Урок по истории на тему «Древняя Палестина»

Раздел История
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

План-конспект урока

Тема: «Древняя Палестина»

Цель урока: Сформировать знания о Палестине, как о еврейском государстве, и дать представление о древней священной книге - Библии.

Задачи урока:

1. Образовательные:

  • расширить представления у учащихся о культуре Палестины;

  • раскрыть отличительные особенности еврейской культуры от других культур;

  • узнать о главных библейских персонажах.

2. Развивающие:

  • развивать умение анализировать и делать выводы, работать с источниками;

  • способствовать развитию коммуникативных качеств у учащихся;

  • развить умение работать и сотрудничать в группе, отстаивать свою позицию.

3. Воспитательные:

  • воспитывать трудолюбие, целеустремленность;

  • воспитать уважение к культуре других народов.

Планируемые результаты:

Личностные:

  • познавательный интерес к истории, процессу научного познания.

  • представление о вкладе древних евреев в историю и культуру человечества

Метапредметные:

  • умение работать с различными источниками информации,

  • делать выводы на основе полученной информации умение применять полученные на уроке знания на практике.

  • потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников

  • умение определять цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения.

  • умение представлять результаты работы.

  • умение воспринимать информацию на слух, строить эффективное взаимодействие с одноклассниками

Предметные:

  • знание географического положения и природных особенностей Палестины.

  • умение показывать на карте границы древнееврейских царств.

  • описание основных событий древнееврейской истории.

  • знание особенностей религии древних евреев, ее происхождения, развития и коренного отличия от религий других древних народов.

  • умение работать с историческими источниками

Тип урока: урок изучения новой темы.

Методы: метод сравнения, исследовательский метод, метод работы с тестом, практический метод.

Учебно-методическое и материально-техническое оснащение урока:

- Учебник Михайловский Ф.А.Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс,

- рабочая тетрадь, карта мира, презентация, интерактивная доска, мел, информационные карточки.

Структура урока в рамках деятельностного подхода:

  1. Организационный момент

  2. Проверка домашнего задания. Подготовка к работе на основном этапе.

  3. Усвоение новых знаний и способов действия.

  4. Реализация построенного проекта и закрепление изученных способов действий.

  5. Контроль и самооценка знаний и способов действия.

  6. Коррекция знаний и способов действий.

  7. Подведение итогов занятия, информация о домашнем задании.

  8. Рефлексия




Технологическая карта урока истории

Этапы учебного занятия

Образовательные задачи

УУД, формирующиеся на данном этапе

Возможные методы и приёмы выполнения

1. Оргмомент

Подготовить учащихся для учебной деятельности на личностно-значимом уровне. «Хочу, потому что могу».

  1. Регулятивные:

  • Умение концентрировать внимание;

  1. Личностные:

  • Формирование знания морально -этических норм.

  1. Коммуникативные:

  • Планирование учебного сотрудничества с учителем.

«Угадай, что?»

«Светофор»

Содержание этапа


  1. Обучающиеся сообщают о готовности класса и об отсутствующих.

  2. Звучит музыка, учитель читает загадки об изученных странах, обучающиеся отгадывают.

Учитель: Ребята, мы с вами изучили много стран? Вы можете по описанию каких-либо признаков сказать о какой стране идет речь? Сейчас проверим! (Слайд 2.)

Упражнение №1. «Угадай, что?»

Там столицей Мемфис был,

Там Апис-бык всю вечность жил,

Там всех богов не перечесть

И мифов множество там есть.

Обучающиеся показывают «светофор» о своей готовности к ответу. Ребята, о какой стране идет речь?

Страна защищена Великой стеной

Стоят в ней дворцы красоты неземной

Парит ли дракон над ней, мы не знаем,

Эта страна зовется …..?

Обучающиеся показывают «светофор» о своей готовности к ответу. Ребята, о какой стране идет речь?

На Эвересте вы бы сразу разглядели
Каликут, Мадрас и Дели,
Город сказочный Бомбей
С танцем ядовитых змей,
Йогов, пляшущих на углях,
Обезьян и тигров в джунглях,
Носорога, что как танк
Движется вдоль речки Ганг...

С высоты видны все храмы:
Будды, Вишну, Кришну, Рамы
Виден Шивы третий глаз...
Панорама - высший класс!

Обучающиеся показывают «светофор» о своей готовности к ответу. Ребята, о какой стране идет речь?

Страна мореплавателей на месте не стоит

Придумала пурпур, стекло, алфавит.

Великие Библ, Тир и Сидон

Стоят за холмами Ливанских гор.

Обучающиеся показывают «светофор» о своей готовности к ответу. Ребята, о какой стране идет речь?

Что общего было у этих цивилизаций? В чем были различия?

2.Проверка домашнего задания. Подготовка к работе на основном этапе.


  • Фиксировать имеющиеся предметные знания (умения) с помощью интерактивного кроссворда.

  • Оценить свои знания по пройденной теме.


  1. Познавательные:

  • общеучебные умения структурировать знания, контроль и оценка результатов деятельности.

  1. Логические:

  • анализ.

  1. Регулятивные:

  • контроль.

1. «Интерактивный кроссворд»

2. «Светофор»

Содержание этапа.


(Слайд 3-7) Учитель: Вы любите отгадывать кроссворды? Тогда все внимание на доску!

Упражнение №2 «Интерактивный кроссворд»

При ответе ученики поднимают «светофор» красной или зеленой стороной к учителю, сигнализируя о своей готовности к ответу. Красный сигнал означает «Я не знаю!» Это - сигнал тревоги. Это ученик как бы сам себе ставит двойку - пусть она и не идет в журнал. Зеленый сигнал - «Знаю!»



3.Усвоение новых знаний и способов действия.

  • Создать проблемную ситуацию, в результате которого обучающиеся самостоятельно выдвинут цели урока

  • Анализировать карты.

  • Определить средства обучения.

  • Сформулировать цель урока.

  1. Регулятивные:

  • целеполагание как постановка учебной задачи.

  1. Познавательные:

  • постановка, формулировка проблемы.

  1. Общеучебные:

  • выбор наиболее эффективных способов решения задач.

1.«Найти незнакомца».

2. «Домысливание».


Содержание этапа.

(Слайд №8). Учитель:

Упражнение№3. «Найти незнакомца»: Проанализируйте карту. С какими древними цивилизациями мы уже познакомились? А какое государство вам не знакомо?

Обучающиеся называют Египет, Месопотамию, Китай, Индию, Финикию. К незнакомым относят Палестину.

Учитель: Как вы считаете о каком государстве сегодня пойдет речь? Объясните свой выбор. Сформулируйте тему урока.

Обучающиеся формулируют тему урока.

Учитель: Правильно, сегодня мы узнаем о древней Палестине. (Слайд №9)

Упражнение№4. «Прием «Домысливание».(Слайд №10)

Учитель: Тему урока вы уже знаете, вам необходимо для продуктивной работы сформулировать цели урока, в этом вам помогут слова "помощники»:

  • Выясним…

  • Узнаем…

  • Научимся…

Обучающиеся формулируют цели урока.

Учитель: Ребята, цели урока мы определили, а скажите, какие средства нам помогут достичь их?

4.Реализация построенного проекта и закрепление изученных способов действий.

.

  • Научить обучающихся сравнивать тексты и делать выводы;

  • сформировать навыки исследования учебного текста.

  • Формировать навыки устной коммуникации, высказывание своего мнения, участие в диалоге.

  • Развить учебно-познавательную мотивацию.

  • Формировать умения учебного сотрудничества, коллективного обсуждения проблем.

  1. Коммуникативные:

  • планирование учебного сотрудничества

  1. Познавательные:

  • поиск и выделение необходимой информации;

  • смысловое чтение

1. «Исследователи» (Приложение №1)

2. Заполнить таблицу(Приложение №2)

Содержание этапа.

(Учитель: В степях между Египтом, Вавилоном и Финикией во 2-м тысячелетии до н.э. проживали еврейские племена.Они пасли овец и коз получая молоко, мясо и шерсть. Во главе племен стояли старейшины. Работая с учебником, определите географическое положение, наличие рек, рельеф и занятия древних евреев и заполните таблицу(слайд №11)»Исследователи»

Страна

Реки

Горы

Пустыни

Рельеф

Занятия населения

Обучающиеся выписывают в тетрадь особенности природных условий и занятий, заполняют схему.

Учитель: предания еврейского народа вошли в Библию(книга). Предания Ветхого Завета рассказывают о сотворении мира,о первых людях-Адаме и Еве, о Моисее,который вывел еврейский народ из египетского плена,о Великом потопе и расселении народов по земле.Миф о потопе нам уже знаком.

.Познакомьтесь с текстами мифов о всемирном потопе Библейской истории и Вавилонской легенды.

Задание: Прочитайте тексты и заполните таблицы. (Приложение №1) (Слайд №12-13)

Обучающиеся делятся на группы, читают, анализируют тексты священных писаний, обмениваются мнениями, слушают друг друга, распределяют роли в группе, заполняют таблицы, слушают объяснения другой группы. Делают выводы.

5.Контроль и самооценка знаний и способов действия

Проверить первичное усвоение материала о появлении монотеистической религии.

  1. Регулятивные:

  • контроль и коррекция в форме сравнения

  1. Познавательные:

  • умение осознанно и произвольно строить высказывания.


Физминутка «Археологи»

1.«Путаница» (Приложение №3)

Содержание этапа.

Физминутка «Археологи» (Слайд№14)

Мы копали, мы копали

Все лопаты поломали.

Мы немножко отдохнем

И Опять копать начнем!

Учитель: Ребята, найдите в тексте параграфа информацию о великих палестинских царях. Запишите их имена в тетрадь и дайте краткую характеристику.

«Слайд №15-16»Учитель на слайде находится задание, в котором надо установить соответствие. Обязательный уровень.

  1. Библия


  1. Первый человек, сотворённый Богом.


  1. Моисей

Б. Первая женщина, жена Адама

3.Адам


  1. Единый Бог у евреев

5.Яхве

Г. Священное писание у древних евреев.

4.Ева

Д. Еврейский пророк, который вывел еврейский народ из Египта

Повышенный уровень. Сделать вывод о месте религии в жизни палестинцев.

Обучающиеся выполняют задание в группе и сверяют ответ с доской.

6.Коррекция знаний и способов действий

  • Выявить границы применимости нового знания и научить использовать его в системе изученных раннее знаний.

  • Применить рассуждения, имеющиеся знания, собственный опыт;

1) Личностные:

  • оценивание собственной роли в учебном процессе;

2) Регулятивные:

  • осознание уч-ся того, что уже усвоено, и что подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения;

1.«Дневник путешественника» (Приложение №4)

Содержание этапа

«Дневник путешественника»(Слайд№17)

Учитель: Ребята, вспомните в каких странах мы путешествовали? В какой стране мы побывали сегодня? Давайте представим все многообразие природы и жизни в Палестине. Представили? Мои дорогие путешественники, нам предстоят знакомства еще с многими неизвестными цивилизациями, народами и культурами. Все запомнить нереально, поэтому мы открываем свои дневники путешественника и записываем новую информацию, а также свое впечатление о Древней Палестине.

Обучающиеся открывают дневники путешественника и заполняют его.

7.Подведение итогов занятия, информация о домашнем задании.

  • Фиксировать новое содержание изученное на уроке

  • Фиксировать неразрешенные затруднения на уроке как направлений будущей учебной деятельности.

  • Обсудить и фиксировать домашнее задание.

  1. Познавательные:

    • умение структурировать знания

    • оценка процессов и результатов деятельности

  1. Регулятивные:

  • Осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению.

Беседа.

Содержание этапа

Обучающиеся самостоятельно подводят итоги урока.

Учитель дает качественную оценку работы класса и отдельных учащихся.

Учитель сообщает трехуровневое домашнее задание.

(Слайд№17)

1.Задание «Исторический синквейн» (Первый уровень - обязательный минимум).

Параграф 16 пересказать. Составить синквейн об историческом деятеле из предложенного списка: Моисей, Яхве, Саул, Давид, Соломон, Голиаф, Иаков.

2.Задание: "Пишем историю" (Второй уровень - тренировочное задание).

Подготовить мини-сочинение на тему ( по выбору) «Сотворение мира», «Великий Царь Соломон», «Библейское происхождение человека», «Пророк - Моисей».

3.Задание: Рисуем историю» (Третий уровень - творческое задание).

Нарисовать рисунок на тему «Природа и люди Древней Палестины»

Обучающиеся обсуждают домашнее задание.

8.Рефлексия

  • Инициировать рефлексию учащихся по поводу своего психоэмоционального состояния.

  • Мотивировать свою деятельность и взаимодействия с учителем и одноклассниками.

Коммуникативные:

  • Умение выражать свои мысли

  • Оценивание качества своей и общей учебной деятельности

1. «Облако тегов» (Приложение №5)

2. «Оцени себя на уроке» (Приложение №6)

Содержание этапа.

«Облако тегов» (Слайд №19)

Выберите начало фразы из рефлексивного экрана на доске и закончите предложение:

  • сегодня я узнал…

  • было интересно…

  • было трудно…

  • я научился…

  • у меня получилось …

  • меня удивило…

  • мне захотелось…

(Слайд № 20) «Оцени себя на уроке»

Учащимся дается индивидуальная карточка, в которой нужно подчеркнуть фразы, характеризующие работу ученика на уроке по трем направлениям.

Урок Я на уроке Итог

1. интересно 1. работал 1. понял материал

2. скучно 2. отдыхал 2. узнал больше, чем знал

3.безразлично 3.помогал другим 3. не понял

Оценка знаний учителем.




Приложение №1 «Исследователи»

Страна

Реки

Горы

Пустыни

Рельеф

Занятия населения























Приложение №2. Заполнить таблицу «Сказание об Утнапиштиме»

(1 группа)

История потопа, изложенная в эпосе о Гильгамеше. Имя Утнапиштим - «Нашедший жизнь долгих дней».

Рассказ начинается с того, что на собрании всех богов было решено уничтожить человечество. Причины такого решения не упоминаются. Один из инициаторов потопа - бог Энлиль - взял с каждого из других богов слово, что те не будут предупреждать людей. Бог Эа решил спасти своего любимца и преданного ему человека -Утнапиштима, которого эпос называет «обладающий величайшей мудростью». Чтобы не нарушать клятвы, Эа сообщает во время сна Утнапиштиму, что тот должен построить корабль и готовиться к собственному спасению. Бог -Эа также советует Утнапиштиму отвечать тем, кто будет расспрашивать его о причинах неожиданного строительства, так, чтобы те ни о чём не догадались (он говорит, что собирается покинуть город).

Следуя указаниям Эа, Утнапиштим приказывает горожанам строить корабль. Когда корабль был готов, Утнапиштим погрузил на него своё имущество, семью и родичей, различных мастеров для сохранения знаний и ремесел, домашний скот, зверей и птиц. Двери корабля были засмолены снаружи.

С утра начался дождь и в туче явились бог бури, бог смерти и иные грозные божества, неся смерть и разрушение. На землю спустились тьма и ветер, убивающий людей в их укрытиях. Потоп был столь страшен, что сами боги пришли в ужас и поднялись к отцу богов Ану, проклиная себя за необдуманное решение. Ветер свирепствовал шесть дней и семь ночей и накрыл потопом всю землю без остатка. На седьмой день вода успокоилась и Утнапиштим смог выйти на палубу. Всё человечество к тому времени было уничтожено и «стало глиной». Тогда корабль пристал к маленькому островку - вершине горы Ницир. На седьмой день стоянки Утнапиштим выпустил голубя и тот вернулся. Затем выпустил ласточку, но и она прилетела назад. И только ворон нашёл показавшуюся из воды сушу и остался на ней.

Тогда Утнапиштим покинул корабль и принёс богам жертвоприношения. Бог Энлиль благословил Утнапиштима и его жену и, подарив бессмертие, поселил вдали от людей в недоступном месте у истока рек.

Задание. Прочитайте текст и заполните таблицу.

Тема

Миф о всемирном потопе.

Источник

Персонаж

Спасающий бог

Приказ

Длительность ливня

Птицы

Место причаливания

Жертвоприношение после спасения

Благословение





«Библейский потоп»

(2 группа)

Согласно Книге Бытия, потоп явился Божественным возмездием за нравственное падение человечества. Бог решил истребить таким образом всё человечество, оставив в живых лишь благочестивого Ноя и его семью - Ной был единственным человеком, угодным Богу, среди всех живущих в то время на земле.

Бог Яхве заблаговременно сообщил Ною о своём решении и повелел построить Ковчег - судно, способное пережить готовящийся потоп. Бог дал Ною точные указания, как построить ковчег и снарядить его для длительного плавания.

Когда работа была завершена, Ною было велено зайти в ковчег с семьёй, и взять с собой по паре от каждого вида животных, живущих на земле. Ной исполнил указание, и, когда двери ковчега закрылись, воды обрушились на землю. Наводнение длилось 40 дней и ночей и почти всё живое на земле погибло, остался лишь Ной и его спутники. Вода стояла так высоко, что плававший на её поверхности ковчег был выше горных пиков. Спустя 150 дней вода стала убывать, и в семнадцатый день седьмого месяца ковчег пристал к горам Арарат .Однако, лишь первого числа десятого месяца показались горные вершины. Ной ждал ещё 40 дней, после чего выпустил ворона, который, не найдя суши, каждый раз возвращался назад. Затем Ной трижды (с перерывами по семь дней) выпускал голубя. В первый раз голубь также вернулся ни с чем, во второй - принёс в клюве свежий масличный лист, что означало, что показалась поверхность земли. В третий раз голубь не вернулся. Тогда Ной смог покинуть корабль, и его потомки вновь заселили землю.

Выйдя из ковчега, Ной принёс жертвоприношения и Бог благословил Ноя, его потомков и всё, что на земле.



Задание. Прочитайте текст и заполните таблицу.

Тема

Миф о всемирном потопе.

Источник

Персонаж

Спасающий бог

Приказ

Длительность ливня

Птицы

Место причаливания

Жертвоприношение после спасения

Благословение






Приложение №3 «Путаница»



(Базовый уровень)


  1. Библия

А. первый человек, сотворённый Богом.


  1. Моисей

Б. Первая женщина, жена Адама

3.Адам

В. Единый Бог у евреев

5.Яхве

Г. Священное писание древних евреев.

4.Ева

Д. Еврейский пророк, который вывел еврейский народ из Египта

Повышенный уровень. Сделать вывод о месте религии в жизни палестинцев.


Приложение №4 «Дневник путешественника»




ДНЕВНИК ПУТЕШЕСТВЕННИКА



________________________________



Приложение №5. Лист самооценки выполненных упражнений.

1. «Исследователи»

2. Заполнение таблицы о всемирном потопе.

3. «Путаница»

4. «Дневник путешественника»


Приложение №6 «Оцени себя на уроке»

Урок

Я на уроке

Итог

1. интересно

2. скучно

3.безразлично

1. работал

2. отдыхал

3.помогал другим

1. понял материал

2. узнал больше, чем знал

3. не понял


© 2010-2022