Урок обществознание Экономика и ее основные участники

Раздел История
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок обществознания в 7 классе

Тема : «Экономика и ее основные участники».

Цель урока:

сформировать у учащихся представление о понятии «экономика», об участниках экономического процесса и побудить к осмыслению необходимости экономических знаний.

Задачи урока:

  • познакомить с понятием «экономика»;

  • сформировать представление о проявлениях экономической деятельности, экономических продуктах и участниках экономической деятельности.

  • развивать логическое мышление, внимание, наблюдательность через выполнение заданий на соотнесение;

  • cовершенствовать мыслительные операции: абстрагирование, классификацию, обобщение;

  • развивать самостоятельность, инициативность, умение высказывать оценочные суждения.

Ход урока

I.Вводная беседа.

В нашей жизни мы постоянно с вами вступаем в экономические отношения, которые пронизывают всю нашу жизнь. Ежедневно мы слышим разговоры дома и на улице о ценах на товары, читаем в газетах о налогах, участвуем в ремонте школьной мебели, покупаем в магазине продукты питания. Экономическая сфера охватывает все отрасли промышленности, торговлю, банки, рынки, магазины. Трудно перечислить все учреждения, которые, создавая продукцию и оказывая услуги людям, помогают накормить, обуть и одеть, отправить на отдых, постирать или почистить. Все это, как и многое другое, что обслуживает огромное хозяйство, называется экономикой

II.Сообщение темы и целей урока.

Сегодня тема нашего урока: «Экономика и ее основные участники» (в тетр.)

- Посмотрите на план урока и скажите, что нового мы узнаем на уроке.

План урока.

  1. Что такое экономика?

  2. Зачем нужна экономика?

Ответы уч-ся.

Познакомимся с понятием «экономика», ее проявлениями, выясним зачем нам нужна экономика.

III. Изучение нового материала.

1.Что такое экономика?


  1. С проявлениями экономики мы встречаемся ежедневно: узнаете о зарплате родителей, участвуете в ремонте школы, покупаете в магазине продукты питания, читаете в газетах о налогах… Все эти проявления можно объединить общим понятием «экономика».

Понятие «экономика» имеет различные значения: Итак, давайте попробуем дать определение, что такое экономика.

- Попробуйте продолжить предложение:

- Экономика - это знания о …

- А теперь давайте проверим, какое определение слову «экономика» дается в учебнике.

- Используя словарь в конце учебника дайте определение что такое экономика.

Записываем определение в тетрадь.

Экономика - хозяйство, способы его ведения людьми, отношения между людьми в процессе производства, распределения, обмена и потребления благ.

  1. Существует 4 проявления экономики.

Давайте познакомимся с четырьмя проявлениями экономики.

Самостоятельная работа учащихся в группах

с текстом учебника и раздаточным материалом

1 ГРУППА

Подготовьте небольшое выступление по теме «Какое из проявлений экономики мы наблюдаем в сказке «Репка»?» Объясните понятие «технология».

Репка
Посадил дед Репку. Выросла репка большая-пребольшая. Пошел дед репку рвать: тянет-потянет, вытянуть не может!
Позвал дед бабку: бабка за дедку, дедка за репку - тянут-потянут, вытянуть не могут!
Позвала бабка внучку: внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку - тянут-потянут, вытянуть не могут!
Позвала внучка Жучку: Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку - тянут-потянут, вытянуть не могут!
Позвала Жучка кошку: кошка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку - тянут-потянут, вытянуть не могут!
Позвала кошка мышку: мышка за кошку, кошка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку - тянут-потянут - вытянули репку!

2 ГРУППА

Подготовьте небольшое выступление по теме «Какое из проявлений экономики мы наблюдаем в считалочке?»

Считалочка
Мы делили апельсин,
Много нас, а он один.
Эта долька - для ежа,
Эта долька - для стрижа.
Эта долька - для утят,
Эта долька - для котят,
Эта долька - для бобра,
А для волка - кожура.
Он сердит на нас - беда!!!
Разбегайтесь кто куда!

3 ГРУППА

Подготовьте небольшое выступление по теме «Какое из проявлений экономики мы наблюдаем в английской песенке «Барабек»»?

Барабек (английская песенка)
Робин Бобин Барабек
Скушал сорок человек,
И корову, и быка,
И кривого мясника,
И телегу, и дугу,
И метлу, и кочергу,
Скушал церковь, скушал дом,
И кузницу с кузнецом,
А потом и говорит:
«У меня живот болит!»

4 ГРУППА

Подготовьте небольшое выступление по теме «Какое из проявлений экономики мы наблюдаем в детском стихотворении?»

Сидит белка на тележке,
Продает орешки:
Лисичке-сестричке,
Воробью, синичке,
Мишке толстопятому,
Заиньке усатому,
Кому в платок,
Кому в зобок
Кому в лапочку.

Выступления групп.

- Перечислите виды проявлений экономики. Запишите в тетрадь

Итак, 4 проявления экономики: производство, распределение, обмен, потребление. (записываем в тетр.)

- При производстве любого товара используется какая-то технология. Что же такое технология? (см. словарик)

Технология - последовательность операций, необходимых для изготовления какого-либо продукта (записываем в тетрадь)

СЕЙЧАС Я РАЗМЕЩАЮ НА ДОСКЕ СЛОВА, А ВЫ ИХ ДОЛЖНЫ РАСПОЛОЖИТЬ ТАК, ЧТОБЫ ОНИ ХАРАКТЕРИЗОВАЛИ ПРОЦЕСС ПРЕОБРАЗОВАНИЯ ОБЪЕКТОВ ПРИРОДЫ В ПРЕДМЕТЫ ПОТРЕБЛЕНИЯ

обмен, ресурсы, технология, распределение, производство, потребление, товар.

Зачем нужна экономика?

- Зачем люди производят продукцию, покупают товары и вещи?

Экономика принимает активное участие в удовлетворении потребностей человека.

Цель экономики - поддержание и продолжение жизни людей.

Именно «экономические» продукты удовлетворяют потребности человека, а делятся они на «товары» и «услуги».

Новые понятия: экономический продукт, товар, услуга.

- Объясните понятие «экономический продукт».

Экономический продукт - это изделие, товар, услуга, удовлетворяющая ту или иную потребность человека (в тетр.)

- Объясните значение слов «товар» и «услуга». Кратко сформулируйте смысловое различие этих понятий.

Товар - продукт труда, произведенный для обмена (продажи) (в тетр.)

2) Задание для учеников: в тетради заполнить таблицу (2 графы: товар, услуга), выбрав примеры из приведенного ниже списка.

Список слов: перевозка грузов по городу, юридическая консультация, новая модель компьютера, ремонт квартиры, пошив платья, костюм известной фирмы, диск с популярным фильмом, обучение иностранному языку, туристическая путевка.

Один ученик выполняет это задание на доске (ученик передвигает примеры по таблице).

После выполнения задания идет совместная проверка.

3) Экономические продукты создаются с использованием таких форм ведения хозяйства, как натуральное и товарное.

- Посмотрите на РИСУНКИ и определите, какой вид хозяйства изображен на этой схеме слева и справа?

(ответы уч-ся)

Натуральное хозяйство - способ организации производственной деятельности, при которой осуществляется производство продуктов для собственного потребления.

Товарное хозяйство - способ организации производственной деятельности, при которой производятся товары и услуги для обмена.

- Какая форма хозяйствования наиболее успешно решает цели экономики? Почему? (Товарное хозяйство)

- С какими трудностями вы столкнулись бы, если бы жили в условиях господства натурального хозяйства? (Человек не смог бы произвести всё, что ему необходимо.)

Главный недостаток натурального хозяйства - низкая производительность труда, позволяющая обеспечить самые минимальные условия для выживания.

Работа у доски Заполнение таблицы:

Сравнение натурального и товарного хозяйства.

- Как вы понимаете, что такое производительность труда? ( См. в словарь)

Производительность труда - количество продукции, произведенной в единицу времени (в тетр.)

Большинство людей решило, что невыгодно пытаться все сделать самому. Одни занимаются чем-то своим, другие в это время выращивают овощи и фрукты, разводят скот или ловят рыбу. Люди определяют для себя, что ценно в их жизни, и концентрируют свои усилия на этом. Это называется разделением труда, или специализация, и эта система работает замечательно. И правда, подумайте только, что было бы с миром, если бы Моцарт, президент государства или Ньютон вынуждены были бы сами выращивать овощи, шить себе одежду или проводить эксперименты? Разделение труда позволяет людям заниматься тем, чем они хотят, - выращиванием овощей, изобретениями, сочинением музыки. Благодаря разделению труда растет производительность труда, а, значит, растет благосостояние общества. Итак, люди занимаются миллионами дел и используют деньги для обмена всеми продуктами своего труда.

- А теперь давайте проверим наши знания.

Назовите, что общего между производителем и потребителем. В чём различия?

(Возможные варианты ответа: Производитель заинтересован организовать свою деятельность таким образом, чтобы получить планируемый результат при наименьших затратах всех средств, необходимых для производства товаров и оказания услуг

Потребитель в свою очередь стремится извлечь как можно большую пользу от потребления товаров и услуг, при этом удовлетворить свои потребности с наименьшими затратами.

Итог урока.

V. Домашнее задание.

§ 8, пункт 1,2 пересказ, определения учить, задание 3 стр. 96 письменно в тетр.

VI. Рефлексия.

Сегодня мы изучили, что такое экономика, ее проявления. Знаем, что одно из проявлений экономики - производство. Мы с вами займемся производством. Производством торта. Торт уже испечен, осталось его украсить. Украшать будем цветами: если вы хорошо поняли новую тему, украшайте торт красными и желтыми цветочками, если нет - черными.

© 2010-2022