Эссе Деятельность Иосифа Волоцкого

Раздел История
Класс 8 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:






Эссе на тему «Деятельность Иосифа Волоцкого»




Выполнила:

ученица 8 класса

МБОУ Зазерской СОШ

Тацинского района

Ростовской области

Мышанская Елизавета

Учитель: Высочева Л.Е.







Деятельность Иосифа Волоцкого (в миру Иоанна Санина) пришлась на последнюю треть XV - начала XVI века. Он был активным общественным деятелем и сыграл огромную роль в процессе становления политической системы Московского государства. Он был сторонником единого и неделимого, сильного и централизованного Московского государства. Разработанные Иосифом Волоцким теоретические положения легли в основу официальной политической идеологии русского общества XVI-XVII веков. Иосиф был церковным деятелем и всю свою сознательную жизнь отстаивал независимость церкви, незыблемость ее идеологических догматов.

Деятельность Иосифа Волоцкого и его учеников (иосифлян) определила характер внутренней организации русской православной церкви, её место в политической системе Московского государства. Иосиф отстаивал независимость церковной организации. Все его конфликты с великими и удельными князьями проистекали из посягательств последних на независимость его монастыря. Однако Иосиф считал, что и государственная власть тоже не должна быть поставлена на службу церкви. Его представление о взаимоотношениях государства и церкви не укладывалось ни в принцип "царство выше священства", ни в прямо противоположный ему тезис "священство выше царства". В своих сочинениях Иосиф Волоцкий проповедовал идею божественного происхождения верховной государственной власти. Он считал, что Богом устроена всякая власть, что от Бога цари принимают скипетр царствия, от Бога получают в управление государство. Несмотря на это Иосиф не признавал божественного характера власти русских удельных князей. Провозглашая власть Московского государя божественной по своему источнику, Иосиф Волоцкий возвышал великого князя над удельными князьями и наделял великокняжескую власть особой сущностью, принципиально отличающейся от любой другой светской власти. Таким образом, Иосиф Волоцкий придавал верховной государственной власти церковный характер.

Самое выдающееся достижение Иосифа Волоцкого - это основанный им в 1479 году Иосифо - Волоколамский монастырь. С каждым годом обитель Преподобного благоустраивалась. В 1484 - 1485 годах на месте деревянного был сооружен каменный храм Успения Божией Матери. Летом 1485 года его расписывали одни из лучших русских живописцев того времени - Дионисий Иконник с сыновьями Владимиром и Феодосием. В 1504 году была заложена теплая трапезная церковь в честь святого Богоявления, затем сооружена колокольня и под нею - храм во Имя Пресвятой Богородицы Одигитрии. Преподобный Иосиф воспитал целую школу знаменитых иноков. Одни из них прославили себя на поприще церковно-исторической деятельности, других прославили труды просвещения, третьи прославились своими благочестивыми иноческими подвигами.

Внутреннее устройство его обители, характер ее взаимоотношений с княжеской властью, с внешним миром соответствовали общественно-политическим взглядам Святого. Так же известна его хозяйственная деятельность, направленная на расширение материальных возможностей Церкви, для совершения дел милосердия. В организации монастыря четко отразилось понимание Иосифом Волоцким такого явления, как нестяжательство. Он был глубоко убежден в необходимости для Церкви привлекать материальные ресурсы, чтобы передавать их народу. Именно в Церкви Преподобный видел замечательный инструмент передачи народных богатств от богатых бедным. Иосиф полагал, что нестяжательной, свободной от обладания имуществом, должна быть только личная жизнь монахов. Что же касается монастыря в целом, то ему обладание землями, селами, деньгами и другим имуществом жизненно необходимо. Во-первых, для того, чтобы обеспечить средствами существования монастырских служителей и, материальными атрибутами богослужение в храмах. Во-вторых, чтобы иметь возможность оказывать помощь странникам, нищим, больным. Иосиф Волоцкий считал, что монастырское имущество не может помешать монахам достичь вечного спасения. Это доказывают примером своей жизни такие подвижники русской церкви, как Афанасий Афонский, Антоний и Феодосии Печерские, и другие начальники монастырей, обладавших большими материальными богатствами. А потому всякие обвинения Преподобного Иосифа в стяжательстве - это надуманные обвинения. Простой народ находил в его монастыре средства к поддержанию своего существования в случае крайней нужды. Число питающихся на монастырские средства иногда доходило до 700 человек. Сегодня по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла небесным покровителем православного предпринимательства и хозяйствования объявлен Преподобный Иосиф, игумен Волоцкий.

Деятельность и влияние Преподобного Иосифа не ограничивались монастырём. Многие из мирян шли к нему получить совет. Чистым духовным разумом проникал он в души пришедших к нему людей и открывал им волю Божию. Люди, живущие рядом с монастырём, считали Иосифа своим отцом и покровителем. Знатные бояре и князья брали его в восприемники своим детям, ему открывали свои души на исповеди, просили письменного руководства для исполнения его наставлений.

Читая произведения, о деятельности Иосифа Волоцкого я поняла, что среди его противников не было Нила Сорского. В научных трудах, посвященных духовной жизни русского общества конца XV - начала XVI веков, часто говорится о борьбе между этими двумя церковными деятелями. На самом деле между собой боролись "иосифляне" и "нестяжатели", взгляды которых не во всем совпадали со взглядами Иосифа и Нила. Борьбу же против Иосифа вел Вассиан Косой. Факты свидетельствуют, что при всех разногласиях по вопросам устройства монастырского общежития в главном Иосиф Волоцкий и Нил Сорский были едины. Они считали очень опасной для русского общества и православной церкви деятельность еретиков «ереси жидовствующих». Иосиф Волоцкий усматривал в "ереси жидовствующих" опаснейшую угрозу нравственным устоям русского общества, распад которых неминуемо повлек за собой его гибель.

Игумен Иосиф был талантливым церковным писателем. Его творчество являлось продолжением практической деятельности. Все произведения Иосифа Волоцкого имеют религиозную и церковную тематику. Однако в условиях средневекового общества многое из того, что связано с религией и церковью, неизбежно приобретало политическое значение. Эволюция его политических взглядов была во многом следствием тех перемен, которые происходили в его социальном положении, в его действительных взаимоотношениях с князьями и церковными иерархами.

Среди написанных Иосифом Волоцким произведений основную массу составляют произведения, посвященные разоблачению «ереси жидовствующих». Впоследствии этот труд стал именоваться как «Просветитель, или обличение ереси жидовствующих». Из этого описания видно, что Иосиф Волоцкий видел в ней не простую ересь, а полное отступление от христианской веры. Судя по текстам этих сочинений, еретики действительно отвергали институт монашества, негативно относились к монастырям, отрицали христианские постулаты, не принимали многих важных христианских обрядов (например, отлучали себя от причастия, не видели смысла в молитвах по усопшим, обращали службу не к Иисусу Христу, а к Богу-Отцу).

Второе место в литературном творчестве Иосифа Волоцкого занимают произведения, посвященные внутреннему устройству монастырей и монашескому быту. Преподобный ввел самое строгое общежитие по составленному им «Уставу», которому были подчинены все служения и послушания иноков, и управлялась вся их жизнь. Основой Устава было полное нестяжание, отсечение своей воли и непрестанный труд. У братии все было общее: одежда, обувь, пища и прочее. Никто из иноков без благословения настоятеля ничего не мог принести в келью, даже книг и икон. Часть трапезы иноки по общему согласию оставляли бедным. Труд, молитва, подвиг наполняли жизнь братии. Молитва Христова не сходила с их уст. Сам Преподобный Иосиф неизменно возлагал на себя самые тяжкие послушания.

Третью часть литературного наследия Иосифа Волоцкого составляют его послания к различным влиятельным людям - великому князю Василию III, митрополиту Симону, окольничему Ивана III Б. В. Кутузову, боярину И. И. Третьякову-Ховрину и другим - с просьбами о защите, оправдании своей позиции в конфликте с архиепископом Новгородским Серапионом и другие.

В четвертую группу сочинений Иосифа Волоцкого можно выделить его послания, содержащие в себе духовные советы и наставления мирянам. Это прежде всего два послания к брату великого князя Василия III Дмитровскому князю Юрию Ивановичу, а также послание к какому-то боярину о миловании рабов и другие. Характерной особенностью литературных творений Иосифа Волоцкого является широкое использование в них цитат из Священного писания и сочинений авторитетных христианских писателей. Иосиф в своей творческой деятельности следовал традиционной для христианской литературы манере изложения мыслей с помощью цитат из авторитетных источников. В своем литературном творчестве он был подобен строителю, который из чужих кирпичей возводит здание, предстающее в конечном итоге в качестве его собственного, оригинального творения. В его обители занимались перепиской богослужебных книг. Вскоре волоколамское книжное собрание стало лучшей библиотекой среди монастырских библиотек на Руси.

Преподобный Иосиф Волоцкий вошёл в историю нашего народа как великий церковный деятель, видевший многие опасности общественной жизни XVI века, осознававший важность церковного служения и употреблявший все силы на то, чтобы дело Божие множилось и расширялось.









Используемые источники:

ru.wikipedia.org/wiki

days.pravoslavie.ru/Life/life1765.

promolenko.narod.ru/literat/prosvetitel.

interpretive.ru/dictionary/395/word/iosif-volockii

brooklyn-church.org/prep-iosif-volockij-nebesnyj-pokrovitel

pravoslavnyx-biznesmenov.html

sinergia-lib.ru/index.



© 2010-2022