- Преподавателю
- История
- Технологическая карта на тему Вторая война Рима
Технологическая карта на тему Вторая война Рима
Раздел | История |
Класс | 5 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Журавлёва И.А. |
Дата | 27.07.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Класс: 5, Дата: 22 апреля 2016г., Предмет: история
Тема урока: «Вторая война Рима с Карфагеном «218-201 гг. до н.э.».
Тип урока: урок «открытия» новых знаний
Вид урока:
Цель урока: выявить причины, характер, особенности, последствия войны Рима с Карфагеном.
Задачи:
образовательная: изучить причину, характер и ход второй Пунической войны, показать её захватнический характер как со стороны Рима, так и со стороны Карфагена
воспитательная: воспитание таких личностных качеств, как смелость, храбрость, смекалка(на примере полководца Ганнибала).
развивающая: развивать информационную культуру школьников, логическое мышление, внимание, умение работать с дополнительной литературой, правильно выбирать источники дополнительной информации, делать выводы и обобщения, развивать речевые способности.
Планируемые результаты:
Личностные: (личностные УУД)
- формирование историко-географического образа, включая представление о территории и границах Древнего Рима;
- понимание культурного многообразия мира, уважение к истории других народов мира;
- формирование устойчивого познавательного интереса и становление смыслообразующей функции познавательного мотива.
Метапредметные: (познавательные (в том числе, основы проектной деятельности, основы работы с текстом, основы ИКТ-компетентности), регулятивные, коммуникативные УУД)
- способность сознательно организовывать и регулировать свою учебную деятельность;
- выработка умений работать с учебной информацией;
- готовность к сотрудничеству с соучениками;
- формирование умения определять цели своей деятельности и представлять ее результаты; выбирать и использовать нужные средства для учебной деятельности; осуществлять самоконтроль и самооценку;
- стратегия смыслового чтения и работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного; делать выводы из сформулированных посылок.
Предметные: (знания, умения, представления)
- развитие умения изучать и систематизировать информацию из различных источников;
- освоение общих принципов постановки и решения познавательных задач, выявления причин исторических событий, объяснения фактов;
- рассматривать исторические процессы в развитии, определяя причины, этапы и особенности развития, результаты;
- выработка умений давать оценку историческим событиям и процессам, деятельности исторических личностей.
ПО ПРОГРАММЕ должны изучить:
Карфаген - преграда на пути к Сицилии. Карфаген - стратегический узел в Западном Средиземноморье. Первые победы Рима над Карфагеном. Создание военного флота. Захват Сицилии.
Вторая война Рима с Карфагеном. Поход Ганнибала через снежные Альпы. Вторжение войск Ганнибала в Италию. Союз с галлами. Путь к Риму. Разгром римлян при Каннах: тактика Ганнибала и тактика римлян. Изменение стратегии римлян в войне с Ганнибалом. Первая морская победа римлян. Окончание войны. Победа Сципиона над Ганнибалом при Заме. Установление господства Рима в Западном Средиземноморье.
Используемые технологии: проектный метод, обучение в сотрудничестве, ИКТ
Формы организации познавательной деятельности обучающихся: коллективная, индивидуальная, работа в парах.
Оборудование: компьютер и мультимедийный проектор, экран, карта "Вторая Пуническая война"
Ход урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Организационный момент | Приветствует учащихся, создает рабочую атмосферу, проверяет готовность рабочего места учеников. | Ученики приветствуют учителя. Демонстрируют готовность к уроку: наличие учебников, тетрадей, дневников и т.д. |
Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности | Настраивает ребят на активную работу на уроке: - Один никому неизвестный грек по имени Герострат желал любыми способами прославиться и остаться в памяти людей. Ради этого он пошёл на преступление в 365г. до н. э. Герострат поджег красивый храм Артемиды в г. Эфесе. Вот такой след в истории оставил этот человек, став тем самым известным. А ещё как можно прославиться?
| Слушают учителя, отвечают на поставленный вопрос. Высказывают своё мнение, слушают своих одноклассников |
Этап актуализации и пробного учебного действия | Проверяет домашнее задание:
- фронтальная работа: учитель называет событие, учащиеся должны поднять карточку с соответствующей датой Решение задачи. Римский историк Тит Ливии пишет: « Грозила война... а внутри самого государства шли раздоры, так как плебеи пылали ненавистью к патрициям главным образом из-за тех, кто шёл в кабалу за долги». а) почему, по мнению Тита Ливия, шла борьба между плебеями и патрициями? | учащиеся работают по тесту; (можно дать 2-е - у доски работают с терминами, 2-е - в рабочих тетрадях (1уч. №62, 2уч. №63); учащиеся слушают учителя и поднимают карточку с соответствующей датой Коллективно решают задачу, отвечают на вопросы |
Этап выявления места и причины затруднения | Учитель озвучивает проблему: Почему Ганнибал, не проиграв на территории Италии ни одного сражения, не смог завоевать Италию? | Слушают и осмысливают проблемную ситуацию Определяют место затруднения, определяют, какого знания или умения недостает для решения исходной задачи |
Этап построения проекта выхода из затруднения | Совместно с детьми составляет и утверждает план работы Делит класс на группы Перечисляет, что по теме должны знать и уметь учащиеся: Какими личностными качествами обладал полководец Ганнибал? Почему, несмотря на превосходство карфагенской армии, римляне победили? Роль диктатора Квинта Фабия Максима и стратега Сципиона в этой победе. Сообщает цель урока и задачи для групп: 1 гр. Подготовка Ганнибала к войне с римлянами.э Вторжение в Италию. 2 гр. Битва при Каннах - 216г.до н.э. 3 гр. Победы и поражение армии Ганнибала | Совместно с учителем составляют план работы Слушают, участвуют в беседе
Отвечают на вопросы
Получают карточку с заданием |
Этап реализации построенного проекта | Корректирует и контролирует работу в группах, стимулирует познавательную деятельность | Составляют план работы, распределяют роли, работают с материалом параграфа 47, стр. 216-220, просмотр отрывка из фильма «Поход Ганнибала», работают с приложением № 1. Обсуждают материал, проводят исследования |
Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи | Слушает выступления по плану: -что должны были сделать -полученные результаты -предварительные выводы Задает вопросы докладчикам | Выступают по заранее обговоренному алгоритму (плану) Отвечают на вопросы учителя |
Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону | Организует самостоятельную работу и предлагает учащимся вспомнить, как она оценивается. Предлагает выбрать уровень заданий. Необходимый уровень: отметить соответствующими цифрами на ленте времени следующие даты и подписать их: 218 г. до н.э., 216 г. до н.э., 202 г. до н.э. Повышенный уровень: посчитать, сколько лет назад началась Вторая война Рима с Карфагеном Повышенный уровень: написать даты событий пунической войны в летоисчислении по римскому календарю и события, которые связаны с этими датами Организует самопроверку по эталону | Применяют знания на практике Перечисляют критерии оценивания (необходимый уровень - «3», повышенный уровень - «4», максимальный уровень - «5») Выполняют задания на листах.
Осуществляют самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном |
Этап включения в систему знаний и повторения | Предлагает задания: - показать на карте город Карфаген - расставить условные обозначения на плане «Битва при Каннах» - показать на карте место последнего сражения Ганнибала | Выполняют задания учителя на повторение изученного материала |
Этап рефлексии учебной деятельности на уроке | Помогает обобщить данные и сформулировать выводы, предлагает составить синквейн по пройденной теме Оценивает деятельность на уроке в соответствии со своими записями и карточками учащихся Предлагает разноуровневое домашнее задание с элементами выбора, творчества: - необходимый уровень: § 47, вопросы к теме, - повышенный уровень: прочитать в романе А.И. Немировского о походе Ганнибала через Альпы и рассказать одноклассникам | Обобщают изученное, составляют синквейн: Ганнибал Смелый, храбрый Захватывал, воевал, побеждал Победная тактика римлян Рим - хозяин в Западном Средиземноморье! |
Самопроверка:
1 Какое число консулов выбирали люди?
А) два
Б) четыре
В) одного
2 Как называется главная площадь Рима
А) Агора
Б) Форум
В) Марсово поле
3 Основную массу воинов-легионеров составляли:
А) бедные
Б) земледельцы
В) иностранцы
4. В каком году было отменено долговое рабство
А) 254 г. до н. э.
Б) 356 г. до н. э.
В) 326 г. до н. э
Домашнее задание
- Составьте кроссворд по теме «Сражения второй пунической войны». Повторить параграф 47, подготовить проект о снаряжении римских воинов в период Риской республики.
- С помощью карточек оцените, довольны ли вы результатом урока (красный - «доволен», зеленый - «затрудняюсь»)
(Дети показывают карточки, что позволяет определить, состоялся ли урок эмоционально)
- Предлагаю вам оценить свою работу по заданию с поиском аргументов и в соответствии с алгоритмом в тетради (см. приложение 2.) поставить отметку за его выполнение. Обратите внимание на правильные ответы на слайдах и сравните со своими ответами.
(Дети анализируют свою работу и, в заключении, ставят себе отметку за задание. После обсуждения отметка заносится в журнал.
Приложение 1.
Еще девятилетним мальчуганом Ганнибал Барка, впоследствии выдающийся карфагенский полководец, неутомимый и свирепый враг Древнего Рима, поклялся своему отцу, карфагенскому правителю Гамилькару, вечно бороться с Римом, угрожавшим Карфагену.
Он сдержал свою клятву, и много раз судьба Рима висела на волоске . С той поры ганнибаловой клятвой люди называют обет, который человек дает в юности, намереваясь посвятить благородному делу всю свою жизнь.
В нашей истории известна ганнибалова клятва революционеров Герцена и Огарева, давших в ранней молодости обет всю жизнь бороться с царским режимом в России. Они остались верны своей клятве до конца. С детских лет Ганнибал готовился к войне с римлянами. Когда ему было 9 лет, он дал клятву, что никогда не будет другом римлян и сделает им столько зла, сколько сможет. Он оставался, верен своей клятве до самой смерти.
Ганнибал был образованным человеком. Римляне говорили, что он хитёр и коварен. Они никогда не смогли проникнуть в его планы. Ганнибал умел применять на войне неожиданные ловушки и хитрости. Он знал греческую литературу и науку, изучал походы Александра Македонского, владел многими языками.
Приложение 2. (вклейка в тетрадь)
Алгоритм самооценки:
1 . Что нужно было сделать в задаче (задании)? Какова была цель, что нужно было получить в результате?
2. Удалось получить результат? Найдено решение, ответ?
3. Справился полностью правильно или с ошибкой? Какой, в чём? Для ответа на этот вопрос ученику нужно: либо получить эталон правильного решения задачи и сравнить с ним своё решение; либо руководствоваться реакцией учителя и класса на собственное решение - исправляли ли какие-то его шаги, приняли ли его конечный ответ.
4. Справился полностью самостоятельно или с помощью (кто помогал, в чём)?
5. Отметка = ?