План-конспект урока Самодержавие Ивана Грозного

Раздел История
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Самодержавие Ивана Грозного.

Цели урока по линиям развития личности:

Цель урока:

Выявить особенности самодержавной власти Ивана IV Васильевича

Тип урока

Урок изучения нового материала

Оборудование:

Проектор, интерактивная доска, доска

Задачи урока

Образовательная: объяснить сущность опричнины и цели, которые преследовал Иван IV при ее введении;

- показать опричнину как один из способов усиления центральной власти.

Развивающая: формировать историческое мышление, умение анализировать, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, работать индивидуально и в паре, с текстом.

Воспитательная: на примере конкретной личности показать поведение человека, находящегося у власти, сформировать представление о духовный и нравственных ценностях эпохи XVI век.

I. Этап организации.





______________

II. Проверка домашнего задания


Мы с вами продолжаем изучать времена правления Ивана IV. Для того, чтобы продолжить дальнейшее знакомство с первым царем в истории России, необходимо вспомнить, что мы уже о нем знаем.


_______________

Выдает индивидуальные карточки для работы у доски.

Индивидуальное задание у доски:

Приложение 1 Записать соответствующие события к датам Внутренняя политика:1547 год, 1549 год, 1550 год, 1551 год, 1556 год Приложение 2 Задание. Записать соответствующие события к датам. Внешняя политика:1552 год, 1554 - 1556 года, 1558 год

Фронтальный опрос:

- Кто такой «самодержец»?

- Как назывался совет единомышленников, созданный Иваном IV?

- Кто входил в Избранную Раду?

- Для чего она была создана?

- Какие реформы в области управления были проведены Избранной Радой?

- Какая сложилась система управления Русским государством в результате реформ?

Учитель выбирает одного ученика из класса в качестве эксперта, чтобы проверить индивидуальную работу у доски.

Учитель озвучивает оценки.

Ребята, можем ли мы назвать начальное время царствования успешным?

Настраиваются на работу





_______________


Два ученика работают у доски индивидуально с карточками.






Ученики отвечают на поставленные вопросы:

- единовластный правитель;

- Избранная рада

- Адашев,Силь -вестр,Висковатый, Курбский;

- укрепить централизованную власть;

- судебник, постоянные приказы, реформа местного самоуправление, уложение о службе ( дворянское конское ополчение, стрелецкие полки);

- самодержавие, но при участии Земского собора

Ученик совместно с учителем дает комментарии по правильности выполнения индивидуального задания.

Ученики отправляются на свои рабочие места.

Отвечают на поставленный вопрос, аргументируя свой ответ

Могут сказать, да, так как в 1549 году был созван первый Земский собор, что позволяло выслушать мнения от разных сословий или что в 1550 году были созданы постоянные приказы, для регулирования и контроля разных сфер государственной жизни.

Регулятивные УУД

1. Определять цель, проблему в учебной деятельности.

2. Выдвигать версии.

3. Планировать деятельность в учебной ситуации.

4. Работать по плану, сверяясь с целью.

5. Оценивать степень и способы достижения цели в учебной ситуации.

Познавательные УУД

1. Находить информацию в учебнике и др. источниках.

2. Владеть смысловым чтением.

3. Определять понятия.

4. Классифицировать (устанавливать иерархию по заданным основаниям).

5. Представлять информацию в разных формах (таблица, схема).

6. Выделять главное, обобщать.

7. Делать выводы.

8. Сравнивать объекты по заданным критериям.

9. Доказывать.

Коммуникативные УУД

1. Излагать своё мнение, аргументируя его.

2. Организовывать работу в паре.

Личностные УУД

1. Самостоятельно давать и объяснять оценки событий, оценивать свои и чужие поступки.



Определять понятия, находить причинно-следственные связи;

Излагать своё мнение, аргументируя его.







Оценивать степень и способы достижения цели в учебной ситуации.

Излагать своё мнение, аргументируя его.

Оценивать свои и чужие поступки.


Выявлять причинно-следственные связи, делать аргументированные выводы.

Излагать своё мнение, аргументируя его.

III. Этап самоорганизации учащихся. Постановка темы урока и проблемного вопроса.

Обратим внимание на слайд:

Из письма Ивана Грозного князю Курбскому:

«Русская земля держится Божьим милосердием и нами своими государями, а не воеводами и судьями».

Ребята, что подразумевал донести до Курбского Иван IV в данном послании?

- Имеет ли кто-то право оспаривать мнение царя?

- Какой, по мнению Грозного, должна быть власть царя?

Учитель объясняет, что в XVI веке в Московском госудрастве не употреблялся термин абсолютизм, а употреблялся термин самодержавие.

- Ребята, а как вы думаете, какова тема нашего урока?

Сравниваем версии ребят с версией учителя.

Давайте прочитаем еще один отрывок из далекого XVI века:

Псковский летописец писал: «Царь учиниша опричнину, и оттого было запустение велие Русской земли».

Что, по мнению летописца, является причиной запустения Русской земли?

- а Вы знаете, что такое опричнина?

На основании данного отрывка и того, что мы узнали, какой проблемный вопрос мы с Вами зададим?

Обратим внимание на слайд и сравним Ваши версии проблемного вопроса с вопросом учителя:

«Для чего Иван Грозный ввел опричнину, и к каким последствиям она привела?»



Один ученик из класса озвучивает отрывок из письма.


Версии:

- все определяет бог

-русская земля держится на государях

Версии:

- нет

- Да, Бог

Версии:

- неограниченной

- абсолютной

-самодержавной

- только он может принимать решения



Версии:

- неограниченная власть Ивана Грозного

- самодержавная власть Ивана Грозного.

Записывают тему урока в тетрадь «Самодержавие Ивана Грозного».


Ученик из класса озвучивает отрывок из летописи.

Версии:

- действия Ивана IV

- опричнина

- нет

Выслушиваем все версии:

- Что такое опричнина?

- для чего Иван Грозный ввел опричнину?

- к чему привела опричнина Ивана Грозного?

Ученик озвучивает проблемный вопрос.

Все записывают проблемный вопрос в тетрадь.



Определять цель, проблему в учебной деятельности.



Выдвигать версии.

Излагать своё мнение, аргументируя его.

Оценивать свои и чужие поступки.


Оценивать свои и чужие поступки.






Выдвигать версии.

Излагать своё мнение, аргументируя его.





Определять цель, проблему в учебной деятельности.


Выдвигать версии

Излагать своё мнение, аргументируя его.

IV. Актуализация знаний

Давайте вспомним черты характера и качества Ивана IV в начале правления?

Да, действительно, Иван IV был верующим человеком, знал все церковные праздники, но в то же время жесток и пристрастен к пьяным пирам.

Итак, после венчания на царство прошло немалых 13 лет, давайте узнаем изменился ли царь и его отношение к власти.

Открываем учебник на странице 70-71 и разделим лист тетради на две части и запишем:

  1. Качества и черты характера

  2. Причины, которые надломили «грозного» царя

I в - выделяет черты, а II в - причины.

Что у Нас получилось?

Давайте обсудим и проверим, что у Вас получилось.

Во время ответов учеников синхронно показывает слайд с ответами




Ребята, можем ли мы сказать, что царь становится мнительным?


В эти нелегкие для царя времена в его окружении появляется новый человек - Алексей Басманов. Давайте посмотрим на слайд и узнаем, как он расположил к себе государя?

Совершенно верно и тем самым стал одним из приближенных Ивана IV.

Используя стр. 71 ответьте на вопрос: «Что советовал Басманов Ивану Грозному?»

Давайте запишем в тетрадь совет Басманова:

«Чтобы победить страх и стать грозой для своих подданных необходимо казнить их за любые подозрения в измене».

Следствием мнительности царя и советов Басманова о казни изменников становится (записываем в терадь):

- распускает ИР (пояснения учителя устно: Сильвестра ссылает в Соловецкий монастырь, Адашева и Курбского в Юрьев)

- считает всех подданных своими холопами, которых может казнить как ему угодно.

Как Вы думаете, в чем причина роспуска ИР?

Тем самым Иван IV хотел показать, что только он вправе принимать решения в государстве, но на этом Иван Васильевич не останавливается и в 1564 году покидает столицу вместе с семьей и придворными слугами. Это был обдуманный и хитрый план царя. Давайте узнаем о нем подробнее и попробуем ответить на вопрос, для чего он это сделал.

Составляем схему «Действия Ивана Грозного после отъезда в Александровскую слободу» с помощью стр. 73-74

Учитель синхронно с ответами учеников поэтапно раскрывает элементы схемы на слайде:

- кому направлены послания?

Что в них написано?


Как вы думаете, для чего Иван Грозный направил два совершенно разных послания?

Верно ребят, мы с Вами знаем, что крестьяне составляли большую часть населения государства и тем самым Иван IV хотел воздействовать на бояр.

Крестьяне обвинили бояр в том, что из-за них государство без царя и потребовали вернуть Ивана IV на любых условиях.

Записываем последний следующий элемент схему - 1565 год, Иван Грозный вернулся в столицу победителем.

А раз он победитель, то волен делать все, что ему вздумается.

Используя стр. 74 ответим на вопросы:

Как вы думает, что он сделает самым первым?

Какой порядок управления предложил царь?

Записываем в тетрадь определение терминов опричнина - («опричь»-кроме чего-либо) Особый удел царя, находящийся под его же властью и земщина - часть государства под управлением Боярской думы, где сохраняются старые порядки.

После раздела страны на опричнину и земщину, царь начал укреплять свой удел. Неотъемлемым элементом, доказывающим это, является:

1)создание опричной думы во главе с Басмановым и

2) опричное войско.

Каждый, вступивший в него человек, должен был дать клятву на выполнение любой воли царя, после чего становился опричником.


Посмотрим на иллюстрацию «Опричник»

Ребята, что Вам сразу бросается в глаза, какие элементы снаряжения?

Собачья голова и метла появились у опричника не так просто, как Вы думаете, что они символизировали?

Как Вы думаете, кого хотел вымести Иван Грозный?

Используя стр. 74, ответьте на вопрос: какова главная цель опричного войска и запишите ее в тетрадь.

А кто же был, по мнению Грозного, изменниками?

Используя стр. 75, ответьте на вопрос: какова цель опричника?


Можем ли мы сказать, что главная цель опричнины - это установление неограниченной власти царя?

Итак, ребят теперь мы с Вами знаем, что хотел Грозный сделать со всеми изменниками, набрав себе войско. Давайте посмотрим, что же из этого вышло.

Записываем заголовок «Темные времена опричнины» и просмотрим иллюстративный ряд, поэтапно фиксируя все события.

Опричники могли творить с земскими людьми все, что угодно, все грехи опричников брал на себя царь, при этом продолжая посещать службу в церкви.



Обоснованно, мы с Вами записали заголовок «Темные времена опричнины»?

Боязнь лишиться власти превратила царя в жестокого палача.

Главным соратником царя в казнях становится Малюта Скуратов.

Давайте посмотрим на слайд и узнаем, что это был за человек:

Правая рука Ивана IV в вопросах казней

Озвучивают информацию, данную на слайде:

- в подвалах дома совершала пытки и казни

- записывал всех казненных в списки поминания в церкви

Кстати, Малюта - это прозвище, по одной из версий данное Скуратову за фразу: «Молю тя».

Но и у земских людей появился «свой» человек - защитник митрополит Филипп.

Давайте прочитаем, что сказал митрополит Ивану Грозному во время одной из служб.



Этой фразой митрополит разозлил царя, тем самым попал под опалу. Спустя месяц Малюта Скуратов ворвался в церковь, снял с митрополита все священные одежды и увез его в тюрьму, а пытки и казни продолжались с еще большей силой.

Работа в парах: выдаются листы с приложением 3

Отмена опричнины

Вопросы

1)Опишите казни, которые вершили опричники

2)Кто воспользовался ослаблением России?

3)Причина отмены опричнины?




В условиях угрозы набегов крымского хана, Иван IV прекратил деление страны на земщину и опричнину в 1572 году, чтобы противостоят Дивлет-Гирею.

Опричное войска не смогла дать отпор врагу, так как опричники привыкли нападать на беззащитных людей, привыкли грабить, а не воевать.

4)Что стало результатом битвы 30 июля - 2 августа 1572 года между крымским ханом и объединенным земско-опричным войском?

Используют тетрадь или учебник, чтобы вспомнить черты характера Ивана Васильевича.






Открывают обозначенную страницу

Выписывают тезисы по заданным параметрам, используя страницу учебника 70 и 71.



I в выделяет черты характера, II в фиксирует в тетради:

- боязнь, страх

- мерещатся убийцы, враги;

II в выделяет причины, I в фиксирует в тетради:

- неудачи в Ливонской войне

- смерть жены, отравленной, по мнению Грозного, советниками ИР

- боязнь лишиться власти

Отвечают на поставленный вопрос, приводя аргументы: да, боялся лишиться власти; да, он думает, что и его как жену хотят отравить.


Читают информацию на слайде и отвечают на вопрос:

- воевода, который отличился при взятии Казани

- проявил себя в начальные годы Ливонской войны.



Используют учебник для поиска ответа, озвучивают версии.


Записывают совет Басманова в тетрадь


Фиксируют в тетради основные моменты





Версии:

- боялся лишиться власти

- отравили его жену и его хотят отравить







З

Находить информацию в учебнике и др. источниках.

Владеть смысловым чтением.

Классифицировать (устанавливать иерархию по заданным основаниям).

Работа со схемой.



Выдвигать версии.

Излагать своё мнение, аргументируя его.аписывают в тетрадь заголовок «Действия Ивана Грозного после отъезда в Александровскую слободу» и работают с учебником, чтобы составить вместе с учителем схему:

1564 г - отъезд в слободу

1565 г - два послание в столицу: 1) митрополиту и боярам о том, что не желает быть у них государем; 2) «черному» люду о том, что прогневан только на бояр, а на них обиды нет

Версии:

- чтобы узнали, что он не хочет быть государем

- чтобы настроить «черный» люд против бояр






Фиксируют в тетради элемент схемы



И

Работа со схемой.

Выявление понятий.



Выявление понятийспользуют учебник:

установит новый порядок управления.

Дополняют схему:

Опричнина и земщина.


Записывают определения в тетрадь






Записывают в тетрадь элементы опричнины



Записываю в тетрадь термин опричник - человек, состоящий в войске Ивана Грозного

С

Работа с иллюстрацией.

Выдвигать версии.




Работа с текстом.

Выявлять главное, обобщать информациюмотрят иллюстрацию, выделяет особенности опричника:

- на коне, голова животного, метла, нет оружия.

Версии:

Собачья голова - преданность

Метла - выметать что-то.

Тех, кто против него или тех, кого он боится

Работают с учебником

Озвучивают цель войска: вымести всех изменников

Те, кто входил в земщину

Работают с учебником

Озвучивают цель опричника: казнь изменников, то есть людей, которые вошли в земщину, а не в опричнину

О

Выдвигать версии.

Излагать своё мнение, аргументируя его.


твечают на поставленный вопрос, приводя аргументы:

- Да, можем, так как хотел казнить изменников




Записывают заголовок в тетрадь




Просматривают иллюстрации и записывают черты опричнины:

1)Крестьян секли кнутами

2)бояр выгоняли из усадеб

3)всех неугодных казнили

Отвечают, приводя аргументы



Записываю имя в тетрадь, просматривают слайд

Записывают в тетрадь

Просматривают иллюстративный ряд и озвучивают информацию




Записывают имя в тетрадь и смотрят иллюстрацию

Один ученик озвучивает цитату:

«До каких пор будешь ты без вины проливать кровь верных людей-христиан?..весь свет может сказать, что у всех народов есть закон и право, только в России их нет!»





З

Находить информацию в учебнике и др. источниках.

Владеть смысловым чтением.

Работа в паре.аписывают заголовок. Работают с учебником, отвечая письменно на вопросы по плану, заданному в приложении

Поднимают рук, тем самым сигнализируя о готовности к дальнейшему обсуждению:

1)скидывали новгородец с моста, убивали по тысяче человек в день

2) крымский хан Дивлет-Гирея

3) походы крымского хана, невозможность опричного войска противостоять врагу


Записывают в тетрадь дату окончания деления государства на опричнину и земщину


4)у села Молоди земско-опричное войско обратило войска Дивлет-Гирея в бегство.

Планировать деятельность в учебной ситуации.

Оценивать свои и чужие поступки.







Планировать деятельность в учебной ситуации.

Находить информацию в учебнике и др. источниках.

Систематизировать информацию по заданным параметрам .

Оценивать свои и чужие поступки.

Сопоставление информации




Излагать своё мнение, аргументируя его.



Излагать своё мнение, аргументируя его.

Оценивать степень и способы достижения цели в учебной ситуации.

Оценивать свои и чужие поступки.





Работа с учебником.

Выявлять главное, обобщать.


Находить информацию в учебнике и др. источниках.


Оценивать свои и чужие поступки.





Выдвигать версии.

Излагать своё мнение, аргументируя его.

V. Подведение итогов

Итак, мы с Вами проанализировали времена опричнины. Вспоминаем проблемный вопрос и записываем аргументированный вывод в тетрадь, используя учебник и свои записи.

Таким образом, мы с Вами видим, что страх Ивана Васильевича лишиться власти и желание установить самодержавную власть привели к:

1)разделению государства, а это значит ослаблению

2) пыткам, казням и гибели множества людей

3)разорению экономики.

Оправдал ли новый порядок управления ожидания Грозного?

Мы еще раз с Вами убеждаемся, как это было в период феодальной раздробленности, что без единства, без централизованной власти, слабостью государство могут воспользоваться враги, что приведет к гибели государства

Записывают вывод в тетрадь

Озвучивают вывод








Аргументированные ответы

Делать аргументированный вывод.

Выявлять причинно-следственные связи.

Излагать свое мнение.







Излагать свое мнение, приводя аргументы.

Выявлять причинно-следственные связи.

Оценивать свои и чужие поступки







VI. Домашнее задание

§6;

стр. 72 (схема, п.);

стр. 79 (вопрос 6, п.)

Открывают дневники и записывают домашнее задание



© 2010-2022