- Преподавателю
- История
- Рабочая программа к учебникам Данилова А. А. , Косулиной Л. Г, Брандта М. Ю, а также Сороко-Цюпа О. С. и Сороко-Цюпа А. О
Рабочая программа к учебникам Данилова А. А. , Косулиной Л. Г, Брандта М. Ю, а также Сороко-Цюпа О. С. и Сороко-Цюпа А. О
Раздел | История |
Класс | 9 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Чеботарь Е.И. |
Дата | 28.12.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Голосновская основная общеобразовательная школа
«Согласовано»
Руководитель МО
______________Чертова О.П.
Протокол № ____от «___»___________2016 г.
«Утверждено»
Директор МКОУ Голосновской ООШ
_________________Чепрасова Е.И.
Приказ №___ от «____»__________2016 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Чеботарь Елены Ивановны
1 квалификационная категория
по учебному курсу «История»
9 класс
с.Голосновка, 2016 год
Пояснительная записка
Настоящая рабочая программа составлена на основе Примерной программы основного общего образования по истории МО РФ 2004 г., авторской программы «История России 6-9 классы» под редакцией А.А. Данилова и Л.Г.Косулиной.- М: Просвещение, 2006 год; авторской программы «Новейшая история зарубежных стран» под ред. Сороко-Цюпы О.С., М.: Просвещение, 2006 год.
При составлении рабочей программы учтен федеральный компонент Государственного стандарта, который устанавливает обязательный минимум содержания курса истории России и мира в 9 классе.
Задача курса: способствовать формированию исторического мышления, позволяющий учащимся самостоятельно истолковывать факты и события; выстраивать свою авторскую версию событий, отвечающую данным исторической науки; умения анализировать и описывать события с разных точек зрения; способствовать формированию целостного представления об историческом пути России и народов мира в ХХ веке,
Основные цели курса:
- развитие у учащихся способностей рассматривать события и явления прошлого пользуясь приемами исторического анализа (сопоставление и обобщение фактов, раскрытие причинно-следственных связей, целей и результатов деятельности людей и т.д);
- обучение школьников общим принципам постановки и решения познавательных проблем: методам исторического анализа (изучение исторических источников, гипотезы и доказательства в истории), выявлению предпосылок событий;
- о причинах революций и реформах, как альтернативном пути развития общества;
- формировать умение использования внешкольных источников информации, находящихся за пределами учебной книги, существующие в реальной социокультурной среде (видео, интернет-ресурсы, СМИ, программы дополнительного образования);
- анализировать конкретные научные ситуации, уметь видеть и решать проблемы, поставленные перед ними жизнью;
- формирование ценностных ориентаций и убеждений школьника на основе личностного осмысления социального, духовного, нравственного опыта людей в прошлом, восприятие идей гуманизма, уважения прав человека, патриотизма;
- развитие гуманитарной культуры школьников, приобщение к ценностям национальной культуры, воспитание уважения к истории, культуре своего народа, стремление сохранять и приумножать культурные достижения своей страны;
В ходе изучения курса вести работу по формированию у учащихся:
- умения анализировать материал, определять предпосылки, сущность и последствия исторических событий и явлений;
- умения сравнивать исторические явления в разных странах и регионах, выделяя сходство и различия; умения давать самостоятельную оценку историческим явлениям, событиям и личностям; умения работать с исторической картой; умения оперировать историческими датами, выявлять синхронность и последовательность событий и явлений;
Учебники: Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России - М: Просвещение, 2003;
Сороко-Цюпа О.С., Сороко-Цюпа А.О. Новейшая история зарубежных стран. М.: Просвещение, 2003 г.
Планирование рассчитано на 2 часа в неделю - итого 68 часов.
Требования к уровню подготовки учащихся:
В результате изучения курса учащиеся должны знать:
- даты важнейших событий, социальных выступлений, военных походов и кампаний;
- места и обстоятельства этих событий, выступлений и походов;
- крупнейших государственных деятелей, военачальников, ученых, представителей культуры;
- характерные и существенные черты экономического, социального, политического развития стран;
- термины и основополагающие понятия курса;
Уметь:
- анализировать материал, определять предпосылки, сущность и последовательность исторических событий и явлений;
- решать познавательные проблемы, используя метод исторического анализа;
- самостоятельно истолковывать факты и события, выстраивать свою авторскую версию событий, отвечающую данным исторической науки;
- умения сравнивать исторические явления в различных странах и регионах, выделяя сходство и различия;
- анализировать и описывать события с разных, часто противоположных точек зрения;
- анализировать конкретные научные ситуации, уметь видеть и решать проблемы, поставленные перед нами жизнью;
- работать с исторической картой, читать ее, использовать как источник знаний;
- показывать на исторической карте рост территории, крупнейшие центры торговли, промышленности;
- описывать положение и образ жизни основных социальных групп в обществе;
- определять хронологию событий, соотносить событие с веком, эпохой;
- изучать исторические источники, извлекать из них новые знания, в том числе путем сопоставления информации;
- анализировать исторические явления, процессы и факты; обобщать и систематизировать полученную информацию;
- составлять характеристику исторических деятелей;
- выбирать и использовать нужные средства для учебной деятельности;
- участвовать в обсуждении, формировать собственное мнение, давать отзыв на ответы других учащихся;
Содержание курса:
Новейшая история как историческая эпоха
Новейшее время как историческая эпоха. Мир в начале ХХ века - предпосылки глобальных конфликтов. Мировоззренческие изменения и новые явления в культуре первой трети ХХ века. Общество и идеи реформизма в США и странах Западной Европы в начале Новейшего времени. Д. Ллойд Джордж и В.Вильсон о либеральных ценностях и социальной справедливости. Первая мировая война - причины, участники, итоги, последствия. Версальско-Вашингтонская конференция.
Россия в начале ХХ века
Российская империя в начале ХХ века: экономическое и политическое развитие. Самодержавие и общество. Николай П - колеблющаяся власть. Политические течения и партии. Внешняя политика России в начале ХХ века. Русско-японская война и ее последствия. Революция 1904-1907 гг. Манифест 17 октября. Государственная дума. Столыпин П.А. - альтернатива российского реформаторства. Аграрная реформа. Промышленный подьем. Особенности русского капитализма. Культура России в начале века (демократизация культуры, «серебряный век» русской поэзии, начало русского авангарда, российские меценаты).Россия в международных отношениях начала ХХ века. Россия в Первой мировой войне. Полководцы и солдаты на войне. Положение в тылу.
Россия в 1917-1921 гг.
Революционные события 1917 года. Падение монархии. Временное правительство и Советы. Основные политические партии и их лидеры. Кризисы власти. Октябрьские события 1917 года.Установление советской власти. Ленин и диктатура революции. Учредительное собрание. Государственное строительство в Советской России. Образование новых государств на территории бывшей Российской империи. Брестский мир. Л.Д.Троцкий и «троцкизм». Гражданская война: белые и красные. Герои и жертвы войны. Экономическая и социальная политика в годы Гражданской войны. «Военный коммунизм». Итоги Гражданской войны.
Европа между двумя войнами
Революционное движение. Распад империй и образование новых национальных государств в послевоенной Европе. Возникновение фашизма и национал-социализма. Экономический кризис 1929-1932 годов. Ф. Рузвельт - идеология и реформы «нового курса». Формирование авторитарных и тоталитарных режимов в странах Европы в 1920-1930-е годы. А. Гитлер и Б. Муссолини - роль личности и масс в истории тоталитаризма. Страны Азии в 1920-1930-е годы. Международные отношения в данный период.
СССР на путях строительства нового общества
Кризис 1920-1921 гг. НЭП. Образование СССР. Дискуссия о путях социалистического строительства и обострение внутрипартийной борьбы. «Построение основ социализма» как советская модель ускоренной модернизации (индустриализация и коллективизация сельского хозяйства). Изменения в образе жизни людей. Формирование тоталитарной системы. Конституция 1936 года. Особенности социальной политики в СССР в 30-е годы. Репрессии. Национальная политика. Международные отношения и внешняя политика СССР в 20-30 годы. Советско-германский договор 1939 года. Советско-финская война 1939-1940 гг. Образование и культура. Деятели советской науки и культуры, их открытия, произведения и судьбы.
Вторая мировая и Великая Отечественная война
Вторая мировая война. Великая Отечественная война. Этапы и крупнейшие сражения войны. Человек на войне (полководцы и солдаты, труженики тыла). Г.К. Жуков - военный успех и человеческие жизни. Советский тыл в годы войны. Национальная политика в годы войны. Фашистский «новый порядок» на оккупированной территории. Партизанское движение, его герои. Антигитлеровская коалиция. Международные конференции. Итоги и уроки Великой Отечественной войны. Война в памяти народа, произведениях искусства.
Европа после Второй мировой войны
Итоги и уроки Второй мировой войны. Создание ООН. Изменения в Европе после Второй мировой войны. Образование «западного» и «восточного» блоков. Международные отношения в период «холодной войны». Научно-техническая и информационная революция; их социальные и экологические последствия. Переход от индустриального к постиндустриальному (информационному) обществу. Социально экономическое и политическое развитие США и стран Западной Европы во второй половине ХХ- начале Х1Х века. Изменения в социальной и политической идеологии. Утверждение и падение коммунистических режимов в странах Центрально-Восточной Европы. Международные отношения во второй половине ХХ века. Европейская интеграция. ООН и ее роль в современном мире. Глобальные проблемы человечества в конце ХХ - начале ХХ1 века. Культура народов мира во второй половине ХХ - начале ХХ1 века. Наука и религия в Новейшее время. Массовая культура. Роль средств массовой информации.
СССР во второй половине ХХ века
Послевоенное восстановление хозяйства. Жизнь и быт людей. Ужесточение внутриполитического курса. Политические события середины 1950-х годов. «Оттепель». Н.С.Хрущев и реформы второй половины 1950-1960 гг. ХХ съезд КПСС и его значение. Успехи советской науки. Начало освоения космоса - Ю.А.Гагарин.консервативный поворот середины 1960 гг. Нарастание кризиса тоталитарной системы. Л.И.Брежнев - стабильность «застоя». Внешняя политика СССР в 1945-1980 гг. (политика «холодной войны» и «разрядки», достижение военно-стратегического паритета с США, афганская война). СССР и страны мировой социалистической системы.
Предпосылки изменения государственного курса в СССР во второй половине 80 годов. Перестройка и политика «гласности», ее влияние на советское общество. Причины провала попыток «ускорения». М.С. Горбачев - «новое мышление» и старые проблемы российского реформаторства. Внешняя политика СССР во второй половине 80 годов. Нарастание экономического кризиса и обострение межнациональных противоречий в стране. Образование новых политических партий и движений. Августовские события 1991 года. Роспуск КПСС. Распад СССР. Образование СНГ. Становление нового Российского государства. Б.Н. Ельцин и реформаторы «новой волны». «Шоковая терапия», переход к рыночной экономике и его альтернативы. События октября 1993 года. Принятие Конституции Российской Федерации. Политическое и экономическое развитие современной России. Проблемы развития науки и образования.
Россия в начале ХХ1 века
Российское общество в условиях постсоциалистических реформ. Политические лидеры и общественные деятели современной России. В.В. Путин и проблемы реформирования Российского государства в начале ХХ1 века. Россия и СНГ. Россия и мировое сообщество.
Календарно-тематическое планированиеК-во
часов
Тип
урока
Оборуд.
М/п
связи
Индив.
работа
дата
план
факт
Тема: Новейшая история как историческая эпоха
1
Индустриальное общество в начале ХХ века
1
Лекц.
Учебник
Экон
Раб.стетр.
02.09
2
«Новый империализм». Происхождение Первой мировой войны
1
Комб
Учебник карта
Общ экон
Работа с карт.
07.09
3
Первая мировая война
1
Комб
-/-
Право
-/-
09.09
4
Мирное урегулирование.
Версальско-Вашингтонская конференция
1
Комб
-/-
-/-
Работа с тетр.
14.09
5
Обобщающее повторение по теме: «Новейшая история как историческая эпоха»
1
Контр знаний
16.09
Тема: Россия в начале ХХ века
6
Россия на рубеже Х1Х-ХХ веков
1
Лекц. с эл.бес.
Учебник карта
Геогрэкон
Работа с карт.
21.09
7
Экономическое развитие страны
1
Комб.
Хрестом.
Эконом.
23.09
8
Общественно-политическое развитие России в 1894-1904 гг.
1
Комб.
-/-
общество
28.09
9
Внешняя политика царского правительства.
Русско-японская война 1904-1905 гг.
1
Комб
-/-
-/-
-/-
30.09
10
Революция 1905-1907 гг. в России
1
Комб
-/-
Общ
-/-
05.10
11-12
Третьеиюньская монархия.
Реформы Столыпина
2
Комб
-/-
-/-
-/-
07.10
12.10
13
Культура России конца Х1Х - начала
ХХ века
1
Комб
Ил.
МХК
Сообщ.
14.10
14
Россия в Первой мировой войне
1
Комб
Учебник карта
Геогр общ
Работа с картой
19.10
15
Обобщающее повторение по теме: «Россия в начале ХХ века»
1
Зачет
Тесты
Работа с тестами
21.10
Тема: Россия в 1917-1921 годах
16
Февральская революция 1917 года в России
1
Комб
Учебник
Общ
Раб.стетр.
26.10
17
Россия весной и летом 1917 года
1
Комб
-/-
-/-
-/-
28.10
18
Октябрьские события 1917 года
1
Комб
Ист.энц
-/-
-/-
02.11
19
Формирование советской государственно-политической системы.
1
Лекция
с элем.беседы
Учебник ист.энц.
Общ.экон.
право
Работа с тетр.
11.11
20-21
Советская Россия в годы гражданской войны и интервенции
2
Комб
Учебник карта
-/-
Работа с картой
16.11
18.11
22
Экономическая политика белых и красных
1
Хрестом.
-/-
Раб.с док.
23.11
23
Экономический и политический кризис начала 20-х годов
1
Комб.
Учебник, хрестом.
-/-
Работа с докум.
25.11
24
Обобщающее повторение по теме: «Россия в 1907-1917 гг.»
1
Контр.знаний
Тесты
Работа с тестами
30.11
Тема: Европа между двумя войнами
25
Мировой экономический кризис. «Новый курс» Рузвельта
1
Комб
-/-
-/-
-/-
02.12
25
Формирование тоталитарных и авторитарных режимов в странах Европы. Германия в 30-е годы. Нацизм и установление тоталитарного режима
1
Комб
Учебник доп.лит
Общ., право
-/-
07.12
Тема: СССР на путях строительства нового общества
26
Новая экономическая политика
1
Комб
Учебник
-/-
Работа с тетр.
09.12
27
Образование СССР
1
Комб
-/-
-/-
-/-
14.12
28
Международное положение и внешняя политика СССР в 20-е годы ХХ века
1
Комб
-/-
Право
Геогр
-/-
16.12
29
Политическое развитие в 20-е гг. ХХ века. Духовная жизнь в СССР
1
комб
-/-
право
-/-
21.12
30-31
Советская индустриализация и коллективизация
2
Комб.
Учебник и доп. Лит.
-/-.
-/-
23.12
28.12
32
Политическая система СССР в 30-е гг. ХХ века
1
Комб.
-/-
-/-
-/-
11.01
33
Духовная жизнь в 1930 годы
1
Комб
-/-
Литер
Сообщен.
13.01
34
Внешняя политика СССР в 30-е гг. ХХ в.
1
Комб.
Учебник и доп.лит.
Право, география
Работа с докум.
18.01
35
Обобщающее повторение по теме: «СССР на путях строительства нового общества»
1
Зачет
Тесты
Работа с тестами
20.01
Тема: Вторая мировая и Великая Отечественная война
36
Вторая мировая война
1
Лекц. с эл.бес
Учебник карта
Геогр
Право
Работа с картой
25.01
37
СССР накануне Великой Отечественной войны
1
Комб
-/-
-/-
Работа с тетр.
27.01
38
Начало Великой Отечественной войны.
Битва за Москву
1
Комб
Карта доп.лит.
Общ геогр
-/-
01.02
39
Немецкое наступление 1942 года и предпосылки коренного перелома
1
Комб.
-/-
Работа с доп. Лит.
03.02
40
Советский тыл в Великой Отечественной войне
1
Комб.
-/-
-/-
08.02
41
Коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны
1
Комб
-/-
Геогр
Работа с текстом
10.02
42
Народы СССР в борьбе с немецким фашизмом
1
Комб.
-/-
-/-
15.02
43
СССР на завершающем этапе Второй мировой войны
1
Комб
-/-
-/-
-/-
17.02
44
Обобщающее повторение по теме «Вторая мировая и Великая Отечественная война»
1
Зачет
Тесты
Работа с тестами
22.02
Тема: Европа после Второй мировой войны
45
«Железный занавес» «холодной войны»
1
Комб
-/-
-/-
-/-
01.03
46
США во второй половине ХХ века
1
Комб
-/-
-/-
-/-
03.03
47
Страны Западной Европы
1
Комб
Учебник карта
-/-
Работа с тетр.
10.03
48
Страны Восточной Европы
1
Комб
-/-
-/-
-/-
15.03
Тема: СССР во второй половине ХХ века
49
Восстановление экономики СССР
1
Лекц.
Хрестом.
Эконом.
Сообщен.
17.03
50
Политическое развитие и духовная жизнь страны
1
Комб.
-/-
Право
22.03
51
Международное положение и внешняя политика после Второй мировой войны
1
комб.
Учебник карта, энц.
Общ. Геогр
Работа с текстом
24.03
52-53
СССР в 1953-1964 гг. Общественно-политическое развитие. Экономика. Внешняя политика. Культура.
2
Комб
-/-
Общ. Экон. геогр.
-/-
05.04
07.04
54-56
СССР в 1964-1984 гг. Общественно-политическое развитие. Реформа 1965 года. Международное положение и внешняя политика
3
Комб
-/-
-/-
Работа с картой
и энц.
12.04
14.04
19.04
57-58
Общественно-политические и экономические преобразования в СССР в 1985-1991 годах
2
Комб
Учебник карта. Энц.
Экон. общ.
Работа с текстом
21.04
26.04
59
Внешняя политика СССР а 1985-1991 гг.
1
Комб
-/-
Общ.
Раб. с тетр.
28.04
60
Российская экономика на пути к рынку
1
Комб
-/-
Общ. Экон.
Работа с текстом
03.05
61
Политическая и духовная жизнь в 1992-1999 гг.
1
Комб
-/-
Общ. Экон.
Работа с текстом
05.05
62
Строительство обновленной Федерации
Геополитическое положение и внешняя политика России
1
Комб
-/-
Общ. Экон.
Работа с текстом
10.05
Тема: «Россия в начале ХХ1 века»
63
Политическое и экономическое развитие России в начале ХХ1 века
1
Комб
-/-
Общество,
право
Работа с текстом
12.05
64
Повседневная и духовная жизнь общества
1
Комб
-/-
общество
Работа с текстом
17.05
65
Внешняя политика России. Россия на пути к инновационному развитию.
1
Комб
-/-
Общество
Работа с текстом
19.05
66
Повторение по теме: «Россия в начале ХХ1 века»
1
Зачет
тесты
Раб. с тест.
24.05
Резервное время - 2 часа
Перечень учебно-методических средств обучения
Сороко-Цюпа О.С., Сороко-Цюпа А.О. Новейшая история зарубежных стран, М., Дрофа, 2003
Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России. ХХ век, М., Просвещение, 2003
Парецкова С.В., Варакина И.И. Новейшая история зарубежных стран. ХХ- нач.ХХ1 века (поурочные разработки), Волгоград, Учитель, 2007
Кочетов Н.С. История России ХХ век (поурочные разработки), Волгоград, 2007
Плоткин Г.М. Тестовые задания по отечественной и всеобщей истории. 5-11 классы, М., Просвещение, 2003
Уткина Э.В. Школьные олимпиады. 5-9 классы, М., Айрис-пресс, 2005
Корнева Т.А. Нетрадиционные уроки по истории России в 9, 11 классах, Волгоград, 2004
Ионов И.Н. Российская цивилизация, М., Просвещение, 1998
Историческая энциклопедия в 8 томах