- Преподавателю
- История
- Урок обществознание Экономика и ее основные участники
Урок обществознание Экономика и ее основные участники
Раздел | История |
Класс | 7 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Синодалова Л.Н. |
Дата | 17.01.2017 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Урок обществознания в 7 классе
Тема : «Экономика и ее основные участники».
Цель урока:
сформировать у учащихся представление о понятии «экономика», об участниках экономического процесса и побудить к осмыслению необходимости экономических знаний.
Задачи урока:
-
познакомить с понятием «экономика»;
-
сформировать представление о проявлениях экономической деятельности, экономических продуктах и участниках экономической деятельности.
-
развивать логическое мышление, внимание, наблюдательность через выполнение заданий на соотнесение;
-
cовершенствовать мыслительные операции: абстрагирование, классификацию, обобщение;
-
развивать самостоятельность, инициативность, умение высказывать оценочные суждения.
Ход урока
I.Вводная беседа.
В нашей жизни мы постоянно с вами вступаем в экономические отношения, которые пронизывают всю нашу жизнь. Ежедневно мы слышим разговоры дома и на улице о ценах на товары, читаем в газетах о налогах, участвуем в ремонте школьной мебели, покупаем в магазине продукты питания. Экономическая сфера охватывает все отрасли промышленности, торговлю, банки, рынки, магазины. Трудно перечислить все учреждения, которые, создавая продукцию и оказывая услуги людям, помогают накормить, обуть и одеть, отправить на отдых, постирать или почистить. Все это, как и многое другое, что обслуживает огромное хозяйство, называется экономикой
II.Сообщение темы и целей урока.
Сегодня тема нашего урока: «Экономика и ее основные участники» (в тетр.)
- Посмотрите на план урока и скажите, что нового мы узнаем на уроке.
План урока.
-
Что такое экономика?
-
Зачем нужна экономика?
Ответы уч-ся.
Познакомимся с понятием «экономика», ее проявлениями, выясним зачем нам нужна экономика.
III. Изучение нового материала.
1.Что такое экономика?
-
С проявлениями экономики мы встречаемся ежедневно: узнаете о зарплате родителей, участвуете в ремонте школы, покупаете в магазине продукты питания, читаете в газетах о налогах… Все эти проявления можно объединить общим понятием «экономика».
Понятие «экономика» имеет различные значения: Итак, давайте попробуем дать определение, что такое экономика.
- Попробуйте продолжить предложение:
- Экономика - это знания о …
- А теперь давайте проверим, какое определение слову «экономика» дается в учебнике.
- Используя словарь в конце учебника дайте определение что такое экономика.
Записываем определение в тетрадь.
Экономика - хозяйство, способы его ведения людьми, отношения между людьми в процессе производства, распределения, обмена и потребления благ.
-
Существует 4 проявления экономики.
Давайте познакомимся с четырьмя проявлениями экономики.
Самостоятельная работа учащихся в группах
с текстом учебника и раздаточным материалом
1 ГРУППА
Подготовьте небольшое выступление по теме «Какое из проявлений экономики мы наблюдаем в сказке «Репка»?» Объясните понятие «технология».
Репка
Посадил дед Репку. Выросла репка большая-пребольшая. Пошел дед репку рвать: тянет-потянет, вытянуть не может!
Позвал дед бабку: бабка за дедку, дедка за репку - тянут-потянут, вытянуть не могут!
Позвала бабка внучку: внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку - тянут-потянут, вытянуть не могут!
Позвала внучка Жучку: Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку - тянут-потянут, вытянуть не могут!
Позвала Жучка кошку: кошка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку - тянут-потянут, вытянуть не могут!
Позвала кошка мышку: мышка за кошку, кошка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку - тянут-потянут - вытянули репку!
2 ГРУППА
Подготовьте небольшое выступление по теме «Какое из проявлений экономики мы наблюдаем в считалочке?»
Считалочка
Мы делили апельсин,
Много нас, а он один.
Эта долька - для ежа,
Эта долька - для стрижа.
Эта долька - для утят,
Эта долька - для котят,
Эта долька - для бобра,
А для волка - кожура.
Он сердит на нас - беда!!!
Разбегайтесь кто куда!
3 ГРУППА
Подготовьте небольшое выступление по теме «Какое из проявлений экономики мы наблюдаем в английской песенке «Барабек»»?
Барабек (английская песенка)
Робин Бобин Барабек
Скушал сорок человек,
И корову, и быка,
И кривого мясника,
И телегу, и дугу,
И метлу, и кочергу,
Скушал церковь, скушал дом,
И кузницу с кузнецом,
А потом и говорит:
«У меня живот болит!»
4 ГРУППА
Подготовьте небольшое выступление по теме «Какое из проявлений экономики мы наблюдаем в детском стихотворении?»
Сидит белка на тележке,
Продает орешки:
Лисичке-сестричке,
Воробью, синичке,
Мишке толстопятому,
Заиньке усатому,
Кому в платок,
Кому в зобок
Кому в лапочку.
Выступления групп.
- Перечислите виды проявлений экономики. Запишите в тетрадь
Итак, 4 проявления экономики: производство, распределение, обмен, потребление. (записываем в тетр.)
- При производстве любого товара используется какая-то технология. Что же такое технология? (см. словарик)
Технология - последовательность операций, необходимых для изготовления какого-либо продукта (записываем в тетрадь)
СЕЙЧАС Я РАЗМЕЩАЮ НА ДОСКЕ СЛОВА, А ВЫ ИХ ДОЛЖНЫ РАСПОЛОЖИТЬ ТАК, ЧТОБЫ ОНИ ХАРАКТЕРИЗОВАЛИ ПРОЦЕСС ПРЕОБРАЗОВАНИЯ ОБЪЕКТОВ ПРИРОДЫ В ПРЕДМЕТЫ ПОТРЕБЛЕНИЯ
обмен, ресурсы, технология, распределение, производство, потребление, товар.
Зачем нужна экономика?
- Зачем люди производят продукцию, покупают товары и вещи?
Экономика принимает активное участие в удовлетворении потребностей человека.
Цель экономики - поддержание и продолжение жизни людей.
Именно «экономические» продукты удовлетворяют потребности человека, а делятся они на «товары» и «услуги».
Новые понятия: экономический продукт, товар, услуга.
- Объясните понятие «экономический продукт».
Экономический продукт - это изделие, товар, услуга, удовлетворяющая ту или иную потребность человека (в тетр.)
- Объясните значение слов «товар» и «услуга». Кратко сформулируйте смысловое различие этих понятий.
Товар - продукт труда, произведенный для обмена (продажи) (в тетр.)
2) Задание для учеников: в тетради заполнить таблицу (2 графы: товар, услуга), выбрав примеры из приведенного ниже списка.
Список слов: перевозка грузов по городу, юридическая консультация, новая модель компьютера, ремонт квартиры, пошив платья, костюм известной фирмы, диск с популярным фильмом, обучение иностранному языку, туристическая путевка.
Один ученик выполняет это задание на доске (ученик передвигает примеры по таблице).
После выполнения задания идет совместная проверка.
3) Экономические продукты создаются с использованием таких форм ведения хозяйства, как натуральное и товарное.
- Посмотрите на РИСУНКИ и определите, какой вид хозяйства изображен на этой схеме слева и справа?
(ответы уч-ся)
Натуральное хозяйство - способ организации производственной деятельности, при которой осуществляется производство продуктов для собственного потребления.
Товарное хозяйство - способ организации производственной деятельности, при которой производятся товары и услуги для обмена.
- Какая форма хозяйствования наиболее успешно решает цели экономики? Почему? (Товарное хозяйство)
- С какими трудностями вы столкнулись бы, если бы жили в условиях господства натурального хозяйства? (Человек не смог бы произвести всё, что ему необходимо.)
Главный недостаток натурального хозяйства - низкая производительность труда, позволяющая обеспечить самые минимальные условия для выживания.
Работа у доски Заполнение таблицы:
Сравнение натурального и товарного хозяйства.
- Как вы понимаете, что такое производительность труда? ( См. в словарь)
Производительность труда - количество продукции, произведенной в единицу времени (в тетр.)
Большинство людей решило, что невыгодно пытаться все сделать самому. Одни занимаются чем-то своим, другие в это время выращивают овощи и фрукты, разводят скот или ловят рыбу. Люди определяют для себя, что ценно в их жизни, и концентрируют свои усилия на этом. Это называется разделением труда, или специализация, и эта система работает замечательно. И правда, подумайте только, что было бы с миром, если бы Моцарт, президент государства или Ньютон вынуждены были бы сами выращивать овощи, шить себе одежду или проводить эксперименты? Разделение труда позволяет людям заниматься тем, чем они хотят, - выращиванием овощей, изобретениями, сочинением музыки. Благодаря разделению труда растет производительность труда, а, значит, растет благосостояние общества. Итак, люди занимаются миллионами дел и используют деньги для обмена всеми продуктами своего труда.
- А теперь давайте проверим наши знания.
Назовите, что общего между производителем и потребителем. В чём различия?
(Возможные варианты ответа: Производитель заинтересован организовать свою деятельность таким образом, чтобы получить планируемый результат при наименьших затратах всех средств, необходимых для производства товаров и оказания услуг
Потребитель в свою очередь стремится извлечь как можно большую пользу от потребления товаров и услуг, при этом удовлетворить свои потребности с наименьшими затратами.
Итог урока.
V. Домашнее задание.
§ 8, пункт 1,2 пересказ, определения учить, задание 3 стр. 96 письменно в тетр.
VI. Рефлексия.
Сегодня мы изучили, что такое экономика, ее проявления. Знаем, что одно из проявлений экономики - производство. Мы с вами займемся производством. Производством торта. Торт уже испечен, осталось его украсить. Украшать будем цветами: если вы хорошо поняли новую тему, украшайте торт красными и желтыми цветочками, если нет - черными.