«НАЧАЛО ПРАВЛЕНИЯ ДИНАСТИИ РОМАНОВЫХ» конспект урока истории Отечества, 8 класс

Раздел История
Класс 8 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ДАТА:

КЛАСС: 8

ТЕМА:

«НАЧАЛО ПРАВЛЕНИЯ ДИНАСТИИ РОМАНОВЫХ»

ЦЕЛЬ:

Формирование представлений у учащихся о правлении Российским государством первых двух царей династии Романовых.

ЗАДАЧИ:

  • Дать характеристику первому царю династии Романовых; показать, что Михаил Фёдорович сделал всё, чтобы восстановить мир и спокойствие в стране; показать, что царь Алексей Михайлович, прозванный в народе «Тишайший», укрепил власть царя;

  • Коррекция и развитие зрительной памяти на основе упражнений в узнавании Романовых;

  • Воспитывать у учащихся интерес к изучению прошлого своего Отечества.

ОСНОВНЫЕ ЗНАНИЯ:

1613 г. - начало правления династии Романовых; укрепление царской власти

ТЕРМИНЫ, ПОНЯТИЯ:

Соляный бунт, Медный бунт

ОБОРУДОВАНИЕ:

Карточки с заданиями, «Лента времени»,

ТИП УРОКА:

Комбинированный


ХОД УРОКА

  1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

  • Приветствие учащихся

  • Проверка готовности учащихся к уроку

  • 5 - ти минутное чтение

  1. АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ

Учитель:

Откройте тетради и запишите дату и классная работа. Сейчас ребята проведем диктант дат. (1 УЧАЩИЙСЯ У ДОСКИ)

1256 г. 1721 г. 1987 г. 1900 г.

Учащиеся:

ПРОВЕРКА С ЗАПИСИ НА ДОСКЕ

Учитель:

Сейчас вам нужно определить по году - половину века и век. (1 УЧАЩИЙСЯ У ДОСКИ)

1256 г.- 2 половина XIII века 1721 г.- 1 половина XVIII века

1987 г. - 2 половина XX века 1900 г. - 2 половина XIX века

Учащиеся:

ПРОВЕРКА С ЗАПИСИ НА ДОСКЕ

Учитель:

Вспомните, какую тему изучали на прошлом уроке?

Учащиеся:

На прошлом уроке изучали тему «Семибоярщина. Освобождение страны от иноземных захватчиков».

Учитель:

Что такое Семибоярщина? (ВЫБРАТЬ ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ)

Власть семи знатных бояр

Название документа

Учащиеся:

Семибоярщина - это власть семи знатных бояр

Учитель:

Чьи интересы защищала Семибоярщина? (ВЫБРАТЬ ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ)

Интересы польского короля

Интересы народа

Свои интересы с помощью поляков

Учащиеся:

Семибоярщина защищала свои интересы с помощью поляков.

Учитель:

В чем проявилось предательство бояр?

Учащиеся:

Бояре решили отдать Россию под власть польского короля.

Учитель:

Кто организовал народное ополчение?

Учащиеся:

Народное ополчение возглавил купец Козьма Минин.

Учитель:

Кто возглавил войско?

Учащиеся:

Войско возглавил князь Дмитрий Пожарский.

Учитель:

Когда произошло освобождение страны от иноземных захватчиков?

Учащиеся:

Освобождение страны от иноземных захватчиков произошло в 1612 году.

  1. СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ УРОКА

Учитель:

Благодаря героизму русских людей Россия в 1612 году освобождена от иноземных захватчиков. Руководители народного ополчения Козьма Минин и Дмитрий Пожарский смогли поднять людей на борьбу с врагом в самое трудное время для нашей Родины. Российское государство находилось тогда на краю гибели, потому что боярское правительство предало страну, передав ее под власть поляков. Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с началом правления новой царской династии. Запишите тему урока.

Тема урока: «НАЧАЛО ПРАВЛЕНИЯ ДИНАСТИИ РОМАНОВЫХ»

Учащиеся: (записывают тему урока)

  1. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

Учитель:

При изучении новой темы нам сегодня встретятся новые выражения - Соляный бунт, Медный бунт

СЛОВАРНАЯ РАБОТА:

«СОЛЯНОЙ БУНТ» - НЕДОВОЛЬСТВО ЛЮДЕЙ ПОВЫШЕНИЕМ ЦЕНЫ НА СОЛЬ

«МЕДНЫЙ БУНТ» - НЕДОВОЛЬСТВО ЛЮДЕЙ ЗАМЕНОЙ СЕРЕБРЯНЫХ ДЕНЕГ МЕДНЫМИ.

Учитель:

С освобождением столицы предстояло восстановить в России государственную власть, избрать нового царя. В ноябре 1612 года Минин и Пожарский разослали извещения о созыве Земского собора. В январе 1613 года в Москве собрались представители от дворян, бояр и духовенства, казаков и стрельцов, а также посланцы 50 городов. Всего в работе Земского собора приняло участие примерно 700 человек. Около двух месяцев обсуждался вопрос о выборе нового царя. Сразу же были отклонены кандидатуры иностранцев. После жарких споров царём был избран 16 летний Михаил Фёдорович Романов, сын тушинского патриарха Филарета, родственник по материнской линии царя Фёдора Ивановича. Михаил был юношей болезненным и добрым. Любил цветы и другие растения. Много времени проводил в молитвах, любил слушать звон колоколов. Михаил поклялся, что страной будет управлять вместе с Земским собором и Боярской думой. Клятву он сдержал и не одного государственного решения не принял, не посоветовавшись с земцами или боярами. Так в 1613 году началось правление новой царской династии Романовых.

ЗАПИСЬ В ТЕТРАДИ:

1613 ГОД - НАЧАЛО ПРАВЛЕНИЕ ЦАРСКОЙ ДИНАСТИИ РОМАНОВЫХ

За годы царствования Михаил Романов навел в стране порядок: все самозванцы были казнены, остатки отрядов иноземных захватчиков из страны были изгнаны, началось восстановление разрушенных городов, в России прекратилась Смута и люди вернулись к мирному труду - начали сеять поля, разводить скот, ремесленники вернулись в свои дома и стали заниматься ремёслами. закончилась вражда между боярскими и дворянскими родами. В стране восстановился мир и спокойствие.

ЗАПИСЬ В ТЕТРАДИ:

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МИХАИЛА РОМАНОВА

  1. КАЗНЕНЫ САМОЗВАНЦЫ

  2. ОСТАТКИ ИНОЗЕМНЫХ ЗАХВАТЧИКОВ ИЗГНАНЫ ИЗ СТРАНЫ

  3. ВОССТАНОВЛЕНИЕ РАЗРУШЕННЫХ ГОРОДОВ

Учитель:

В 1645 году Михаил Романов умер и после его смерти царём стал его сын Алексей Михайлович.

ЗАПИСЬ В ТЕТРАДИ:

1645 ГОД - СМЕРТЬ ЦАРЯ МИХАИЛА РОМАНОВА

Учитель:

Кто был первым царём из династии Романовых?

Учащиеся:

Первым царём из династии Романовых стал Михаил Романов.

Учитель:

Когда началось правление династии Романовых?

Учащиеся:

Правление династии Романовых началось в 1613 году.

Учитель:

Дайте характеристику Михаилу Романову.

Учащиеся:

Михаил Романов был болезненным молодым человеком, но очень добрым. Любил цветы и растения. Молодой Михаил Романов проводил много времени в молитвах и любил слушать звон колоколов. В начале своего правления он пообещал, что не будет принимать ни одного государственного решения без Земского собора и Боярской думы. Слово свое сдержал.

Учитель:

Что предпринял Михаил Фёдорович для наведения порядка?

Учащиеся:

Для наведения порядка Михаил Фёдорович навел в стране порядок: все самозванцы были казнены, остатки отрядов иноземных захватчиков из страны были изгнаны, началось восстановление разрушенных городов, в России прекратилась Смута.

Учитель:

Кто стал царём после смерти Михаила Фёдоровича?

Учащиеся:

После смерти Михаила Фёдоровича царём стал его сын Алексей Михайлович.

ЗАПИСЬ В ТЕТРАДИ:

1645 г. - НАЧАЛО ПРАВЛЕНИЯ АЛЕКСЕЯ МИХАЙЛОВИЧА РОМАНОВА

Учитель:

Сейчас при работе с текстом учебника на стр. 86 - 87 вам нужно найти слова которые дали бы характеристику Алексею Михайловичу. (СОНЯ ПОДЧЁРКИВАЕТ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ, КОТОРЫЕ ХАРАКТЕРИЗУЮТ Алексея Михайловича)

РАБОТА С ТЕКСТОМ УЧЕБНИКА СТР. 86 - 87

Учитель:

Дайте характеристику Алексею Михайловичу.

Учащиеся:

Алексей Михайлович был образованным человеком. Его с раннего детства готовили к управлению государством: обучали разным наукам. Когда подрос начал сочинять книги. Многие документы сочинял сам, и не доверял их писать подчинять. Человеком Алексей Михайлович был добрым и скромным. Относился с любовью к бедным и нищим людям. Стремился к тишине и покою в государстве.

Учитель:

Когда стал царём Алексей Михайлович?

Учащиеся:

Алексей Михайлович стал царём в 1645 году.

Учитель:

Определите век и половину века.

Учащиеся:

1645 год - это первая половина XVII века

Учитель:

Алексей Михайлович во время своего правления старался не ссориться с боярами, включая их в состав Боярской думы. Со временем состав Боярской думы стал около 100 думцев. Принять правильное решение при таком составе стало невозможным. И тогда Алексей Михайлович решил образовать «малую» думу, в которую было включено несколько знатных бояр, с которыми он и советовался при решении важных решений.

Из-за украинских земель Алексей Михайлович начал войну с Польшей, итогом в 1654 году в состав Российского государства была принята часть Украины. Польша недовольная потерей украинских земель воевала с Россией еще 13 лет.

Государственная казна из-за войны была полностью опустошена. И тогда царь по совету «малой» Боярской думы решил пополнить казну за счёт увеличения налога на соль. И после увеличения налога на соль - соль можно было купить только в царских лавках и по очень высокой цене. А соль то нужна была жителям государства и для приготовления пищи, и для соления рыбы, грибов, капусты. Высокая цена на хлеб привела к увеличению цены на хлеб, таким образом простые люди не могли приобрести ни соль, ни хлеб из-за высокой цены. Естественно такое положение дел вызвало недовольство горожан. И в Москве начался «Соляной бунт». Люди ворвались в Кремль, окружили царя и потребовали наказать бояр, которые посоветовали повысить цену на соль. Царь испугался напора горожан и приказал выдать толпе несколько бояр. Горожане тут же их и растерзали.

Не пополнив казну за счёт увеличения цены на соль, царь по совету бояр пополнить казну другим способом: приказал чеканить монеты не из серебра, а из меди. (медь дешевле, чем серебро). Многие торговцы отказывались принимать медные деньги и поэтому простые люди не могли ничего купить. Народ опять взбунтовался. Так начался «Медный бунт». В Москве собралась толпа недовольных людей и опять отправилась к царю за справедливостью. Много людей погибло, т.к. толпу горожан встретило стрелецкое войско огнем из оружия. Царь был вынужден отменить чеканку медных денег.

Учитель:

Почему в Москве начался «Соляной бунт»?

Учащиеся:

«Соляной бунт» в Москве начался из-за того что царь повысил налог на соль.

Учитель:

Из-за чего начался Медный бунт?

Учащиеся:

Медный бунт в Москве начался из-за того, что царь приказал чеканить монеты не из серебра, а из меди. А медные деньги многие торговцы не принимали.

Учитель:

Сегодня на уроке мы с вами познакомились, как протекало правление двух первых царей из династии Романовых: Михаила Фёдоровича и Алексея Михайловича. За время правления этих царей была расширена территория Российского государства за счёт присоединения Украины. Укрепилась царская власть - все реже и реже на заседания собирались и Земский собор и Боярская дума. Управлять страной царь стал практически единолично.


  1. ЗАКРЕПЛЕНИЕ

Учитель:

Ребята о чем говорили сегодня на уроке?

Учащиеся:

Сегодня на уроке мы говорили о начале правления династии Романовых

Учитель:

Когда начала править новая династия Романовых?

Учащиеся:

Династия Романовых начала править в 1613 году

Учитель:

Почему Алексея Михайловича прозвали «Тишайшим»?

Учащиеся:

Алексея Михайловича прозвали «Тишайшим» за то, что он стремился к тишине и покою в государстве.

Учитель:

Какие важные события произошли в годы правления Алексея Михайловича?

Учащиеся:

В годы правления была война с Польшей, «Соляной бунт» и «Медный бунт»

  1. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ

А сейчас давайте подведем итоги вашей работы на уроке:



  1. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

I ГРУППА - СТР. 85 - 88 , ЧИТАТЬ, ОТВЕТИТЬ НА 3 ВОПРОС СТР. 88

II ГРУППА - СТР. 85 - 88 , ЧИТАТЬ, ОТВЕТИТЬ НА 4 ВОПРОС СТР. 88

III ГРУППА - СТР. 85 - 88 , ЧИТАТЬ, ОТВЕТИТЬ НА 1 ВОПРОС СТР. 88





1613 год - НАЧАЛО ПРАВЛЕНИЯ ЦАРСКОЙ ДИНАСТИИ РОМАНОВЫХ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МИХАИЛА РОМАНОВА



  1. КАЗНЕНЫ САМОЗВАНЦЫ



  1. ОСТАТКИ ИНОЗЕМНЫХ ЗАХВАТЧИКОВ ИЗГНАНЫ ИЗ СТРАНЫ



  1. ВОССТАНОВЛЕНИЕ РАЗРУШЕННЫХ ГОРОДОВ


1645 год - СМЕРТЬ ЦАРЯ МИХАИЛА РОМАНОВА




1645 г. - НАЧАЛО ПРАВЛЕНИЯ АЛЕКСЕЯ МИХАЙЛОВИЧА РОМАНОВА


© 2010-2022