• Преподавателю
  • История
  • Учебная программа прикладного курса по истории «Культура и наука Казахстана в ХХ веке» для 11 класса

Учебная программа прикладного курса по истории «Культура и наука Казахстана в ХХ веке» для 11 класса

Раздел История
Класс 11 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Автор: Жангужанова Г.Е.,

учитель истории КГУ «СОШ № 33

имени К.Рыскулбекова»

г. Семей ВКО Республика Казахстан


Учебная программа прикладного курса по истории

«Культура и наука Казахстана в ХХ веке»

для 11 класса

Пояснительная записка

История страны состоит из нескольких направлений - политической, экономической истории и истории культуры. Культура - это тот социальный феномен, который лучше всего отражает душу народа, его национальную самобытность и является сутью мирового исторического процесса. Курс «Культура и наука Казахстана в ХХ веке» рассматривает развитие культуры в данную культурно-историческую эпоху, роль культуры в жизни человека. Содержание программы дает возможность реализовать основные цели художественного образования и эстетического воспитания.

Предметом данного курса является изучение истории становления и развития культуры и науки в новейший период, изучение современного состояния образования, искусства и литературы, а так же государственные программы по развитию культуры.

Цель изучения курса:

  1. систематизация, реализация прочного усвоения и развитие имеющихся у учащихся знаний о культуре Казахстана;

  2. дать представление о развитии культуры и науки Казахстана; проследить развитие становления современного казахстанского кино, театра, оперы и балета, литературы, изобразительного искусства, науки;

  3. формирование устойчивого интереса к искусству, способности воспринимать его исторические и национальные особенности;

  4. расширение кругозора учащихся, воспитание патриотизма и формирование активной гражданской позиции подрастающего поколения;

  5. развитие сознательности, уважение к государственным деятелям культуры и понимание ценности национальных традиций.

В соответствии с указанными целями должны быть решены следующие задачи обучения:

  1. повышать познавательные интересы учащихся, использовать приобретенные знания и умения для расширения кругозора, осознанного формирования собственной культурной среды;

  2. показать вклад деятелей культуры Казахстана в мировую сокровищницу культуры;

  3. способствовать процессу социализации личности на основе казахстанского менталитета;

  4. развивать функциональную грамотность учащихся в различных аспектах: общеучебных умений и навыков, наблюдательности, воображения, научной любознательности, интеллекта, эрудиции и культурного уровня, литературной и предметной речи, полиязычия, навыках общения с представителями разных профессий, возрастов и поколений, психологической подготовки к самостоятельной жизни и профессиональной деятельности;

  5. воспитывать чувство патриотизма, активную гражданскую позицию, уважение к истории и культуре казахского народа, а также других народов, проживающих в Казахстане.

В ходе изучения курса учащиеся используют знания из следующих областей: история Казахстана, всемирная история, казахская литература, география, биология, обществознание, культурология, социология, искусство и других предметов.

Объем учебной нагрузки по прикладному курсу «Культура и наука Казахстана в ХХ веке» составляет 1 час в неделю, весго 34 часа в учебном году.

Базовое содержание курса построено на основе Государственного общеобязательного стандарта среднего образования (основного среднего, общего среднего образования) Республики Казахстан.

Формы и методы работы:

Данный курс предполагает использование учителем разнообразия в методике: традиционные уроки, уроки лекции, уроки семинары, уроки практикумы. Работа ведется коллективно, используются групповой и индивидуальный методы работы. Данный курс не исключает подготовку сообщений, рефератов, электронных презентаций.

Базовое содержание учебного предмета

Содержание курса включает следующие темы:

Культура Казахстана в начале ХХ века. (5 часов)

Развитие образования, просвещения, науки, литературы, музыкальной культуры Казахстана. Организация издательского дела в Казахстане. Развитие политической прессы (газета «Казах», журнал «Айкап»).Национальная интеллигенция начала XX века: Букейханов А., Байтурсынов А., Дулатов М. и др.

Развитие культуры Казахстана в 1920-е-1930-е гг. (6 часов)

Ликвидация неграмотности, развитие системы народного образования и политпросвещения. Высшие учебные заведения Казахстана, становление науки, первые научные учреждения в Советском Казахстане. Формирование советской литературы. Изобразительное искусство, музыкальное искусство, театральное искусство, кинематограф в 20-30-х годах ХХ века.

Культура Казахской ССР в период Великой Отечественной войны. (3 часа)

Эвакуация российских вузов и научных учреждений в Казахстан. Деятельность Казахстанского Филиала АН СССР и Комиссии АН СССР по исследованию природных ресурсов Казахстана. Литература, искусство, театр, кино, эвакуация Московской и Ленинградской киностудий в Алматы, становление казахстанской кинематографии, студия «Казахфильм».

Культура в Казахстане 40-60-е годы XX в. (4 часа)

Создание Академии наук КазССР. Роль и место К. Сатпаева в развитии казахстанской науки. Художественная литература. Искусство, театр, кино.

Культура в Казахстане 60-80-е годы XX в. (6 часов)

Народное образование. Обязательное восьмилетнее и среднее всеобщее образование. Наука. Ученые Казахстана и их научные достижения. Литература и искусство. Реабилитация творческого наследия (Ш. Кудайбердиева, А. Байтурсынова, М. Жумабаева, Ж. Аймауытова, М. Дулатова (1988 г.).

Раздел 6. Культурно-духовная жизнь Независимого Казахстана. (8 часов)

Реформирование системы образования. Развитие науки в Республике Казахстан.

Юбилеи великих личностей (Абая, Жамбыла Жабаева, М.Ауэзова, К.Сатпаева). Литература. Музыкальное искусство, театр, киноискусство, другие жанры искусства в конце ХХ века. Всемирный курултай казахов.

Итоговое занятие. (2 часа)

Требования к уровню подготовки учащихся:

Учащиеся должны знать:

  1. о материальном и духовном наследии казахского народа и о своеобразных особенностях его развития;

  2. о крупных изменениях в области культуры в 1920-1930-е годы, понимать значимость этой политики;

  3. особенности развития культуры Казахстана в послевоенный период, в годы затоя;

  4. о культурном строительстве в годы независимости;

Учащиеся должны уметь:

  1. делать выводы и заключения по тематическим основам исторических фактов, явлений, различных мировоззрений в процессе обучения;

  2. характеризовать положение казахской национальной интеллигенции и деятельности ее видных деятелей;

  3. выразить свое мнение о дискуссиях в области культуры;

  4. работать с документами, необходимыми материалами в библиотеках, экспонатами в музеях и применять результаты работы на уроках; использовать материалы периодической печати в учебном процессе;

  5. представлять результаты изучения исторического материала в разнообразных формах - конспектах, рефератах, рецензиях;

  6. осознавать себя представителем исторически сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества, гражданином Республики Казахстан.

Учащиеся должны проявлять:

  1. активную гражданскую позицию, высокие патриотические чувства, готовность к служению своей Родине и защите ее интересов;

  2. уважение к истории, культуре и традициям народов, к памяти о выдающихся людях.

Рекомендованная литература:

  1. Асфендияров С.Д. История Казахстана (с древнейших времен): 2-е издание. - Алма-Ата: Казак университеті, 1993.

  2. Бенигсен А. Ламарьсе-Кельжекей Ш. Пресса и национальное движение среди мусульман России до 1920 года. - Вып. 1. - Алма-Ата, 1990.

  3. История Казахстана: белые пятна. - Алма-Ата, 1991.

  4. История Казахстана: Очерк. - Алматы, 1993.

  5. История Казахстана. Козыбаев М., Нурпеис К.,Жукешев К. 2013, Мектеп

  6. История Казахстана. Т.Турлыгул и др. 2015. Мектеп

  7. История Казахсана. Учебник. З.Кабульдинов, А.Кайыпбаева. 2016, Атамұра

  8. История Казахстана. Учебник. Турлыгул Т., Жолдасбаев С., Кожакеева Л., Жусанбаева Г., 2015, Мектеп

  9. Казахи. Историко-географическое исследование. Алматы: Казахстан, 1995 г.

  10. Козыбаев М.К. История и современность. - Алма-Ата, 1991.

  11. Культурное строительство в Казахстане (1923 - июнь 1941 гг.): Сб. документов материалов. - Алма-Ата, 1985.

  12. Народное образование и наука в Казахской ССР: Ст. сб. - Алма-Ата, 1990.

  13. Республика Казахстан: энциклопедический справочник. Алматы, 1998 г.

  14. Современный Казахстан: цифры и факты. Алматы, 1998 г.

  15. Шеретов С.Г. Новейшая история Казахстана (1985-2002 гг.). Алматы, «Юрист», 2003 г.

  16. Ш.К. Сатпаева, Х.А. Адибаев. Казахская литература. Алматы. "Рауан", 1993.


© 2010-2022