Статья на тему Приемы и средства изложения картографического материала

Раздел История
Класс 8 класс
Тип Статьи
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Приемы и средства изложения картографического материала.

Работа с картой на уроках истории играет огромную роль в усвоении исторических событий и в наше время . Ведь не помещенное во времени и пространстве историческое событие представляется пустотой, лишенной реального содержания, не отражающей исторической действительности. Многие события и явления могут быть поняты учениками только на основе их пространственных взаимоотношений, в связи с географической обстановкой. Это касается прежде всего фактов хозяйственной жизни общества, особенно на ранних этапах его становления (зависимость развития экономики от характера местности, климата и плодородия почв, наличия рек, озер ит.д.) исход военных сражений в прошлом нередко определяется особенностям местности, умением полководца выбрать для сражения место, отвечающее его тактическим и стратегическим замыслам. Например. Ледовое побоище, Куликовская битва, 1943-1944г. Бои в предгорьях Кавказа.

Для локализации исторических событий и явлений в учебном процессе используются различные типы карт, но в школьной практике чаще применяются общие и тематические карты. Общими (обзорными) называются карты, на физико-географической основе которых в пределах определенного места и времени отражены все важнейшие события и явления, предусмотренные учебной программой данного курса истории или его раздела. Время и место событий, нанесенных на карту, обычно указано в ее названии. Например: «Российская империя с начала 19века по 1861г.)

В отличие от общих, тематические карты посвящены изучению локализованных на определенной территории главных событий и явлений некоторых тем. Например «Отечественная воина 1812года», «Гражданская война в США (1861-1865гг.). Содержание исторических событий и явлений на тематических картах изображено более подробно, чем на общих картах. Поэтому тематические карты можно рассматривать как средство конкретизации общих карт. Использовать их следует преимущественно на фоне и в сочетании с общими картами. Иногда тематические карты печатаются в виде дополнительных вставок на полях общих карт. Это следует иметь в виду и не упускать возможность использовать при изложении материала, когда это необходимо, обе карты.

Положительное образовательное и развивающее значение при усвоении исторического материала играют контурные карты. Изучаемые исторические события и явления на контурной карте обозначаются при изложении учебного материала цветными карандашами. Это дает возможность обучающимся воспринимать и запоминать материал лучше, чем материал, изображенный на печатной исторической карте. На уроках можно использовать меловые контурные карты, которые схематично изображаются на доске белым мелом и бегло заполняются цветными мелками по ходу изложения учебного материала. Еще в своей практике я использую картонные шаблоны, сделанные на основе изношенных и списанных карт. С их помощью перед уроком на доске вычерчиваю контуры изучаемой страны. По ходу изложения материала эту контурную карту вместе с учениками заполняю. Любую из перечисленных видов контурных карт я использую для закрепления и проверки знаний учащихся. Практические работы на контурных картах прочно закрепляют картографические знания в памяти учеников.

Наряду с историческими картами при изучении социально-экономических явлений, военных сражений успешно принимаются картосхемы и локальные планы.

Картосхемы воссоздают на физико-географической основе в укрупненном и схематически-упрощенном виде преимущественно военных событий, например (Бородинская битва 1812г., оборона Севастополя 1854-1855гг.). Физико-географические обозначения на картосхемах освобождены от второстепенных деталей. Часть их изображена с помощью топографических знаков. Рисунки людей и предметов прошлого выполнены в виде условных знаков и снабжены надписями. Действия людей показаны крупными стрелками. Все это позволяет наглядно, с привязкой к конкретной местности, в четких пространственных отношениях излагать ход военных сражений или восстаний, подчеркивать их основные этапы, объяснять замыслы командования противоборствующих сторон и реализацию этих замыслов, доказательно формулировать выводы о результатах борьбы и закреплять знание изучаемых фактов.

Локальные планы или планы на местности по своему географическому исполнению и учебному значению близки к картосхемам. Однако, локальные планы имеют свои особенные признаки, что дает право отнести их в особую группу графических средств, локализующих исторические события и явления на местности. Словом «план» подчеркивается расположение чего-то: улиц и площадей города, на которых развертывались изучаемые исторические события; жилых и хозяйственных построек, пашен и лугов, лесных угодий, которыми пользовались когда-то люди. Локальные планы воспроизводят исторические события как правило, не реальной, а лишь на типичной и в значительной мере в вымышленной физико-географической основе или на фоне упрощенных очертаний конкретных городов. Основу же картосхемы обязательно составляет картографическое изображение реальной местности, особенности которой оказали заметное влияние на развитие и исход исторического события.

Особым видом картографических средств являются мультипликационные карты, картосхемы и локальные планы, представляющие собой элементы зрительного ряда учебных кинофильмов и демонстрируемые в единстве с их дикторским текстом. Положительной их стороной является высокая динамичность, органическая связь со зрительной информацией и поясняющим словом диктора. Отрицательной стороной является то, что изображения постоянно меняется, это не дает возможность запомнить последовательность локализуемых событий, понять их связь с географической средой. Поэтому параллельно с мульткартами и мультпланами приходится демонстрировать печатные исторические карты, схемы.

В работе учителя истории должно быть правилом: ни одного урока без карты или других картографических средств.

Начиная работу с картой, учитель обращается к классу: «Смотрите, ребята! Я показываю на карте». И после показа дополняет: «Найдите соответствующие картографические обозначения на своих картах в атласах, или помещенных в альбомах учебника» или: «Нанесите соответствующие обозначения на своих контурных картах».

Готовясь к уроку, учитель тщательно продумывает, что и как он покажет на карте. К этому надо приучить и учащихся. Например , учитель говорит: «Первая битва русских с монголо-татарами произошла летом 1223г. у Калки-маленькой речки, впадающей в Азовское море с севера, недалеко от устья Дона». После этого учитель показывает Калку на карте. При описании государственных границ следует обозначать не только физико-географические ориентиры, но и называть соседние государства и народы. Например: «По Берлинскому трактату 1878г., закрепившему итоги русско-турецкой войны 1877-1878гг., болгарские земли были расчленены на три части, и лишь Северная Болгария получила независимость. На юге свободное Болгарское государство граничило с оставшимися под властью Турции Восточной Румелии и Македонией, на западе с получившей независимость Сербией, на севере по Дунаю с освободившейся Румынией и отошедшей к ней Северной Добруджей. На востоке берега Болгарии омывало Черное море»

Иногда для показа изучаемых событий и явлений можно использовать аппликативные материалы-цветные стрелки из плотной бумаги, силуэтные условные знаки. Прикрепляя их к карте, учитель отмечает экономические районы, пути передвижения войск, места битв и сражений и т.д. Этот прием называется «оживлением карты». Используя его, можно придать карте выразительность и наглядность, привлечь внимание к главному, успешно закрепить в памяти учащихся необходимое знание картографического материала.

Особенно успешно этот прием используется в работе с общей картой. Аппликативные материалы временно превращают ее в тематическую карту, что помогает более ярко раскрыть ту или иную тему.

Таким образом, работа с различными типами карт на уроках истории приводить к повышенному интересу к изучаемой теме, а значит и к лучшему усвоению материала

© 2010-2022