- Преподавателю
- История
- План-конспект урока Самодержавие Ивана Грозного
План-конспект урока Самодержавие Ивана Грозного
Раздел | История |
Класс | 7 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Григорьева Ю.М. |
Дата | 14.02.2017 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Самодержавие Ивана Грозного.
Цели урока по линиям развития личности:
Цель урока:
Выявить особенности самодержавной власти Ивана IV Васильевича
Тип урока
Урок изучения нового материала
Оборудование:
Проектор, интерактивная доска, доска
Задачи урока
Образовательная: объяснить сущность опричнины и цели, которые преследовал Иван IV при ее введении;
- показать опричнину как один из способов усиления центральной власти.
Развивающая: формировать историческое мышление, умение анализировать, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, работать индивидуально и в паре, с текстом.
Воспитательная: на примере конкретной личности показать поведение человека, находящегося у власти, сформировать представление о духовный и нравственных ценностях эпохи XVI век.
I. Этап организации.
______________
II. Проверка домашнего задания
Мы с вами продолжаем изучать времена правления Ивана IV. Для того, чтобы продолжить дальнейшее знакомство с первым царем в истории России, необходимо вспомнить, что мы уже о нем знаем.
_______________
Выдает индивидуальные карточки для работы у доски.
Индивидуальное задание у доски:
Приложение 1 Записать соответствующие события к датам Внутренняя политика:1547 год, 1549 год, 1550 год, 1551 год, 1556 год Приложение 2 Задание. Записать соответствующие события к датам. Внешняя политика:1552 год, 1554 - 1556 года, 1558 год
Фронтальный опрос:
- Кто такой «самодержец»?
- Как назывался совет единомышленников, созданный Иваном IV?
- Кто входил в Избранную Раду?
- Для чего она была создана?
- Какие реформы в области управления были проведены Избранной Радой?
- Какая сложилась система управления Русским государством в результате реформ?
Учитель выбирает одного ученика из класса в качестве эксперта, чтобы проверить индивидуальную работу у доски.
Учитель озвучивает оценки.
Ребята, можем ли мы назвать начальное время царствования успешным?
Настраиваются на работу
_______________
Два ученика работают у доски индивидуально с карточками.
Ученики отвечают на поставленные вопросы:
- единовластный правитель;
- Избранная рада
- Адашев,Силь -вестр,Висковатый, Курбский;
- укрепить централизованную власть;
- судебник, постоянные приказы, реформа местного самоуправление, уложение о службе ( дворянское конское ополчение, стрелецкие полки);
- самодержавие, но при участии Земского собора
Ученик совместно с учителем дает комментарии по правильности выполнения индивидуального задания.
Ученики отправляются на свои рабочие места.
Отвечают на поставленный вопрос, аргументируя свой ответ
Могут сказать, да, так как в 1549 году был созван первый Земский собор, что позволяло выслушать мнения от разных сословий или что в 1550 году были созданы постоянные приказы, для регулирования и контроля разных сфер государственной жизни.
Регулятивные УУД
1. Определять цель, проблему в учебной деятельности.
2. Выдвигать версии.
3. Планировать деятельность в учебной ситуации.
4. Работать по плану, сверяясь с целью.
5. Оценивать степень и способы достижения цели в учебной ситуации.
Познавательные УУД
1. Находить информацию в учебнике и др. источниках.
2. Владеть смысловым чтением.
3. Определять понятия.
4. Классифицировать (устанавливать иерархию по заданным основаниям).
5. Представлять информацию в разных формах (таблица, схема).
6. Выделять главное, обобщать.
7. Делать выводы.
8. Сравнивать объекты по заданным критериям.
9. Доказывать.
Коммуникативные УУД
1. Излагать своё мнение, аргументируя его.
2. Организовывать работу в паре.
Личностные УУД
1. Самостоятельно давать и объяснять оценки событий, оценивать свои и чужие поступки.
Определять понятия, находить причинно-следственные связи;
Излагать своё мнение, аргументируя его.
Оценивать степень и способы достижения цели в учебной ситуации.
Излагать своё мнение, аргументируя его.
Оценивать свои и чужие поступки.
Выявлять причинно-следственные связи, делать аргументированные выводы.
Излагать своё мнение, аргументируя его.
III. Этап самоорганизации учащихся. Постановка темы урока и проблемного вопроса.
Обратим внимание на слайд:
Из письма Ивана Грозного князю Курбскому:
«Русская земля держится Божьим милосердием и нами своими государями, а не воеводами и судьями».
Ребята, что подразумевал донести до Курбского Иван IV в данном послании?
- Имеет ли кто-то право оспаривать мнение царя?
- Какой, по мнению Грозного, должна быть власть царя?
Учитель объясняет, что в XVI веке в Московском госудрастве не употреблялся термин абсолютизм, а употреблялся термин самодержавие.
- Ребята, а как вы думаете, какова тема нашего урока?
Сравниваем версии ребят с версией учителя.
Давайте прочитаем еще один отрывок из далекого XVI века:
Псковский летописец писал: «Царь учиниша опричнину, и оттого было запустение велие Русской земли».
Что, по мнению летописца, является причиной запустения Русской земли?
- а Вы знаете, что такое опричнина?
На основании данного отрывка и того, что мы узнали, какой проблемный вопрос мы с Вами зададим?
Обратим внимание на слайд и сравним Ваши версии проблемного вопроса с вопросом учителя:
«Для чего Иван Грозный ввел опричнину, и к каким последствиям она привела?»
Один ученик из класса озвучивает отрывок из письма.
Версии:
- все определяет бог
-русская земля держится на государях
Версии:
- нет
- Да, Бог
Версии:
- неограниченной
- абсолютной
-самодержавной
- только он может принимать решения
Версии:
- неограниченная власть Ивана Грозного
- самодержавная власть Ивана Грозного.
Записывают тему урока в тетрадь «Самодержавие Ивана Грозного».
Ученик из класса озвучивает отрывок из летописи.
Версии:
- действия Ивана IV
- опричнина
- нет
Выслушиваем все версии:
- Что такое опричнина?
- для чего Иван Грозный ввел опричнину?
- к чему привела опричнина Ивана Грозного?
Ученик озвучивает проблемный вопрос.
Все записывают проблемный вопрос в тетрадь.
Определять цель, проблему в учебной деятельности.
Выдвигать версии.
Излагать своё мнение, аргументируя его.
Оценивать свои и чужие поступки.
Оценивать свои и чужие поступки.
Выдвигать версии.
Излагать своё мнение, аргументируя его.
Определять цель, проблему в учебной деятельности.
Выдвигать версии
Излагать своё мнение, аргументируя его.
IV. Актуализация знаний
Давайте вспомним черты характера и качества Ивана IV в начале правления?
Да, действительно, Иван IV был верующим человеком, знал все церковные праздники, но в то же время жесток и пристрастен к пьяным пирам.
Итак, после венчания на царство прошло немалых 13 лет, давайте узнаем изменился ли царь и его отношение к власти.
Открываем учебник на странице 70-71 и разделим лист тетради на две части и запишем:
-
Качества и черты характера
-
Причины, которые надломили «грозного» царя
I в - выделяет черты, а II в - причины.
Что у Нас получилось?
Давайте обсудим и проверим, что у Вас получилось.
Во время ответов учеников синхронно показывает слайд с ответами
Ребята, можем ли мы сказать, что царь становится мнительным?
В эти нелегкие для царя времена в его окружении появляется новый человек - Алексей Басманов. Давайте посмотрим на слайд и узнаем, как он расположил к себе государя?
Совершенно верно и тем самым стал одним из приближенных Ивана IV.
Используя стр. 71 ответьте на вопрос: «Что советовал Басманов Ивану Грозному?»
Давайте запишем в тетрадь совет Басманова:
«Чтобы победить страх и стать грозой для своих подданных необходимо казнить их за любые подозрения в измене».
Следствием мнительности царя и советов Басманова о казни изменников становится (записываем в терадь):
- распускает ИР (пояснения учителя устно: Сильвестра ссылает в Соловецкий монастырь, Адашева и Курбского в Юрьев)
- считает всех подданных своими холопами, которых может казнить как ему угодно.
Как Вы думаете, в чем причина роспуска ИР?
Тем самым Иван IV хотел показать, что только он вправе принимать решения в государстве, но на этом Иван Васильевич не останавливается и в 1564 году покидает столицу вместе с семьей и придворными слугами. Это был обдуманный и хитрый план царя. Давайте узнаем о нем подробнее и попробуем ответить на вопрос, для чего он это сделал.
Составляем схему «Действия Ивана Грозного после отъезда в Александровскую слободу» с помощью стр. 73-74
Учитель синхронно с ответами учеников поэтапно раскрывает элементы схемы на слайде:
- кому направлены послания?
Что в них написано?
Как вы думаете, для чего Иван Грозный направил два совершенно разных послания?
Верно ребят, мы с Вами знаем, что крестьяне составляли большую часть населения государства и тем самым Иван IV хотел воздействовать на бояр.
Крестьяне обвинили бояр в том, что из-за них государство без царя и потребовали вернуть Ивана IV на любых условиях.
Записываем последний следующий элемент схему - 1565 год, Иван Грозный вернулся в столицу победителем.
А раз он победитель, то волен делать все, что ему вздумается.
Используя стр. 74 ответим на вопросы:
Как вы думает, что он сделает самым первым?
Какой порядок управления предложил царь?
Записываем в тетрадь определение терминов опричнина - («опричь»-кроме чего-либо) Особый удел царя, находящийся под его же властью и земщина - часть государства под управлением Боярской думы, где сохраняются старые порядки.
После раздела страны на опричнину и земщину, царь начал укреплять свой удел. Неотъемлемым элементом, доказывающим это, является:
1)создание опричной думы во главе с Басмановым и
2) опричное войско.
Каждый, вступивший в него человек, должен был дать клятву на выполнение любой воли царя, после чего становился опричником.
Посмотрим на иллюстрацию «Опричник»
Ребята, что Вам сразу бросается в глаза, какие элементы снаряжения?
Собачья голова и метла появились у опричника не так просто, как Вы думаете, что они символизировали?
Как Вы думаете, кого хотел вымести Иван Грозный?
Используя стр. 74, ответьте на вопрос: какова главная цель опричного войска и запишите ее в тетрадь.
А кто же был, по мнению Грозного, изменниками?
Используя стр. 75, ответьте на вопрос: какова цель опричника?
Можем ли мы сказать, что главная цель опричнины - это установление неограниченной власти царя?
Итак, ребят теперь мы с Вами знаем, что хотел Грозный сделать со всеми изменниками, набрав себе войско. Давайте посмотрим, что же из этого вышло.
Записываем заголовок «Темные времена опричнины» и просмотрим иллюстративный ряд, поэтапно фиксируя все события.
Опричники могли творить с земскими людьми все, что угодно, все грехи опричников брал на себя царь, при этом продолжая посещать службу в церкви.
Обоснованно, мы с Вами записали заголовок «Темные времена опричнины»?
Боязнь лишиться власти превратила царя в жестокого палача.
Главным соратником царя в казнях становится Малюта Скуратов.
Давайте посмотрим на слайд и узнаем, что это был за человек:
Правая рука Ивана IV в вопросах казней
Озвучивают информацию, данную на слайде:
- в подвалах дома совершала пытки и казни
- записывал всех казненных в списки поминания в церкви
Кстати, Малюта - это прозвище, по одной из версий данное Скуратову за фразу: «Молю тя».
Но и у земских людей появился «свой» человек - защитник митрополит Филипп.
Давайте прочитаем, что сказал митрополит Ивану Грозному во время одной из служб.
Этой фразой митрополит разозлил царя, тем самым попал под опалу. Спустя месяц Малюта Скуратов ворвался в церковь, снял с митрополита все священные одежды и увез его в тюрьму, а пытки и казни продолжались с еще большей силой.
Работа в парах: выдаются листы с приложением 3
Отмена опричнины
Вопросы
1)Опишите казни, которые вершили опричники
2)Кто воспользовался ослаблением России?
3)Причина отмены опричнины?
В условиях угрозы набегов крымского хана, Иван IV прекратил деление страны на земщину и опричнину в 1572 году, чтобы противостоят Дивлет-Гирею.
Опричное войска не смогла дать отпор врагу, так как опричники привыкли нападать на беззащитных людей, привыкли грабить, а не воевать.
4)Что стало результатом битвы 30 июля - 2 августа 1572 года между крымским ханом и объединенным земско-опричным войском?
Используют тетрадь или учебник, чтобы вспомнить черты характера Ивана Васильевича.
Открывают обозначенную страницу
Выписывают тезисы по заданным параметрам, используя страницу учебника 70 и 71.
I в выделяет черты характера, II в фиксирует в тетради:
- боязнь, страх
- мерещатся убийцы, враги;
II в выделяет причины, I в фиксирует в тетради:
- неудачи в Ливонской войне
- смерть жены, отравленной, по мнению Грозного, советниками ИР
- боязнь лишиться власти
Отвечают на поставленный вопрос, приводя аргументы: да, боялся лишиться власти; да, он думает, что и его как жену хотят отравить.
Читают информацию на слайде и отвечают на вопрос:
- воевода, который отличился при взятии Казани
- проявил себя в начальные годы Ливонской войны.
Используют учебник для поиска ответа, озвучивают версии.
Записывают совет Басманова в тетрадь
Фиксируют в тетради основные моменты
Версии:
- боялся лишиться власти
- отравили его жену и его хотят отравить
З
Находить информацию в учебнике и др. источниках.
Владеть смысловым чтением.
Классифицировать (устанавливать иерархию по заданным основаниям).
Работа со схемой.
Выдвигать версии.
Излагать своё мнение, аргументируя его.аписывают в тетрадь заголовок «Действия Ивана Грозного после отъезда в Александровскую слободу» и работают с учебником, чтобы составить вместе с учителем схему:
1564 г - отъезд в слободу
1565 г - два послание в столицу: 1) митрополиту и боярам о том, что не желает быть у них государем; 2) «черному» люду о том, что прогневан только на бояр, а на них обиды нет
Версии:
- чтобы узнали, что он не хочет быть государем
- чтобы настроить «черный» люд против бояр
Фиксируют в тетради элемент схемы
И
Работа со схемой.
Выявление понятий.
Выявление понятийспользуют учебник:
установит новый порядок управления.
Дополняют схему:
Опричнина и земщина.
Записывают определения в тетрадь
Записывают в тетрадь элементы опричнины
Записываю в тетрадь термин опричник - человек, состоящий в войске Ивана Грозного
С
Работа с иллюстрацией.
Выдвигать версии.
Работа с текстом.
Выявлять главное, обобщать информациюмотрят иллюстрацию, выделяет особенности опричника:
- на коне, голова животного, метла, нет оружия.
Версии:
Собачья голова - преданность
Метла - выметать что-то.
Тех, кто против него или тех, кого он боится
Работают с учебником
Озвучивают цель войска: вымести всех изменников
Те, кто входил в земщину
Работают с учебником
Озвучивают цель опричника: казнь изменников, то есть людей, которые вошли в земщину, а не в опричнину
О
Выдвигать версии.
Излагать своё мнение, аргументируя его.
твечают на поставленный вопрос, приводя аргументы:
- Да, можем, так как хотел казнить изменников
Записывают заголовок в тетрадь
Просматривают иллюстрации и записывают черты опричнины:
1)Крестьян секли кнутами
2)бояр выгоняли из усадеб
3)всех неугодных казнили
Отвечают, приводя аргументы
Записываю имя в тетрадь, просматривают слайд
Записывают в тетрадь
Просматривают иллюстративный ряд и озвучивают информацию
Записывают имя в тетрадь и смотрят иллюстрацию
Один ученик озвучивает цитату:
«До каких пор будешь ты без вины проливать кровь верных людей-христиан?..весь свет может сказать, что у всех народов есть закон и право, только в России их нет!»
З
Находить информацию в учебнике и др. источниках.
Владеть смысловым чтением.
Работа в паре.аписывают заголовок. Работают с учебником, отвечая письменно на вопросы по плану, заданному в приложении
Поднимают рук, тем самым сигнализируя о готовности к дальнейшему обсуждению:
1)скидывали новгородец с моста, убивали по тысяче человек в день
2) крымский хан Дивлет-Гирея
3) походы крымского хана, невозможность опричного войска противостоять врагу
Записывают в тетрадь дату окончания деления государства на опричнину и земщину
4)у села Молоди земско-опричное войско обратило войска Дивлет-Гирея в бегство.
Планировать деятельность в учебной ситуации.
Оценивать свои и чужие поступки.
Планировать деятельность в учебной ситуации.
Находить информацию в учебнике и др. источниках.
Систематизировать информацию по заданным параметрам .
Оценивать свои и чужие поступки.
Сопоставление информации
Излагать своё мнение, аргументируя его.
Излагать своё мнение, аргументируя его.
Оценивать степень и способы достижения цели в учебной ситуации.
Оценивать свои и чужие поступки.
Работа с учебником.
Выявлять главное, обобщать.
Находить информацию в учебнике и др. источниках.
Оценивать свои и чужие поступки.
Выдвигать версии.
Излагать своё мнение, аргументируя его.
V. Подведение итогов
Итак, мы с Вами проанализировали времена опричнины. Вспоминаем проблемный вопрос и записываем аргументированный вывод в тетрадь, используя учебник и свои записи.
Таким образом, мы с Вами видим, что страх Ивана Васильевича лишиться власти и желание установить самодержавную власть привели к:
1)разделению государства, а это значит ослаблению
2) пыткам, казням и гибели множества людей
3)разорению экономики.
Оправдал ли новый порядок управления ожидания Грозного?
Мы еще раз с Вами убеждаемся, как это было в период феодальной раздробленности, что без единства, без централизованной власти, слабостью государство могут воспользоваться враги, что приведет к гибели государства
Записывают вывод в тетрадь
Озвучивают вывод
Аргументированные ответы
Делать аргументированный вывод.
Выявлять причинно-следственные связи.
Излагать свое мнение.
Излагать свое мнение, приводя аргументы.
Выявлять причинно-следственные связи.
Оценивать свои и чужие поступки
VI. Домашнее задание
§6;
стр. 72 (схема, п.);
стр. 79 (вопрос 6, п.)
Открывают дневники и записывают домашнее задание