Разработка урока по истории по теме Вавилонский царь Хаммурапи и его законы (5 класс)

Раздел История
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок по теме «Вавилонский царь Хаммурапи и его законы»

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Цели урока: создать условия для формирования представлений о законах царя Хаммурапи.

Задачи:

Образовательные:

  • Сформировать представление о законотворческой деятельности царя Хаммурапи, о роли законов в Вавилонском царстве.

  • Показать особенности законов, их социальную направленность.

  • На примере действия законов отработать понятия «государство», «закон».

Развивающие:

  • Формировать представления обучающихся о причинах и последствиях создания свода законов в Вавилонском царстве.

  • Развивать умения применять знания в новой учебной ситуации.

  • Отрабатывать навыки самостоятельной работы.

  • Совершенствовать навыки исследовательской деятельности, умение работать в группе, сотрудничать, умение анализировать отдельные статьи законов, делать выводы.

Воспитательные:

  • Формировать собственную позицию к историческим событиям и явлениям.

  • Давать нравственную оценку законам Хаммурапи.

  • Воспитывать чувство уважения к историческому прошлому древних цивилизаций.

Формируемые универсальные учебные действия:

  • Личностные УУД: ориентировать обучающихся на умение организовывать свою деятельность на уроке, на понимание причин успеха в учебе.

  • Познавательные УУД: через самостоятельную исследовательскую работу со статьями законов путем анализа и логических выводов решить проблему «справедливости» законов Хаммурапи и важности законов Хаммурапи как исторического источника, дающего представления о жизни людей более 37 веков назад.

  • Регулятивные УУД: умения корректировать свои действия.

  • Коммуникативные УУД: уметь работать в группе, сотрудничать, общаться, анализировать деятельность в группе.

Формы организации обучения:

  • фронтальные;

  • групповые;

  • лабораторная работа.

Оборудование:

  • Карта «Древний Восток. Египет и Передняя Азия».

  • Карточки для индивидуальной работы.

  • Пакеты документов для лабораторной работы.

  • Презентация к уроку.

Ход урока

1 этап: организационный (1 минута).

2 этап: актуализация знаний (7 минут).

Учитель: ребята, с какой страной мы познакомились на прошлом уроке? Как еще называют эту страну? А пока мы будем вспоминать, что мы знаем об этой стране, 5 человек поработают по карточкам на местах.

Учащиеся: Месопотамия, Двуречье, Междуречье.

Учитель: покажите на карте Месопотамию и опишите географическое положение.

Учащиеся работают по карте.

Учитель: сравните природные условия Месопотамии и Древнего Египта? Что было общего и различного?

Учитель: а теперь давайте проверим, как справились с заданиями ваши товарищи.

Задание: у народов Междуречья были распространены такие поговорки и пословицы: «Бедняк в долг занимает - себе забот наживает», «Бедняк съедает свое серебро», «Не все семьи бедняков одинаково покорны», «У слуги, приставленного к одежде хозяина, одежда всегда грязна».

- Кто, по-вашему, создал эти пословицы - бедные или богатые? Какие выводы можно сделать на основании этих пословиц. Свои ответы докажите. (Если человек брал в долг, то он попадал в зависимость от господина, так урожай у него мог не уродиться.)

3 этап: постановка цели (3 минуты)

Учитель: ребята, мы с вами хорошо поработали. А можем мы прямо сейчас закончить урок и выйти просто так погулять? Нет. А почему? Существуют определенные правила, по которым работает школа. По определенным правилам живет и каждая страна. Как называют эти правила? Законы. А что такое закон?

Закон - утвержденные государством правила поведения людей, за нарушение которых полагается наказание.

На сегодняшнем уроке мы будем знакомиться с государством, которое впервые дало нам первый свод записанных законов. Эта страна - Вавилония. Она существовала с начала 2 тыс. до 539 г. до н.э. на юге Месопотамии (на юге современного Ирака). Расцвет Вавилонии пришелся на период царствования Хаммурапи. Кто это такой? Почему законы Хаммурапи являются важнейшим историческим источником, на основе которого можно узнать о жизни людей более 37 веков назад?

4 этап: открытие нового знания (работа в группах) - 25 минут

1) Возвышение Вавилона (работа с текстом учебника, стр. 55-56).

Хаммурапи - 6-й царь Вавилона, правил в 1792 - 1750 гг. до н.э., 15 лет вел непрерывные войны и завоевал все Междуречье. Царем четырех стран света именовал он себя. Больше, чем завоеваниями, Хаммурапи прославился своими законами.

2) Законы Хаммурапи (работа с иллюстрациями на стр. 57-59).

Древневавилонский памятник юридической мысли и письменности был найден в конце 1901 г. французской археологической экспедицией под руководством Ж. де Моргана при раскопках на месте, где в древности находились Сузы, столица Эламского царства, восточного соседа Вавилонии.

Стела с законами Хаммурапи представляет собой столб из черного базальта. В верхней части его лицевой стороны вырезаны фигуры, изображающие царя Хаммурапи, стоящего перед богом солнца Шамашем, восседающем на троне. Шамаш, покровитель правосудия, вручает царю судейский жезл и обруч.

Внизу и на обратной стороне столба высечен длинный клинописный текст законов. Кодекс законов содержит 282 статьи, но на столбе сохранилось 247 статей, 35 статей выскоблены, очевидно, по приказу эламского царя. Уничтоженная часть восстановлена благодаря различным копиям текста. Законы хранятся в Луврском музее в Париже.

3) Что можно узнать из законов Хаммурапи (работа в группах с источниками)

1 группа «Юные экономисты»

Вопросы.

1. Что составляло основу хозяйства Вавилонии, судя по законам Хаммурапи?

2. Какой труд поощряли законы?

3. Можно ли утверждать, что приведенные законы поощряли частную собственность?

Статья 42. Если человек арендует поле для обработки и не вырастит на нем хлеб, то его должно изобличить в том, что он не делал необходимой работы в поле, и он должен отдать хозяину поля хлеб, как и его соседи.

Статья 53. Если человек поленится крепить плотину своего поля, и вследствие того, что плотина не была укреплена им, в его плотине произойдет прорыв, а водой будет затоплена возделанная земля общины, то человек, в плотине которого произошел прорыв, должен возместить хлеб, который он погубил.

Статья 59. Если человек срубит в саду человека дерево без ведома хозяина сада, то он должен отвесить ½ мину серебра.

Статья 99. Если человек даст человеку серебро в порядке товарищества, то прибыль или убыток, который будет, они должны перед богами разделить поровну.

Статья 117. Если человек имеет на себе долг и отдаст за серебро или даст в долговую кабалу свою жену, своего сына или свою дочь, то они должны служить в доме их покупателя или заимодавца три года; на четвертый год должно отпустить их на свободу.

Статья 122. Если человек отдаст человеку на хранение серебро, золото или что бы то ни было, то он должен предъявить свидетелям все, сколько он отдает, заключить договор и может отдать на хранение.

Статья 233. Если строитель построит человеку дом и не укрепит свою работу так, что стена обрушится, то этот строитель должен починить стену за собственное серебро.

Статья 245. Если человек наймет быка и причинит ему смерть небрежностью и побоями, то он должен хозяину возместить быка за быка.

Статья 274. Если человек нанимает какого-либо ремесленника, то плату…5 ше (0,05 г) серебра, плату землекопа, портного, камнереза, кузнеца, столяра, кожевника, плотника, строителя, в день он должен платить.

2 группа «Социологи»

Вопросы.

1. На какие группы делилось население Вавилонского царства?

2. Что умели делать жители этой страны?

3. Если человек не имеет средств к существованию, как он может выйти из этого положения?

4. Можно ли утверждать, что различные слои населения занимали неравное положение в Вавилонском царстве?

Статья 7. Если человек купит из руки сына человека (полноправный житель Вавилонского царства) или из руки раба человека без свидетелей и договора или возьмет на хранение либо серебро, либо золото, либо раба, либо рабыню, либо вола, либо овцу, либо осла, либо что бы то ни было, то этот человек - вор, его должно убить.

Статья 274. Если человек нанимает какого-либо ремесленника, то плату…5 ше (0,05 г) серебра, плату землекопа, портного, камнереза, кузнеца, столяра, кожевника, плотника, строителя, в день он должен платить.

Статья 48. Если человек имеет на себе процентный долг, а Адад затопил его поле, или наводнение унесет жатву, или вследствие засухи в поле не вырастит хлеб, то он может в этом году хлеб своему заимодавцу не возвращать и уничтожить свой документ, также и проценты на этот год он может не отдавать.

Статья 205. Если раб человека ударит по щеке кого-либо из людей, то должно отрезать ему ухо.

Статья 26. Если редум или баирум (категории воинов), которому приказано выступить в царский поход, не пойдет, или наняв наемника, пошлет его в замену себя, то этого редума или баирума должно убить; нанятый им может забрать его дом.

Статья 15. Если человек выведет за городские ворота раба дворца, или рабыню дворца, или раба мушкенума (свободного гражданина), или рабыню мушкенума, то его должно убить.

3 группа «Юные адвокаты»

Вопросы.

1. Докажите, что законы Хаммурапи защищали права детей.

2. Как были защищены права приемных детей?

3. Докажите, что законы Хаммурапи требовали от детей уважения к своим родителям.

Статья 168. Если человек вознамерится изгнать своего сына и скажет судьям: «Я изгоню своего сына», то судьи должны исследовать дело, и если сын не совершил тяжкого греха (достаточного) для лишения его наследства, то отец не может лишить его наследства.

Статья 169. Если он совершил по отношению к отцу тяжкий грех, достаточный для лишения его наследства, они должны на первый раз простить его; если же он совершил тяжкий грех во второй раз, то отец может лишить своего сына наследства.

Статья 185. Если человек усыновит малолетнего, находившегося в пренебрежении, и вырастит его, то этот воспитанник не может быть потребован обратно по суду.

Статья 186. Если человек усыновит малолетнего и, лишь когда его усыновили, он узнает своего отца и свою мать, то этот воспитанник может вернуться в дом своего отца.

Статья 190. Если человек вырастит малолетнего, которого он усыновил, но не причислит его к своим детям, то этот воспитанник может вернуться в дом своего отца.

Статья 191. Если человек вырастит малолетнего, которого он усыновил, но создаст свой дом и потом получит детей и вознамерится изгнать воспитанника, то этот сын не должен уйти с пустыми руками: отец, вырастивший его, должен дать ему из своего достояния 1/3 наследственной доли, и тогда тот может уйти; из поля, сада и дома он может не давать ему ничего.

4 группа «Юные судьи»

Вопросы.

1. За какие преступления предусматривалась смертная казнь?

2. Докажите, что закон не делал различия между рабами и другим имуществом.

3. Все ли были равны перед законом?

4. Хаммурапи считал свои законы «справедливыми» и «превосходными». Согласны ли вы с этим?

Статья 1. Если человек станет обличать под клятвой человека, бросив на него обвинение в убийстве, и не докажет этого, то обличавшего должно убить.

Статья 2. Если человек выступит в судебном деле для свидетельствования о преступлениях и не докажет сказанных им слов, то, если это судебное дело о жизни, этого человека должно убить.

Статья 6. Если человек украдет достояние бога или дворца, то этого человека должно убить, а также того, кто примет из его рук украденное, должно убить.

Статья 14. Если человек украдет малолетнего сына человека, то его должно убить.

Статья 21. Если человек сделает пролом в доме, то перед этим проломом его должно убить и зарыть.

Статья 22. Если человек свершит грабеж и будет схвачен, то его должно убить.

Статья 23. Если человек украл осла, овцу или раба, он - вор и его должно убить.

Статья 24. Если человек причинит смерть чужому рабу, он должен отдать раба за раба.

Статья 25. Если человек ударит по щеке равного, он должен заплатить штраф.

Статья 26. Если человек ударит по щеке высшего по положению, должно ударить его 60 раз плетью из воловьей кожи.

Каждая группа представляет свои результаты работы. Делаются выводы: свод законов Хаммурапи представляет собой важный исторический источник, по которому можно изучать различные стороны жизни Древневавилонского царства.

5 этап: первичное закрепление (5 минут)

Какие законы, на ваш взгляд являются справедливыми, а какие- несправедливыми?

Тест (взаимопроверка)

1. За кражу раба человека:

А) наказывали штрафом;

Б) заключали в тюрьму;

В) убивали.

2. За неуплату долга человек:

А) наказывался плетью;

Б) отдавал в рабство детей;

В) подвергался смертной казни.

3. За убийство чужого раба убийцу:

А) изгоняли из страны;

Б) заставляли отдать своего раба;

В) убивали.

4. За оскорбление вельможи или жреца:

А) заключали в тюрьму;

Б) наказывали плетью;

В) казнили.

6 этап: информация о домашнем задании.

§ 9, задание 1 на стр. 61 письменно

7 этап: подведение итогов урока. Рефлексия.

Учитель: ребята, какую цель мы поставили сегодня на уроке? Достигли мы этой цели? Что узнали нового?

Затем обучающиеся вместе с учителем выставляют оценки за работу на уроке с комментированием. Выставление оценок в дневник.

Рефлексия:

  • Что мне понравилось на уроке…

  • С какими трудностями я столкнулся…

  • Чего хотелось бы еще…

© 2010-2022