Конспект урока по истории России для 7 класса Реформы Петра I

Раздел История
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

План-конспект урока по истории России 7 класс "Реформы Петра I"

Форма урока: комбинированный урок с использованием ИКТ.

План урока:

1. Организационный момент

2. Проверка домашнего задания

3. Постановка целей и задач урока, мотивация к учебной деятельности

4. Актуализация знаний

5. Изучение новой темы

6. Рефлексия (закрепление изученного материала, подведение итогов)

Цель урока: Изучение эпохи Петра I как важного этапа в истории нашего государства. Сформировать представление у учащихся о личности Петра и его реформаторской деятельности, преобразованиях.

Задачи урока:

1. образовательные: сформировать представление у учащихся о личности Петра. Изучить реформы проведенные в годы его правления.

2. развивающие: способствовать познавательному интересу к изучению истории. Научить детей работать с разными источниками информации и уметь анализировать ее.

3. воспитательные: показать важность преобразований Петра в истории России, выявить историческую значимость его реформ. Воспитать чувство патриотизма и любви к своей родине.

4. метапредметные: создание нового знания во взаимосвязи с другими предметами, изучаемыми в школе. Установление связи с предметом обществознание, работа с терминами касающимися системы управления государством.

Оборудование: учебник А.А. Данилов, Л.Г. Косулина "История России конец XVI-XVIII век., мультимедийное сопровождение: презентация.

Формы работы учащихся: коллективная (во время проверки раннее изученного материала), групповая (во время получения новых знаний), индивидуальная (работа с текстом учебника).

Ход урока:

Деятельность учителя

Работа учеников

I. Организационный момент (5 мин.)

Здравствуйте ребята, садитесь. Сегодня мы продолжаем с вами изучать эпоху Петра I. Нам предстоим познакомиться с его реформами. Тема нашего урока так и звучит "Реформы Петра I" Я прошу вас записать тему в свою тетрадь. Перед тем как приступить к ее изучению мы должны проверить домашнее задание и вспомнить, что мы изучали ранее. У вас есть несколько минут на повторение.

Дети записывают тему урока, повторяют домашнее задание.

II. Проверка домашнего задания (10 мин.)

1. Решение заданий на слайдах для всего класса.

2. Расскажите о причинах Северной войны и ее начале.

3. Реорганизация армии.

4. Расскажите об основных сражениях северной войны и об ее окончании.

Дети отвечают коллективно на вопросы в презентации, а затем пересказывают домашний параграф "Северная война"

III. Постановка целей и задач урока, мотивация к учебной деятельности (5 мин.)

Спасибо за ваши ответы, молодцы. Мы видим, что Северная война была очень важной в истории России. Мы получили выход в Балтийское море о котором так давно мечтали. Петр I получил титул императора и прорубил окно в Европу. Петр I понимал всю необходимость реформ для России. Во многих сферах жизни Россия отставала от Европы, и надо было это отставание преодолевать. Но нужен был какой-то образец. Именно для этого было отправлено Великое посольство, если вы помните. Сам царь отправился заграницу под именем Петра Михайлова - анонимно. Он приглядывается к существующим в Европе порядкам, делал выводы и возвратившись в Россию, начал реформы.

Откройте учебник и давайте определим с вами, а что именно мы с вами сегодня изучим? Какие именно реформы провел Петр I.

Дети слушают учителя, затем открывают учебник и сами ставят задачи урока:

1. Изучить реформу центрального управления

2. Указ о единонаследии. Табель о рангах.

3. Областная реформа

4. Городское управление

5. Церковная реформа

6. Дело царевича Алексея

7. Значение реформ Петра.

IV. Актуализация знаний

Давайте проверим все ли мы правильно угадали.

Дети сравнивают поставленные задачи с задачами на слайде.

V. Изучение новой темы (15 мин.)

1) Одна из самых важных реформ, которую проводит Петр была реформа центрального управления. В ней наметилась тенденция к усилению абсолютизма. Посмотрите на схему на доске, срисуйте ее к себе в тетрадь и ответьте на вопрос? Как меняется система управления при Петре?

2) В 1714 году был принят указ о единонаследии: землевладелец, имеющий сыновей, мог завещать всё своё недвижимое имущество только одному из них по своему выбору. Остальные были обязаны нести службу. Указ знаменовал окончательное слияние дворянского поместья и боярской вотчины, тем самым, окончательно стерев разницу между двумя сословиями феодалов.

Вспомним, в чем разница между поместьем и вотчиной?

В 1722 году царь принял Табель о рангах. Давайте прочитаем с вами в учебнике суть этого закона?

3. Областная реформа

При Петре уезды были отменены. Страна была разделена на 8 губерний: Санкт-Петербургская, Московская, Архангелогородская, Смоленская, Киевская, Казанская, Азовская, Сибирская. Как вы думаете, кем возглавлялись губернии? Т.к. губернии были большими, управлять ими было сложно. Губернии были разделены на провинции, а провинции - на дистрикты. Но

после смерти Петра дистрикты упразднили, и вновь ввели уезды.

4. Городское управление

Посадское население было изъято из ведения воевод и передано в руки выборной Бурмистерской палаты в Москве, а в других городах - выборных бурмистров. Управление ими осуществлял главный магистрат. Горожане делились на регулярных и подлых. Кто они такие? Ответьте на вопрос при помощи учебника.

5. Церковная реформа

Ребята, поработайте с учебником и докажите мне, что при Петре церковная власть была подчинена светской?

6. Дело царевича Алексея

Почему реформы Петра I вызывали недовольство? У кого? Кто мог стать новым лидером противостояния, почему?

Правильно заговор против Петра возглавил его собственный сын Алексей воспитанный в старинных традициях московского двора. Ему не нравились новшества введенные отцом по европейскому образцу. В 1716 году бежал в Австрию, но его выследили и вернули в Россию, и ему пришлось предстать перед судом. Царевич был приговорен к смертной казни, но умер в тюрьме при невыясненных обстоятельствах. В связи с этим Петру пришлось принять указ о престолонаследии в 1722 году, который вы видите на слайде. Что в нем сказано?

7. Значение реформ Петра. (3 мин.)

Итак, ребята, вот и познакомились мы с основными реформами Петра Великого. Естественно их было на много больше, и вклад этого правителя очень велик. Давайте подведем итог сегодняшнего урока! О чем вы узнали сегодня?







1. Дети срисовывают схему и анализируют ее. Приблизительные ответы: Вместо боярской думы был создан Сенат - высший административный орган (1711 г.). Сенат управлял страной, когда царь находился в отъезде или на войне.

Вместо приказов были созданы коллегии (1717-1721). Всего коллегий было 12, каждая из которых ведала определенной сферой.

2. Далее дети вспоминают о различии между поместьем и вотчиной. Вотчина - наследственная собственность. Поместье - пользование землёй при условии несения военной службы. После указа Поместье передаётся по наследству.

Затем читают про табель о рангах в учебнике.

3. Губернии управлялись губернаторами, а провинции воеводами.

4. Регулярные богатые и средний класс, подлые это низший класс.

5. Петр упразднил патриаршество и создал новый орган Святейший Синод.

6. Его реформы разрушали старинные русские традиции, в основном его реформы не устраивали патриархальную аристократию и группировка сложилась вокруг царевича Алексея, его мы видим на слайде.

6.1. Указ о престолонаследии говорит о том, что царь теперь сам мог назначать преемника, вне зависимости от степени родства.

7. Дети подводят итоги урока. Значение реформ Петра I:

1) Государственный аппарат значительно усилился и стал профессиональным, была усовершенствована система местного самоуправления, впервые введены выборные начала в управлении в городами.,

2) Церковь превратилась в государственное учреждение.,

3) Произошло окончательное установление абсолютизма.,

4) Российское государство было поставлено в ряд великих европейских держав.,



VI. Рефлексия (2 мин.)

Итак, ребята скажите, все ли было понятно сегодня на уроке? Все ли поставленные задачи мы выполнили?

Поработали мы очень хорошо, спасибо за урок, запишите домашнее задание п.15.

"Спасибо за внимание, урок окончен"

Дети задают вопросы учителю. Подводят окончательный итог.





© 2010-2022