Конспект урока по истории России на тему Отмена крепостного права

Раздел История
Класс 8 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Открытый урок "Отмена крепостного права в России. Основные положения реформы 19 февраля 1861 года"

Тип урока: комбинированный.

Цели и задачи:

- образовательные- познакомить учащихся с реформой отмены крепостного права, выяснить ее основные положения, дать оценку реформе

- развивающие: развивать навыки работы с документами, статистическими данными, обобщать материал

- смысловые: создать на уроке условия для переживания судьбы российского крестьянства в период отмены крепостного права

- предметно - действенные: создать условия для самостоятельной работы уч-ся (работа с документом, кроссвордом, опорной схемой)

- актуально - проповедческие: подвести к пониманию драматизма ситуации, сложившиеся в России в 60-е годы XIX в.

Методы: метод создания образа, метод логического анализа, метод смыслового переживания, метод индивидуальной работы

Оборудование: карта, опорная схема, документы, учебники, мультимедийное оборудование

Ход урока.

I Организация начала урока.

II. Интрига - микромодуль мотивационного образа

У - Здравствуйте! Садитесь. Сегодня мы продолжаем говорить о событиях российской истории второй половины XIX века.

- посмотрите, что у меня в руках? (Цепь)

- в чем практическое применение этого предмета? (сдерживать, удерживать, цепочки для украшения, скованность действий, символ рабства)

- Как вы думаете, какое отношение имеет этот предмет к нашему уроку? (цель - символ крепостного права)

- А что такое крепостное право?

Крепостное право - форма зависимости крестьян от помещиков, полное им подчинение.

Учитель - Я, как ,человек, любящий читать, обнаружила у себя на книжной полке книгу с названием, которое меня заинтересовало (показ. книгу Н.А. Некрасова "Кому на Руси жить хорошо?")

Вопрос интересный и актуальный. А самое интересное то, что первыми ее прочитали жители Москвы в 1866, через 5 лет после одного важного события.

Какого? (1861 - год отмены крепостного права)

- А вы можете ответить на этот вопрос, если бы вы жили в то время? Чтобы вы сказали? (крестьянам, т.к. их освободили)

- Хорошо. А что вы бы сказали о положении крестьян, после чтения мною следующих строк:

В каком году - рассчитывай, В какой земле - угадывай, На столбовой дороженьке Сошлись семь мужиков: Семь временно обязанных, Подтянутой губернии, Уезда Терпигорева, Пустопорожней волости, Из смежных деревень - Заплатова, Дырявина, Разутова, Знобилина, Горелова, Неелова - Неурожайка тож. Сошлися - и заспорили: Кому живется весело, Вольготно на Руси?

Уч - ся отвечают.

Учитель - этот вопрос проходит красной нитью по всему произведения.

III. Микромодуль опережающего рационального представления

1) Давайте вспомним, кто и что повлияло на Александра II и способствовало его реформе? (воспитание В.А. Жуковского, путешествие по России в 1837г., охота, "Записки охотника" Тургенева, записка К.Д. Кавелина) 2) - В чем суть записки Кавелина? 3) - Сформулируйте причины отмены крепостного права.

П - низкая производительность крепостного труда Р - отсутствие личной свободы крестьян- препятствовало развитию промышленности

И - крепостное право - угроза общественного спокойствия Ч - крепостное право нечем не отличалось от И - последствия Крымской войны НЫ

4) А как сам Александр II относился к отмене крепостного права? - Он обратился с рескриптом к дворянам 30 марта 1856 года - Что такое рескрипт? (показ рескрипта)

- прочитаем его: "Слухи носятся, что я хочу дать свободу крестьянам; этот не справедливо, и можете сказать это всем направо и налево; но чувство врожденное между крестьянами и их помещиками, и к нес-частью, существует, и от этого было уже несколько случаев непови-новения к помещикам. Я убежден, рано или поздно мы должны к это- му прийти. Я думаю, что вы одного мнения со мною и следовательно, гораздо лучше, чтобы это произошло свыше, нежели снизу …"

- Чего боялся Александр II ? (бунтов, восстаний) - правительство желало в первую очередь узнать мнение помещиков о том, каким образом лучше отменить крепостное право. От помещиков ожидали инициативы в деле в деле подготовки реформы. В итоге помещики Вилен-ской, Ковенской и Гродненской губерний изъявили желание начать обсуж-дение будущей реформы.

Стало очевидно, что впервые в России уже не секретно, а открыто, гласно началось обсуждение проблем отмены крепостного права. Спустя год в губернские комитеты функционировали уже во всех губерниях России.

В начале 1858 г. секретный комитет переименовали в Главный комитет по крестьянскому делу. В ходе обсуждения проектов реформы в губернских комитетах, печати была выработана новая концепция реформы - предлагалось освободить крестьян с земельным наделом. - Как известно крестьяне должны были выполнять 2 вида повинностей. Какие? (барщина и оброк)

- Объясните что это такое?

Барщина - работа на помещика несколько дней в неделю. Оброк - плата крестьянином помещику продуктами или деньгами.

У - Россия с точки зрения географического положения располагается на черноземных и нечерноземных территориях.

Какие были особенности работы крестьян на черноземных (нечерно-земных) землях?

Нечерноземные - оброк, широко развиты неземледельческие промыслы крестьян и работа на земле не являлась основным источником дохода. Черноземье - барщина, плодородная земля высоко ценилась. Помещики получали доход с продажи с/х продукции, выращенной на этой земле.

- как относились помещики этих губерний к освобождению крестьян с землей?

Нечерноземье - положительно. Помещики хотели получить не только за землю, но и за самих крестьян, т.к. стоила не дорого. Черноземье - отрицательно. Помещики хотели получить выкуп за мини-мальный земельный надел и компенсацию за утраченную рабочую силу, за крестьян.

- какие предлагали проекты освобождения?

Нечерноземье - освободить с землей, но выкуп не только за землю, но и за личность крестьянина. Черноземье - освободить крестьян без земли или с очень маленьким наделом за большой выкуп.

(можно предложить выступления от помещиков черноземных губерний и нечерноземных губерний)

IV. Микромодуль смысла (Цель - моральные нормы , их понимание детьми, характеристика личности)

У - Александр I стал инициатором проекта. Но, естественно, он один не мог справиться с этим серьезным и ответственным делом - у него было много помощников.

17 февраля 1859г. - для выработки общего проекта о крестьянах были учреждены редакционные комиссии. В их состав вошли: - Яков Иванович Ростовцев - Николай Алексеевич Милютин - Юрий Федорович Самарин - Владимир Александрович Черкасский

- послушаем о них (выступление учащихся об этих людях)

У - 17 февраля 1861г. Государственный совет принял проект реформы. Решающее значение сыграл голос императора. Через 2 дня, предварительно помолившись, Александр II утвердил все законодательные акты реформы, расписавшись на поднесенных ему бумагах: "Быть по сему, Александр, 1861 года февраля 19- го. Хотя Манифест и другие документы реформы были подписаны 19 февраля, оглашение их было отсрочено на 2 недели.

Почему? Опасаясь народных волнений, Высочайший Манифест был обнародован в Москве и Петербурге в прощеное воскресенье (канун Великого поста), 5 марта путем расклейки печатного текста и оглашения его в церквях.В тот же день на разводе в Михайловском манеже Александр II сам прочитал Манифест, встреченный долго несмолкавшими, восторженными криками "Ура!" "Есть ли в истории европейской, всемирной событие чище, выше, благороднее этого события?... Мы получили равенство… без революции" - так квалифицировал освобождение крестьянства историк Погодин. Сам Александр II сказал близким, что 5 марта - лучший день в его жизни, и действительно, домочадцы никогда не видели его таким радостным. Так пало крепостное право.

У - Но народ отреагировал по - разному. Листовки с текстом Манифеста зачитывались, но не все понимали суть. Давайте попробуем разобраться во основных положениях крестьянской реформы. (раздаются тексты с "положением")

V. Микромодуль действия (практические задачи, их решение)

У - Итак, в чем же суть реформы отмены крепостного права?

Основные положения

реформы

Конспект урока по истории России на тему Отмена крепостного праваКонспект урока по истории России на тему Отмена крепостного праваКонспект урока по истории России на тему Отмена крепостного праваКонспект урока по истории России на тему Отмена крепостного права

1) 2) 3) 4)

Права выкупные наделы и деятельности "свободных платежи повинности мировых

сельских и выкупные посредников

обывателей" операции

(схема)

1) Работа с учебником.

- Всех крестьян стали называть "сельскими обывателями." Назовите, какие права они получили (с. 158-159), какие новые должности появились 2) Работа со схемой.

У - Рассказать по схеме, как проходила выкупная операция.

Выпускная сумма - в 1,5 раза Конспект урока по истории России на тему Отмена крепостного права реальной стоимости земли

20% крестьянин платил сам 80% государственная ссуда

Конспект урока по истории России на тему Отмена крепостного праваКонспект урока по истории России на тему Отмена крепостного праваКонспект урока по истории России на тему Отмена крепостного права

вКонспект урока по истории России на тему Отмена крепостного праваКонспект урока по истории России на тему Отмена крепостного праваКонспект урока по истории России на тему Отмена крепостного праваыплатил не выплатил крестьянин должен возвратить

Конспект урока по истории России на тему Отмена крепостного права

полностью временно - в течении начисление

свободен обязанный 49 лет 6% годовых

(несет феодальные

повинности) выкупные платежи (до 1907 г.)

Задача 1.(решение задачи)

- Для того, чтобы оградить интересы помещиков, было предложено следую-щее: надо за надел заплатить помещику такую сумму, которая, если ее по-ложить в банк, в виде процентов даст владельцу нынешний оброк.

- Раньше каждый крестьянин платил помещику ежегодно оброк

Запишем, х - сумма оброка. После освобождения помещик получать эту сумму х перестал. Деньги за выкупаемую землю крестьянин должен заплатить столько, чтобы, положив их в банк под 6% годовых, помещик мог ежегодно получать прибыль равную сумме оброка. - Чему равен х? х = 6%

- Раньше крестьянин платил оброк примерно, равный 10 рублям. Найдем, сколько должен был заплатить крестьян помещику! 10 р - 6% х р - 100%

х=100%*10 р / 6% = 1000/6 = 166 р 67 коп.

166 р 67 к - столько должен был заплатить крестьянин помещику за землю.

- Землю измеряли в десятинах. Средняя рыночная цена 1 десятины земли в 60 - е годы XIX в. в нечерноземных губерниях была 14,5 р, а средняя цена выкупного надела - 8 десятин

- Узнаем стоимость 8 десятин земли

14,5 р * 8 =116руб. - за эту сумму на рынке можно купить 8 десятин земли.

- а сколько переплачивал крестьянин за землю в результате установленной выкупной операции? 166,67 - 116=50р 67коп. - сумма переплаты.

- Была ли эта сумма справедливой? (нет)

Земля за выкуп предоставлялась не отдельному крестьянину, а общине (одной или нескольким частям селения). Община становилась собственни-ком земли, которую крестьяне сообща распределяли между собой. Отдель-ный крестьянин не мог продать свой надел, а сдать в аренду мог только членам своей же общины. Если крестьянин уезжал жить в город, тот свой надел должен был оставить.

Вывод (запись в тетради):

- 2. В итоге проведения реформы крестьяне получили 33,7 млн. десятин земли, в среднем по 3,4 десятины на душу; по подсчетам экономистов, для обеспечения минимальных потребностей крестьянского хозяйства требовалось в Черноземье - не менее 5 десятин, Нечерноземье - от 6 до 8 десятин Таким образом, более 9/10 бывших помещичьих крестьян не получили этой необходимой нормы.

3. Работа с документом

- При каких условиях шло наделение крестьян землю? (3 условия) - Что было определено в "уставных грамотах"? - Какие повинности должны были нести крестьяне, вышедшие из крепостной зависимости?

VI. Микромодуль актуализации и проповеди

У - Конечно, крестьяне не ожидали такую реформу, они отнеслись к прочтению ее с подозрением. Особый драматизм проявился в - селении Бездна Спасского уезда Казанской губернии

- Кандеевка Керенского уезда Пензенской губернии. (рассказ учителя)

К июню 1861 года крестьянское движение пошло на спад. Но в сердцах и душах крестьян остался осадок… - Так ответьте на вопрос - кому на Руси жить хорошо???

- В этом произведении есть сильные стихотворные строки -

Порвалась цепь великая, Порвалась - расскочилася: Одним концом по барину, Другим по мужику!.. (рвется цепь)

- Как вы понимаете слова Некрасова? - Можно ли сказать, что отмена крепостного права в России - единовременный акт?

А.Н. Некрасов написал: Доля народа, Счастье его, Свет и свобода Прежде всего. Мы же не много Просим у бога: Честное дело Делать умело Силы нам дай! Жизнь трудовая - Другу прямая К сердцу дорога, Прочь от порога, Трус и лентяй! То ли не рай? Доля народа, Счастье его, Свет и свобода Прежде всего!

- Так в чем же счастье крестьянина?

Дома подумайте и скажите - в чем состоит историческое значение главной реформы - реформы отмены крепостного права?

И напишите сочинение - эссе "Кому на Руси жить хорошо?"



© 2010-2022