• Преподавателю
  • История
  • Учебно-исследовательская работа «Татуировки - это мода, искусство или показатель статуса?»

Учебно-исследовательская работа «Татуировки - это мода, искусство или показатель статуса?»

Раздел История
Класс 8 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное казённое учреждение Управление образования

муниципального района Белорецкий район и г. Белорецк


Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №1 с. Инзер




Учебно-исследовательская работа


«Татуировки - это мода, искусство или показатель статуса?»










Салимьянова Алсу Гаязовна

Ученица 8 а класса

МОБУ СОШ №1с. Инзер


Руководитель:

Кусербаева Дилара Давлетбаевна

МОБУ СОШ №1с. Инзер




Белорецк - 2016

АНКЕТА

участника конкурса научных проектов школьников

в рамках Малой академии наук школьников.


  1. Муниципальное образование Муниципальное казённое учреждение Управление образования муниципального района Белорецкий район и г. Белорецк

  2. ФИО, участника Салимьянова Алсу Гаязовна

  3. Образовательное учреждение (по Уставу) Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №1 с. Инзер

  4. Класс 8 а

  5. Домашний адрес Белорецкий район, с.Инзер, ул.Октябрьская, д.39/1

  6. телефон 8986 977 2268 электронная почта [email protected]

  7. Номинация история

  8. Название работ Татуировки - это мода, искусство или показатель статуса?

  9. Место на муниципальном этапе ____

  10. ФИО, научного руководителя Кусербаева Дилара Давлетбаевна

  11. Должность учитель

  12. Место работы МОБУ СОШ №1 с.Инзер

  13. Ученое звание и степень____________________________________________________________

  14. Телефон 8963 1417460 электронная почта [email protected]


  1. Руководитель ОУО ______________________________________________

МП (подпись) (расшифровка подписи)


Дата _____________________2016 г



Оглавление.

I.Введение.____________________________________________________-5

II. Основная часть.______________________________________________

1. История возникновения татуировки._____________________________-7

2. Татуировки у разных народов.__________________________________-9

3. Современные татуировки.______________________________________-11

4. Тамга и орнамент у башкирского народа._________________________-13

5. Результаты практической части._________________________________-15

III. Заключение._________________________________________________-17

IV. Список источников литературы и интернет ресурсов.______________-19





Введение

На протяжении длительного времени татуировка была одним из способов «опознавания» человека. У одних народов она служила знаком, информирующим о социальном статусе и достоинствах владельца, у других использовалась в качестве наказания. В наше время тату вновь оказалось очень модным. Например, у людей творческих профессий. Некоторые участницы проекта первого канала телевидения «Голос» певица Наргиз Закирова, Дарья Ставрович (Нуки) имеют татуировки. (см.Приложение №3, фото 8,9). Это косвенно может свидетельствовать о распространении татуировок и их актуальности.

Мы предполагаем, что татуировки имеют не только творческие люди. У каких народов принято наносить татуировки и для чего? Так появилась тема исследовательской работы.

Цель - собрать материал о татуировках народов, в том числе и у башкирского народа, выяснить отношение к татуированию у сверстников и взрослых.

Задачи:

1) найти материал о татуировках, узнать значение этого слова;

2) выяснить историю возникновения и виды татуировок, их назначение;

3) провести анкетирование среди сверстников и взрослых, выяснить их отношение к ним;

4) изучить литературу о культуре башкирского народа, выяснить назначение и виды тату у башкир;

5) описать выполненную работу и сделать выводы;

6) оформить электронную презентацию.

При работе были использованы такие методы исследования : изучение литературы, наблюдение, анкетирование и обработка данных анкеты, интервьюирование, описание, анализ и синтез, обобщение.

Основополагающий вопрос: «Для чего люди делали и делают татуировки?»

Проблемные вопросы:

  1. Когда татуировки возникли впервые?

  2. У каких народов они были распространены и для чего наносились?

  3. Какие виды тату были распространены у башкирского народа?

  4. Какое отношение к татуировкам у современных людей?

Первая часть исследования - теоретическая, вторая - практическая.

На первом этапе мы искали информацию в интернете. Объяснение главного понятия - «татуировка» проекта, мы нашли на сайте Википедии в сети Интернет . Попутно мы узнали о времени происхождения татуировок. На уроках истории мы изучали тему «Искусство стран Востока», но только сейчас узнали, где впервые возникли татуировки . Татуировки были распространены не только в Африке, Азии, но и в Европе. Об их видах и назначении мы узнали, прочитав информацию других сайтов . Некоторые данные по теме мы получили, опрашивая взрослых, просматривая телепередачи.

На втором этапе проекта среди перечисленных татуировок нужно выделить группы-виды тату, для понимания среди каких групп они распространены. В нашем селе проживают люди различной национальностей с разной национальной культурой и очень много молодежи, у которой есть татуировки. Что это дань моде или появление новой субкультуры? Мы решили найти ответ и на этот вопрос. Сначала мы опросили информантов, а затем, чтобы сравнить результаты опроса, обратились к литературе.

Также выяснили, что такое тамга у башкирского народа и какие виды орнамента использовались. По данным Р.Г.Кузеева, насчитывается более 3,5 тыс. башкирских тамги. В 18 в. тамга в основном были семейными, для западных районов Башкортостана характерно их разнообразие, в восточных районах встречалась общая тамга для всего родового подразделения или аула. Распространена у тюркского, монгольского. и некоторых других народов, отметил так Соколов Д.Н. о башкирской тамги .

В структуре орнамента лежит симметрия, ритмичное развитие которой восходит от простых к сложным композициям (зеркальная, ленточная, круглая, сетчатая). В целом свойства орнамента зависят от назначения, формы, материала изделия. Анализ башкирского орнамента представлен в исследованиях И.Д.Ахмедьяновой, Р.Б.Ахмерова, Н.В.Бикбулатова, Е.Е.Никоноровой .

Решение проблемы и этапы работы:

1.Изучение литературы для поиска ответа на проблемные вопросы:

  • Когда татуировки возникли впервые?

  • У каких народов они были распространены?

  • И зачем они нужны?

  • Какое отношение к татуировкам у современных людей?

2.Изучение краеведческой литературы для поиска ответов на главный вопрос.

3.Практическая часть: составление вопросов для анкетирования, его проведение и обработка материалов анкетирования, сбор материала для беседы с учащимися школы 6-11кл. и взрослыми .

4.Группирование информации по пунктам.

5.Составление описания работы над исследованием по этапам, формулирование выводов, выяснение назначения татуировок.

6.Подбор иллюстраций, выполнение фотографий по теме.

7.Оформление приложения.

8.Составление доклада и подготовка презентации.

Основная часть.

1. История возникновения татуировки.

Для решения задач первого этапа нужно было провести сбор информации и потом сформулировать выводы. Сначала надо было найти значение слова «татуировка». В Википедии (электронной энциклопедии) сказано: «Татуирóвка (татý, татуáж) - процесс нанесения перманентного (стойкого) рисунка на тело, методом местного травмирования кожного покрова с внесением в подкожную клетчатку красящего пигмента» . То есть, это рисунок, который наносится под кожу.

При поиске ответа на проблемный вопрос, возникли новые вопросы:

1.В какой период появились татуировки, где, как их наносили?

2.Среди каких групп населения они были распространены?

3. Для чего их делали?

Татуировки появились в первобытное время. Одним из главных занятий первобытных людей была охота. И охотник наносил на тело рисунок для маскировки.

Сначала это делали просто красками на коже, но такой рисунок быстро исчезал, тогда стали наносить рисунок под кожу. Впервые тема татуировок в письменных документах упоминается в сочинениях греческого ученого Геродота (5 в. до н.э.), где он писал, что «татуировки у фракийцев считались признаком благородного происхождения» . Греки и другие европейцы относились к татуировкам отрицательно, татуировку они называли словом «стигма», что означает клеймо. А его обычно делали рабам, преступникам. Татуировки сначала наносили колючками растений, позже стали применять острый клинок или нож. Затем в кожу втирали сажу, уголь, порох или красящие вещества. В статьях интернета мы нашли еще одну причину нанесения татуировок - тайная переписка. Рабу сбривали волосы, наносили татуировку в виде текста, после того как волосы отрастали, раба отправляли с «письмом» к нужному человеку .

Татуировки могли делать люди со светлой кожей, а темнокожие делали надрезы на ней.

Татуировки обнаружили на теле человека бронзового века (Отци). Его нашли альпинисты в 1991 г., жил этот человек в альпийских горах 5300 лет назад, он замерз. На его теле было 58 наколок в виде линий и точек.

Есть еще примеры. В 1948 г. ученый Сергей Руденко нашел татуированную мумию вождя. Ученые считают, что эти татуировки наносились по религиозной причине или это был своеобразный тайный язык .

В Африке климат позволяет демонстрировать рисунки на теле. Тело украшали для показа статуса, женщины - для красоты, информации о семейном положении. Мужские тату информировали о количестве побед на войне или охоте.

Выводы :

1.Татуировки появились в первобытное время.

2. Татуировки в древности наносили племена в Азии, Америке, островах Океании, а затем они распространились в Европе.

3.Причины нанесения татуировок: маскировка во время охоты, показатель принадлежности к определенной группе (богатых людей или наоборот - рабов), религиозная причина, в качестве тайного послания, особые периоды жизни.

4.Наносили татуировки сначала простыми природными материалами, затем специальными инструментами.

5.Татуировки наносили люди, занимающиеся каким-либо видом деятельности (охотники), знатные люди (вожди), преступники, рабы.







2. Татуировки у разных народов.

Чтобы рассмотреть кратко историю татуировки у разных народов, мы разделили материал по стилям. Выделяют три условных стиля: японский, тихоокеанский, европейский.

Японский стиль был известен еще до нашей эры. Этот стиль имеет отличительные признаки: мотивы нанесения тату, техника нанесения рисунков выполняется с соблюдением древних традиций специальными иглами вручную.

Самые популярные темы японской татуировки - это Драконы (это символ везения), Тигры (символ могущества), Змеи (негативный смысл).(см.Приложение№3, рис.4)

В Японии в 3 в н.э. в королевстве Уа тату наносили люди благородного сословия, например, самураи - особая группа феодалов . С 5 в.н.э. татуировка применяется в качестве наказания. В 17 в. тату называется «иредзуми», что дословно на языке самураев означает «впрыскивать тушь». Тату распространяется среди людей разных профессий. Сейчас наносят тату якудза - это форма организованной преступности в Японии.(см.Приложение№2).
Татуировки народов с островов Полинезии и Микронезии до Индонезии, Филиппинских островов и Новой Зеландии относят к тихоокеанской группе.

У народа маори (коренные жители Таити) мужчины наносили татуировки после побед. Она показывала и статус воина. (см.Приложение №3, рис.7)

Описывая народы Океании, русский ученый Миклухо Маклай уделил внимание татуировкам местных жителей. Татуирование считалось священным обрядам, его делали жрецы. Только вождям делали татуировку.

Полинезийские татуировки (см.Приложение №3, рис.5,6)выполнялись при помощи зубов акул, ракушек и специальных инструментов. Татуировка человека использовалась как своеобразный документ, по ней можно было «прочитать» всю жизненную историю. Но мужчины наносили тату и для устрашения врага. У народа маори татуировка была показателем статуса, служебного положения (своеобразного воинского звания), достатка. Женщины меньше татуировались: на носу, губах, подбородке. У них было принято наносить тату, если умер любимый человек. По рисунку на голове (голова считалась священной частью) можно было узнать региональное, племенное происхождение. Европейцы о маори узнали благодаря Джеймсу Куку в 18 в. Маори использовали ножи и резцы для тату, темные и цветные чернила природного происхождения.

Европейский стиль. Европейская (античная) тату носила ритуальный характер, использовалась и в качестве наказания преступников. В Древнем Риме император Калигула наказывая патрициев, приказывал наносить им тату рабов. С распространением христианства, изменилось отношение к тату - она стала считаться грехом. В период Великих географических открытий считалось, что тату делают отсталые народы. Впервые европейцы увидели татуированного «принца» в 1691 г., которого привез Уильям Дампьер. Есть описание этого «князя», оставленное очевидцем: «Рисунками у него были покрыты вся грудь и спина между лопатками; на бедрах, ногах и руках были нанесены перстни и ленты. Я не могу сравнить эти рисунки с какими-нибудь фигурами, зверями либо чем-то подобным, но они были прекрасны».

В Европе татуировались такие группы людей, как ремесленники (изображали знаки цехов), крестоносцы накалывали крест, преступники, мореплаватели (имена любимых, распятия), представители знатных родов (рисунки гербов).

Со времен неолита существовала татуировка у славян. Ее делали для защиты от болезней и злых духов. В период Киевской Руси татуировкой клеймили преступников, выделяли бояр, князей. При Петре I солдат стали татуировать: накалывали крест и личный номер, это помогало распознавать погибших воинов.

Татуировка в России бурно распространяется в конце 19 в. Император Николай II во время визита в Японию на плече сделал узор в виде дракона. Татуировки наносят и другие группы общества. Для этого в 1906 г. в Санкт-Петербурге открывается первый салон художественной татуировки. Татуировка становится одним из видов искусства.

Выводы

1.Распространены три стиля в татуировании.

2.Татуирование распространяется на все большие группы людей (по возрасту), положению в обществе.

3.Отношение в разные периоды меняется: вводятся запреты на татуирование.

4.Татуирование продолжает считаться символом, показателем положения человека, видом искусства, модой.




3. Современные татуировки.

В России после 1917 г. татуировка относится к вредным явлениям и ее запрещают, а людей с татуировками (кроме моряков) - расстреливают. Но тату становится очень распространенной в тюрьмах.

Во время войн количество татуированных людей увеличивается. В Британии во время Первой мировой войны татуировку букву «D» наносили дезертирам. Узникам концлагерей во время Второй мировой в Германии выкалывали номера. У эсэсовцев выкалывалась нацистская символика и номер группы крови.

После войны тату наносили с патриотической целью - в память о важных военных событиях. В советский период служащие в армии наносили такие тату: изображение рода войск, года службы, части, группы крови, пули с мишенью; в военно-морских силах: якорь, чайка, любой морской мотив. В Красной Армии с 1919 года красноармейцы наносили армейскую татуировку в виде пятиконечной звезды. В Афганистане военнослужащим делали татуировки - группу крови, раненым это часто спасало жизнь.

Военнослужащим армии США в 2005 году разрешили иметь татуировки (кроме тату на лице, голове или горле). Служащим в армии женщинам разрешается иметь косметическую татуировку. Если солдат не хочет убрать тату, его освобождают от военной службы .

В 70-х - 80-х годах тату распространяется среди фанатов футбола, неформального молодежного движения, в 90-е г. - среди молодежи, представителей зажиточного слоя, творческих личностей. Особую роль играют воровские наколки - это тюремная субкультура. Криминалисты МВД РФ составляют каталоги татуировок, которые помогают при раскрытии преступлений.

Сейчас в России люди, независимо от вероисповедания, профессии украшают себя тату. Одни считают это оберегом, другие искусством, третьи - модным явлением. Современная татуировка - рисунок - картина, это - самовыражение художника на необычном материале. В 1891 году американец Самуэль Орейли изобрел татуировочную машинку, которая ускоряла работу и делала процедуру менее болезненной. В то же время в Англии был изобретен аппарат, приводимый в действие индукционными катушками. Настоящую татуировку можно свести только операционным путем: с помощью лазерной шлифовки, микропилинга или хирургического удаления участка кожи.

Выводы

1.В XX в. тату становится видом искусства.

2.В Европе распространены армейская, политическая, патриотическая, тюремная татуировки.

3.С 60-х гг. XX века формируются современные стили тату.

4.Во многих странах существовали ограничения или запреты на тату.

5.Количество татуированных людей увеличилось, это модно.

6.Тату наносят люди разного положения, профессий, возраста, пола.

7.Современные тату наносят машинкой, используя новые технологии.









4. Тамга и орнамент у башкирского народа.

ТАМГА (тамға), знак родовой принадлежности, собственности. Представляет собой симметричную относительно одной или несколько линий геометрическую фигуру. На Южном Урале первые тамга встречаются на археологических памятниках бронзового и раннего железного века. Башкиры использовали тамгу для обозначения границ вотчины, пастбищ, территорий, кочёвок, бортевых деревьев, принадлежности орудий труда, скота, предметов домашней утвари и др.; в качестве подписей на официальных документах. Крупные родоплеменные единицы (род, иногда племя) передавали тамгу по наследству; отдавали их звенья и обособившиеся образования имели её видоизменённый вариант. По данным Р.Г. Кузеева, насчитывается более 3,5 тыс. башкирских тамги. (см.Приложение №4). В 18 в. Тамга, в основном, были семейными, для западных районов Башкортостана характерно их разнообразие, в восточных районах встречалась общая тамга для всего родового подразделения или аула. Распространена у тюркского, монгольского и некоторых других народов.

В традиционном искусстве башкир сформировались два основных вида орнаментальных мотивов: геометрический (особо выделяется ромб - символ плодородия, животворящего начала) и криволинейные кускарные элементы (ҡусҡар - улитка; в различных комбинациях напоминает траву, почку, рога, волну, цветок, солнце, дерево - символ жизненной силы рода). (см. Приложение №5). Башкирский орнамент , как правило, многоцветен, отличается яркостью и контрастностью, в нём преобладают красный, жёлтый, зелёный цвета тёплых тонов; традиционно применялись натур. цвета шерсти (белый, серый, чёрный), иногда синий, голубой, лиловый; цвет фона преимущественно красный, жёлтый, чёрный, реже - белый. До 2й половины. XIXв. использовали натуральные красители, с применением анилиновых красок усиливается яркость цветовой гаммы. В структуре орнамента лежит симметрия, ритмичное развитие которой восходит от простых к сложным композициям (зеркальная, ленточная, круглая, сетчатая). В целом свойства орнамента зависят от назначения, формы, материала изделия. Анализ башкирского орнамента представлен в исследованиях И.Д.Ахмедьяновой, Р.Б.Ахмерова, Н.В.Бикбулатова, Е.Е.Никоноровой

Бикбулатов выделил 6 основных орнаментальных комплексов. 1й включает простые геометрические фигуры в композициях бордюра, розетки, которые наиболее полно представлены в резьбе по дереву, встречаются в аппликации, паласном произведениях , вязании, реже в вышивке. 2й - криволинейные узоры из различных спиралей, рогообразных и сердцевидных фигур, которые применялись для оформления предметов кочевнического быта, встречаются в аппликации на коже, войлоке, вышивке тамбуром, серебряной насечке. 3й - стилизованные растительные узоры, выполняемые в техниках тиснения, гравировки, чеканки, серебрения в изделиях из кожи и металла, а также в многоцветных мотивах тамбурной вышивки в текстильных изделиях. 4й объединяет группу сложных узоров, связанных с ткачеством, ковроделием (ромбы, звёзды, многоугольники, украшающие центр. поле ковров, шаршау, скатертей, полотенец). 5й - композиции с противостоящими боковыми (птицы, животные) и центр. (древо мира, женщина) фигурами, распространены в узорах хараусов. 6й включает геометрические уступчатые узоры браного ткачества и счётной вышивки (квадраты, ромбы, розетки и др.) на праздничной одежде, полотенцах, скатертях и др. предметах убранства дома (см.Приложение №6). Имея ярко выраженный национальный характер, традиции. Орнамент усиливает самобытность и узнаваемость башкирских изделий декоративноприкладного искусства. Элементы и их интерпретации находят применение в художественном творчестве народных мастеров и профессиональных художников З.П.Гайслер, В.П.Грачёвой, Ф.Р.Ергалиева, А.А.Ефимовой, М.В.Конверт, Т.Х.Масалимова, Р.Я.Миннебаева, Р.А.Салимгареева, Р.З.Харисова, И.М.Ямалетдинова и др., а также в батике, войлоке художественном, гобелене, дереве художественном, дизайне, керамике художественной, коже художественной, конструировании и моделировании одежды художественной, лаках художественных, металле художественном, текстиле художественном, в монументальном искусстве и др.

Выводы:

1.Тамга и орнамент башкирского народа - искусство и своеобразная татуировка.

2. Тамга и орнамент является продуктом коллективного творчества сменяющих друг друга поколений.

3.Каждый узор - результат коллективного творчества, в то же время он продукт художественного воображения отдельной личности.

4. Многие мастера не только вносят изменения в известные им узоры, но и создают новые. В свою очередь, вновь созданные узоры не остаются неизменными. Другие художники шлифуют их или, опираясь на традиционные узоры, создают свои. Отсюда разнообразие и богатство форм, которые мы наблюдаем и в татуировках современных людей.

5. Результаты практической части

После изучения литературы нам было интересно выяснить: есть ли татуировки и каких видов у жителей Инзера сегодня. Для этого мы составили вопросы для интервью информантов и провели анкетирование.

От своих родственников мы узнали, что у их бабушек и дедушек были татуировки, у наших бабушек - дедушек их нет. Но нам известно из проведенного анкетирования, что у жителей Инзера есть татуировки. Это у военнослужащих мужчин: изображения, свидетельствующие о службе в армии - звезда, якорь, название рода войск; изображения волка, медведя, тигра, даже встретили татуировку - портрет любимой бабушки. У девушек - это изображения декоративного характера: надписи, рисунки животных, например, змейка, ящерица, сложный геометрический рисунок в виде тамги. Эти украшения могут косвенно свидетельствовать и о внутреннем мире человека. Некоторые девушки нанесли татуировки для привлечения удачи в жизни. Наносят татуировки в салонах, служащие в армии - во время службы, есть случаи нанесения в годы обучения в школе, колледжах, вузах .

Результаты анкетирования.

Было опрошено - 65 учеников школы 6-11 кл., взрослых - 32 человека. (Приложение №1) Цель анкетирования - выяснение отношения к татуировкам современников на примере учеников школы и жителей Инзера.

Выводы по результатам анкетирования:Вопросы

Ученики - 65 чел.

Взрослые- 32чел.

1. Есть ли у вас татуировки?

9%

72%

2. Есть ли у ваших знакомых , родственников татуировки?

А) да

Б) нет

В) не знаю

58,5%

27,5

14%

55,7%

38,8%

24%

3.Какие рисунки татуирования вы встречали у знакомых?

Буквы

Имена

Рисунки животных и растений

Предметы

символы

9%

9%

30,5%

8%

20,5%

28,6%

24%

48,7%

9%

19,7%

4. Нравится ли вам татуировки?

А) да

Б) нет

63%

37%

49%

45%

5. Хотели ли бы сделать татуировку?

А) да

Б) нет

В) не знаю

45%

37%

18%

26%

37%

20%

На вопрос кто по -вашему делает татуировки (по рейтингу), то и ученики и взрослые сошлись во мнении. Делает молодежь -37% и люди творческих профессий - 38%.

Также и ученики и взрослые считают, что татуировка это вид искусства - 39% , а также является талисманом - 36,7%. В память о значительном событии -17%, нанесения тату как способ самовыражения индивидуальности - 28%

Распространены такие рисунки тату: дата рождения, буквы, смайлики, имя, человек (портреты любимых людей), животные (тигр, дракон, медведь, волк), птицы ,крылья, роза, иероглифы , род войск, элементы тамги и орнамента башкирского народа.

Выводы:

  1. Для опроса информантов составлена анкета из 7 вопросов.

  2. Данные проанализированы, с систематизированы в виде таблицы

3. Было выяснено, что жители Инзера наносят татуировки: символы, надписи, изображения животных, распространен татуаж бровей. Но все они наносятся в качестве декоративного элемента или в связи с каким-нибудь событием, есть случаи нанесения татуировки с целью привлечения удачи в жизни. Категории людей, наносящих тату, разные по возрасту, статусу, роду занятий, много тату у молодежи 20-35лет и у тех, кто отбывал тюремное заключение


Заключение

Анализируя собранную информацию, мы ответили на проблемные вопросы. Узнали, где, когда, как, почему люди делали татуировки. Когда татуировки возникли впервые? Выяснили отношение к татуированию односельчан .

Основные выводы по теоретической части проекта.

1.Первые татуировки появились около 6 т.л. назад.

2. Регионы появления татуировок: Азия, Океания, Америка, Европа.

3.Сначала техника нанесения татуировок была простой и природными материалами, постепенно она усложняется, сейчас ее можно делать, используя достижения техники.

4.Если в древности татуировки наносили определенные категории людей: люди, занимающиеся каким-либо видом деятельности (охотники), знатные люди (вожди), преступники, рабы. То современные тату наносят люди разного положения, профессий, возраста, пола. Татуировка нередко используется криминальными группами (Якудза) как метод идентификации внутри иерархии, распространена среди молодежных групп и течений, способствуя самовыражению и самоидентификации.

5.Татуирование распространяется на все большие группы людей (по возрасту), положению в обществе. Количество татуированных людей увеличилось.

6.Распространены три стиля в татуировании, с 60-х гг. 20 в. формируются современные стили тату.

7.Причины нанесения татуировок в древности: маскировка во время охоты, показатель принадлежности к определенной группе (богатых людей или наоборот - рабов), религиозная причина, в качестве тайного послания, особые периоды жизни.

8.В настоящее время некоторые причины остались: принадлежность к определенной группе, мистический смысл и др. Но большее количество людей наносят татуировки, считая, что это модно, красиво, способ выражения индивидуальности. Современная татуировка - это разновидность боди - арта, то есть, вид авангардного искусства.

Нередко тату используется для опознания и идентификации трупов в ходе судебно-медицинских расследований. Тату накалывают для изменения жизни в лучшую сторону, как защитные талисманы. Кто-то наносит татуировки, чтобы показать свою индивидуальность или подражает кумиру.

9.Отношение к татуировкам в истории общества было разным: запреты их делать, обязательное нанесение некоторым категориям, регулированием этих вопросов занимались жрецы, руководители государств, государственные органы.

10. В истории Башкортостана были распространены тамги и орнамент, которые тоже являлись своеобразным татуированием.

11. Современные инзерцы наносят татуировки по различным причинам.

Итак, татуирование в древности больше было показателем статуса, религиозным символом, в настоящее время - вид искусства, элемент моды и способ выражения индивидуальности.

По практической части нами составлены вопросы для анкетирования сверстников и взрослых, на основе анализа данных - сформулированы выводы, проведено интервьюирование, подготовлен материал для классного часа по теме «Тату- это мода, показатель статуса или способ самовыражения».

В дальнейших исследованиях изучить проблему положительного и отрицательного влияния нанесения татуировок на судьбу, влияние на статус и карьерный рост человека.

С результатами исследования планируется познакомить на классных часах в 8-11классах, но только после изучения как положительных , так и отрицательных сторон татуирования.








Список источников литературы и ресурсы интернета .

  1. Ахмеров Р.Б. Об истоках декоративноприкладного искусства башкирского народа. Уфа, 1996;

  2. Ахмеров Р.Б. Наскальные знаки и этнонимы башкир. Уфа, 1994. С.113

  3. Кузеев Р.Г. Очерки исторической этнографии башкир. Ч.1. Уфа, 1957. С.74-77.

  4. Соколов Д.Н. О башкирских тамгах, (с приложением таблицы башкирских тамг) . Труды Оренбургской учёной архивной комиссии. Т. XIII. Оренбург, 1904.

  5. Мажитов Н.А., Султанова А.Н. История Башкортостана с древнейших времен до XVI века. Уфа, 1994. С.171-176.

  6. Хисматуллина Н.Х. Орнаментальноколористическая основа башкирского народного искусства. Уфа, 2000;

  7. Янбухтина А.Г. Декоративное искусство Башкортостана. XX век: от тамги до авангарда. Уфа, 2006.

Ресурсы интернета

  1. Башкирская энциклопедия. Орнамент. Режим доступа: xn----7sbacsfsccnbdnzsqis3h5a6ivbm.xn--p1ai/index.php/2-statya/14086-ornament

  1. Википедия. Татуировка. Режим доступа: // ru.wikipedia.org/wiki/

  2. Военные, армейские татуировки. Режим доступа:// татуировку.рф/stati/voennye-armeyskie-tatuirovki

  3. Геродот.Энциклопедия «Вокруг света».Режим доступа: // vokrugsveta.ru/encyclopedia/index.php?title

  4. Искусство нательной живописи. Энциклопедия «Вокруг света». Режим доступа: // vokrugsveta.ru/vs/article/3438/

  5. История татуировки. Режим доступа: //freetattoo.ru/

  6. Родовая символика башкир. Режим доступа: bashkorttar.ru/?p=381

  7. Тату сегодня. Режим доступа:// tattootoday.org/vse-tattoo/

  8. Тамга, названия башкирских племён, родов и более мелких подразделений. Режим доступа: vk.com/album-19539250_123542699

  9. Этническая татуировка. // Режим доступа: ta1.ru/home/misc/?id=130

  10. Тамга, названия башкирских племён, родов и более мелких подразделений. Режим доступа: vk.com/album-19539250_123542699



Приложения.

Приложение №1. Анкета

1.Есть ли у вас татуировки?

А) да

Б) нет

2.Есть ли у ваших знакомых, родственников татуировки?

А) да

Б) нет

В) не знаю

3.Какие рисунки татуирования вы встречали у знакомых?

А) перечислите кратко: буквы, имена, рисунки животных и растений, предметов, символы (иероглифы, крест)

4.Нравится ли вам татуировки?

А) да

Б) нет

5.Хотели ли бы вы сделать татуировку?

А) да Б) нет В) не знаю

6.Кто по-вашему делает татуировки?

А) люди с низкой культурой

Б) люди творческих профессий

В) молодежь

Г) заключенные

Д) другие группы (назовите)

7. По- вашему мнению, татуировка - это

А) вид искусства

Б) показатель положения в обществе

В) талисман

Г) модное явление

Д) память о каком-то событии

Е) способ выражения индивидуальности

Ж) другое (назовите)

Приложение№2. Словарь.





Приложение №3. Рисунки и фотографии.

Учебно-исследовательская работа «Татуировки - это мода, искусство или показатель статуса?»Учебно-исследовательская работа «Татуировки - это мода, искусство или показатель статуса?»

Рис. 1. Татуировка малазийских воинов. Рис. 2. Европейский стиль татуировки

Учебно-исследовательская работа «Татуировки - это мода, искусство или показатель статуса?»Учебно-исследовательская работа «Татуировки - это мода, искусство или показатель статуса?»

Рис. 4. Японская татуировка Рис.5. Полинезийская татуировка

Учебно-исследовательская работа «Татуировки - это мода, искусство или показатель статуса?»Рис. 3. Девушкам племени мекео делают тату в период достижения половой зрелости.

Учебно-исследовательская работа «Татуировки - это мода, искусство или показатель статуса?»

Рис.6. Полинезийская татуировка





Рис.7. Татуировка маори Учебно-исследовательская работа «Татуировки - это мода, искусство или показатель статуса?»



Учебно-исследовательская работа «Татуировки - это мода, искусство или показатель статуса?»

Рис.8. Дарья Ставрович (Нуки)- участница проекта «Голос».

Учебно-исследовательская работа «Татуировки - это мода, искусство или показатель статуса?»

Рис.9. Наргиз Закирова -участница проекта «Голос».





Приложение №4. Тамги и их названия.

Учебно-исследовательская работа «Татуировки - это мода, искусство или показатель статуса?»



Приложение №5. Виды орнамента башкирского народа.

Учебно-исследовательская работа «Татуировки - это мода, искусство или показатель статуса?»Учебно-исследовательская работа «Татуировки - это мода, искусство или показатель статуса?»

Учебно-исследовательская работа «Татуировки - это мода, искусство или показатель статуса?»

Приложение №6. Шесть основных орнаментальных комплексов в башкирском декоративно- прикладном искусстве.



© 2010-2022