Исследовательская работа по теме Керамика Древней Греции

Раздел История
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 5 муниципального района

Учалинский район Республики Башкортостан


«Греческая керамика»


Работу выполнила:

Сайфутдинова Лиза Галиповна,

ученица 7«А» класса

МБОУ СОШ №5

Руководитель:

педагог-библиотекарь

Сайфутдинова Зиля Фаритовна





2015

Оглавление


1. Введение………………………………………………………………………......3

2.Раздел 1. Характеристика объекта исследования

1.1. История возникновение керамики…………………………………………..4

1.2. Типы и назначение сосудов………………………………………………….6

1.3. Керамика Южного Урала……………………………………………………7

3. Результаты исследования……………………………………………………8

4. Раздел 2. Изготовление макета вазы……………………………………….9

5. Выводы ………………………………………………………………………...9

6. Список литературы………………………………………………………….10

Приложение





Введение

Занимаясь в одном из кружков ДДЮТ лепкой, я познакомилась с интересным природным материалом - глиной. Оказывается, люди издавна придавали огромное значение глине. Из глины научились делать множество полезных предметов: кирпич, которые сушили на солнце или обжигали в печи, тарелки, горшки для варки пищи, сосуды для хранения масел и зерен, детские игрушки. Недаром существует миф о том, что боги создали человека, вылепив его из глины. Данная тема мною была выбрана в связи с тем, что изучая культуру Древней Греции на уроках истории, мне захотелось больше узнать о греческой керамике.

Цель исследования: Знакомство с керамикой древнегреческой и керамикой народов Южного Урала, с историей их возникновения.

Задачи исследования:

1. Изучить литературу

2. Познакомиться с материалами из интернета

3. Изготовление макета вазы

4. Обобщить собранный материал

Объект исследования: Греческая керамика и керамика народов Южного Урала

Методы исследования: Работа с литературными источниками, интернет - ресурсы: krugosvet.ru/enc/kultura_i_obrazovanie/izobrazitelnoe_iskusstvo/GRECHESKAYA_KERAMIKA.html

1.1. История возникновения керамики

Слайд 2: Керамика - с греч. «керамос» - глина, то есть изделия, которые лепили из глины, а затем обжигали.

Керамика была спутницей всей жизни античного человека. Когда он выходил из вечной ночи на дневной свет, она стояла у его колыбели, он делал из неё первый глоток. Она украшала даже самую бедную хижину. В ней хранились семейные припасы. Она была наградой победителю на играх.

Посуду делали часто и в большом количестве. В сосудах хранилось все самое ценное - зерно для будущего урожая, от которого полностью зависела жизнь человека, Пропадет зерно - нечего будет посадить на следующий год, людей постигнет голод. Поэтому горшки с семенами берегли, их разрисовывали различными магическими знаками, которые должны были отпугнуть злых духов и демонов. Одни племена наносили охраняющие рисунки краской по стенкам сосудов, другие выдавливали магические знаки по сырой глине.[приложение рис.1]

Слайд 3: Существовало три способа изготовления сосудов.

Наиболее распространено было изготовление сосудов способом налепа. Из глины изготавливались жгуты толщиной 3-4см и длиной 40-50см, которые накладывались на форму по спирали и при наложении сдавливались. Так что превращались в ленту; в результате получался грубый глиняный сосуд.

Размеры гончарных мастерских в древности, вероятно, были очень разными, как и в наши дни. Там существовали и крохотные лавочки бедных или независимых гончаров, работавших вдвоем с подмастерьем, вращавшим круг. Их работы были многочисленны и разнообразны: добыча и очистка глины, ее вымешивание, формовка сосудов на гончарном круге, соединение частей, переворачивание сосудов и окончательная отделка формы, декор ваз,

добывание дерева или древесного угля для печи, топка печи и продажа готовой продукции. Преуспевающие владельцы набирали в свою большую мастерскую штат рабочих, подмастерьев и искусных ремесленников, а сами

выступали в роли старшего мастера или контролера. В Аттике некоторые гончары использовали до дюжины рабочих, однако в среднем в мастерской работало четыре-пять человек.

Орнамент на стенках глиняных горшков оттискивали разными острыми предметами, а потом и специальными штампами.

Вначале орнамент процарапывали острой палочкой на сырой глине. Он выглядел как какие-то волны или линии дождя. Потом стали краем раковины оттискивать более сложные рисунки. Чтобы рисунки были наряднее, края раковины стали зазубривать. Позднее появились штампы из круглых плоских галек, причем подбирали красивые гальки. [приложение рис.2]















1.2. Типы и назначение сосудов

Слайд 4: Керамические изделия были весьма разнообразны. Одни из них использовались в качестве бытовой посуды, другие предназначались для ритуальных и погребальных обрядов, третьи для хранения припасов. [приложение рис.3]

Слайд5: Амфора - сосуд для хранения оливкового масла и вина. [приложение рис.4]

Слайд 6: Кратеры - сосуд для смешивания вина с водой. [приложение рис.5]

Слайд 7: Гидрии - сосуд для воды. [приложение рис.6]

Слайд 8: Ойнохоя - сосуд для розлива вина, имеющий вид одноручного кувшина с овальным туловом, с венчиком горла в виде трилистника, что позволяло разливать вино одновременно в три чаши. [приложение рис.7]

Слайд 9: Скифос- большая чаша для вина, греки пили вино, разбавляя его водой. Пить неразбавленное вино считалось дурным тоном и называлось «пить по - скифски». [приложение рис.8]

Слайд 10: Канфар- чаша для вина. [приложение рис.9]

Слайд 11: Лекиф- сосуд для масла, благовоний, ритуальный сосуд. [приложение рис.10]

Слайд 12: Существовало два вида вазописи. Более ранний - чернофигурный.Черные фигуры на оранжево - красном фоне, сформировался в VI веке до нашей эры. [приложение рис.11]

Слайд 13: В 5 веке фон стал черным, а фигуры - оранжево- красные, цвета обожженной глины. Этот стиль получил название - краснофигурный. [приложение рис.12]

Слайд 14: Сюжетами для росписи служили легенды, мифы, сцены повседневной жизни, соревнования атлетов. [приложение рис.13]



1.3. Керамика Южного Урала

Изучая греческую керамику, я заинтересовалась тем, как развивалась керамика у башкирского народа. Гончарством башкиры не занимались, творческие искания народных мастеров в течение многих столетий были сосредоточены на наиболее доступном материале - дереве. Однако на Южном Урале керамика появилась в каменном веке.

В греческих книгах, написанных две тысячи лет назад, можно прочесть о далеких Рифейских горах, где угрюмые грифы стерегут несметные золотые сокровища. Оказывается, они так называли наши Уральские горы. На Южном Урале найдены мастерские по раскалыванию камня у выходов кремня и яшмы.

Первоначально основным видом керамики являлась посуда. Однако обжиг, который придает глине водоустойчивость, огнестойкость и прочность, стал применяться только в неолите. При изготовлении керамики применялась ручная лепка. Изготовленный сосуд сушили в тени, затем обжигали на костре или в специальных печах.

Слайд 15, 16: Орнамент на глиняных сосудах Южного Урала богат и разнообразен. Сосуды - острореберные и колоколовидные - украшались богатым и разнообразным орнаментом, нанесенным гребенчатым штампом, резьбой или оттисками заостренного штампа. Для украшения сосудов применяли все основные геометрические фигуры: прямая, наклонная, волнистая или перекрещивающиеся линии, треугольники, квадраты. Ромбы, круги. Основной и наиболее древний мотив - волнистые линии.

Иногда керамика изготавливалась из глины, в которую добавлялись толченные речные раковины, слюда или тальк, отчего поверхность сосудов становилась наряднее и переливалась блестками.

Как мы видим на рисунках: керамика разных культур Южного Урала походила друг на друга по форме - это были большие кругло- или плоскодонные сосуды с высоким или невысоким горлом. Каждый народ украшал одежду, утварь и орудия труда определенными, отличными от других, орнаментом. Так полулунные отпечатки на керамике являют собой изображение следов животных, возможно лося или оленя. Специалисты по угорской этнографии отмечали, что следы, оттиснутые на сосудах, заменяли животных, что совершенно естественно для охотников, постоянно наблюдавших следы зверей и птиц на снегу или на мягкой почве и ассоциировавших их с самими животными.[приложение рис.14,15]

Результаты исследования

Таким образом, в ходе исследования я выяснила, что отличие от греческой керамики, где сюжетами для росписи сосудов служили легенды, мифы, олимпийские игры, в подборе сюжетов для керамической росписи Южного Урала характерны зооморфные мотивы: следы животных и птиц. Мошинская В.И., исследовавшая вопрос о значении плоскостных и рельефных зооморфных изображений на сосудах Южного Урала, предполагает, что подобные изображения имели и охранительное значение для сосудов, и что они, может быть, указывали, для чего данный сосуд предназначен, так как существовал запрет смешивать мясо и рыбу в одном сосуде.








Изготовление макета вазы

  1. Я выбрала форму для будущей вазы и для каких целей она могла бы служить:

Этот сосуд называется - ЛЕКИФ, он используется для хранения парфюмерных масел, благовоний.

  1. Я выбрала сюжет росписи:

Обычно сюжетами для росписи сосудов служили легенды, мифы, олимпийские игры.

Центральную часть моего сосуда заняла роспись с изображением сюжета - СОРЕВНОВАНИЕ АТЛЕТОВ. Орнаментом я подчеркнула форму горлышка и дна сосуда, так как орнаментом украшали менее важные части вазы - ножку и горлышко.

В качестве орнамента я использовала - узор МЕАНДР

Меандр - узор в виде ломанной или кривой линии, с завитками. Есть предание, что давным - давно в Греции люди увидели с высокого холма русло реки, оно извивалось и было похоже на петлю. Так возник знаменитый греческий орнамент - меандр.

Техника росписи моего макета вазы - КРАСНОФИГУРНЫЙ (фон черный, а изображение имеет цвет обожженной глины). [приложение рис.16]

Выводы

Изучив литературу и различные источники, я пришла к выводу, что керамика и в Древней Греции, и на Южном Урале, выполняла не только практичные функции, но и имела охранительное значение. Особенно мне это удалось увидеть на сосудах Южного Урала.Таким образом, сопоставив образцы керамики древней Греции и керамики Южного Урала, я пришла к выводуЧто между этими цивилизациями существует тесная связь.





Список литературы

  1. Кузеев, Р.Г. Декоративное творчество башкирского народа - Уфа,1978 - стр.140

  2. Матюшин, Г.Н. Археологический словарь - М.: Учебная литература,1996-стр.96-100

  3. Обыденнов, М.Ф. Древнее искусство Башкирии - Уфа: Баш.кн.изд-во,1985-стр.24-25, 32-33, 94-97

  4. Башкирская энциклопедия:т.3-стр.387

  5. Интернетресурсы:krugosvet.ru/enc/kultura_i_obrazovanie/izobrazitelnoe_iskusstvo/GRECHESKAYA_KERAMIKA.html











Приложение

© 2010-2022