Конспект и презентация на тему Древнейший Рим (5 класс)

Раздел История
Класс 5 класс
Тип Презентации
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Предмет - история

Класс - 5

Лавренкова Елена Викторовна

учитель истории и обществознания

МБОУ «Анцирская СОШ»

Автор УМК - А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая История Древнего мира. 5 класс. М. -Просвещение.

Тема урока - Древнейший Рим

Тип урока: Открытие нового знания. Технология интенсификации учебного материала на основе схемных и знаковых моделей, проблемного обучения, проведение исследования.

Цели урока: достижение следующих результатов:

Личностных - развивать умение давать оценку историческим событиям с позиции гуманистических нравственных ценностей, развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия Древнего мира.

Метапредметных - развивать умение, применять модели и схемы для решения учебных и познавательных задач, умение осознанного чтения и использования речевых средств (устных и письменных) в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей.

Предметных - развивать умение добывать и критически оценивать информацию, систематизировать историческую информацию, познакомиться с новыми понятиями из истории древнего Рима.

Форма урока: урок-исследование.

Оборудование и наглядные пособия: учебники, тетради, карта «Древний Рим», мультимедийная презентация, компьютер, проектор, раздаточный материал.

I. Повторение пройденного материала.

Здравствуйте, ребята, садитесь. Сегодня у нас необычный урок, на нем присутствуют гости. У нас сегодня урок-исследование, мы ненадолго превратимся с вами в ученых-историков, которые будут исследовать историю возникновения, природные особенности и занятия жителей - государства, с которым мы еще с вами не знакомы. Мы продолжаем путешествовать по странам древнего мира. И для того, чтобы посетить следующую страну, вспомним, в каких странах мы уже побывали (слайд 1) (Приложение 6). Будьте внимательны, отвечаем по одному, знак готовности - поднятая рука.

На нильских берегах она была,
Богатой и цветущею слыла.
И ею фараоны управляли,
Восстания рабов здесь подавляли.
В мире есть сейчас она.
Назови, что за страна. (слайд 2)

(Египет)

Расскажите-ка, ребята,
Где без леса и без гор
Люди в древности росли.
Где покой все обрели.
Всё лепили мастера.
И работа их до пота
Выручала их всегда. (слайд 3)

(Междуречье)

На восточном побережье
Моря Средиземного
Государство моряков
Было очень древнее.
И чтоб им торговать,
Просто стали все писать.
Кто же знал? Их алфавит
Все народы покорит. (слайд 4)

(Финикия)

Чтоб землю с севера обезопасить,
У гуннов землю отобрать
Правители решили стену возвести,
Покой, чтоб вечный обрести.
И людей великое множество
Согнали со всей страны.
Заставили её строить,
Чтобы не было войны. (слайд 5)

(Китай)

Проверяем (слайд 6) В оценочном листе поставили себе оценку.

II. Целеполагание.

- Какую страну мы изучали на предыдущих уроках? (Грецию)

Работа по настенной карте. Учитель проводит путь исследования.

Учащиеся работают в атласе или по карте в учебнике стр. 213

- Если мы из Греции сядем на корабль выплывем по направлению к западу, то мы достигнем берегов в будущем великой державы. В какую страну мы попадём? (В Рим ).

Итак, тема нашего сегодняшнего урока-исследования Древнейший Рим. (слайд 7)

III. Изучение нового материала.

Как у настоящих ученых-историков у нас должен быть определённый план. Вот он: (слайд 8)

Географическое положение

Природные условия

Занятие жителей

- Давайте вспомним, какой источник используют ученые при изучении географического положения страны? (карту)
- Итак, Рим - один из древнейших городов Европы. В древности Рим было не только название города, но и государства.
- В наши дни Рим - это столица Италии.
- Приведите примеры древних государств, где столицы носили такое же название. (Вавилон, Спарта Афины)

Итак, вам как исследователям будет интересно узнать, (слайд 9)что Апеннинский полуостров древних времен называют Италией. Этот полуостров похож на старинный сапог, у носка которого расположен остров Сицилия. На севере полуостров отделяется от материковой части Европы средневысокими Альпийскими горами. С юга, с востока и запада Апеннинский полуостров омывается морями Средиземного моря: Адриатическим, Ионическим, Тирренским.

Через полуостров тянется невысокий горный хребет Апеннины. У подножия Апеннин лежат долины, равнины, холмистые местности, удобные для жизни людей. На большей части территории Италии теплый, благодатный климат, плодородные почвы. Поэтому народы, населяющие эту территорию занимались виноградарством, садоводством и выращиванием зерновых культур (пшеница, рожь).

У вас на партах есть задания, которые помогут вам исследовать особенности климата и природные условия Рима. (Приложение1). Вам нужно подобрать правильное окончание к фразам

Давайте проверим, что у вас получилось.(Слайд 10) В оценочном листе поставили оценку.

А теперь, ученые-историки, я приготовила для вас задание, игру, но немного усложнила ее тем, что вы должны будете определить, какие особенности относятся к Риму, а какие к ранее изученной Греции, ведь вы как ученые должны уметь сравнивать и выделять нужные признаки.

- Ребята, как ученые-историки, мы уже с вами работали с источниками. Давайте вспомним, какие бывают источники? (письменные и вещественные)
- Мы работали с источниками, какого вида? Назовите, что это за источники. (письменные: легенды, мифы, законы, крылатые выражения).

Выдвижение гипотез.

- Давайте представим, что мы с вами учёные -историки, которые отправляются на раскопки древнейшего Рима. Откуда мы можем узнать историю данного государства? (из источников)

Но прежде, чем мы начнем работать с источником, мы как ученые должны выдвинуть гипотезу: Скажите, как вы думаете, кто может является основателем государства? (человек, народ) (слайд 11)

- Это наши с вами предположения. Какое из них подтвердиться?

Внимание, а сейчас мы будем работать в группе, для этого нужно объединиться по 3-4 человека.

задание: (слайд 12)

Прочитать легенду и ответить письменно на вопросы викторины. (Приложение 8)

Работа с источниками (Приложение 2):

Легенда об основании Рима (слайд 13)

По левому берегу Тибра жило племя Латинов. В одном из этих городов правил царь Нумитор. Амулий брат Нумитора, был злой и завистливый хотел царствовать один. Он отнял у Нумитора власть. Для большей своей безопасности убил сына Нумитора, а дочь его Рею Сильвию сделал весталкой - жрицей богини домашнего очага Весты. Не прошло и года, Рея Сильвия родила от бога войны Марса двух мальчиков. Услышав эту весть, Амулий велел утопить близнецов в волнах Тибра. А их мать взять под стражу. Бросив корзину на мелководье, слуги возвратились домой. Корзина зацепилась за ветку дерева, не утонула. На жалобный крик братьев прибежала волчица. Облизав малышей, она накормила их своим молоком. Вскоре их нашел царский пастух и отнес своей жене. Пастух и его жена, дав найденышам, имена Ромул и Рем, воспитали их отважными и сильными. Когда они выросли и узнали тайну своего рождения, задумали мстить. Вооружившись они убили Амулия и в тех местах, где были вскормлены волчицей решили основать новый город. Вскоре братья поссорились: Рем выбрал для строительства города один холм, а Ромул другой. Когда Ромул стал строить оборонительную стену, Рем в насмешку перепрыгнул через нее. Взбешенный Ромул нанес Рему удар, оказавшийся смертельным. Убийство брата не помешало ему основать город и назвать его своим именем /Рим - по-латински Рома/ . Ромул стал первым царем Рима. Его везде сопровождала охрана из 12 воинов называлась Ликторами.

Викторина

Какое племя проживало по левому берегу Тибра? (Латины.)

Какой царь правил в одном из городов латинов? (Нумитор.)

Кто такой Амулий? (Младший брат Нумитора. Амулий отнял у него власть, а его дочь Рею Сильвию сделал весталкой.)

Кто такие весталки? (Жрицы богини огня и домашнего очага Весты.)

Как звали сыновей Реи Сильвии? (Ромул и Рем.)

Почему Амулий решил убить Ромула и Рема? (Боялся, что когда они вырастут, то отомстят за деда и мать.)

Как звали бога войны у латинов? (Марс.)

Кто помог братьям-близнецам выжить? (Их выкормила волчица.)

Как сложились отношения между братьями? (Они поссорились, и Ромул убил Рема.)

Кто стал первым царем Рима? (Ромул.)

Что обозначает на латинском языке Рим? (Рома.)

Кто такие ликторы? (Вооруженная охрана царя.)

Зачем ликторы носили с собой связку прутьев и топор? (Царь мог приказать выпороть провинившегося или отрубить ему голову.)

(Слайд 13) Проверяем ответы---оцениваем результат.

- Что в легендах вымысел, а что правда?

Сейчас уважаемые учёные - историки, на основе изученных источников подтвердите или опровергните свои предположения.

Ответы учащихся: Рим был основан Ромулом.

Таким образом, Рим был основан в 753 г. до н. э. легендарным Ромулом. (слайд 14)

ФИЗМИНУТКА (Слайд 15)

Ученые-историки мы узнали о возникновение Рима, а теперь давайте отправимся на экскурсии по Древнему Риму, а чтобы зафиксировать все, что мы увидим, давайте воспользуемся маршрутными листами, читаем 2 пункт учебника, и заполняем маршрутный лист (Приложение 3).

Маршрутный лист по теме:

«Город на семи холмах и его обитатели» параграф 44,п.2

Возникновение города Рим.

Ответьте на вопросы.

Сразу ли был построен город Рим? ___________

Что делали жители, что бы построить город?

(Перечислите их действия).

  1. ________________________

  2. ________________________

  3. ________________________

  4. ________________________

Город Рим.

Ответьте на вопросы

На чем он располагался?____________

Назовите некоторые из них. ____________________

В каком году возник Рим? _________________

Занятия римлян.

Ответьте на вопросы.

В чем жили римляне? _________________________

Что выращивали римляне?

____________________________________________

Кого разводили римляне? ____________________________________________

Чем занимались?

____________________________________________

Управление Римом. Прочитать пункт 3

Заполните схему

Конспект и презентация на тему Древнейший Рим (5 класс)

Продолжите фразу:

В управлении Рима принимали участие ______________.

Старейшины родов заседали _____________. Высшая власть принадлежала __________________. Народное собрание объявляло ___________, заключало _________ и выбирало _________.

Итак, ученые историки, поделитесь своими знаниями. (слайд 16-22) Проверяем ответы. Ставим оценки.

Закрепление материала:

Проверим, что вы узнали сегодня на уроке? (слайд 18)

Почувствовал ли я себя исследователем, путешественником? Почему?

Итак, давайте оценим свою работу на уроке, используя оценочное окно, у меня три окошка (Приложение 4), а у Вас на партах улыбающиеся смайлики (Приложение 5), поместите свои смайлик в то окошко, которое соответствует вашему восприятию урока.

Оценочное окно.

Совсем не понятно

Понятно, но не все

Хорошо понятно (Приложение 7)

Поставьте себе оценку за урок.

Домашнее задание. (слайд 19)


© 2010-2022