Технологическая карта на тему Вторая война Рима

Раздел История
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Класс: 5, Дата: 22 апреля 2016г., Предмет: история

Тема урока: «Вторая война Рима с Карфагеном «218-201 гг. до н.э.».

Тип урока: урок «открытия» новых знаний

Вид урока:

Цель урока: выявить причины, характер, особенности, последствия войны Рима с Карфагеном.

Задачи:

образовательная: изучить причину, характер и ход второй Пунической войны, показать её захватнический характер как со стороны Рима, так и со стороны Карфагена

воспитательная: воспитание таких личностных качеств, как смелость, храбрость, смекалка(на примере полководца Ганнибала).

развивающая: развивать информационную культуру школьников, логическое мышление, внимание, умение работать с дополнительной литературой, правильно выбирать источники дополнительной информации, делать выводы и обобщения, развивать речевые способности.

Планируемые результаты:

Личностные: (личностные УУД)

- формирование историко-географического образа, включая представление о территории и границах Древнего Рима;

- понимание культурного многообразия мира, уважение к истории других народов мира;

- формирование устойчивого познавательного интереса и становление смыслообразующей функции познавательного мотива.

Метапредметные: (познавательные (в том числе, основы проектной деятельности, основы работы с текстом, основы ИКТ-компетентности), регулятивные, коммуникативные УУД)

- способность сознательно организовывать и регулировать свою учебную деятельность;

- выработка умений работать с учебной информацией;

- готовность к сотрудничеству с соучениками;

- формирование умения определять цели своей деятельности и представлять ее результаты; выбирать и использовать нужные средства для учебной деятельности; осуществлять самоконтроль и самооценку;

- стратегия смыслового чтения и работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного; делать выводы из сформулированных посылок.

Предметные: (знания, умения, представления)

- развитие умения изучать и систематизировать информацию из различных источников;

- освоение общих принципов постановки и решения познавательных задач, выявления причин исторических событий, объяснения фактов;

- рассматривать исторические процессы в развитии, определяя причины, этапы и особенности развития, результаты;

- выработка умений давать оценку историческим событиям и процессам, деятельности исторических личностей.

ПО ПРОГРАММЕ должны изучить:

Карфаген - преграда на пути к Сицилии. Карфаген - стратегический узел в Западном Средиземноморье. Первые победы Рима над Карфагеном. Создание военного флота. Захват Сицилии.

Вторая война Рима с Карфагеном. Поход Ганнибала через снежные Альпы. Вторжение войск Ганнибала в Италию. Союз с галлами. Путь к Риму. Разгром римлян при Каннах: тактика Ганнибала и тактика римлян. Изменение стратегии римлян в войне с Ганнибалом. Первая морская победа римлян. Окончание войны. Победа Сципиона над Ганнибалом при Заме. Установление господства Рима в Западном Средиземноморье.

Используемые технологии: проектный метод, обучение в сотрудничестве, ИКТ

Формы организации познавательной деятельности обучающихся: коллективная, индивидуальная, работа в парах.

Оборудование: компьютер и мультимедийный проектор, экран, карта "Вторая Пуническая война"







Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационный момент

Приветствует учащихся, создает рабочую атмосферу, проверяет готовность рабочего места учеников.

Ученики приветствуют учителя. Демонстрируют готовность к уроку: наличие учебников, тетрадей, дневников и т.д.

Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности

Настраивает ребят на активную работу на уроке:

- Один никому неизвестный грек по имени Герострат желал любыми способами прославиться и остаться в памяти людей. Ради этого он пошёл на преступление в 365г. до н. э. Герострат поджег красивый храм Артемиды в г. Эфесе. Вот такой след в истории оставил этот человек, став тем самым известным. А ещё как можно прославиться?


Слушают учителя, отвечают на поставленный вопрос.

Высказывают своё мнение, слушают своих одноклассников

Этап актуализации и пробного учебного действия

Проверяет домашнее задание:

  • индивидуальные работа

- фронтальная работа:

учитель называет событие, учащиеся должны поднять карточку с соответствующей датой

Решение задачи. Римский историк Тит Ливии пишет: « Грозила война... а внутри самого государства шли раздоры, так как плебеи пылали ненавистью к патрициям главным образом из-за тех, кто шёл в кабалу за долги».

а) почему, по мнению Тита Ливия, шла борьба между плебеями и патрициями?

учащиеся работают по тесту;

(можно дать 2-е - у доски работают с терминами, 2-е - в рабочих тетрадях (1уч. №62, 2уч. №63);

учащиеся слушают учителя и поднимают карточку с соответствующей датой

Коллективно решают задачу, отвечают на вопросы

Этап выявления места и причины затруднения

Учитель озвучивает проблему:

Почему Ганнибал, не проиграв на территории Италии ни одного сражения, не смог завоевать Италию?

Слушают и осмысливают проблемную ситуацию

Определяют место затруднения, определяют, какого знания или умения недостает для решения исходной задачи

Этап построения проекта выхода из затруднения

Совместно с детьми составляет и утверждает план работы

Делит класс на группы

Перечисляет, что по теме должны знать и уметь учащиеся:

Какими личностными качествами обладал полководец Ганнибал? Почему, несмотря на превосходство карфагенской армии, римляне победили? Роль диктатора Квинта Фабия Максима и стратега Сципиона в этой победе.

Сообщает цель урока и задачи для групп:

1 гр. Подготовка Ганнибала к войне с римлянами.э Вторжение в Италию.

2 гр. Битва при Каннах - 216г.до н.э.

3 гр. Победы и поражение армии Ганнибала

Совместно с учителем составляют план работы

Слушают, участвуют в беседе


Отвечают на вопросы



Получают карточку с заданием

Этап реализации построенного проекта

Корректирует и контролирует

работу в группах, стимулирует познавательную деятельность

Составляют план работы, распределяют роли, работают с материалом параграфа 47, стр. 216-220, просмотр отрывка из фильма «Поход Ганнибала», работают с приложением № 1.

Обсуждают материал,

проводят исследования

Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи

Слушает выступления по плану:

-что должны были сделать

-полученные результаты

-предварительные выводы

Задает вопросы докладчикам

Выступают по заранее обговоренному алгоритму (плану)

Отвечают на вопросы учителя

Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону

Организует самостоятельную работу и предлагает учащимся вспомнить, как она оценивается.

Предлагает выбрать уровень заданий.

Необходимый уровень:

отметить соответствующими цифрами на ленте времени следующие даты и подписать их: 218 г. до н.э., 216 г. до н.э., 202 г. до н.э.

Повышенный уровень:

посчитать, сколько лет назад началась Вторая война Рима с Карфагеном

Повышенный уровень:

написать даты событий пунической войны в летоисчислении по римскому календарю и события, которые связаны с этими датами

Организует самопроверку по эталону

Применяют знания на практике

Перечисляют критерии оценивания (необходимый уровень - «3», повышенный уровень - «4», максимальный уровень - «5»)

Выполняют задания на листах.





Осуществляют самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном

Этап включения в систему знаний и повторения

Предлагает задания: - показать на карте город Карфаген

- расставить условные обозначения на плане «Битва при Каннах»

- показать на карте место последнего сражения Ганнибала

Выполняют задания учителя на повторение изученного материала

Этап рефлексии учебной деятельности на уроке

Помогает обобщить данные и сформулировать выводы, предлагает составить синквейн по пройденной теме

Оценивает деятельность на уроке в соответствии со своими записями и карточками учащихся

Предлагает разноуровневое домашнее задание с элементами выбора, творчества:

- необходимый уровень: § 47, вопросы к теме,

- повышенный уровень: прочитать в романе А.И. Немировского о походе Ганнибала через Альпы и рассказать одноклассникам

Обобщают изученное,

составляют синквейн:

Ганнибал

Смелый, храбрый

Захватывал, воевал, побеждал

Победная тактика римлян

Рим - хозяин в Западном Средиземноморье!

Самопроверка:

1 Какое число консулов выбирали люди?

А) два

Б) четыре

В) одного

2 Как называется главная площадь Рима

А) Агора

Б) Форум

В) Марсово поле

3 Основную массу воинов-легионеров составляли:

А) бедные

Б) земледельцы

В) иностранцы

4. В каком году было отменено долговое рабство

А) 254 г. до н. э.

Б) 356 г. до н. э.

В) 326 г. до н. э

Домашнее задание

- Составьте кроссворд по теме «Сражения второй пунической войны». Повторить параграф 47, подготовить проект о снаряжении римских воинов в период Риской республики.

- С помощью карточек оцените, довольны ли вы результатом урока (красный - «доволен», зеленый - «затрудняюсь»)

(Дети показывают карточки, что позволяет определить, состоялся ли урок эмоционально)

- Предлагаю вам оценить свою работу по заданию с поиском аргументов и в соответствии с алгоритмом в тетради (см. приложение 2.) поставить отметку за его выполнение. Обратите внимание на правильные ответы на слайдах и сравните со своими ответами.

(Дети анализируют свою работу и, в заключении, ставят себе отметку за задание. После обсуждения отметка заносится в журнал.

Приложение 1.

Еще девятилетним мальчуганом Ганнибал Барка, впоследствии выдающийся карфагенский полководец, неутомимый и свирепый враг Древнего Рима, поклялся своему отцу, карфагенскому правителю Гамилькару, вечно бороться с Римом, угрожавшим Карфагену.
Он сдержал свою клятву, и много раз судьба Рима висела на волоске . С той поры ганнибаловой клятвой люди называют обет, который человек дает в юности, намереваясь посвятить благородному делу всю свою жизнь.
В нашей истории известна ганнибалова клятва революционеров Герцена и Огарева, давших в ранней молодости обет всю жизнь бороться с царским режимом в России. Они остались верны своей клятве до конца. С детских лет Ганнибал готовился к войне с римлянами. Когда ему было 9 лет, он дал клятву, что никогда не будет другом римлян и сделает им столько зла, сколько сможет. Он оставался, верен своей клятве до самой смерти.

Ганнибал был образованным человеком. Римляне говорили, что он хитёр и коварен. Они никогда не смогли проникнуть в его планы. Ганнибал умел применять на войне неожиданные ловушки и хитрости. Он знал греческую литературу и науку, изучал походы Александра Македонского, владел многими языками.

Приложение 2. (вклейка в тетрадь)

Алгоритм самооценки:
1 . Что нужно было сделать в задаче (задании)? Какова была цель, что нужно было получить в результате?
2. Удалось получить результат? Найдено решение, ответ?
3. Справился полностью правильно или с ошибкой? Какой, в чём? Для ответа на этот вопрос ученику нужно: либо получить эталон правильного решения задачи и сравнить с ним своё решение; либо руководствоваться реакцией учителя и класса на собственное решение - исправляли ли какие-то его шаги, приняли ли его конечный ответ.
4. Справился полностью самостоятельно или с помощью (кто помогал, в чём)?

5. Отметка = ?



© 2010-2022