- Преподавателю
- История
- Открытый урок по истории Казахстана 8 класс Кенесары Касымов - личность и политик
Открытый урок по истории Казахстана 8 класс Кенесары Касымов - личность и политик
Раздел | История |
Класс | 8 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Рысымбетова Г.К. |
Дата | 10.11.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Предмет : история Казахстана
Класс: 8 «Б»
Тема урока: «Кенесары Касымов - личность и политик»
Цель: воспитание активной творческой личности, обладающей навыками логического и аналитического мышления.
Задачи:
-
создавая необходимые условия для продуктивной работы учащихся на уроке, ознакомить их с национально-освободительным движением 1837-1847 гг., помочь раскрыть особенности ханства Кенесары и дать оценку данной личности.
-
способствовать развитию навыков логического и аналитического мышления, грамотной речи, умения самостоятельно работать с текстом, выделяя из материала главное, тезисно формулировать, навыков выявления причинно- следственных связей, умения делать вывод и давать оценку историческому событию, личности.
способствовать воспитанию патриотизма, формированию нравственных качеств и познавательного интереса к предмету
Тип урока: комбинированный
Оборудование: учебник, тетради, карта.
Методы и приемы: словесный, наглядный, интерактивный, проблемно-поисковый, творческий, репродуктивный.
Новые понятия, термины: вассалитет - система иерархических отношений между феодалами, состоит в личной зависимости одних от других.
Приёмы: «дерево желаний» «понятийное колесо», «мозговой штурм», «кластер», фишбоун, синквейн.
Ход урока
1.Организационный момент
Положительные мотивации к уроку.
Добрый день, ребята! Сегодня у нас очень важный день, мы проводим открытый урок. Я желаю всем успехов.
«Дерево достижений». На доске висит плакат, на котором изображено дерево.
Обратите внимание на наше дерево. У каждого из вас есть листочки разного цвета. Я попрошу вас взять один из них (любого цвета) написать на нём своё имя и помочь нашему дереву покрыться разноцветной листвой. Те, кто выбрал зелёный лист, ожидает успех на сегодняшнем занятии, те, кто выбрал красный - желают общаться, жёлтый - проявят активность.
Я выбираю листочек красный, зелёный и жёлтый. Я желаю, общаться с вами хочу, проявлять активность и вместе нас ожидает успех.
Помните, что красота дерева зависит от вас, ваших стремлений и ожиданий. И, то, каким будет урок, зависит от всех нас. А в конце урока мы увидим, дало ли наше дерево плоды. Всё в наших руках.
Деление на группы. По отрывкам пословиц
Без хорошего труда нет плода.
Ученье свет, а неученье тьма
Сила в знании, знания в книгах.
Каждый ученик выбирает себе отрывок из пословицы. Составляют правильную пословицу и таким образом рассаживаются по местам.
Слово учителя: итак ребята давайте вместе произнесем вслух наши пословицы: Вам сегодня предстоит хорошо поработать, потрудиться, набраться знаний, поработать с книгами, и сделать это самостоятельно.
Ребята кто мне скажет: какая тема была пройдена нами на прошлом уроке? Что мы изучали с Вами?
Ответы детей: Национально -освободительное восстание 1837 -1847 гг под руководством Кенесары Касымова.
Правильно. А сейчас я хотела бы чтобы вы поиграли со мною в маленькую интеллектуальную игру, она относится к нашим пройденным темам, Я хочу чтобы вы знали и о моих чувствах на нашем уроке. Итак, начнем?
1. Как называются периодически действующий рынок, ежегодно организуемые в установленных местах? Ярмарки.
2. Как еще называют Букеевскую Орду? Внутренняя
3. Кто правил в казахском ханстве 1771-1781 гг.? Абылай хан
4. Какой жуз вступил в подданство России в 1731 г.? Младший
5. В своем правлении хан Букеевской Орды опирался на правительство какого государства - России
6. Кто в 1716 г. направил представителей от казахов об оказании помощи в борьбе против Джунгарского ханства? Абулхаир хан.
7. Какое государство прекратило свое существование в 1758 г.? Джунгария
8. Какая крепость была основана на берегу реки Нура в 1830 г.? Акмолинская
Прочитайте первые буквы ваших ответов. Я ВАМ РАДА!
2. Опрос домашнего задания
«Мозговой штурм».
Как проявлялась колонизаторская деятельность царизма в Казахстане в 30 гг. 19 в?
1.Все высказанные мысли записываются на доске
усиленные земельные захваты пастбищ
строительство крепостей, опорных пунктов, военных линий (Орская крепость -1735, Троицкая крепость )
разорение казахских аулов (постоянный кибиточный сбор 1 рубль 50 копеек с кибитки и другие многочисленные сборы)
вооруженные грабежи царскими военными отрядами
систематическое ограничение политической самостоятельности казахских жузов.
- Ребята, любое восстание мы изучаем по определенному плану. Назовите мне структуру этого плана.
План изучения восстания:
-
Предпосылки.
-
Причины.
-
Цели.
-
Движущие силы.
-
Территория.
-
Характер восстания.
-
Ход.
-
Итог. Причины поражения.
-
Значение.
-
Назовите предпосылки восстания.
-
В чем проявлялась колониальная политика царизма?
-
Назовите причины восстания.
-
Назовите основные цели восставших.
-
Назовите движущие силы восстания.
-
Какую территорию охватило восстание Кенесары Касымулы?
-
плакат «Фишбоун»
По истечению времени,дети отвечают на свой вопрос и прикрепляют ответы на плакате.
Давайте посмотрим что у нас получилось. Мы разобрали причины, цели, движущие силы и характер восстания, а что мы должны написать на «хвосте» ?
-Ответы учащихся
А ЗНАЕМ ЛИ МЫ ЧЕМ ЗАКОНЧИЛОСЬ ВОССТАНИЕ?
Посмотрите на доску, какие слова спрятаны в таблице в каждой строчке.
-учащиеся находят слова и рассказывают что они о них знают. Слайд 1
Бокей - основатель Букеевского ханства.;Утемисов - один из предводителей восстания во Внутренней Орде; Жангир - сын Бокея, назначен российским императором Александром I Павловичем ханом.; Россия; Датов- старшина казахского рода Байбакты, предводитель антиправительственного движения казахов Младшего жуза в 1783-1797 годах; Астраханская губерния; Павел -сын Петра 3 и Екатерины 2
Что мы должны изучить на нашем уроке?
Какое слово получилось у нас по вертикали ?
-ответы учащихся (Кенесары)
Что вы знаете о нём? (слайд 2 «Понятийное колесо»)
-ответы учащихся.
Тема нашего урока: «Кенесары Касымов - личность и политик»
В настоящее время данная тема приобрела большую значимость.
«Время 20-40-х годов XIX века - один из интереснейших периодов истории Казахстана, - почти полвека назад писал замечательный историк Ермухан Бекмаханов - именно в это 30-летие произошли события, определившие дальнейшие судьбы казахского народа».
Сегодня на нашем уроке мы узнаем об этих событиях, о героической и трагической судьбе последнего хана казахской истории.
-
Постановка проблемы.
Итогом работы на данном уроке станет ваш ответ на проблемный вопрос:
Почему Кенесары Касымулы стал и гордостью, и болью своего народа?
-
Изучение новой темы.
-
Самостоятельная работа с текстом учебника, с картой.
Работа в малых группах.
1 группа - Выделить особенности ханства Кенесары, составить опорную схему (стр.106 -107 ).
2 группа - Реформы Кенесары (стр. 107- 108).
3 группа - «Вторжение в кыргызские земли»
(стр 108- 109). Указать на карте сражения, и прокомментировать свой ответ.
-
Защита проектов. Обсуждение.
Ребята, а теперь вы выполните задание, проанализируйте документы и сделаете выводы к каждому документу.
Вопросы:
- Документ №1. О чем идет речь в обращении Кенесары Касымулы?
- Какие причины восстания указаны в документе?
- Документ № 2. Какой вывод для себя вы сделали, изучив данный документ?
- Документ № 3. Что нового вы узнали, проанализировав документ № 3?
Документ №1. Его сиятельству, господину генерал - губернатору от потомка хана Аблая Кенесары Касым-улы
«Имею честь сим вас известить, что желание мое есть то, чтобы двух владений народ пребывал в спокойной жизни. Но негоже Вы подозреваете меня, будто бы я подданных Ваших людей присваиваю к себе, напротив того я говорю что Вы на принадлежащих деду моему хану Аблаю местах учредили окружные диваны и с киргизского народа берете пошлину следовательно всех нас притесняете. И мы тем остаемся недовольны и с налогом жить нам в ведении вашем никак невозможно».
Документ №2. Из рассказа султана Али генералу Вишневскому.
« Мы из потомков Аблая, Кенесары является нашим братом. Однако его действия нам хорошо известны. Он-голодный волк. Я от имени своего народа выражаю уверенность, что не присоединимся к нему. Но никто из нас не поднимет на него руку. Он, бродяжничая, и без того получил удары, его смерть от кого то неминуема. Мы преданы к России, но воевать с родичем не будем!»
Документ №3. Из описания казахской степи штабс-капитаном Фомаковым. 1844 г.
«…Бесчинствуя несколько лет безнаказанно, недосягаемый, неуловимый в своих пустынях, богатый добычей, Кенесары не признает ни чьей власти; толпа приверженцев, подняв его на войлоке, провозгласила ханом; он пишет фирманы от своего имени, прикладывает свою печать, объявляет войну кокандцам и хивинцам, берет приступом укрепления последних на Сыре, собирает подать, живет роскошно раздает награды и мечтает о владычестве над Средней и Малой Ордой».
-
Вывод - дать оценку историческому событию:
- установить причины события;
- определить заинтересованность в событии определенных классов и общественных групп;
- характер события;
- связь с другими событиями;
- значение: а) для участников события
б) для последующего исторического развития
-
Закрепление.
-
Метод «Древнеримские вопросы».
Ответить на 8 ключевых вопросов:
Кто? Что? Когда? Где? Зачем? Чем? Как? Почему?
-
Синквейн. Составить пятистишие.
1 строка - Существительное (название темы).
2 строка - Два прилагательных (определение темы).
3 строка - Три глагола, показывающие действия в рамках темы.
4 строка - Фраза из 4 слов, сказывающая отношение автора к теме.
5 строка - Вывод, завершение темы, выраженной любой частью речи.
3. «Мозговой штурм» - дать ответы на проблемный вопрос:
Почему Кенесары Касымулы стал и гордостью, и болью своего народа?
4. Дать оценку личности Кенесары как дипломата, руководителя, политика, хана.
-
Подведение итогов. Вывод.
В 1837-1847 гг. на территории Казахстана произошло одно из самых массовых и длительных восстаний казахов против царизма под руководством Кенесары Касымулы. Главными целями восставших было сохранение независимости не вошедших в состав России областей Казахстана, прекращение колонизаций казахских земель, освобождение Казахстана от власти кокандцев. Причиной поражения восстания были политическая и внутриродовая разобщенность казахов, незаинтересованность многих феодалов в создании феодального государства, самоуправство Кенесары. Это было самое крупное восстание против колониального гнета, охватившее все три жуза. К. Касымулы остался в памяти народа как выдающийся полководец, крупный организатор и видный государственный деятель.
-
Объяснение домашнего задания: п. 21,11 - сравнить восстания К. Касымулы и С. Датулы. Параграф 13-14 пересказ
Написать эссе:
-1 группа - письмо от имени султана Кенесары;
-2 группа - письмо от имени султана-сподвижника Кенесары;
-3 группа - письмо от имени рядового шаруа - участника восстания.
Комментирование и выставление оценок. Райтинг: учащиеся сами оценивают свою работу на уроке (те, кто оценивают себя на 5 - поднимают красный круг, на 4 - синий, на 3 - зеленый). Оценивает учитель.
Посмотрите на наше дерево. В начале урока мы прикрепили на него цветочки с желаниями .В течении урока вы работали и каждый проявлял себя так как он мог. Возьмите стикеры Яблоки и напишите на них выбрав 3 слова из 12(слайд), которые наиболее точно передают ваше состояние в конце урока и прикрепите возле цветочка со своим именем .Посмотрите наше дерево дало плоды.
Спасибо за урок!