Города Эллады подчиняются Македонии

Раздел История
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема урока: Города Эллады подчиняются Македонии.

Класс: 5

Тип урока: открытие новых знаний.

Формы организации работы: индивидуальная, групповая, парная.

Оборудование урока: учебник, карта, презентация, исторический источник.

Основные понятия темы: междоусобные войны, фаланга, филиппика.

Цель урока: сформировать учебную мотивацию обучающихся на определение географического положения Македонии, причинах её усиления, причинах ослабления Греции, познакомить учащихся с личностью Филиппа и Александра Македонского.

Планируемые результаты:

Метапредметные: умение самостоятельно определять цели; развитие коммуникативных навыков; развитие сотрудничества при работе в паре, группе; формирование чувства самоуважения и взаимоуважения; развитие умений анализировать, обобщать, делать выводы, контролировать свою деятельность.

Предметные: знакомство с новыми понятиями; умения работать с учебником и другими материалами по теме; овладение новыми понятиями; знакомство с новыми личностями.



Приветствует учащихся.

Проверяет готовность к уроку (Слайд 1)

Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место

Включение в работу

II. Постановка учебной задачи(5 мин)

Фронтальная. Словесный, наглядный, практический, проблемный. Рассказ учителя, работа
с картой, проблема

Организует работу с картой.

Используя карту, назовите изменения, прошедшие за сто лет. Как изменилось географическое положение Греции и Македонии? (Территория Македонии увеличилась к югу, а территория Греции стала меньше). Охарактеризуйте географическое положение Македонии. (Север Балканского полуострова). Какие события могли привести к изменению географического положения стран? (Война).

Сегодняшний урок будет посвящен трагическим страницам в истории Греции. Для чего нам нужно знать об этом? ( Чтобы не повторять ошибок). Чью территорию заняли Македония в IV веке до н.э?(территорию Греции)

Тема урока «Города Эллады подчиняются Македонии».

Как вы думаете, какие вопросы предстоит рассмотреть? Формулирует проблему:

Почему Македонии удалось подчинить своему влиянию Элладу? Почему греческое войско не смогло устоять под натиском Македонии? (сл 3)(Каковы причины ослабления Греции, каковы причины усиления Македонии?).

(запись в тетрадь)(сл 4)

Находят на карте Балканский полуостров. Показывают север Балканского полуострова, Грецию, Македонию

Регулятивные: принимают учебную задачу, сформулированную вместе с учителем; планируют учебные действия.

Работа с картой

III. Изучение нового материала. ( 25 мин)

Фронтальная. Словесный, наглядный, практический. Беседа, работа с картой, документом, рассказ

Что такое полис? (город-государство).

Назовите крупные полисы Греции (Афины и Спарта). Покажите на карте.

Изучая материал по теме Греция, вы уже знаете о том, что Греция развитая страна. Активная торговля, развитие военного флота - положительные черты. Но пришло время, когда началась борьба между полисами. Междоусобные войны- между ведущими греческими полисами Афинами и Спартой за лидерство в Греции. Пелопонесская война-431-430 г. до н.э. запись в тетрадь. А к чему приводит война?

Находят на карте и показывают Афины и Спарту.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, соответствующую этапу обучения.

Познавательные: используют знаково-символические средства; структурируют знания

Работа с картой, беседа
по вопросам

Усиление Македонии при царе Филиппе II(5 мин)

Парная, фронтальная.
Словесный,
наглядный, практический. Беседа, работа с текстом, картиной, рассказ

Организует работу с текстом п. 1

§ 41, с картиной, беседу:

Прием «Хочу спросить». Предлагаю вам познакомиться с пунктом 1, стр. 196, составить предложение по пункту и обменяться с соседом по парте.

Учащиеся задают друг другу вопросы по принципу верно - неверно, начиная со слов «Хочу спросить у (имя) правда ли, что…» (5 минут)(сл 5)

Проводят поиск необходимой информации в различных источниках (текстовом, изобразительном). Составляют рассказ на основе текста и картины. Раскрывают смысл термина «фаланга»

Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи, строят логическую цепь рассуждений.

Коммуникативные: формулируют собственное мнение и позицию; строят понятные для партнера высказывания

Беседа по вопросам, рассказ

Физкульт минутка (1 мин)

Построение Македонской фалангой. Возле парт.

Македонская фаланга(3 мин)

Сравнение македонской и греческой фаланги (сл 6 ). Работа в паре. Раздаточный материал.

Сравнивают

Потеря Грецией независимости (6 мин)

На основании рассказа учителя выделить причины потери Грецией независимости.

Вопрос ко всем: к чему призывал Исократ и Демосфен? В чем различие их взглядов? Есть ли сегодня такие люди, которые стремятся поссорить между собой жителей страны?

Битва при Херонее

(338 г. до

н. э.) (4 мин)

Фронтальная. Словесный, наглядный, практический. Комментированное чтение, беседа, работа с картой

Предлагаю объединиться в группы по рядам и заполнить схему на тему Битва при Херонее. ( На партах листы с планом работы)

Познавательные: владеют навыками смыслового чтения; используют знаково-символические средства.

Коммуникативные: слушают и понимают речь других

Беседа по вопросам, работа с картой

Приход к власти Александра (6 мин)

Фронтальная. Словесный. Рассказ, беседа

Рассказываю об обстоятельствах прихода к власти Александра. Чтение документа вслух. На основе документа составить синквейн о личности Александра.

Плутарх. Александр

IV.. .Еще в детские годы обнаружилась его воздержанность: будучи во всем остальном неистовым и безудержным, он был равнодушен к телесным радостям и предавался им весьма умеренно; честолюбие же Александра приводило к тому, что его образ мыслей был не по возрасту серьезным и возвышенным. Он любил не всякую славу и искал ее не где попало, как это делал Филипп, подобно софисту хваставшийся своим красноречием и увековечивший победы своих колесниц в Олимпии изображениями на монетах. Однажды, когда приближенные спросили Александра, отличавшегося быстротой ног, не пожелает ли он состязаться в беге на Олимпийских играх, он ответил: «Да, если моими соперниками будут цари!» Вообще Александр, по-видимому, не любил атлетов: он устраивал множество состязаний трагических поэтов, флейтистов, кифаредов и рапсодов, а также различные охотничьи соревнования и бои на палках, но не проявлял никакого интереса к кулачным боям или к панкратию и не назначал наград их участникам.

Синквейн.

  1. Александр Македонский

  2. Честолюбивый, возвышенный

  3. Завоевывал, уничтожал, побеждал

  4. Создал мощную державу

  5. Военачальник

Характеризуют историческую
личность

Коммуникативные: формулируют собственное мнение и позицию; строят понятные для партнера высказывания

Беседа по вопросам

IV. Закрепление (3 мин)

Фронтальная. Словесный, проблемный, практический. Рассказ, беседа, работа с картой

Осуществляет проверку поставленного в начале урока проблемного вопроса.

  1. Каковы же причины усиления Македонии?

  2. Каковы причины ослабления Греции?

Раскрывают смысл фраз

Познавательные: строят логическую цепь рассуждений.

Коммуникативные: формулируют собственное мнение и позицию; строят понятные для окружающих высказывания

Рассказ, беседа по вопросам, работа с картой

V. Рефлексия (4 мин). Подведение итогов

Оценка деятельности на уроке:

Я узнал…

Мне было сложно…

Я хотел бы…

Выставление оценок

Самооценка

VI. Информация о домашнем задании(1 мин)

Фронтальная. Словесный. Сообщение учителя

Комментирует задание.

В наши дни грозную, обвинительную речь называют филиппикой. Подумайте, как возникло это название?

Воспринимают задание, уточняют

Регулятивные: принимают учебную задачу

Контурная карта, сообщение















  1. Хочу спросить у (называем имя участника), правда ли что Македония-это горная страна?(да)

  2. Хочу спросить у (называем имя участника), правда ли что Филипп - царь Греции?(нет, царь Македонии)

  3. Хочу спросить у (называем имя участника), правда ли что Аристотель был учителем Александра, сына Филиппа ?(да)

  4. Хочу спросить у (называем имя участника), правда ли что знатные македоняне писали и читали по-русски?(нет, по-гречески)

  5. Хочу спросить у (называем имя участника), правда ли что македонская конница состояла из пастухов, а пехота из знати?(нет, все наоборот)

  6. Хочу спросить у (называем имя участника), правда ли что Македония-это горная страна?(да)

  7. Хочу спросить у (называем имя участника), правда ли что македонская фаланга состояла из 16 рядов?(да)

  8. Хочу спросить у (называем имя участника), правда ли что Филипп ссорил между собой своих соперников и занимался подкупом?(да)

  9. Хочу спросить у (называем имя участника), правда ли что Македония-это горная страна?

  10. Хочу спросить у (называем имя участника), правда ли что осадные башни были небольшие по размерам?(нет, огромные по размерам, сотни воинов толкали)

  11. Хочу спросить у (называем имя участника), правда ли что у македонцев имелись метательные орудия?(да)

  12. Хочу спросить у (называем имя участника), правда ли что Филипп стал во главе Македонии в VI(6 -м) веке до н.э.?(нет, в 5 веке до н.э.)

  13. Хочу спросить у (называем имя участника), правда ли что каждый пехотинец македонской армии получал шлем, кожаный панцирь, щит, кроткий меч и длинное копье?(да)



© 2010-2022