- Преподавателю
- История
- Адаптированная рабочая программа по истории Отечества 9 класс
Адаптированная рабочая программа по истории Отечества 9 класс
Раздел | История |
Класс | 9 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Ботева Н.А. |
Дата | 10.11.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 3
с углублённым изучением отдельных предметов»
Адаптированная рабочая программа
ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ
«История Отечества»
(для индивидуального обучения на дому)
9 класс
Разработчик: Ботева Н.А.,учитель истории
МОУ СОШУИП №3 г.Лабытнанги,
Лабытнанги
2014 г.
Рассмотрена на заседании Утверждена на заседании ШМС
МО учителей общественных наук Протокол №1 от_________2014г.
протокол № 1 от _______2014г Руководитель ШМС__________
Руководитель МО___________ Н.А.Филатова
Л.М.Головченко
Пояснительная записка.
Адаптированная рабочая программа «История Отечества» предназначена для индивидуального обучения на дому для детей с умственной отсталостью в развитии. Дети с умственной отсталостью представляют собой одну из самых многочисленных групп детей с ограниченными возможностями здоровья. Понятием «умственная отсталость» объединены многочисленные и разнообразные формы патологии, проявляющиеся в наибольшей мере в нарушении развития умственной деятельности.
История в школе для детей с нарушением интеллекта рассматривается как учебный предмет, в который заложено изучение исторического материала, овладение коррекционное воздействие изучаемого материала на личность ребенка, формирование личностных качеств гражданина, подготовка подростка с нарушением интеллекта к жизни, социально-трудовая и правовая адаптация в общество.
Цели курса определяются необходимостью реализации прав личности такого ребенка на образование.
Основными задачами курса являются:
-
освоение учащимися комплекса систематизированных знаний об истории Отечества, роли России как активного участника и творца всемирной истории;
-
помощь учащимся в развитии у них чувства национальной идентичности, патриотизма, толерантности, уважения к историческому пути своего и других народов;
-
развитие у учащихся исторического мышления, под которым понимается способность рассматривать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности;
-
овладение учащимися умениями и навыками поиска и систематизации исторической информации.
Поставленные задачи определяются особенностями психической деятельности умственно отсталых детей, существенно отличающихся от нормально развивающихся сверстников. Знание особенностей развития этих детей необходимо для эффективной работы с ними для понимания причин, обуславливающих успехи и неудачи их обучения и воспитания, для поиска адекватных способов и приемов педагогического воздействия.
В течение предшествующих десятилетий при изучении отечественной истории из нее искусственно выбрасывалось все, что было связанно с традиционной духовностью русского народа, с православной верой. Игнорировался тот факт, что и русская государственность, и русская культура, и русский менталитет органично вытекают из православной традиции, без которой история Отечества не может быть понята, а главное - прочувствована до конца.
Учебный предмет «История Отечества» на конкретных примерах родной истории способствует формированию нравственных черт личности наших учащихся. Это приобретает особую актуальность в условиях нравственной деградации современного российского общества при отсутствии государственной системы ценностей в воспитательном процессе. В курсе «Истории Отечества» целесообразно сосредоточиться на крупных исторических событиях отечественной истории, жизни, быте людей данной эпохи. Дать отчетливый образ наиболее яркого события и выдающегося деятеля, олицетворяющего данный период истории. Такой подход к периодизации событий будет способствовать лучшему запоминанию их последовательности.
При изучении курса реализуется опора на уже имеющиеся знания учеников, причем не только по истории, но и иным предметам. Учитывается, что уровень возрастных и познавательных возможностей учащихся старшей школы позволяет шире реализовать интегративный подход к отечественной истории с тем,чтобы сформировать целостную картину развития человеческой цивилизации. Данная программа отражает основные положения учебника История России для специальных (коррекционных) образовательных учреждений , Пузанова Б.П., Бородиной О.И., Сековец Л.С., Редькиной Н.М.
Программа учитывает особенности познавательной деятельности детей с отклонением в интеллектуальном развитии. Направлена на всестороннее развитие личности воспитанников, способствует их умственному развитию, обеспечивает гражданское, эстетическое, нравственное воспитание. Содержание обучения имеет практическую направленность.
В программе основным принципом является принцип коррекционной направленности. Особое внимание обращено на коррекцию имеющихся у воспитанников специфических нарушений.
Принцип коррекционной направленности в обучении, принцип воспитывающей и развивающей направленности обучения, принцип научности и доступности обучения, принцип систематичности и последовательности в обучении, принцип наглядности в обучении, принцип индивидуального и дифференцированного подхода в обучении и т.д.
Методы:
-
Словесные - рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником и книгой
-
Наглядные - наблюдение, демонстрация
-
Практические - упражнения.
-
Методы изложения новых знаний
-
Методы повторения, закрепления знаний
-
Методы применения знаний
-
Методы контроля
Типы уроков:
-
Урок сообщения новых знаний (урок первоначального изучения материала)
-
Урок формирования и закрепления знаний и умений (практический урок)
-
Урок обобщения и систематизации знаний (повторительно-обобщающий урок)
-
Урок проверки и оценки знаний, умений и навыков (контрольно-проверочный урок)
-
Комбинированный урок
Применяются ТСО: фрагменты кино (видео, dvd) мультфильмов, мультимедиа, музыкальные фрагменты.
Настоящая адаптированная рабочая программа рассчитана на учащихся 9 класса. Количество часов 0,5 часа в неделю (17 часов), поэтому важен не только дифференцированный подход в обучении, но и неоднократное повторение, закрепление пройденного материала.
На уроках истории воспитанники должны ознакомиться с наиболее значительными событиями из истории нашей Родины, современной общеполитической жизнью страны, получают основы правового и нравственного воспитания. Материал курса создает представление о наиболее важных сторонах жизни общества.
В конце изучения курса истории Отечества учащиеся должны знать:
-
основные понятия курса;
-
даты и персоналии (исторических деятелей, полководцев, руководителей);
-
основные исторические события;
-
уметь устанавливать причинно-следственные связи.
Воспитанники с легкой и средней степенью умственной отсталости по окончании 9 класса должны владеть максимально доступным их возможностям уровнем общеобразовательной подготовки, необходимым для самостоятельной жизни. Они должны уметь ориентироваться в окружающей действительности, соблюдать общепринятые нормы поведения и общения, владеть навыками устной разговорной речи, уметь отвечать на поставленные вопросы, задавать вопросы с целью получения информации.
Курс истории Отечества относится к общеобразовательным курсам в содержании основных компонентов Базисного плана. Относится к Федеральному компоненту.
Содержание программы
Раздел I.Россия в начале XX века ( 1 час)
Начало правления Николая II. Русско-японская война 1904-1905 года. Кровавое воскресение». Первая русская революция. Появление первых политических партийРоссии. Реформы государственного управления. Реформы П.А. Столыпина.
«Серебряный век» русской культуры. Россия в Первой мировой войне
Раздел II. Россия в годы революции и гражданской войны (3 ч.)
Назревание революционного кризиса в Российской империи. Революция 1917 года. Падение монархии. Провозглашение советской власти в октябре 1917 г. В.И.Ленин. Временное правительство и советы. Учредительное собрание и его роспуск. Политика большевиков и установление однопартийной диктатуры. Распад Российской империи. Выход России из первой мировой войны. Брестский мир и его последствия. Конституция 1918 г. Образование РСФСР. Социально-экономическая политика Советского государства.
Гражданская война и военная интервенция: причины, основные этапы. Красные и белые. Создание Красной Армии. С.С. Каменев, М.В. Фрунзе, С.М.Буденный. Белое движение. А.В. Колчак, А.И. Деникин, Д.Н. Врангель. «Белый» и «красный» террор. «Военный коммунизм». Крестьянство в годы гражданской войны. Итоги гражданской войны.
Раздел III. СССР в 1920 - 1930 гг. (3 ч.)
Социально-экономический и политический кризис 1920 - 1921 гг. Восстание в Кронштадте. Х съезд РКП (б). Новая экономическая политика. План ГОЭЛРО и начало восстановления экономики. Образование СССР. Дискуссии о путях построения социализма. И.В.Сталин, Л.Д.Троцкий, Г.Е.Зиновьев, Н.И.Бухарин. Свёртывание НЭПа. Советская модель модернизации. Индустриализация. Коллективизация сельского хозяйства. Коренные изменения в духовной жизни. Формирование централизованной (командной) экономики. Власть партийно-государственного аппарата. Формирование культа личности И.В.Сталина. Массовые репрессии. Конституция 1936 г. СССР в системе международных отношений в 1920 - 1930 г. Вступление СССР в Лигу Наций. Попытки создания системы коллективной безопасности в Европе. Советско-германский пакт о ненападении.
Раздел IV. СССР во Второй мировой войне и Великой Отечественной войне 1941 - 1945 гг. (3 ч.)
СССР во второй мировой войне. Великая Отечественная война 1941 - 1945 г.: этапы и крупнейшие сражения войны. Московское сражение. Провал плана «молниеносной войны». Сталинградская битва и битва на Курской дуге - коренной перелом в ходе войны. Освобождение советской территории от захватчиков. Вклад Советского Союза в освобождение Европы. Берлинская операция. Г.К. Жуков, И.С. Конев, К.К. Рокоссовский.
Советский тыл в годы войны. Создание промышленной базы на Востоке. Геноцид на оккупированной территории. Партизанское движение. СССР в антигитлеровской коалиции. Итоги Великой Отечественной войны.
Раздел V. Советский Союз в послевоенный период. 1945 - 1964 г. СССР в 1960-е - начале 1980-х гг. Перестройка. Распад советского общества. Культура советского общества. (4 ч.)
Послевоенное восстановление хозяйства. Идеологические кампании конца 40 - начала 50-х гг.. «Оттепель». Н. С. Хрущёв. ХХ съезд КПСС Разоблачение «культа личности» И.В. Сталина. Принятие новой программы КПСС и «курс на построение коммунизма в СССР». Реформы второй половины 1950 начала 1960-х гг. Замедление темпов экономического развития. Достижения советской науки и техники, С.П. Королёв, Ю.А. Гагарин.
Замедление темпов экономического развития и эффективности общественного производства. Отстранение Н.С. Хрущёва от власти. Л.И. Брежнев. «Застой» в экономическом развитии. Кризис советской системы. Попытки повышения её эффективности, Ю.В. Андропов. Развитие диссидентского и правозащитного движения, А.Д. Сахаров, А.И. Солженицин.
Внешняя политика СССР в 1945 - 1980-е гг. «Холодная война». Разрядка и причины её срыва. Афганская война.
Перестройка, М.С. Горбачёв. Курс на «ускорение». Зарождение фермерства. Кооперативное движение. Противоречия и неудачи стратегии «ускорения». Провал антиалкогольной кампании, жилищной и продовольственной программ.
Демократизация политической жизни. Гласность. Реформы политической системы страны. Введение поста президента СССР. Формирование новых политических партий. Обострение межнациональных противоречий. Августовские события 1991г. Распад СССР. Образование СНГ.
Утверждение марксистско-ленинской идеологии. Социалистический реализм в литературе и искусстве. Достижения советского образования, науки и техники.
Раздел VI. Современная Россия (3 ч.)
Образование Российской Федерации как суверенного государства. Б.Н.Ельцин. Переход к рыночной экономике. Приватизация. Российское общество в условиях реформ.
События октября 1993 г. Принятие Конституции Российской Федерации. Изменения в системе государственного управления и местного самоуправления. Чеченский конфликт и его влияние на общественно-политическую жизнь страны.
В.В. Путин. Курс на укрепление государственности, экономический подъём и социальную стабильность. Культурная жизнь современной России. Россия в мировом сообществе. Приоритеты внешней политики РФ на рубеже XX-XXI вв.
Учебно- тематический план.
№ п/п
Название раздела, темы
Количество часов
1
Россия в начале XX века.
1 час
2
Россия в годы революции и гражданской войны.
3 часа
3
Россия в 1920-30 гг.
3 часа
4
СССР во Второй мировой и Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.
3 часа
5
Советский Союз в 1945 - 1991 годах . СССР в 1960-е - начале 1980-х гг. Перестройка. Распад советского общества. Культура советского общества.
4 часа
6
Современная Россия.
3 часа
Итого
17 часов
Требования к уровню подготовки выпускников:
В результате изучения истории ученик должен
знать/понимать:
-
основные этапы и ключевые события истории России и мира с древности до наших дней;
-
выдающихся деятелей отечественной и всеобщей истории;
-
важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития;
-
изученные виды исторических источников;
уметь:
-
соотносить даты событий отечественной и всеобщей истории с веком; определять последовательность и длительность важнейших событий отечественной и всеобщей истории;
-
использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, решении различных учебных задач; сравнивать свидетельства разных источников;
-
показывать на исторической карте территории расселения народов, границы государств, города, места значительных исторических событий;
-
рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников; использовать приобретённые знания при написании творческих работ (в том числе сочинений), отчётов об экскурсиях, рефератов;
-
соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий; группировать исторические явления и события по заданному признаку; объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов, выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений; определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий;
-
объяснять своё отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории России и всеобщей истории, достижениям отечественной и мировой культуры;
Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
-
понимания исторических причин и исторического значения событий и явлений современной жизни;
-
высказывания собственных суждений об историческом наследии народов России и мира;
-
объяснения исторически сложившихся норм социального поведения;
-
общения с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности.
Литература и средства обучения
Обязательная литература:
-
История России: учебник для 9 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида./ [Б.П. Пузанов и др.]. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2013
Дополнительная литература:
-
Исупов В.А., Кузнецов И.С. История Сибири. Часть 3. Сибирь: XX век. Новосибирск: ИНФОЛИО, 2005.
-
Кадневский В.М. История России с древнейших времен до конца XVIII в.: Тесты. 6-7 и 10 кл.: Учеб.-метод. пособие. - 3-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2001
-
Лермонтов М.Ю. Бородино. М.: «Детская литература», 1982
-
Новаковский В.И. Рассказы о Петре Великом. - М.: Панорама, 1992
-
Полевой П.Н. Избранник Божий. - М.: Издательская и рекламно-информационная фирма «Феникс», 1993
-
Соловьев В.М. Степан Разин и его время: Кн. для учащихся ст. классов сред. шк. - М.: Просвещение, 1990
-
Шолохов М.А. Они сражались за Родину: главы из романа. (Выпуск I). - М.: Современник, 1981
-
Гроза 1812 года
-
Историческая газета
-
Полководцы Великой Отечественной: Кн. для учащихся ст. классов / Сост. А.М. Кучеров. - М.: Просвещение, 1988
-
Образовательные ресурсы сети Интернет.
9