• Преподавателю
  • История
  • Описание опыта работы. Методическая тема Роль дискуссий и дебатов на уроках истории и обществознания в формировании критического мышления у обучающихся

Описание опыта работы. Методическая тема Роль дискуссий и дебатов на уроках истории и обществознания в формировании критического мышления у обучающихся

Раздел История
Класс 11 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Мухамадиев Марсель Рамильевич

Учитель истории и обществознания I квалификационной категории

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №167 с углубленным изучением отдельных предметов» Советского района г . Казани


«Роль дебатов и дискуссий на уроках истории и обществознания в формировании критического мышления обучающихся».

«Быть опровергнутым - этого опасаться нечего;

опасаться следует другого - быть непонятым.

(И.Кант)

Учитель…Эта профессия была привлекательной для меня еще с детских лет. И ,наверное ,в этом нет ничего удивительного: я родился в семье педагога и всегда был увлечен воспитательным и образовательным процессом. Кем я стану, где я буду полезен, где раскрою свой потенциал как человека, как гражданина даже не обсуждался. Вопрос был решен, причем мною - я стал студентом педагогического вуза. Проблема была в другом: по окончании преподавать в вузе(за моими плечами аспирантура, защита кандидатской диссертации) или в школе? Чтобы рассеять сомнения, я параллельно преподавал и в ПФУ на историческом факультете, и в общеобразовательной школе. Выбор сделал в пользу последней.

Работая в научной и преподавательской среде, я убедился, что огромный информационный мир для современного школьника является возможностью развивать не только свою эрудицию, но и формировать ценностно-ориентированное мировоззрение. Однако существует ряд серьезных проблем, которые могут воспрепятствовать адекватному восприятию молодым человеком информационного пространства. В этом плане учитель истории выступает в роли корректировщика понимания сути процессов как в прошлом, так и в настоящем. Период глобальной реформации российского образования характеризуется новыми повышенными требованиями к обучающимся и выпускникам школы. Они должны быть подготовленными к жизни в современном обществе, т. е. ученик современной школы - это активная творческая личность, умеющая самостоятельно приобретать новые знания и навыки, критически мыслить, действовать и решать проблемы.

Современный образовательный процесс представлен разнообразием методов и технологий по формированию навыков и умений, развивающихся в ходе познавательной деятельности учащихся. Среди этих методов особое внимание в моей практической деятельности уделяется применению дискуссий и дебатов на уроках истории.

Цель использования методов дискуссии и дебатов - активизация познавательной деятельности учащихся на уроках истории, развитие критического мышления, выработка собственной точки зрения по актуальным вопросам, которая основана на объективных фактах.

Задачи:

  • Формировать у обучающихся навыки самостоятельной познавательной и исследовательской деятельности, гражданского самосознания, чувства патриотизма.

  • Создать условия для проявления исследовательских способностей учащихся на уроках истории, формирования способностей учащихся к саморазвитию, к поисковой деятельности.

  • Разработать и внедрить в практику преподавания истории краеведчес-

кий материал.

  • Сформировать собственную точку зрения по актуальным вопросам истории

  • Внедрить на постоянной основе дискуссии и дебаты в качестве основного источника формирования собственного мировоззрения и точек зрения

  • Разработать и внедрить в практику своей работы методическое сопровождение предмета история.

Цель и задачи могут быть реализованы на основе следующих принципов:

  1. Принцип проблемности тезиса, предложенного для дискуссии.

2. Принцип активизации мыслительной деятельности обучающихся, участвующих в дискуссии.

3. Принцип строгой последовательности в организации и проведении этапа дискуссии на уроке.

4. Принцип развития познавательного интереса к предмету «История» посредством организации дискуссии.

Ожидаемые результаты:

- повышение успеваемости и уровня обученности учащихся по истории

-формирование личности учащегося с активной жизненной позицией, способной к самопознанию и самореализации, владеющей знаниями и умениями по истории.

- углубление знаний, повышение интереса к предмету.

- умение применять приобретенные навыки на практике.

- развитие и активизация познавательной деятельности учащихся.

Дискуссия - компетентное обдумывание или размышление, которое основано на знании и понимании. Цель дискуссии - само обсуждение. Цель обсуждения - достижение соглашения по определенному вопросу; разъяснение собственных взглядов и позиций других по проблеме; достижение более глубокого понимания; выявление вариативности перспектив решения вопроса; приобретение умения занимать и отстаивать свою позицию или точку зрения; улучшение навыков умения слушать и корректно возражать в случае несогласия с иной точкой зрения на выдвинутую проблему. Тема должна содержать конфликт между конкурирующими ценностями. Основная цель дискуссии - обсуждение, углубление в понимание представленной темы; узнать как можно больше фактов и прийти к общему согласию, увидеть имеющиеся взгляды, высказать свою позицию, подобрать аргументы и контраргументы по рассматриваемой теме, обменяться имеющимся опытом. Не всегда легко вовлечь учащихся и взрослых в дискуссию. Среди основных причин скованности и нежелания участвовать в обсуждении психологи и педагоги выделяют низкую самооценку, опасение быть осмеянным, предписывание успеха удаче или случайности, опасение встретить агрессию как следствие культурных или иных различий, боязнь конфликтов, неумение общаться.

Способы вовлечения в дискуссию:

1. Создание положительного климата в классе (уважительное отношение друг к другу).

2. Внедрение демократических норм обсуждения, запрещение оскорбительных выпадов.

3. Подготовка учащихся к обсуждению - изучение информации по обсуждаемой теме, дозирование времени на формирование вопросов и точек зрения («репетиция размышлений»)

4. Сохранение баланса между обсуждениями в больших и малых группах. При обсуждении в большой группе стоит представлять время для обсуждения в малых группах.

5. Обучение навыкам приглашения к обсуждению и предотвращению доминирования при обсуждении.

6. Предоставление достаточного количества времени.

7. Обсуждение хода дискуссии после ее окончания.

8.Следование языковым нормам ,вовлечение в речевую практику слов с нейтральным значением, исключение речевой агрессии.

Необходимо в ходе дискуссии договариваться об общем понимании терминов, а также общем понимании темы или проблемы. При этом дискуссии могут преследовать разные цели - обсуждение проблемы, достижение согласия, прояснение позиций, углубление понимания вопроса, нахождение различных вариантов решения и видение этой вариативности, развитие умений занимать и отстаивать свою точку зрения, улучшение навыков активного слушания. Необходимо, чтобы у участников было достаточно материалов для обсуждения проблемы.

Перед началом дискуссии важно выработать правила работы. Один из вариантов, используемых мною:

ПРАВИЛА РАБОТЫ В ХОДЕ ДИСКУССИИ

Один из возможных вариантов

1. Правило поднятой руки.

2. Отказ от речевой агрессии, позитивный настрой.

3. Критикуя, предлагать.

4. Слышать и слушать друг друга (не перебивать).

5. Критиковать идеи, а не личность (уважительно относиться к собеседнику).

6. Не навязывать свое мнение.

7. Толерантное отношение к другим мнениям и позициям.

8. Избегать поучений.

9. Сдерживать эмоции.

10. Развивать дискуссию, не повторяться, предлагать новые идеи.

11. Иллюстрировать свои мысли примерами.

12. Говорить от своего имени.

13. Активно участвовать.

14. Быть искренним.

15. Быть лаконичным и соблюдать регламент.

16. Подводить итоги в виде рефлексии.

17. Давать возможность высказаться каждому.

18. Следить за рекомендациями ведущего.

19. Любая позиция должна быть рассмотрена.

Трудности и проблемы подготовки и проведения дискуссии:

-слабые навыки разговорной речи;

-соревновательность;

-нетерпимость к другим мнениям;

-формальность;

-чрезмерная эмоциональность;

-недостаточность знаний (неподготовленность);

-доминирование отдельных участников дискуссии;

-неумение распределять время.

Классификации дискуссий:

1. По целям проведения разделяют дискуссии на семинары (диалоги с целью прояснить существующие позиции) и обсуждение (дебаты, в ходе которых необходимо ответить на поставленный вопрос). Главным образом дискуссии преследуют 2 основные цели: решение того или иного вопроса и внесение ясности в тот или иной вопрос. Таким образом, по целям дискуссии могут разделяться на Дискуссии-обсуждения - с принятием решения (ответом на поставленный вопрос) и Дискуссии-выяснения с выяснением позиций (выявление подходов к решению вопроса).

ДИСКУССИИ

Описание опыта работы. Методическая тема Роль дискуссий и дебатов на уроках истории и обществознания в формировании критического мышления у обучающихсяОписание опыта работы. Методическая тема Роль дискуссий и дебатов на уроках истории и обществознания в формировании критического мышления у обучающихся

ДИСКУССИИ-ВЫЯСНЕНИЯ

ДИСКУССИИ-ОБСУЖДЕНИЯ

2. По формам проведения дискуссии можно разделить на:

-дебаты (обмен аргументами и контраргументами,

-диспут (обсуждение с наличием одного или нескольких выступающих с основными докладами),

-мозговой штурм;

-круглый стол (подготовленное обсуждение по заранее поставленной проблеме с выделением определенных вопросов),

-ток-шоу;

За 5 лет работы в школе внедрение дебатов и дискуссий дали свои положительные результаты. Об этом свидетельствует успеваемость(100%) и качество знаний (85 %) по двум 11 классам. Но несомненным подтверждением эффективности данных методов являются результаты ЕГЭ. За весь период выпуска мною 11 классов историю сдавало 35 человек и лишь в одном случае (в 2015 году) зафиксировано непреодоление минимального порога.

Результаты ЕГЭ (средний балл)

Описание опыта работы. Методическая тема Роль дискуссий и дебатов на уроках истории и обществознания в формировании критического мышления у обучающихся


Мониторинг качества обучения

Описание опыта работы. Методическая тема Роль дискуссий и дебатов на уроках истории и обществознания в формировании критического мышления у обучающихся

Кроме учебной деятельности непосредственно в школе учащиеся активно приобщались к научно-исследовательской работе, участвовали в предметных олимпиадах, творческих конкурсах. Ученик, раскрывшийся на уроке ,почувствовавший вкус демонстраций своих знаний , отстаивания своих взглядов, поиска истины, не может не выйти на новый уровень развития. Результаты - пусть пока скромные - но вполне убедительно говорят за себя.

Результативность участия обучающихся в научно-практических конференциях:Ж.И.Кусто и исследование мирового океана

Всероссийский

3

Диплом III степени

Сигал Глеб

11 А класс


VI Казанский международный евразийский научный форум. Институт международных отношений Казанского федерального университета, Сентябрь 2013

История изучения мирового океана

Международный

1

Сертификат участника

Сигал Глеб

11 А класс

Конференция учащихся по истории и культуре татарского народа и Республики Татарстан, 2012

Подземелье Казани

Республиканский

1

Диплом

Кабирова Нурия

10 А класс

Результативность участия обучающихся в конкурсах и олимпиадах»

Республиканский

1

Февраль 2014

Диплом победителя

Сигал Глеб

11 А класс


Межпредметная олимпиада «Зарубежный мир: история, культура, современность»

Республиканский

3

Апрель 2012

Диплом III степени

Галиуллина Камилла

10 А класс


Всероссийский конкурс «Тест-драйв в Питерской Вышке 2015»

Всероссийский

1

Март 2015

Диплом победителя

Калимуллина Миляуша, Гильмутдинова Азалия, Нурутдинова Эльвина (

11 б класс)

Олимпиада по экономике для школьников. «Казанский национальный исследовательский технический университет им.А.Н.Туполева - КАИ»

Республиканский

2

2015

Диплом II степени

Давлетшин Айнур(11 а)

Олимпиада по экономике для школьников. «Казанский национальный исследовательский технический университет им.А.Н.Туполева - КАИ»

Республиканский

3

2015

Диплом III степени

Гарипов Инсаф(11 а)

Понятие «слабоуспевающий» по отношению к старшекласснику, как я полагаю, вообще неприемлемо, а в процессе изучения истории тем более, поскольку это предмет из разряда высоко значимых в плане гражданской зрелости. И если ученик явно замкнут, явно «зажат», значит, надо помочь ему поверить в возможность раскрыться в процессе беседы в ситуации «учитель-ученик» с переходом на уровень полемики с оппонентом. Усилия наши оказались не тщетны, результаты налицо:Ф.И.О. ученика

Причины неуспеваемости

Использованы виды опроса

Формы ликвидации пробелов

Результат работы

Урусов Максим

11 Б класс

Невыполнение домашнего задания, слабое усвоение изучаемого материала ,неуверенность в собственных силах, замкнутость, отсутствие круга общения среди сверстников.

Устный, тестовый

Индивидуальные беседы , работа с учителем, концентрация внимания на отдельных тематических блоках, участие в дискуссиях и дебатах

ЕГЭ: история - 57 баллов (преодолен минимальный порог)

Береснева Вероника

11 Б класс

Отсутствие четкости в ответах тестов ЕГЭ 2 части, слабое усвоение изучаемого материала ,отсутствие желания публично высту-

пать, стремление отвечать короткими репликами.

Устный, тестовый

Индивидуальные беседы , работа с учителем, концентрация внимания на отдельных тематических блоках, кружковая работа, участие в дискуссиях и дебатах

ЕГЭ: история - 59 баллов (преодолен минимальный порог)

Гарафутдинов Эдуард

11 Б класс

Невыполнение домашнего задания, некачественное усвоение изучаемого материала ,подверженность стрессам из-за слабой памяти.


Устный, тестовый

Индивидуальные беседы ,работа с учителем, концентрация внимания на отдельных тематических блоках, кружковая работа, участие в дискуссиях и дебатах

ЕГЭ: история - 37 баллов (преодолен минимальный порог)

Активные формы и методы работы помогли мне и самому достичь определенных результатов. Потенциал учителя-историка раскрывается в полной мере, если он сам становится рядовым участником дебатов и дискуссий . Участвуя на научных конференциях и семинарах, предлагая свое представление проблемы, учитель самосовершенствуется: пополняет свой профессиональный «багаж» новым видением исторических проблем, с одной стороны, и проникает в психологический фон дискутирующихся - с другой .Именно это и помогает мне избежать формального отношения учащихся к таким методам работы.2014

2.

Внедрение инновационных технологий в преподавании гуманитарных дисциплин.

Федеральный

Теоретический семинар «Инновационные технологии обучения и воспитания» при кафедре педагогики Казанского федерального университета

2013

3.

Современное историческое образование в свете евразийской интеграции.

Международный

VI Казанский международный евразийский научный форум. Институт международных отношений Казанского федерального университета

2013

4.

Религия и образование в России.

Международный

III Международный научно-практический симпозиум «Исламоведческие исследования в современной России и СНГ: достижения, проблемы, перспективы»

2012

5.

Страны Востока и России: международные отношения.

Федеральный

Научно-практический симпозиум «Современный Восток: Социум. Политика. Персоналии»

2012

6.

Ислам в современной Индии

Международный

IV международный симпозиум «Исламоведческие исследования в современной России и СНГ: достижения, проблемы, перспективы»

2016

Публикации учителя



Где напечатана

Год издания

1.

«Участие индийских финансово-промышленных групп в национально-освободительной борьбе в 40-е гг. XX века», 7страниц

федеральный

Вестник Чувашского педагогического университета

2012

2.

Экономические проблемы Индии в период обретения независимости (40-50-е гг XX века), 3страницы

федеральный

Историческая перспектива: материалы научно-практической конференции молодых ученых-историков

2012

3

Монополистические объединения и их роль в политической жизни Индии в 50 - начале 60-х гг. XX века,

13 страниц

международный

II Евразийский международный научный форум

2011

4

"Сююмбике - легенда и история" , 3 страницы

федеральный

openclass.ru

2014

Результаты, на мой взгляд, подтверждают эффективность выбранных мною методов преподавания. Они позволяют мне закрепить изученный материал ,расширить кругозор учащихся, формировать их коммуникативные способности и критическое мышление. Но, пожалуй, самое главное, что достигается путем дебатов и дискуссий, - это формирование личности ученика, его мировоззрения, определение его гражданской позиции. Если мы хотим сохранить целостность государства, национальную культуру, язык , если мы хотим научить детей быть равными среди равных, мы должны развивать у учащихся историческое мышление, научить их объективно воспринимать историю, без перекраивания, без переписывания. В этом я вижу свою главную задачу, в этом я вижу свое призвание, в этом я вижу свой долг: долг человека, долг учителя-предметника, долг гражданина, долг патриота.

© 2010-2022