Бинарный урок истории и русского языка

Раздел История
Класс 9 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Бинарный урок истории и русского языка по темам «Гражданская война - величайшая трагедия 20в» и «Диалог с текстом».

Цели урока:

Русский язык:

-Повторить строение текста;

- повторить понятие «ключевые слова», «выделение главного»;

-Уметь находить главную и второстепенную информацию;

-Пополнять словарный запас, развивать навык монологической и диалогической речи;

История:

  • Выяснить причины гражданской войны и узнать, как и где она началась, какие социальные слои были вовлечены и какие известные личности ;

- Продолжить формирование умений работать с дополнительной литературой, готовить сообщения и выступать с ними, работать с историческими документами, устанавливать причинно-следственные связи между историческими явлениями.

- Воспитание чувства гуманизма, уважения, толерантности, гражданской ответственности.

Ход урока:

1. Актуализация знаний, целеполагание:

(С.В.) Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас необычный урок, бинарный, от латинского «би», двойной.

Сегодня на уроке 2 учителя и две темы. Мы работаем в группах. Напоминаю, посмотрите на правила работе в группах (30 секунд - посмотрите, прочитайте), обратите внимание, что на столах лежат карточка-информатор и план работы.

Вы знаете, что русский язык - метапредмет, это основа для все остальных предметов, и сегодня вы ещё раз в этом убедитесь.

-Итак, сегодня у нас урок развития речи, и называется он «Диалог с текстом». Запишите тему в тетради по истории, так как мы работаем на историческом материале.

-Проанализируйте название урока.

(предполагаемый ответ: диалог - значит разговор, мы будем разговаривать с текстом)

-О чём? (О строении текста, о ключевыхсловах, оглавной и второстепенной информации.)

-Поставьте цель, исходя из темы урока. (Предполагаемый ответ: понять, как находить ключевые слова, как выделять главное,развивать навык монологической и диалогической речи)

(И.Н.) - Тема нашего урока «Гражданская война - величайшая трагедия в истории России 20века». Начало Гражданской войны.Запишите тему урока.

- По словам Л.Н.Толстого «Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилием своей мысли, а не одной памятью». Начинайте мыслить.

- Найдите ключевые слова в названии темы. (война, трагедия, гражданская)

С.В.Обратимся к словарю. Война(Война между гражданами одного государства).

Трагедия- многозначное слово. В каком значении употреблено в теме урока (тяжкое несчастье, )

(И.Н.)Выяснили значение слов. Поставьте цель урока(подумать, понять, выяснить, почему происходят такие трагические события как гражданская война, война между гражданами одного государства. Выяснить причины гражданской войны и узнать, как и где она началась, какие социальные слои были вовлечены и какие известные личности).

2. Работа в группах. - Начинаем работать в группах. В каждой группе на столе,как всегда, правила работы,план. Найдите ответ на первый вопросплана.,Почему гражданскую войну называют братоубийственной? используйте словарь. Обсудите в группах ответ.Капитан организует работу и оценивает всю группу. (ответы учащихся) время - (1.5 мин на обсуждение и 1 мин на ответ от каждой группы) Группы 1,2,3высказались, оценки за обсуждение поставили.

(И.Н.)Гражданская война… Это тяжёлые страницы нашего прошлого, когда произошло столкновение различных политических сил, социальных групп, отдельных личностей. Речь шла не о том, какая из противоборствующих сил будет победителем, а какая- побеждённой, а о самом их физическом существовании. Отсюда и особая острота и жестокость борьбы. Трагическими последствиями этой войны стали раскол общества на «своих» и «чужих», обесценивание человеческой жизни, развал народного хозяйства. Независимо от того, кто победил, главной жертвой Гражданской войны был народ.

- А каковы были причины возникновения гражданской войны? Где будете искать информацию? (в учебнике, с.103)

(С.В.)-Начинаем работать с текстом. Известный педагог Ян Каменский говорил, что изначальный настрой на вдумчивое чтение, повышает его усваеваемость в несколько раз. Обратите внимание на объем текста в параграфе. Он большой. Вдумчивое чтение позволит усвоить суть текста и отделить главную информацию от второстепенной.А как найти главную? (по ключевым словам и словосочетаниям). Второстепенная информация тоже нужна для понимания, но ее можно сократить или исключить. Это сократит время работы с текстом на 50%.

- Обратимся к стр.103. вдумчиво читаете с.103выписываете ключевые слова, сочетания слов, наталкивающие на мысль о причинах возникновения гражданской войны. (следствие революции, сопротивление групп общества, учредительное собрание, устранение оппонентов, Брестский мир, политика в деревне).

Время на работу - 2 мин.

- Назовите ключевые слова, словосочетания,

кратко сформулируйте ответ на 2 вопрос. У вас также есть вопрос повышенной сложности, для желающих .На обсуждение в группах - 2мин.

(И.Н.) -Итак, что получилось? Каковы же причины гражданской войны? Слово группе 3, 2,1.

Сравните свои ответы со слайдом, дополните. (работа с мультимедиа)

У какой группы есть ответ на вопрос повышенной сложности?

(С.В.) Вспомним еще одно понятие: микротема и абзац. Уточним по словарю. Для чего нужны эти понятия? По каждому новому абзацу в тексте, мы находим новую мысль. В следующем задании, работая с микротемами, вам легче будет найти этапы гражданской войны. Примените это знание. (с.100)

(И.Н.)Периодизация гражданской войны не имеет четких границ. Найдите, сколько этапов выделяет автор нашего учебника, какие это этапы? Отметить встретившиеся новые слова.?Работа в группах, чтение и обсуждение. 2 мин на чтение и обсуждение. На ответы 1 мин.

Ответы групп 3,2,1

И.Н.Подведение итога:Периоды вы назвали правильно, по учебнику, хотя в некоторых других источниках можно встретить некоторое отличие. На следующих уроках мы подробно будем разбирать каждый период этой войны.

ФИЗМИНУТКА (С.В.)

И.Н.Итак, отдохнули. А теперь работаем. 5 страшных лет гражданской войны. Какие социальные слои и группы входили в состав двух основных противоборствующих сторон? Как назывались эти стороны? Продолжаем работать в группах.

Вопросы для групп разные. Внимательно читайте план.

1. Когда начало формироваться белое движение и почему оно так называлосьКаковы были идеи белого движения? 2 гр. (2 мин) Стр.105

2.Когда начинается формирование Красной Армии На каких принципах строилась? 3 гр.(2 мин) 107

3 Группа №1читает бегло обе страницы и готовится задавать вопросы? (2 мин) гр.№1 №2

Поставьте оценки в оценочный лист

С.В. Весь урок мы говорим сухими цифрами и фактами истории. А за каждым этапом гибель сотен, тысяч русских людей. Это событие настолько значимо в истории, что многие художники, композиторы, писатели и поэты обращались к этой теме. Создано много прекрасных произведений. В 11 кл. вы будете изучать роман М.Шолохова«Тихий Дон», а сегодня мы познакомимся с маленьким отрывком из рассказа Шолохова «Родинка». (Читает подготовленный ученик.)

-Какие эмоции вызвал у вас этот отрывок?

- какова основная мысль этого текста? (трагедия гражданской войны в том, что воевали между собой русские люди. Это могли быть соседи, односельчане, и даже братья, отец и сын)

И.Н.)Трагедия Гражданской войны учит нас отказу от ненависти, от насилия и произвола как способа организации жизни, решения конфликта между разными политическими силами)

С.В.Мини-размышление по группам:

1Какие уроки наши современники должны извлечь из событий гражданской войны?»

2.В чем трагедия гражданской войны?»

Есть ли в этом уроке что-то, что вас особенно затронуло?

Осталось что-то непонятное?

Рефлексия, подведение итогов, домашнее задание: П.14 Сообщения о генералаx белого движения. Подготовиться к сжатому изложению.





© 2010-2022