний и первичного закрепления.Цели урока:Образовательная: Выявить причины и последствия феодальной раздробленности нашей страны в древности, характерные черты удельного периода.Развивающая: продолжить формирование умений на основе анализа текста выделять причинно-следственные связи, положительные и отрицатель...
Раздел История
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект урока истории, 6-й класс

Дата-27.04.2015г.

Тема "Удельный период русской истории. "

Таженова Маусынжан Шакировна, учитель истории МАОУ»Покровская ООШ»

Тип урока: урок открытия новых знаний и первичного закрепления.

Цели урока:

Образовательная: Выявить причины и последствия феодальной раздробленности нашей страны в древности, характерные черты удельного периода.

Развивающая: продолжить формирование умений на основе анализа текста выделять причинно-следственные связи, положительные и отрицательные итоги явлений, творчески решать отдельные проблемы, работать с картой; развивать коммуникативные, личностные, познавательные и регулятивные качества.

Воспитательная: продолжать воспитывать уважение к истории своей страны.

Межпредметные связи: география, литература, русский язык

Оборудования: карта «Киевская Русь в 9 в», индивидуальные карточки, тесты, таблицы, листки самоконтроля. произведение «Слово...

Ход урока

1. Организационный момент. Мотивация.( 1мин)

Настрой на успешную работу.

Закон хорошей учебы (на доске)

На уроке не вертитесь и старательно учитесь,

На вопросы отвечайте и пятерки получайте.

2. Актуализация знаний обучающихся: (8мин)

У.: Ребята, перед вами карта, что вы можете рассказать о развитии государства , что же образовалось в 9в. на территории Киевской Руси?

Д: Образовалось государство Древняя Русь со столицей в городе Киев, оно достигло своего могущества, появилась единая религия, складывается законодательство, появляется письменность, строятся и расширяются города.

Работа с карточками .(учитель поднимает карточку с написанными датами, терминами, именами личностей, дети дают тут же ответ на них).

«Русская правда», Бояре,988г., Владимир Кр.Солнышко, 862г., Нестор, Ярослав Мудрый, вече, «Повесть временных лет».

У: Покажите на карте государство Древняя Русь. Какие племена проживали на ее территории? Какие славянские народы образовались в результате? А существуют ли сейчас эти народы? Что вы можете сказать о них?

Д: показывают на карте границы государства, называют племена и народы, которые образовались (русские,украинцы,белорусы). Сейчас эти государства существуют, являются соседними странами.

Работа с источником стр.99

У: Как вы думаете, о чем говорит и сожалеет автор?

Д.: Жалеет о том, что между братьями начались междуусобные войны, в то время враги почувствовали ссору и набежали со всех сторон. И пошла печаль по всей Руси (раскол)

У: Скажите пожалуйста, что обозначают все эти слова? (на доске) Феодальная раздробленность

распад,

отделение земель,

разложение,

разобщенность,

раскол,

разъединение,

разрозненность,

обособление.

Д: эти слова обозначают одно и тоже, они-синонимы, обозначают они распад государства на отдельные части, княжества.

У: поэтому, подумайте и скажите, о чем мы сегодня будем говорить на уроке, как называется тема сегодняшнего урока.

Д: О периоде , когда произошел распад Древнерусского государства на уделы (вотчины).Тема…

У: записываем число, тему урока в тетради : «Удельный период»

Поэтому целью нашего сегодняшнего урока является-

Д: Раскрыть причины и последствия раздробленности .

3.Новая тема ( 23мин)

У: Удельный период-время, распада Древнерусского государства в 11-12вв.

Что же явилось причиной распада? Почитайте п.1 стр.87.

Д: 1.Развитие собственного натурального хозяйства 2.Доходы со своих земель 3.торговля с соседними княжествами 4.независимость от центра(Киева)

У: Что изображено на рисунке?

Д: собрание, договор между князьями.

У: на каком крупном собрании князья договорились о том,что «каждый держит отчину свою»? Что это означало?

Д: В 1097г..собрались князья на съезде в Любече.чтоб отделить для себя земли.

У: после разрастания династии Рюриковичей, между сыновьями русских князей начались междуусобицы. Поэтому, князья решили что каждый получает от отца свои земли(отчины). Любечский съезд князей в 1097г. еще раз узаконил раздробленность единого государства на мелкие земли между княжескими родами. Таким образом, образовалось несколько десятков отдельных княжеств. Самыми крупными княжествами были Новгородское, Киевское. Галицко- Волынское, о них мы будем говорить подробно на следующем уроке. Но центром всех земель был все еще Киев. Везде действовали единые законы «Русской правды», единый язык. культура. Раздробленность имела, как положительные,так и отрицательные последствия.

Физминутка (1мин)

А теперь, ребята, встать
Руки медленно поднять,
Пальцы сжать, потом разжать,
Руки вниз и так стоять.
Наклонитесь вправо, влево.
И беритесь вновь за дело.

У: А теперь немного творческого задания с элементами игры. Нужно представить себя удельными князьями. Дети надевают княжеские короны и раб. в парах. Выбирают себе удельные вотчины, показывают и описывают на карте месторасположение своих княжеств.(Киевское(Сережа,Рита), Новгородское (Артур,Кирилл).

Вопрос к новгородцам -Какие природные условия были характерны вашим землям? (суровый климат, отдаленность от Киева, наличие пушных зверей, значит новгородцы занимались торговлей мехами, плавали в соседние государства, но земледелия у них не развивалось из-за сурового климата)

Вопрос к киевлянам - рассмотрите южные границы своего княжества. Кто являлись соседями на юге? Какая опасность ожидала вас? (на юге проживали половцы, которые постоянно набегали на Русь)

У: О борьбе русских князей в частности князя Игоря Святославича и половцев гласит литературное произведение «Слово о полку Игореве»,написанное в1180егоды, где автор призывает всех удельных князей объединиться для борьбы с половцами. На уроках литературы или дома почитаете (демонстр.книга)

У: Как вы понимаете значение пословицы »Один в поле не воин?»

Д: Было тяжело одним справиться с кочевыми племенами, которые часто стали нападать на самостоятельные уделы.

У: представьте, что вы удельные князья, как бы вы смогли вести собственное хозяйство и бороться с врагами? Из перечисленных слов, составьте небольшой рассказ из 2-3 предложений, как бы вы смогли вести самостоятельную жизнь в своем княжестве.

Термины: Рита: половецкий стан, натуральное хозяйство, «русская правда»,города Сережа: половцы, ремесленники, Киев, экономическая независимость. Артур: Охота, земледелие, архитектура, торговые пути. Кирилл: натуральное хозяйство, законы, торговый путь «Из варяг в греки» охота

4.Закрепление (8мин)

-стр.93 таблицу заполняем самост.по п.4

5.Выводы: ( 1мин)

6.Рефлексия: листы самоконтроля (1мин)

7.Дом.зад. -парагр. № 13,Рите ,Кириллу- тест, Сереже, Артуру- выр.чтение 1главы «Слова» (1мин)

Оценки за урок ( 1 мин)



© 2010-2022