Открытый урок по истории Казахстана 8 класс Кенесары Касымов - личность и политик

Раздел История
Класс 8 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Предмет : история Казахстана

Класс: 8 «Б»

Тема урока: «Кенесары Касымов - личность и политик»

Цель: воспитание активной творческой личности, обладающей навыками логического и аналитического мышления.

Задачи:

  1. создавая необходимые условия для продуктивной работы учащихся на уроке, ознакомить их с национально-освободительным движением 1837-1847 гг., помочь раскрыть особенности ханства Кенесары и дать оценку данной личности.

  2. способствовать развитию навыков логического и аналитического мышления, грамотной речи, умения самостоятельно работать с текстом, выделяя из материала главное, тезисно формулировать, навыков выявления причинно- следственных связей, умения делать вывод и давать оценку историческому событию, личности.

способствовать воспитанию патриотизма, формированию нравственных качеств и познавательного интереса к предмету

Тип урока: комбинированный

Оборудование: учебник, тетради, карта.

Методы и приемы: словесный, наглядный, интерактивный, проблемно-поисковый, творческий, репродуктивный.

Новые понятия, термины: вассалитет - система иерархических отношений между феодалами, состоит в личной зависимости одних от других.

Приёмы: «дерево желаний» «понятийное колесо», «мозговой штурм», «кластер», фишбоун, синквейн.
Ход урока
1.Организационный момент
Положительные мотивации к уроку.
Добрый день, ребята! Сегодня у нас очень важный день, мы проводим открытый урок. Я желаю всем успехов.
«Дерево достижений». На доске висит плакат, на котором изображено дерево.
Обратите внимание на наше дерево. У каждого из вас есть листочки разного цвета. Я попрошу вас взять один из них (любого цвета) написать на нём своё имя и помочь нашему дереву покрыться разноцветной листвой. Те, кто выбрал зелёный лист, ожидает успех на сегодняшнем занятии, те, кто выбрал красный - желают общаться, жёлтый - проявят активность.
Я выбираю листочек красный, зелёный и жёлтый. Я желаю, общаться с вами хочу, проявлять активность и вместе нас ожидает успех.
Помните, что красота дерева зависит от вас, ваших стремлений и ожиданий. И, то, каким будет урок, зависит от всех нас. А в конце урока мы увидим, дало ли наше дерево плоды. Всё в наших руках.

Деление на группы. По отрывкам пословиц

Без хорошего труда нет плода.

Ученье свет, а неученье тьма

Сила в знании, знания в книгах.

Каждый ученик выбирает себе отрывок из пословицы. Составляют правильную пословицу и таким образом рассаживаются по местам.

Слово учителя: итак ребята давайте вместе произнесем вслух наши пословицы: Вам сегодня предстоит хорошо поработать, потрудиться, набраться знаний, поработать с книгами, и сделать это самостоятельно.

Ребята кто мне скажет: какая тема была пройдена нами на прошлом уроке? Что мы изучали с Вами?

Ответы детей: Национально -освободительное восстание 1837 -1847 гг под руководством Кенесары Касымова.

Правильно. А сейчас я хотела бы чтобы вы поиграли со мною в маленькую интеллектуальную игру, она относится к нашим пройденным темам, Я хочу чтобы вы знали и о моих чувствах на нашем уроке. Итак, начнем?

1. Как называются периодически действующий рынок, ежегодно организуемые в установленных местах? Ярмарки.
2. Как еще называют Букеевскую Орду? Внутренняя
3. Кто правил в казахском ханстве 1771-1781 гг.? Абылай хан
4. Какой жуз вступил в подданство России в 1731 г.? Младший
5. В своем правлении хан Букеевской Орды опирался на правительство какого государства - России
6. Кто в 1716 г. направил представителей от казахов об оказании помощи в борьбе против Джунгарского ханства? Абулхаир хан.
7. Какое государство прекратило свое существование в 1758 г.? Джунгария
8. Какая крепость была основана на берегу реки Нура в 1830 г.? Акмолинская

Прочитайте первые буквы ваших ответов. Я ВАМ РАДА!

2. Опрос домашнего задания
«Мозговой штурм».
Как проявлялась колонизаторская деятельность царизма в Казахстане в 30 гг. 19 в?
1.Все высказанные мысли записываются на доске
усиленные земельные захваты пастбищ
строительство крепостей, опорных пунктов, военных линий (Орская крепость -1735, Троицкая крепость )
разорение казахских аулов (постоянный кибиточный сбор 1 рубль 50 копеек с кибитки и другие многочисленные сборы)
вооруженные грабежи царскими военными отрядами
систематическое ограничение политической самостоятельности казахских жузов.

- Ребята, любое восстание мы изучаем по определенному плану. Назовите мне структуру этого плана.

План изучения восстания:

  1. Предпосылки.

  2. Причины.

  3. Цели.

  4. Движущие силы.

  5. Территория.

  6. Характер восстания.

  7. Ход.

  8. Итог. Причины поражения.

  9. Значение.



  1. Назовите предпосылки восстания.

  2. В чем проявлялась колониальная политика царизма?

  3. Назовите причины восстания.

  4. Назовите основные цели восставших.

  5. Назовите движущие силы восстания.

  6. Какую территорию охватило восстание Кенесары Касымулы?

  7. плакат «Фишбоун»
    По истечению времени,дети отвечают на свой вопрос и прикрепляют ответы на плакате.
    Давайте посмотрим что у нас получилось. Мы разобрали причины, цели, движущие силы и характер восстания, а что мы должны написать на «хвосте» ?
    -Ответы учащихся
    А ЗНАЕМ ЛИ МЫ ЧЕМ ЗАКОНЧИЛОСЬ ВОССТАНИЕ?

Посмотрите на доску, какие слова спрятаны в таблице в каждой строчке.
-учащиеся находят слова и рассказывают что они о них знают. Слайд 1
Бокей - основатель Букеевского ханства.;Утемисов - один из предводителей восстания во Внутренней Орде; Жангир - сын Бокея, назначен российским императором Александром I Павловичем ханом.; Россия; Датов- старшина казахского рода Байбакты, предводитель антиправительственного движения казахов Младшего жуза в 1783-1797 годах; Астраханская губерния; Павел -сын Петра 3 и Екатерины 2
Что мы должны изучить на нашем уроке?
Какое слово получилось у нас по вертикали ?
-ответы учащихся (Кенесары)
Что вы знаете о нём? (слайд 2 «Понятийное колесо»)
-ответы учащихся.

Тема нашего урока: «Кенесары Касымов - личность и политик»

В настоящее время данная тема приобрела большую значимость.

«Время 20-40-х годов XIX века - один из интереснейших периодов истории Казахстана, - почти полвека назад писал замечательный историк Ермухан Бекмаханов - именно в это 30-летие произошли события, определившие дальнейшие судьбы казахского народа».

Сегодня на нашем уроке мы узнаем об этих событиях, о героической и трагической судьбе последнего хана казахской истории.



  1. Постановка проблемы.

Итогом работы на данном уроке станет ваш ответ на проблемный вопрос:

Почему Кенесары Касымулы стал и гордостью, и болью своего народа?

  1. Изучение новой темы.



  1. Самостоятельная работа с текстом учебника, с картой.

Работа в малых группах.

1 группа - Выделить особенности ханства Кенесары, составить опорную схему (стр.106 -107 ).

2 группа - Реформы Кенесары (стр. 107- 108).

3 группа - «Вторжение в кыргызские земли»

(стр 108- 109). Указать на карте сражения, и прокомментировать свой ответ.



  1. Защита проектов. Обсуждение.

Ребята, а теперь вы выполните задание, проанализируйте документы и сделаете выводы к каждому документу.

Вопросы:

- Документ №1. О чем идет речь в обращении Кенесары Касымулы?

- Какие причины восстания указаны в документе?

- Документ № 2. Какой вывод для себя вы сделали, изучив данный документ?

- Документ № 3. Что нового вы узнали, проанализировав документ № 3?

Документ №1. Его сиятельству, господину генерал - губернатору от потомка хана Аблая Кенесары Касым-улы

«Имею честь сим вас известить, что желание мое есть то, чтобы двух владений народ пребывал в спокойной жизни. Но негоже Вы подозреваете меня, будто бы я подданных Ваших людей присваиваю к себе, напротив того я говорю что Вы на принадлежащих деду моему хану Аблаю местах учредили окружные диваны и с киргизского народа берете пошлину следовательно всех нас притесняете. И мы тем остаемся недовольны и с налогом жить нам в ведении вашем никак невозможно».

Документ №2. Из рассказа султана Али генералу Вишневскому.

« Мы из потомков Аблая, Кенесары является нашим братом. Однако его действия нам хорошо известны. Он-голодный волк. Я от имени своего народа выражаю уверенность, что не присоединимся к нему. Но никто из нас не поднимет на него руку. Он, бродяжничая, и без того получил удары, его смерть от кого то неминуема. Мы преданы к России, но воевать с родичем не будем!»

Документ №3. Из описания казахской степи штабс-капитаном Фомаковым. 1844 г.

«…Бесчинствуя несколько лет безнаказанно, недосягаемый, неуловимый в своих пустынях, богатый добычей, Кенесары не признает ни чьей власти; толпа приверженцев, подняв его на войлоке, провозгласила ханом; он пишет фирманы от своего имени, прикладывает свою печать, объявляет войну кокандцам и хивинцам, берет приступом укрепления последних на Сыре, собирает подать, живет роскошно раздает награды и мечтает о владычестве над Средней и Малой Ордой».



  1. Вывод - дать оценку историческому событию:

- установить причины события;

- определить заинтересованность в событии определенных классов и общественных групп;

- характер события;

- связь с другими событиями;

- значение: а) для участников события

б) для последующего исторического развития



  1. Закрепление.



  1. Метод «Древнеримские вопросы».

Ответить на 8 ключевых вопросов:

Кто? Что? Когда? Где? Зачем? Чем? Как? Почему?



  1. Синквейн. Составить пятистишие.

1 строка - Существительное (название темы).

2 строка - Два прилагательных (определение темы).

3 строка - Три глагола, показывающие действия в рамках темы.

4 строка - Фраза из 4 слов, сказывающая отношение автора к теме.

5 строка - Вывод, завершение темы, выраженной любой частью речи.

3. «Мозговой штурм» - дать ответы на проблемный вопрос:

Почему Кенесары Касымулы стал и гордостью, и болью своего народа?

4. Дать оценку личности Кенесары как дипломата, руководителя, политика, хана.



  1. Подведение итогов. Вывод.

В 1837-1847 гг. на территории Казахстана произошло одно из самых массовых и длительных восстаний казахов против царизма под руководством Кенесары Касымулы. Главными целями восставших было сохранение независимости не вошедших в состав России областей Казахстана, прекращение колонизаций казахских земель, освобождение Казахстана от власти кокандцев. Причиной поражения восстания были политическая и внутриродовая разобщенность казахов, незаинтересованность многих феодалов в создании феодального государства, самоуправство Кенесары. Это было самое крупное восстание против колониального гнета, охватившее все три жуза. К. Касымулы остался в памяти народа как выдающийся полководец, крупный организатор и видный государственный деятель.

  1. Объяснение домашнего задания: п. 21,11 - сравнить восстания К. Касымулы и С. Датулы. Параграф 13-14 пересказ

Написать эссе:

-1 группа - письмо от имени султана Кенесары;

-2 группа - письмо от имени султана-сподвижника Кенесары;

-3 группа - письмо от имени рядового шаруа - участника восстания.

Комментирование и выставление оценок. Райтинг: учащиеся сами оценивают свою работу на уроке (те, кто оценивают себя на 5 - поднимают красный круг, на 4 - синий, на 3 - зеленый). Оценивает учитель.

Посмотрите на наше дерево. В начале урока мы прикрепили на него цветочки с желаниями .В течении урока вы работали и каждый проявлял себя так как он мог. Возьмите стикеры Яблоки и напишите на них выбрав 3 слова из 12(слайд), которые наиболее точно передают ваше состояние в конце урока и прикрепите возле цветочка со своим именем .Посмотрите наше дерево дало плоды.
Спасибо за урок!


© 2010-2022