- Преподавателю
- История
- Рабочая программа по теме Средние века
Рабочая программа по теме Средние века
Раздел | История |
Класс | 6 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Антонов В.В. |
Дата | 15.09.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Румянцевская средняя общеобразовательная школа
Истринского муниципального района
«Согласовано» «Утверждаю»
Заместитель директора по УР Директор школы
______________ /Руденко Н.П./ _____________ /Зайцева О.А./
«______»_____________2013г. «_____»______________2013 г .
Рабочая программа
по истории (средние века).
6 класс
Составил:
учитель истории
Антонов В.В.
2015 г.
-
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования по истории, Примерной программы основного общего образования по истории, авторской программы Е. В. Агибаловой «История средних веков» (сб. Программы общеобразовательных учреждений. История. Обществознание 5-11 классы. - М.: Просвещение, 2008). Программа ориентирована на учебник Е. В. Агибаловой, Г. М. Донского (М.: Просвещение, 2010).
Рабочая программа рассчитана на 34 часа (2 часа в неделю, с учетом истории России 34 ч.).
Программа курса охватывает период с конца V по XV вв., от падения Западной Римской империи до начала эпохи Великих географических открытий. Курс дает возможность проследить огромную роль средневековья в складывании основ современного мира, уделяя внимание тем феноменам истории Средних веков, которые так или иначе вошли в современную цивилизацию.
Задача курса - показать самобытные черты средневековья, его непохожесть на современный мир, с тем, чтобы помочь ученикам не судить с высока о давно ушедших веках, а стремиться их понять и с уважением относиться не только к своим, но и к чужим традициям.
Цели курса:
• сформировать у учащихся целостное представление об истории Средних веков как закономерном и необходимом периоде всемирной истории;
• осветить экономическое, социальное, политическое и культурное развитие основных регионов Европы и мира, показать их общие черты и различия;
• охарактеризовать наиболее яркие личности средневековья, их роль в истории и культуре;
• показать возникновение и развитие идей и институтов, вошедших в жизнь современного человека и гражданина (монархия, республика, законы, нормы морали); уделить при этом особое внимание истории мировой религии - христианства и ислама.
-
Требования к уровню подготовки обучающихся
В результате изучения истории ученик должен
знать/понимать
-
основные этапы и ключевые события истории России с древнейших времен до конца XVI в. и истории средних веков; выдающихся деятелей отечественной и всеобщей истории;
-
важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития;
-
изученные виды исторических источников;
уметь
-
соотносить даты событий истории с веком; определять последовательность и длительность важнейших событий;
-
использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, решении различных учебных задач; сравнивать свидетельства разных источников;
-
показывать на исторической карте территории расселения народов, границы государств, города, места значительных исторических событий;
-
рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников; использовать приобретенные знания при написании творческих работ, рефератов;
-
соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий; группировать исторические явления и события по заданному признаку; объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов, выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений; определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий;
-
объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории России и всеобщей истории, достижениям отечественной и мировой культуры;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
понимания исторических причин и исторического значения событий и явлений современной жизни;
-
высказывания собственных суждений об историческом наследии народов России и мира;
-
объяснения исторически сложившихся норм социального поведения;
-
использования знаний об историческом пути и традициях народов России и мира в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности.
-
Учебно-тематический план
2
-
Содержание учебного предмета
Введение. Понятие «средние века». Хронологические рамки и периодизация.
Западная и центральная Европа в V-VIII вв. Великое переселение народов.
Кельты, франки, славяне, тюрки. Образование варварских королевств. Расселение франков, занятия, общественное устройство.
Роль христианства в раннем Средневековье. Христианизация Европы и образование двух ветвей христианства. Создание и распад империи Карла Великого. Образование государств в Западной Европе. Политическая раздробленность. Норманнские завоевания. Ранние славянские государства. Просветители славян - Кирилл и Мефодий.
Средневековое европейское общество.
Сословный строй в средневековой Европе. Феодализм. Власть духовная и светская. Образование двух ветвей христианства - православия и католицизма. Римско-католическая церковь. Фома Аквинский. Монастыри и монахи. Ереси и борьба церкви против их распространения.
Феодальное землевладение. Сеньоры и вассалы. Вассалитет. Европейское рыцарство: образ жизни и правила поведения.
Экономическое развитие Западной Европы. Феодалы и зависимые крестьяне. Крестьянская община. Феодальные повинности. Жизнь, быт и труд крестьян. Средневековый город. Жизнь, быт и труд горожан. Цехи и гильдии.
Византия и арабский мир. Крестовые походы.
Византийская империя: территория, хозяйство, государственное устройство. Императоры Византии.
Племена Аравийского полуострова: расселение, занятия. Возникновение ислама. Мухаммед. Коран. Арабские завоевания в Азии, Северной Африке, Европе.
Крестовые походы и их влияние на жизнь европейского общества. Католицизм, православие, ислам в эпоху крестовых походов. Начало реконкисты на Пиренейском полуострове.
Государства Европы в XIV-XV вв. Образование централизованных государств. Сословно-представи-тельные монархии в Европе.
Генеральные штаты во Франции. Особенности сословно-представительной монархии в Англии. Великая хартия вольностей. Парламент. Священная римская империя.
Кризис европейского средневекового общества в XIV-XV вв.. Столетняя война: причины и итоги. Жанна дАрк. Война Алой и Белой розы. Крестьянские и городские восстания. Жакерия. Восстание Уота Тайлера. Кризис католической церкви. Папы и императоры. Ереси. Гуситское движение в Чехии. Ян Гус.
Страны Азии и Америки в эпоху Средневековья. (V-XV вв.)
Средневековое общество в Индии, Китае.
Китай: распад и восстановление единой державы. Империи Тан и Сунн. Крестьянские восстания и нашествие кочевников. Создание империи Мин. Индийские княжества. Создание государства Великих моголов. Делийский султанат. Средневековая Япония.
Государства Средней Азии в Средние века. Хорезм. Походы Тимура.
Происхождение индейцев Америки. Развитие наиболее мощных государств. Загадки культуры и религии
Культурное наследие Средневековья. Духовный мир европейского средневекового человека. Культурное наследие Средневековья. Быт и праздники. Средневековый эпос. Рыцарская литература. Городской и крестьянский фольклор. Романский и готический стиль в архитектуре, скульптуре и декоративном искусстве.
Развитие науки и техники. Появление университетов. Схоластика. Начало книгопечатания в Европе.
Культурное наследие Византии.
Особенности средневековой культуры народов Востока. Архитектура и поэзия.
Итоговое повторение.
-
Формы проведения аттестации учащихся
Тесты, письменные проверочные работы, исторические сочинения, повторительно-обобщающие уроки.
Итоговая аттестация в форме повторительно-обобщающего урока с использованием тестирования.
-
Календарно-тематическое поурочное планирование
п/п
тема раздела
кол-во час
дата проведения
1
Инструктаж по ТБ в кабинете на уроке. Что изучает история средних веков? Древние германцы
2
Франкское королевство. Христианская церковь
3
Империя Карла Великого. Феодальная раздробленность
4
Западная Европа в 9 - 11 вв.
5
Культура Западной Европы
6-7
Византийская империя в 6 - 11 вв.
2
8
Образование славянских государств
9-10
Арабы в 6 - 11 вв.
2
11-12
Феодалы и крестьяне
2
13-14
Средневековый город
2
15-16
Католическая церковь в 11 - 13 вв. Крестовые походы
2
17
Объединение Франции
18
Начало свободы англичан
19
Столетняя война
20
Крестьянские восстания во Франции и Англии
21
Усиление королевской власти в к. 15 в. во Франции и Англии
22
Реконкиста и образование государства на Пиренейском п - ве
23-24
Феодальная раздробленность в Германии и Италии в 11 - 15 вв.
2
25
Гуситское движение
26
Османская империя в 14 - 16 вв.
27-29
Культура Западной Европы в 11 - 15 вв.
3
30-32
Народы Азии, Африки, Америки в с/в
3
33-34
Повторительно-обобщающий урок:
Наследие с/в в истории человечества
2
-
Список литературы и описание МТБ образовательного процесса:
-
Агибалова Е. В., Донской Г. М. История Средних веков. 6 кл. - М.: Просвещение, 2005.
-
Арасланова О.В., Соловьев К.А. Универсальные поурочные разработки по истории средних веков. 6 класс. - М.: ВАКО, 2007.
-
Максимов И. И. Атлас по истории Средних веков. - М.: Дрофа, 2007.
-
Рабочая тетрадь к учебнику Е. В. Агибаловой и Г. М. Донского / авт. Е. А. Крючкова. - М.: Просвещение, 2005.
-
Оборудование (МТБ)
-
Компьютер, м/м проектор, оверхед, слайдпроектор, экран.
-
Презентации по курсу истории средних веков