Рабочая программа по истории 6 класс к учебникам А. А. Данилова, Л. Г. Косулиной

Раздел История
Класс 6 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Календарно-тематическое планирование по истории Средних веков и Истории России


п/п

Тема урока

Кол-во часов

Тип урока

Элементы содержания

Требования к уровню подготовки учащихся

Измерительные формы контроля

д/з

ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ (32 часа)

Глава 1. У истоков средневековой Европы (7 ч.)

1

Введение в Средневековье

1

Вводный урок

Что изучает история Средних веков. Дискуссии ученых о временных границах эпохи Средневековья. Условность термина «Средневековье». Место истории Средних веков в истории человечества. Этапы развития эпохи Средневековья. По каким источникам ученые изучают историю Средних веков.

Исследовать место эпохи Средневековья в истории с помощью ленты времени.

Изучать историческую карту мира Средневековья

Текущий (беседа)

Стр. 5-7, учить конспект в тетради

2

Мир варварства

1

Урок изучения нового материала

Жизнь и быт германских племен. Варварские племена. Обычаи германцев

Показывать на карте территорию расселения германцев, кельтов и славян вдоль границ Римской империи.

Рассказывать об образе жизни, традициях и верованиях варваров.

Устный опрос

§ 1, учить понятия

3

Великое переселение народов. Крушение Западной Римской империи

1

Комбинированный

Великое переселение народов. Конец Западной Римской империи.

Сравнивать действия германцев и гуннов по отношению к Римской империи.

Выявлять различия в образе жизни, отношениях внутри германских племен к IV - V вв.

Называть последовательно причины падения Западной Римской империи.

Фронтальный опрос

§ 2-3, вопросы

4

Входной контроль по курсу «История Древнего мира»

1

Контрольно-обобщающий

Обобщать исторический материал 5 класса.

Выполнять тестовые контрольные задания по истории Древнего мира.

Контрольная работа

5

Франкское королевство

1

Комбинированный

Образование Франкского королевства. Королевская власть при Хлодвиге. Принятие христианства. Распад Франкского государства

Рассказывать о складывании государств у варваров.

Объяснять своеобразие складывания государства у франков.

Пояснять значение христианской религии для укрепления власти Хлодвига.

Обобщать события истории франков и выделять ее этапы.

Устный опрос

§ 4, вопросы

6

Империя Карла Великого

1

Комбинированный

Возникновение империи Карла Великого. Междоусобные войны. Феодальная лестница.

Объяснять причины появления в Европе новой империи в эпоху Средневековья.

Рассказывать с помощью карты о внешней политике Карла Великого

тест

§ 5, учить схему

7

Распад империи Карла Великого

1

Комбинированный

Политическая раздробленность. Распад империи Карла Великого. Вторжение норманнов.

Объяснять причины распада империи Карла Великого.

Называть последствия Верденского раздела.

Ответить на вопрос: в чем причина распада империи Карла Великого

§ 6, к/к

Глава 2. Тысяча лет Византийской истории (2 ч.)

8

Византия в эпоху Юстиниана. «Земные» боги и патриархи

1

Урок изучения нового материала

Юстиниан и его правление. Кодекс Юстиниана. Восстание «Ника». Раскол церкви. Католичество и православие

Показывать на карте местоположение Византии, называть ее соседей.

Объяснять неудачи Юстиниана возродить Римскую империю.

Называть причины раскола византийской церкви.

Оценивать поступки и действия Юстиниана как правителя.

Опрос

§ 7-8, учить конспект

9

Гибель империи

1

Комбинированный

Вторжение сельджуков. Битва при Манцикерте. Взятие Константинополя. Падение Византийской империи

Выделять причины кризиса в Византийской империи.

С помощью карты рассказывать об основных военных действиях против Константинополя.

Называть причины падения Византийской империи.

тест

§ 9, к/к

Глава 3. Арабо-мусульманский мир (3 ч.)

10

Новая вера арабов

1

Урок изучения нового материала

Расселение, занятия арабских племен. Мухаммед и рождение ислама.

Изучать по карте особенности Аравии.

Рассказывать об образе жизни и занятиях жителей Аравийского полуострова.

Сравнивать образ жизни арабов и европейцев.

Называть различия между исламом и христианством.

Опрос

§ 11, учить схему

11

Арабские завоевания

1

Комбинированный

Образование Арабского государства во главе с Мухаммедом. Арабский халифат. Покорение жителей большей части Пиренейского полуострова. Восточный поход. Подчинение Северного Кавказа. Арабский халифат - государство между двух океанов. Багдадский халифат и Харун ар-Рашид. Междоусобицы. Кордовский эмират. Распад халифата.

Рассказывать с помощью карты о территориях, присоединенных к Арабскому государству.

Называть причины междоусобных войн в халифате.

Формулировать причины распада Арабского халифата.

Тест

§ 12, к/к

12

Контрольная работа по теме «Византия. Арабский мир»

1

Контрольно-обобщающий

Систематизировать исторический материал по изученному периоду.

Выполнять тестовые контрольные задания по теме

Тестовая контрольная работа

Глава 4. Феодальное общество Западной Европы (7 часов)

13

Крестьяне и сеньоры

1

Урок изучения нового материала

Три сословия населения. Феодальное землевладение. Повинности крестьян.

Группировать информацию о феодале, крестьянине и их отношениях.

Объяснять, что отношения между земледельцем и феодалом регулировались законом.

Анализировать положение земледельца, его быт и образ жизни.

Опрос

§ 14-15, учить конспект

14

Сеньоры и вассалы

1

Комбинированный

Вассалы и сеньоры. Вассальная пирамида. Обязанности сеньоров и вассалов.

Определять предпосылки, сущность и последствия складывания феодальных отношений.

Характеризовать вассальную пирамиду.

Называть и характеризовать основные повинности крестьян в пользу сеньора.

Тест

§ 16, учить понятия

15

В средневековом замке

1

Комбинированный

Замок феодала. Основные элементы средневекового замка.

Доказывать, что с XI по XIII в. в Европе наблюдался расцвет культуры.

Анализировать роль замка в культуре Средневековья.

Описывать замки на основе материалов, найденных в Интернете.

Опрос

стр. 145-152, сообщения о средневековых замках

16

Рыцарство: легенда и быль

1

Комбинированный

Снаряжение рыцаря. Кодекс чести. Правила поведения рыцарей. Рыцарский турнир. Рыцарь как защитник справедливости и веры.

Рассказывать о воспитании рыцаря, его снаряжении, развлечениях.

Находить информацию об известных рыцарях Средневековья.

Опрос

§ 17, примеры известных средневековых рыцарей

17

Возникновение средневековых городов. Города в борьбе за свободу

1

Урок изучения нового материала

Возникновение городов. Облик средневекового города. Борьба с сеньорами. Коммуны. Зарождение демократических порядков.

Выделять условия возникновения и развития городов.

Объяснять, почему города стремились к самоуправлению.

Описывать облик средневекового города.

Раскрывать систему самоуправления в городе.

Опрос

§ 18-19, учить конспект

18

Ремесло и торговля в средневековой Европе

1

Комбинированный

Городские ремесла и ремесленники. Ремесленные цеха. Гильдии. Торговля и ярмарки. Появление банков.

С помощью карты определять центры ремесла и торговли.

Рассказывать о возникновении ремесленных цехов и купеческих гильдий в Средние века.

Опрос

§ 14-21, подготовка к к/р

19

Контрольная работа №3 по теме «Феодальное общество Западной Европы»

1

Контрольно-обобщающий

Систематизировать исторический материал по изученному периоду.

Выполнять тестовые контрольные задания по теме.

Тестовая контрольная работа

Глава 5. Христианская цивилизация (4 ч.)

20

Католическая церковь и ее служители. Церковь в обществе

1

Урок изучения нового материала

Разделение христианства на католицизм и православие. Белое и черное духовенство. Ереси и преследование ереси. Папство

Объяснять причины раскола христианской церкви на католическую и православную.

Раскрывать причины возникновения ереси.

Опрос

§ 22-23, учить понятия

21-22

Крестовые походы

2

Комбинированный

Призыв папы римского Урбана II в Клермонте. Широкий отклик на призыв в обществе. Крестовые походы и крестоносцы. Цели различных участников Крестовых походов. Различия походов бедноты и феодалов. Последствия Первого крестового похода. Образование крестоносцами государств на Востоке. Объединение мусульман перед угрозой дальнейших завоеваний крестоносцев. Салах ад-Дин и третий крестовый поход. Судьбы похода королей. Четвертый крестовый поход: благочестие и коварство. Разграбление Константинополя. Распад Византии и ее восстановление. Детский крестовый поход. Укрепление королевской власти. Упадок и конец крестоносного движения. Значение и итоги Крестовых походов для Запада и Востока.

Определять по карте путь Крестовых походов, комментировать ее основные события.

Устанавливать связь между Крестовыми походами и стремлением церкви повысить авторитет в обществе.

Объяснять цели различных участников Крестовых походов.

Сравнить итоги Первого, Второго и Третьего крестовых походов.

Находить в Интернете информацию о Фридрихе I Барбароссе, Филиппе II Августе, Ричарде Львиное Сердце.

Тест

§ 24, к/к

23

Школа, наука, университет. Европа соборов

1

Комбинированный

Образование в средние века. Тривиум и квадривиум. Романский стиль и стиль готика.

Рассказывать о средневековом образовании, объяснять его сословный характер.

Раскрывать особенности средневековой культуры.

Выделять особенности средневековых архитектурных стилей.

Тест

§ 25-26, записи в тетради

Глава 6. Государства средневекового Запада. XI - начало XIV в. (3 ч.)

24

Английская монархия: от завоевания до парламента

1

Урок изучения нового материала

Король Англии - Вильгельм Завоеватель, норманнское завоевание. Генрих II Плантагенет и его реформы. Иоанн Безземельный и Великая хартия вольностей - конституция сословно-феодальной монархии. Парламент Англии.

Рассказывать о причинах утверждения нормандской династии на английском троне.

Выявлять новизну реформ Генриха II Плантагенета.

Объяснять причины появления Великой хартии вольностей и ее значение для развития страны.

Характеризовать парламент с позиции сословного представительства.

Тест

§ 27, вопросы

25

Франция на пути к единству

1

Комбинированный

Экономические успехи французского государства. Объединение городов и крестьян-земледельцев, части рыцарства вокруг короля. Поддержка королей церковью. Начало объединении Франции. Филипп II Август. Борьба французского и английского королей за французские территории. Укрепление власти короля. Людовик IX Святой. Конфликт между королем Филиппом IV Красивым и папой римским Бонифацием VIII.

Объяснять причины ослабления крепостничества, освобождения городов от сеньоров, укрепления центральной власти короля.

Отбирать материал для сообщений о Филиппе II Августе, Филиппе IV Красивом и папе римском Бонифации VIII (по выбору).

Опрос

§ 22-28, подготовка к к/р

26

Контрольная работа № 4 по теме «Государства средневекового Запада. XI - начало XIV в.»

1

Контрольно-обобщающий

Систематизировать исторический материал по изученному периоду.

Выполнять тестовые контрольные задания по теме.

Тестовая контрольная работа

Глава 7. Столетия кризиса и обновления (6 ч.)

27

Крестьяне требуют справедливости

1

Урок изучения нового материала

«Черная смерть» и Столетняя война. Положение крестьян. Рост крестьянского недовольства. Жакерия во Франции: ее победы и последствия. Гильом Каль. Ухудшение положения английских крестьян. Джон Болл. Восстание Уота Тайлера в Англии. Итоги и значение восстания.

Устанавливать причинно-следственные связи между затяжной войной и разрастанием недовольства крестьян.

Характеризовать социальные движения: цели, состав участников, основные события, результаты.

Оценивать поступки лидеров восстаний.

Опрос

§ 30, понятия, таблица

28-29

Столетняя война

2

Комбинированный

Повод к войне и ее причины. Готовность к войне, вооруженность армий противников. Основные этапы Столетней войны. От перемирия к победам французов. Карл VII- новый король Франции. Город Орлеан - трагедия и надежда. Партизанская война. Жанна д'Арк. Коронация короля Карла. Суд и казнь Жанны д'Арк. Признание подвига национальной героини. Завершение Столетней войны

Находить и показывать на карте основные места военных сражений.

Рассказывать о причинах войны, готовности сторон, основных этапах.

Объяснять роль города Орлеана в военном противостоянии сторон.

Тест

§ 31-32, схема, к/к

30

Новые монархии

1

Комбинированный

Восстановление Франции после трагедии и военных утрат. Борьба между Людовиком IX и Карлом Смелым. Усиление власти французского короля в конце XV в. Завершение объединении Франции. Установление единой централизованной власти во французском государстве. Междоусобная война Алой и Белой розы в Англии: итоги и последствия. Генрих VII - король новой правящей династии Тюдоров в Англии. Усиление власти английского короля.

Рассказывать о последствиях Столетней войны для Франции и Англии.

Выделять особенности завершения процесса объединения Франции.

Объяснять сущность единой централизованной власти во французском государстве.

Анализировать процессы объединения в Англии и Франции.

Опрос

§ 33, учить схему

31

На пороге новой эпохи. Начало итальянского Возрождения

1

Комбинированный

Возрождение античного наследия. Новое учение о человеке. Гуманизм.

Составлять рассказ-описание по картине художника.

Объяснять значение понятий: гуманизм, Возрождение, гуманист.

Опрос

§ 34-35

32

Промежуточный контроль по курсу «История Средних веков»

1

Контрольно-обобщающий урок

Систематизировать исторический материал по изученному периоду.

Выполнять тестовые контрольные задания по истории Средних веков

Тестовая контрольная работа

ИСТОРИЯ РОССИИ С ДРЕВНЕЙШИХ ВРЕМЕН ДО КОНЦА XVI ВЕКА (34 часа)

Глава I. Русь Древняя (7 часов)

33

Восточные славяне. Соседи восточных славян

1

Урок изучения нового материала

Происхождение и расселение славян. Крупнейшие племенные союзы. Занятия, быт нравы, верования восточных славян. Общественное устройство. Взаимоотношения восточных славян с соседними народами и государствами. Племена Восточной Европы. Тюркский, Аварский и Хазарский каганаты.

Характеризовать на основе исторической карты территорию расселения восточных славян, природные условия, в которых они жили, их занятия.

Описывать жизнь и быт, верования славян.

Объяснять смысл понятий: язычество, вече, народное ополчение, дань, вервь

Опрос

§ 1, вопросы

34

Формирование Древнерусского государства

1

Комбинированный

Предпосылки, причины и значение образования государства у восточных славян. Два центра восточнославянской государственности - Новгород и Киев. Образование Древнерусского государства со столицей в Киеве.

Раскрывать причины и называть время образования Древнерусского государства.

Объяснять смысл понятий: государство, князь дружина, полюдье.

Тест

§ 3, понятия, вопросы

35

Первые киевские князья

1

Комбинированный

Деятельность Олега, Игоря, Ольги по укреплению внутреннего и международного положения Древнерусского государства. Походы князя Святослава.

Показывать на исторической карте территорию Древней Руси, главные торговые пути, крупные города, походы князей.

Систематизировать материал (составлять хронологическую таблицу) о деятельности первых русских князей на основании текста учебника.

Приводить примеры взаимоотношений Древней Руси с соседними племенами и государствами.

Тест

§ 4, понятия, вопросы

36

Владимир Святославич. Принятие христианства.

1

Комбинированный

Начало правления князя Владимира. Причины принятия христианства. Крещение Руси. Русская православная церковь. Значение принятия христианства.

Характеризовать внутреннюю и внешнюю политику Владимира Святославича.

Составлять характеристику Владимира Святославича.

Актуализировать знания из курсов всеобщей истории о возникновении христианства и его основных постулатах.

Давать оценку значению принятия христианства на Руси.

Объяснять смысл понятий: митрополит, епископ.

Выписать значение принятия христианства на Руси

§ 5, к/к, вопросы

37

Расцвет древнерусского государства при Ярославе Мудром.

1

Комбинированный

Борьба за власть сыновей Владимира. Русь при Ярославе Мудром: внутренняя и внешняя политика. Международный авторитет Руси. Хозяйственный и общественный строй Древней Руси. Земельные отношения. Основные социальные слои древнерусского общества. Свободное и зависимое население. Появление вотчин.

Характеризовать политический строй Древней Руси при ярославе Мудром, его внутреннюю и внешнюю политику.

Составлять характеристику Ярослава Мудрого.

Объяснять смысл понятий: наместник, посадник, усобицы, боярин, вотчина, холоп.

Рассказывать о положении отдельных групп населении Древней Руси, используя информацию учебника и отрывки из Русской Правды.

Составить таблицу «Основные слои населения на Руси»

§ 6, понятия, заполнить таблицу

38

Культура, быт и нравы Древней Руси

1

Комбинированный

Особенности культуры Древней Руси. Устное народное творчество. Письменность и грамотность. Литература. Зодчество и изобразительное искусство. Художественное ремесло. Образ жизни князей и бояр. Быт и образ жизни горожан и земледельцев. Развитие городов, ремесел и торговли. Военное дело. Жилище, одежда.

Рассказывать о развитии культуры Древней Руси.

Описывать памятники древнерусского зодчества и древнерусской живописи, предметы декоративно-прикладного искусства.

Объяснять смысл понятий: мозаика, фреска, миниатюра, житие.

Составить таблицу «Культура Древней Руси.

§ 1-8, подготовка к к/р

39

Контрольная работа по теме «Русь Древняя»

1

Контрольно-обобщающий

Систематизировать исторический материал по изученному периоду.

Выполнять тестовые контрольные задания по теме «Русь Древняя»

Контрольная работа

Глава II. Русь удельная в XII - XIII веках (10 часов)

40-41

Начало раздробление Древнерусского государства

2

Урок изучения нового материала

Половецкая угроза и распад союза Ярославичей. Любечский съезд князей. Князь Владимир Мономах. Причины раздробления Древнерусского государства. Характер политической власти в период раздробленности. Владимир Мономах.

Составлять характеристику Владимира Мономаха.

Объяснять смысл понятий: удел, политическая раздробленность.

Называть хронологические рамки периода раздробленности.

Раскрывать причины и последствия раздробленности.

Опрос

§ 9, понятия, вопросы

42-43

Главные политические центры Руси

2

Комбинированный

Владимиро-Суздальское княжество. Освоение Северо-Восточной Руси. Характер княжеской власти в северо-восточных землях. Князья Юрий Долгорукий, Андрей Боголюбский, Всеволод Большое Гнездо.

Новгородская земля и Галицко-волынское княжество. Территория. Природные и хозяйственные особенности Северо-Западной Руси. Особенности социальной структуры и политического устройства Новгородской земли. Особенности географического положения и политического развития Галицко-Волынской Руси.

Показывать на исторической карте территории Владимиро-Суздальского и Галицко-Волынского княжеств, Новгородской земли.

Характеризовать особенности географического положения и социально-политического развития Новгородской земли, Владимиро-Суздальского и Галицко-Волынского княжеств.

Составлять характеристики Юрия, Долгорукого, Андрея Боголюбского и Всеволода Большое Гнездо.

Рассказывать об особенностях политической жизни Новгородской республики.

Заполнить таблицу «Главные политические центры Руси»

§ 10-11, к/к, вопросы

44

Нашествие с Востока

1

Комбинированный

Создание державы Чингисхана. Сражение на р. Калке. Вторжение в Рязанскую землю. Разгром Владимирского княжества. Поход на Новгород. Нашествие на Юго-Западную Русь и Центральную Европу.

Изучать материалы, свидетельствующие о походах монгольских завоевателей (историческую карту, отрывки из летописей, произведений древнерусской литературы и др.)

Объяснять причины успеха монголов.

Тест

§ 12, понятия, вопросы

45

Борьба Руси с западными завоевателями

1

Комбинированный

Походы шведов на Русь. Завоевание крестоносцами Прибалтики. Князь Александр Ярославич. Невская битва. Ледовое побоище.

Рассказывать на основе информации учебника, отрывков из летописей, карт о Невской битве и Ледовом побоище.

Характеризовать значение этих сражений для дальнейшей истории русских земель.

Составлять характеристику Александра Невского.

Выписать значение победы над крестоносцами, тест

§ 13, к/к, вопросы

46

Русь и Золотая Орда

1

Комбинированный

Образование Золотой Орды. Ордынское владычество. Повинности русского населения. Борьба русского населения против ордынского владычества. Последствия ордынского владычества

Объяснять, в чем выражалась зависисомость русских земель от Золотой Орды.

Характеризовать повинности населения.

Объяснять смысл понятий: баскак, ярлык, выход

Выписать последствия ордынского владычества

§ 14, понятия, вопросы

47

Русь и Литва

1

Комбинированный

Формирование Литовско-Русского государства. Характер Литовско-русского государства. Значение присоединения русских земель к Литве.

Показывать на исторической карте территорию Великого княжества Литовского.

Характеризовать политику литовских князей.

Объяснять причины быстрого территориального роста Литвы за счет русских земель.

Характеризовать значение присоединения русских земель к Великого княжеству Литовскому.

Тест

§ 15, понятия, вопросы

48

Культура русских земель в XII - XIII веках

1

Комбинированный

Общерусское культурное единство. Литература. Накопление научных знаний. Зодчество. Живопись.

Давать общую характеристику состояния русской культуры в указанный период.

Выявлять особенности и характеризовать достижения культуры отдельных княжеств и земель.

Характеризовать влияние ордынского нашествия на развитие русской культуры.

Опрос

§ 9-16, подготовка к к/р

49

Контрольная работа по теме «Русь удельная в XII - XIII веках»

1

Контрольно-обобщающий

Систематизировать исторический материал по изученному материалу

Контрольная работа

Глава III. Образование единого русского государства. (10 часов)

50-51

Предпосылки объединения русских земель. Усиление Московского княжества

2

Урок изучения нового материала

Причины и предпосылки объединения русских земель. Борьба Москвы и Твери. Правление Ивана Калиты. Причины возвышения Москвы.

Показывать на исторической карте территорию Северо-Восточной Руси, основные центры собирания русских земель, территориальный рост Московского княжества.

Раскрывать причины и следствия объединения русских земель вокруг Москвы.

Высказывать и аргументировать оценку деятельности Ивана Калиты.

Опрос

§ 17, понятия, вопросы, выписать причины возвышения Москвы

52-53

Москва - центр борьбы с ордынским владычеством Куликовская битва.

2

Комбинированный

Борьба Москвы за политическое первенство. Взаимоотношения Москвы с Золотой Ордой и Литвой. Куликовская битва и ее значение. Поход на Русь хана Тохтамыша

Рассказывать о Куликовской битве на основе учебника, отрывков из летописей, исторической карты.

Оценивать роль Дмитрия Донского.

Тест

§ 18, понятия, вопросы

54

Московское княжество и его соседи в конце XIV - середине XV в.

1

Комбинированный

Василий I. Династическая война. Распад Золотой Орды. Союз Литвы и Польши. Грюнвальдская битва.

Показывать на исторической карте рост территории Московской Руси.

Характеризовать политику Василия I, отношения Москвы с Литвой и Ордой.

Объяснять причины и последствия феодальной войны, причины победы Василия II Темного.

Оценивать значение и последствия польско-литовской унии и Грюндвальдской битвы для судеб Центральной Европы.

Тест

§ 19, понятия, вопросы

55

Создание единого русского государства и конец ордынского владычества.

1

Комбинированный

Конец ордынского ига. Иван III. Присоединение Новгорода к Москве. Присоединение Твери. Василий III. Завершение объединения русских земель.

Указывать хронологические рамки процесса становлении единого Русского государства.

Показывать на исторической карте процесс превращении Московского великого княжества в Русское государство.

Объяснять значение создания единого Русского государства.

Опрос

§ 20, понятия, вопросы

56-57

Московское государство в конце XV - начале XVI века.

2

Комбинированный

Усиление великокняжеской власти. Местничество. Система кормлений. Ограничение свободы крестьян. Зарождение феодально-крепостнической системы.

Выявлять на основе текста учебника изменения в политическом строе Руси, системе управления страной.

Составлять характеристику Ивана III.

Сравнивать вотчинное и поместное землевладение.

Изучать отрывки из Судебника 1497 г. И использовать содержащиеся в них сведения в рассказе о положении крестьян

Объяснять смысл понятий: Боярская дума, кормление, местничество, пожилое, поместье

Опрос

§ 21, к/к

58

Церковь и государство в конце XV - начале XVI века

1

Комбинированный

Изменения в положении Русской православной церкви. Монастыри. Ереси. Нестяжатели и иосифляне. Теория «Москва - Третий Рим»

Раскрывать роль православной церкви в становлении российской государственности.

Характеризовать взаимоотношения церкви с великокняжеской властью.

Объяснять значение выражения «Москва - Третий Рим».

Давать оценку роли выдающихся религиозных деятелей (Иосиф Волоцкий, Нил Сорский) в истории Московской Руси.

Тест

§ 17-22, подготовка к к/р

59

Контрольная работа по теме «Объединение Руси»

1

Контрольно-обобщающий

Систематизировать исторический материал по изученному материалу

Глава IV. Русское государство во времена Ивана IV Грозного (7 часов)

60-61

Начало правления Ивана IV. Реформы Избранной рады.

2

Урок изучения нового материала

Боярское правление. Венчание Ивана IV на царство. Восстание 1547 г. Избранная Рада. А.Адашев. Судебник 1550 г. реформы центрального и местного управления. Стоглавый собор. Военные реформы.

Характеризовать социально-экономическое и политическое развитие Русского государства в начале XVI в.

Объяснять причины и значение принятия Иваном IV царского титула.

Характеризовать основные мероприятия и значение реформ 1550-х гг.

Объяснять значение понятий: централизованное государство, приказы, Земский собор, стрелецкое войско, дворяне.

Опрос

§ 23, заполнить таблицу

62

Внешняя политика Ивана IV.

1

Комбинированный

Внешнеполитические успехи России в 50-е гг. XVI в. Присоединение Казанского и Астраханского ханств. Поход Ермака. Ливонская война

Использовать историческую карту для характеристики роста территории Московского государства, хода Ливонской войны, похода Ермака.

Объяснять, какие цели преследовал Иван IV, организуя походы и военные действия на южных, западных и восточных рубежах Московской Руси.

Характеризовать причины успехов Руси в Поволжье и Сибири и неудачи в Ливонской войне.

тест

§ 24, выписать итоги Ливонской войны

63

Опричнина

1

Комбинированный

Обострение внутриполитической борьбы в начале 60-х гг. Падение Избранной рады. Поход на Новгород. Опричнина.

Объяснять причины, сущность и последствия опричнины.

Определять свое отношение к опричному террору на основе анализа документов, отрывков из работ историков.

Составлять характеристику Ивана IV Грозного.

Представлять и обосновывать оценку итогов правления Ивана Грозного.

Объяснять значение понятий: заповедные лета. Крепостное право

тест

§ 25, к/к

64

Просвещение, устное народное творчество, литература, архитектура, живопись, быт в XIV - XVI вв.

1

Комбинированный

Особенности развития русской культуры в XIV - XVI веках. Просвещение. Начало книгопечатания. Русская живопись. Быт, нравы. Города. Одежда. Еда.

Составлять таблицу достижений культуры Руси в XIV - XVI вв.

Описывать памятники культуры на основе иллюстраций учебника, материалов, найденных в Интернете.

Характеризовать основные жанры религиозной и светской литературы, существовавшие в России в XIV - XVI вв.

Описывать быт различных слоев населения, опираясь на иллюстрации учебника, материалы, найденные в Интернете.

Рассказывать о нравах и быте русского общества XIV - XVI вв.

Составить таблицу «Русская культура и быт в XIV - XVI вв.»

§ 26-28

65

Итоговая контрольная работа

1

Контрольно-обобщающий

Систематизировать исторический материал по изученному материалу.

Выполнять тестовые контрольные задания

Контрольная работа

66

Повторение

1

Повторительно-обобщающий урок

Систематизировать исторический материал по изученному материалу.

Устное собеседование

67

Резерв


68

Резерв


69

Резерв


70

Резерв



© 2010-2022