Борьба казахского народа против джунгарского нашествия

Раздел История
Класс 8 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: «Борьба казахского народа против джунгарского нашествия».

Цель: Развивать у учащихся способность делать выводы о том, что именно благодаря усилиям народных масс, выдвинувших из своей среды крупных предводителей народного ополчения, была сохранена территориальная целостность Казахстана.

Задачи: По окончании урока учащиеся смогут:

  • назвать даты основных битв казахов с джунгарами, «Годы Великого бедствия»;

  • назвать основных участников этих событий;

  • определить роль хана Абулхаира в борьбе с джунгарами;

  • определить причины неудач в борьбе с джунгарами;

  • определить пути организации освободительной борьбы с джунгарами;

  • оценить последствия джунгарского нашествия;

  • приобрести навыки самостоятельной работы;

  • смогут приобрести навыки работы с документами.

Оценка:

  1. Дневник двойной записи

  2. Таксономия Блума

  3. Свободное письмо

  4. Карточки выхода

Источники и управление временем:

Побуждение - 5 минут

Осмысление - 30 минут

Рефлексия - 7 минут

Заключение - 3 минуты


Ход урока:

I. Побуждение

На стадии побуждения учитель предлагает учащимся составить кластер по теме «Джунгарское нашествие», используя знания, полученные в 7 классе. Этот приём активизирует память учащихся, концентрирует внимание на теме урока

1.Стратегия «Кластер I»

Учащиеся составляют кластер «Джунгарское нашествие» (знания, полученные в 7 классе).

Кластер заполняется синим цветом. Работа по составлению кластера будет продолжена на этапе «Рефлексия» красным цветом.

Образование джунгарского государства - 1653

1. Западная Монголия

2. Ойраты

3. Основатель Хунтайши Батыр

Джунгарское нашествие в XVIIв. 1635, 1643, 1652

крупные сражения,

в которых казахи добились побед

1668. Джунгары захватили

Восточный Туркестан

II. Осмысление

Вводное слово учителя о политическом и экономическом положении Казахстана в первой четверти XVIIIв.

В первой четверти XVIII века наибольшая угроза для казахов возникла со стороны джунгарского ханства, достигшего в 20-х годах пика упрочения своего военного потенциала. Вторжение джунгарских войск в 1711-1717гг подточила силы казахов.

используя свое военное превосходство, джунгарские войска временно оккупировали часть Жетысу, передовые их отряды дошли до реки Сарысу в Центральном Казахстане.


  1. Стратегия «Дневник двойной записи».

Почему Ч.Валиханов и А.Левшин дают характеристику первой четверти XVIII века как ужасного, рокового периода в жизни казахского общества?


Цитаты

1… «Печальное положение своих земляков с положением зайца, которого преследует целая свора гончих».

Комментарии

1.В первое десятилетие XVIII века на казахов нападали джунгары, волжские калмыки, яицкие казаки, башкиры, громили их улусы, отгоняли скот

2. «Холодные зимы, гололедица и голод увеличивали их бедствия»

2.Скот угоняли, значит зимой и весной будет голод, природа усугубляла положение казахов

3.Переходы сил повлекли за собою неминуемое разорение и гибель»

3.Казахские роды вынуждены были откочевывать к среднеазиатским территориям и границам России

Учащиеся работают с документами, которые характеризуют «Годы великого бедствия». Лист делится на две части, с левой стороны ученики выписывают фразы из текста, которые они считают наиболее важными, а справа пишут комментарии к ним. Индивидуальная работа, обмен мнениями в парах, выступление.

Документы

«Первое десятилетие XVIII века было ужасным временем в жизни киргизского народа.

Джунгары, волжские калмыки, яицкие казаки и башкиры с разных сторон громили их улусы, отгоняли их скот и у4водили в плен киргизов целыми семействами. Холодные зимы, гололедицы и голод, как небесное испытание увеличивали их бедствия. Один киргизский родоначальник в Оренбурге сравнивал печальное положение своих земляков с положением зайца, которого преследует целая свора гончих. 1723 год особенно памятен киргизам своим роковым характером и сохранился в народной памяти…»

Валиханов Ч.

«Абылай»

…Переходы сил (т.е. отступление к среднеазиатским пределам, к границам

России) повлекли за собою неминуемое разорение и гибель… Нищета и страдания сделались всеобщими, иные умирали с голода, другие бросали жен и детей своих…

«Описание киргиз-казачьих или киргиз-кайсацких орд и степей» На основании ответов учащихся учитель делает вывод о том, почему 1723-1727гг. названы в народе «Годы Великого бедствия».


  1. Стратегия «Таксономия Блума».

Учащиеся составляют вопросы и ответы на них. Вопросы делятся на «тонкие», требующие однозначного ответа и на вопросы «толстые», требующие размышления, анализа и оценки события.

Почему казахском народу, несмотря на все усилия, не удалось отразить агрессию Джунгарии?

Учащиеся работают с текстом учебника, составляют вопросы.

Индивидуальная работа, работа в парах, ответы на вопросы.

Пример:

Вопросы

«тонкие» вопросы

1.Какое вооружение было у казахов?

Оно состояло в основном из луков, сабель, копий, незначительная часть сарбазов была вооружена фитильными ружьями

2.Какое преимущество в вооружении было у джунгар?

Наличие артиллерии у джунгар ставило их в более выгодное положение

«толстые» вопросы

1.Какая внутриполитическая обстановка сложилась в Казахстане в период джунгарского нашествия?

Родоплеменные распри, политическая нестабильность в казахских жузах

2.Что необходимо было делать для организации освободительной борьбы казахского народа против джунгар?

Объединение всех сил народа на борьбу с джунгарами, прекращение родоплеменной распри

В результате ответов на вопросы учитель подводит учащихся к выводу о необходимости консолидации всех сил казахского общества, так как сила любого народа в его единстве.


  1. Стратегия «Кластер II»

Разбирается вопрос «Организация борьбы казахского народа против джунгарского нашествия». Учащиеся составляют вторую часть кластера красным цветом. При разборе материала особое внимание необходимо уделить работе с настенной картой. Это усиливает зрительное восприятие учащихся и облегчает запоминание.





III. Рефлексия

На этом этапе делаются основные выводы по теме урока.

I. Стратегия «Свободное письмо»

«Определите, каковы последствия освободительной борьбы казахов против джунгарского нашествия?»

Индивидуальная работа, выступление. Учитель подводит учащихся к следующей теме:

«Присоединение Младшего жуза к России»

Пример: «Усилиями народных масс все же сохранилась территориальная целостность государства, но по прежнему осталась угроза со стороны Джунгарии. В сложившейся ситуации следовало найти правильное политическое решение вопроса: дать правительству России юридическое основание для открытого вмешательства в джунгаро-казахский конфликт.

IV. Заключение

  1. Стратегия «Карточки выхода»

Ученики должны записать:

  1. Наиболее важную идею темы

  2. Наиболее важный вопрос по теме

  3. Одно общее замечание или комментарий по теме


© 2010-2022