Рабочая программа по истории 7 класс

Раздел История
Класс 7 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Романовская основная общеобразовательная школа

Погарского района Брянской области



УТВЕРЖДАЮ

директор МБОУ

Романовская ООШ

_________В.И.Кошевая

Приказ № _____ от

. «____» _________ 2016 г.



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


ПО ИСТОРИИ 6 КЛАССА



Хохловой Татьяны Михайловны






РАССМОТРЕНО ПРИНЯТО

на заседании МО на заседании

______ Т.М. Хохлова Педагогического совета

протокол № ______ школы протокол №

от «29» августа 2016г. от «30 » августа2016г.


2016 - 2017 учебный год



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:

  1. Федерального закона от 29 декабря 2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

2. Приказа Министерства образования РФ от 5 марта 2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;

3. Приказа Министерства образования Российской Федерации от 09 марта 2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов образовательных учреждений, реализующих программы общего образования»;

  1. Письма Минобрнауки России от 07 июля 2005 г. №03-1263 «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана».

5. Учебного плана МБОУ Романовская ООШ

6. Положения о рабочей программе МБОУ Романовская ООШ, утвержденным приказом

№53 от 31.08.2014г..

  1. Учебников для 7 класса А.А. Данилов, Л.Г. Косулина «История России конец XVI- XVIII век, Москва «Просвещение», 2009 г.,А.Я. Юдовская, Л.М.Ванюшкина «Новая история» Москва «Просвещение», 2006 г., Г.П.Поляков,А.А.Чубур «Брянские археологи-школьникам об археологии». Учебное пособие для 7 класса общеобразовательных учебных заведений. Брянск: «Курсив», 2012 г.

  2. Авторские прграммы Данилова А.А. и Косулиной Л.Г. «История России», А.Я. Юдовской и Л.М.Ванюшкиной «Новая История», Москва «Просвещение», 2008г

  3. Положения МБОУ Романовская ООШ о преподавании модуля «Археология» утверждённого приказом №49 от 01.09.2014 г.

Согласно Федеральному закону №273-ФЗ от 29 декабря 2012 «Об образовании в Российской Федерации» и Закона Брянской области от 08 августа 2013 г. №62-З «Об образовании в Брянской области», Приказа Департамента образования и науки Брянской области от 04.04.2014 г. №586 «О базисном учебном плане общеобразовательных организаций Брянской области на 2015-2016 уч. год» в программу по предмету «История» добавляется модуль «История Брянского края » в объеме 35 часов. Всего 105 часов, из расчёта 3 часа в неделю.

На изучение курса истории в 7 классе отводится 105 часов, из них, согласно программе, история России изучается 42 часа, новая история - 28 часов, модуль «Археология» -35 часов (по 3 часа в неделю). Курсы изучаются последовательно: сначала история России конец XVI- XVIII век, затем новая история, потом модуль «Археология». История является одним из наиболее важных предметов учебного плана ОУ РФ. Эта дисциплина наиболее полно аккумулирует предшествующий социальный опыт человечества. Она же наиболее системно передает этот опыт учащимся, выступая объединяющим элементом для всех гуманитарных (и, отчасти, естественных) дисциплин. Преподавание ведется по концентрической модели исторического образования, которая предполагает изучение единого непротиворечивого курса отечественной и всеобщей истории.

В рамках основной школы реализуется первый концентр (5-9 класс).

Цели и задачи:

- воспитание гражданственности, национальной идентичности, развитие мировоззренческих убеждений учащихся на основе осмысления ими исторически сложившихся культурных, религиозных, эмоциональных традиций, нравственных и социальных установок, идеологических доктрин.

- развитие способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира, определять собственную позицию по отношению к окружающей реальности, соотносить свои взгляды и принципы с исторически возникшими мировоззренческими системами.

- освоение систематизированных знаний об истории человечества, формирование целостного представления о месте и роли России во всемирно-историческом процессе.

- овладение умениями и навыками поиска, систематизации и комплексного анализа исторической информации.

- формирование исторического мышления- способности рассматривать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности, сопоставлять различные версии и оценки исторических событий и личностей, определять собственное отношение к дискуссионным проблемам прошлого и современности.

- выработка у школьников представлений об основных чертах развития индустриального и традиционного обществах, изменениях, произошедших в мире за 200 лет.

- сформировать представления о причинах революций и реформ, как альтернативном пути развития общества.

- показать наиболее яркие личности периода нового времени и их роль в истории и культуре.

- охарактеризовать становление идей и источников, понимание которых необходимо современному человеку и гражданину (новое время, индустриальное общество, капиталист, батрак, протестантизм, реформация и др.).

- воспитание гражданственности, национальной идентичности, развитие мировоззренческих убеждений учащихся на основе осмысления ими исторически сложившихся культурных, религиозных, эмоциональных традиций, нравственных и социальных установок, идеологических доктрин.

- развитие у учащихся способностей рассматривать события и явления прошлого, пользуясь приемами исторического анализа (сопоставление и обобщение фактов, раскрытие причинно - следственных связей. Целей и результатов деятельности людей и др.); понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира, определять собственную позицию по отношению к окружающей реальности, соотносить свои взгляды и принципы с исторически возникшими мировоззренческими системами.

- освоение систематизированных знаний об истории человечества.

- овладение умениями и навыками поиска, систематизации и комплексного анализа исторической информации.

Регулярно используемые на уроках тестовые задания, эссе, проблемно - поисковые задачи и др. помогут выявить пробелы и сформировать прочные знания. Рабочая программа предусматривает индивидуальные, групповые, фронтальные формы работы через самостоятельную, дискуссионную, исследовательскую, проектную деятельность. Предполагается проведение различных типов уроков: лекции, семинары, конференции, практикумы, которые способствуют лучшему усвоению учащимися определенной суммы знаний, развитию личности, познавательных и созидательных способностей.

Промежуточная аттестация проводится в соответствии с уставом образовательного

учреждения в форме текущего, рубежного и итогового контроля. Дополнительными средствами обучения являются атлас, рабочие тетради.

Главная цель модуля «Археология»:

Вызвать у учащихся интерес к истории родного края, пробудить желание узнать, как можно больше о своей малой родине, воспитывать у учащихся чувство любви к Родине, активную гражданскую позицию, учиться на примере своих предков делать добрые дела для своего Отечества, воспитывать патриотизм.

Задачи :

-Способствовать развитию гражданственности учащихся;

-Формировать устойчивый интерес к историческому прошлому;

-Создавать условия для развития у учащихся интеллектуальных и практических умений в изучении истории;

-Развивать умения самостоятельно приобретать и применять на практике полученные знания; творческие способности;

-Формировать и развивать коммуникативные навыки, которые способствуют умению работать в группе, вести дискуссию.

Данный курс способствует расширению и углублению базового курса истории России за счет изучения краеведческого материала.

Данный курс в 7 классе рассчитан на 35 часов.

Изменения в рабочей программе.

Данное тематическое планирование курса «Новая история 1500-1800 гг.» предназначено для учащихся 7 класса основной общеобразовательной школы. Изучение курса рассчитано на 30 часов. Можно сократить количество часов, так как в пояснительной записке ФБУП рекомендовано на данный курс предусмотреть не менее 24 часов. Исходя из данных фактов, я позволила себе пересмотреть распределение часов по темам «Художественная культура и наука Европы эпохи Возрождения (2 часа вместо 3 часов) и «Западноевропейская культура XVII в» (1 час вместо 2 часов).






Содержание программы


ИСТОРИЯ РОССИИ XVII-XVIII вв.

7 класс (42 ч)

ТЕМА 1. РОССИЯ НА РУБЕЖЕ XVI-XVII вв. (4 ч)

Внутренняя и внешняя политика Бориса Годунова. Внутриполитическое положение в стране после смерти Ива­на Грозного. Царь Федор Иоаннович. Борьба за власть. Бо­рис Годунов. Учреждение патриаршества. Пресечение динас­тии Рюриковичей. Избрание на царство Бориса Годунова. Социально-экономическая политика. Голод 1601-1603 гг. Обострение социальных противоречий. Международная поли­тика. Торговые и культурные связи со странами Западной Европы.

Смута. Причины и суть Смутного времени. Лжедмитрий I. Поход на Москву. Внутренняя и внешняя политика Лжедмитрия I. Боярский заговор. Воцарение Василия Шуйского. Вос­стание Ивана Болотникова. Лжедмитрий II. Тушинский ла­герь. Вторжение Польши и Швеции. Семибоярщина. Освобо­дительная борьба против польских и шведских интервентов. Ополчение Козьмы Минина и Дмитрия Пожарского. Осво­бождение Москвы. Земский собор 1613 г. Начало династии Романовых.

Основные понятия темы

Смута, патриаршество, крестьянское восстание, самозван- чество, интервенция, Семибоярщина.

ТЕМА 2. РОССИЯ В XVII в. (9 ч)

Политический строй. Первые Романовы: усиление само­державной власти. Ослабление роли Земских соборов и Бо­ярской думы. Начало становления абсолютизма. Возрастание роли государственного аппарата и армии. Реформаторская де­ятельность А. Л. Ордина-Нащокина и В. В. Голицына, царя Федора Алексеевича.

Экономическое и социальное развитие. Экономические последствия Смуты. Усиление роли барщины и оброка. Но­вые явления в экономике. Рост товарно-денежных отноше­ний. Развитие мелкотоварного производства. Возникновение мануфактур и наемного труда. Развитие торговли. Ярмарки. Формирование всероссийского рынка. Рост городов.

Усиление позиций дворянства. Соборное уложение 1649 г. Окончательное закрепощение крестьян. Основные категории городского населения. Духовенство. Казачество.

Народы России в XVII в. Освоение Сибири.

Народные движения. Причины и особенности народных волнений. Городские восстания (Соляной бунт, Медный бунт). Восстание под предводительством Степана Разина.

Власть и церковь. Церковь после Смуты. Патриарх Филарет. Патриарх Никон. Церковный раскол. Протопоп Аввакум. Церковный собор 1666-1667 гг.

Внешняя политика. Россия и Речь Посполитая. Смолен­ская война. Присоединение Левобережной Украины и Киева к России. Русско-польская война 1653-1667 гг. Русско-турец­кие отношения. Русско-турецкая война 1676-1681 гг. Крым­ские походы.

Образование и культура в XVII в. Усиление светского характера культуры. Образование. Научные знания. Русские первопроходцы. С. И. Дежнев. В. Д. Поярков. М. В. Стадухин. Е. П. Хабаров. Литература. Сатирические повести («О Шемя- кином суде», «О Ерше Ершовиче»). Автобиографические по­вести («Житие» протопопа Аввакума). Зодчество. Б. Огурцов. Шатровый стиль. Коломенский дворец. Церковная архитекту­ра. Живопись. Симон Ушаков.

Сословный быт. Обычаи и нравы. Царский двор. Бояр­ский и дворянский быт. Жизнь посадского населения. Пов­седневный быт и обычаи крестьян.

Основные понятия темы

Мелкотоварное ремесло, мануфактура, фабрика, ярмарка, всероссийский рынок, протекционизм, тягло, белые слобо­ды, крепостное право, абсолютизм, крестьянская война, цер­ковный раскол, старообрядчество, обмирщение культуры, парсуны.

РОДНОЙ КРАЙ В XVII в. (1 ч)

ИТОГОВОЕ ПОВТОРЕНИЕ И ОБОБЩЕНИЕ (1 ч)

Россия и мир на рубеже XVII-XVIII вв.

ТЕМА 3. РОССИЯ В ПЕРВОЙ ЧЕТВЕРТИXVIII в. (11 ч)

Преобразования Петра I. Предпосылки петровских преобразований. Личность Петра. Великое посольство 1697-• 1698 гг.

Реорганизация армии. Упразднение Боярской думы и при­казной системы. Учреждение Правительствующего сената, коллегий, Тайной канцелярии. Указ о единонаследии. Табель о рангах. Губернская реформа. Изменение системы городско­го управления.

Церковная реформа. Упразднение патриаршества. Учреж­дение Святейшего Правительствующего синода.

Утверждение абсолютизма. Провозглашение России им­перией.

Реформы в экономике. Политика протекционизма и мер­кантилизма. Использование зарубежного опыта в сельском хозяйстве, мануфактурном производстве, судостроении. Ре­месленные цехи. Денежная реформа. Налоговая реформа. По­душная подать. Развитие путей сообщения. Начало строитель­ства Вышневолоцкого, Ладожского обводного, Волго-Донско­го каналов.

Цена и последствия реформ Петра I.

Внешняя политика Петра I. Северная война 1700-1721 гг. «Нарвская конфузия». Полтавская битва. Победы русского флота у мыса Гангут и острова Гренгам. Ништадтский мир.

Восточное направление внешней политики. Прутский по­ход. Каспийский поход.

Итоги внешней политики Петра I.

Народные движения. Причины народных восстаний в Петровскую эпоху. Астраханское восстание. Восстание под руководством К. А. Булавина. Башкирское восстание. Религи­озные выступления. Восстания работных людей. Значение и последствия народных выступлений.

Изменения в культуре. Культура «верхов» и культура «низов». Распространение просвещения, научных знаний. Я. В. Брюс. Л. Ф. Магницкий. Развитие техники. А. К. Нартов. Создание Академии наук, Кунсткамеры, Военно-морского и Артиллерийского музеев. Открытие первой научной библи­отеки.

Архитектура. Петропавловская крепость, Дворец двенад­цати коллегий в Петербурге. Начало сооружения дворцового ансамбля в Петергофе. Д. Трезини. В. В. Растрелли. И. К. Ко­робов.

Изобразительное искусство. Гравюра. А. Ф. Зубов. Свет­ская живопись. И. Н. Никитин.

Изменения в быту. Новый порядок летосчисления. Внед­рение европейской одежды и кухни. Ассамблеи. «Юности честное зерцало». Значение культурного наследия Петровской эпохи.

Основные понятия темы

Рекрутская система, «потешные войска», посессионные крестьяне, приписные крестьяне, подушная подать, протекци­онизм, меркантилизм, камерализм, ассамблеи, политес, кунсткамера, цифирные школы, домовитое казачество, голут- венное казачество, прелестные письма.

ТЕМА 4. РОССИЯ В 1725-1762 гг. (4 ч)

Дворцовые перевороты: причины, сущность, последствия. Фаворитизм. Елизавета Петровна.

Внутренняя политика. Изменение системы центрального управления. Верховный тайный совет. Кабинет министров. «Конференция при высочайшем дворе». Расширение приви­легий дворянства. Ужесточение политики в отношении крестьянства, казачества, национальных окраин. Экономиче­ская политика. Рост мануфактурного производства. Учрежде­ние Дворянского и Купеческого банков.

Внешняя политика. Основные направления внешней по­литики. Русско-турецкая война 1735-1739 гг. Русско-швед­ская война 1741 - 1742 гг. Присоединение к России казахских земель. Россия в Семилетней войне 1757-1762 гг. П. А. Ру­мянцев. П. С. Салтыков.

Основные понятия темы . Кондиции, олигархия, фаворит, дворянские монополии, Дворянский банк.

ТЕМА 5. РОССИЯ В 1762-1800 гг. (10 ч)

Екатерина II. Внутренняя политика Екатерины II. Особенности внутренней политики. Политика просвещенного абсолютизма. Вольное экономическое общество. Уложен­ная комиссия. Золотой век российского дворянства. Жалован­ные грамоты дворянству и городам. Ужесточение внутрен­ней политики в 70-90-е гг. XVIII в.: причины и последствия. Губернская (областная) реформа. Ужесточение крепостни­чества.

Крестьянская война под предводительством Е. И. Пу­гачева. Причины войны. Пугачев и его программа. Основные этапы борьбы. Значение и последствия войны.

Экономическое развитие. Начало разложения феодально- крепостнической системы. Сельское хозяйство. Рост ману­фактур и промыслов. Предпринимательство, торгово-про­мышленные компании. Торговля. Финансы. Итоги экономи­ческого развития.

Развитие общественной мысли. Проникновение либе­ральных идей в Россию. Н. И. Новиков. А. Н. Радищев. Борь­ба самодержавия с вольнодумством.

Павел I. Внутренняя политика Павла I. Изменение порядка престолонаследия. Ставка на мелкопоместное дворя­нство. Политика в отношении крестьян. Комиссия для со­ставления законов Российской империи. Репрессивная по­литика.

Внешняя политика. Основные направления внешней по­литики. Русско-турецкие войны. Русское военное искусство. А. В. Суворов. Ф. Ф. Ушаков. Присоединение Крыма, Се­верного Причерноморья. Греческий проект Екатерины II. Г. А. Потемкин. Георгиевский трактат. Участие России в раз­делах Речи Посполитой. Присоединение Правобережной Ук­раины, Белоруссии, Литвы, части Латвии. Русско-шведская война 1787-1791 гг. и ее значение. Политика «вооруженного нейтралитета». Борьба с революционной Францией. Внешняя политика Павла I.

Культура и быт во второй половине XVIII в. Развитие образования. Зарождение общеобразовательной школы. От­крытие Московского университета (1745 г.). Становление отечественной науки. Академия наук. М. В. Ломоносов. М. И. Шейн. Г. В. Рихман. В. Н. Татищев. Академические экспедиции. В. Беринг. С. П. Крашенинников. Освоение Рус­ской Америки. Развитие техники. И. Ф. и М. И. Моторины. И. И. Ползунов. К. Д. Фролов. И. П. Кулибин.

Литература. Новое стихосложение. В. К. Тредиаковс- кий. Драматургия. А. П. Сумароков. Русские просветители. Д. И. Фонвизин. Г. Р. Державин. А. Н. Радищев. Н. И. Нови­ков. Русский сентиментализм. Н. М. Карамзин.

Театр. Ф. Г. Волков. Крепостные театры. П. И. Ковалева- Жемчугова. Т. В. Шлыкова-Гранатова.

Музыка. Д. С. Бортнянский. В. А. Пашкевич. Е. И. Фо­мин. Русская народная музыка.

Изобразительное искусство. Историческая живопись. А. П. Лосенко. Г. И. Угрюмов. Портрет. А. П. Антропов. И. П. и Н. И. Аргуновы. Ф. С. Рокотов. В. Л. Боровиковский. Крестьянский быт в картинах М. Шибанова. Зарождение рус­ской скульптуры. Ф. И. Шубин.

Архитектура. Барокко. В. В. Растрелли (Зимний дворец, Большой Петергофский дворец. Большой Екатерининский дворец в Царском Селе). Русский классицизм. В. И. Баженов (Дом Пашкова, Царицынский ансамбль, Гатчинский и Пав­ловский дворцы). М. Ф. Казаков (здание Сената в Москов­ском Кремле, Московский университет, Петровский дворец, дом князей Долгоруких в Москве). И. Е. Старое (Александро- Невская лавра, Таврический дворец). Начало ансамблевой застройки городов.

Перемены в жизни крестьян и горожан: жилище, одежда, питание, досуг, обычаи.

Основные понятия темы

Просвещенный абсолютизм, Манифест о вольности дво­рянства, секуляризация церковных земель, Уложенная комис­сия, месячина, отхожие промыслы, капиталистые крестьяне, ассигнации, крестьянская война, классицизм, сентимента­лизм, деспотия.

РОДНОЙ КРАЙ В XVIII в. (1 ч)

ИТОГОВОЕ ПОВТОРЕНИЕ И ОБОБЩЕНИЕ (1 ч)

Россия и мир на рубеже XVIII-XIX вв.


Содержание программы

Новая история. Конец XV-XVIII В.

Введение (1 ч)

Что изучает новая история. Понятие «Новое время». Хроноло­гические границы и этапы Нового времени. Человек Нового вре­мени, его отличия от человека средневекового. Запад и Восток: особенности общественного устройства и экономического развития.

ЧАСТЬ I. ЕВРОПА И МИР В НАЧАЛЕ НОВОГО ВРЕМЕНИ (17 ч)

Тема 1. Эпоха Великих географических открытий (2 ч)

Новые изобретения и усовершенствования. Источники энергии. Книгопечатание. Новое в военном деле и судостроении. Геог­рафические представления. Почему манили новые земли. Испания и Португалия ищут новые морские пути на Восток. Энрике Море­плаватель. Открытие ближней Атлантики. Васко да Гама. Вокруг Африки в Индию.

Путешествия Христофора Колумба. Открытие нового матери­ка - встреча миров. Америго Веспуччи о Новом Свете.

Фернандо Магеллан. Первое кругосветное путешествие.

Западноевропейская колонизация новых земель. Испанцы и португальцы в Новом Свете.

Значение Великих географических открытий. Изменение старых географических представлений о мире. Начало складывания миро­вого рынка. Заморское золото и европейская революция цен.

Тема 2. Европа: от Средневековья к Новому времени (4 ч)

Усиление королевской власти. Понятие «абсолютизм». Значе­ние абсолютизма для социального, экономического, политического и культурного развития общества. Короли и парламенты. Единая си­стема государственного управления. Судебная и местная власть под контролем короля. Короли и церковь. «Монарх - помазанник Бо­жий». Армия на службе монарха. Единая экономическая политика. Создание национальных государств и национальной церкви. Генрих VIII Тюдор, Елизавета Тюдор, Яков I Стюарт, Людовик XIV Бурбон.

Дух предпринимательства преобразует экономику. Рост горо­дов и торговли. Мировая торговля. Банки, биржи и торговые ком­пании. Переход от ремесла к мануфактуре. Наемный труд. Причины возникновения и развития мануфактур. Мануфактура - капитали­стическое предприятие. Рождение капитализма.

Социальные слои европейского общества, их отличительные черты. Буржуазия эпохи раннего Нового времени. Новое дворянство. Крестьянская Европа. Низшие слои населения. Бродяжничество. Законы о нищих.

Европейское население и основные черты повседневной жизни. Главные беды - эпидемии, голод и войны. Продолжительность ж?' ни. Личная гигиена. Изменения в структуре питания. «Скажи мне что ты ешь, и я скажу тебе, кто ты есть». Менялись эпохи - менялась мода. Костюм - «визитная карточка» человека. Европейскиегород Нового времени, его роль в культурной жизни общества.

Тема 3. Художественная культура и наука Европы эпохи Возрождения (3 ч)

От Средневековья к Возрождению. Эпоха Возрождения и ее характерные черты. Рождение гуманизма.

Первые утопии. Томас Мор и его представления о совершенном государстве. Ф. Рабле и его герои. Творчество Уильяма Шекспира, Мигеля Сервантеса - гимн человеку Нового времени. Музыкальное искусство Западной Европы. Развитие светской музыкальной культуры.

Новые тенденции в изобразительном искусстве. «Титаны Возрождения». Леонардо да Винчи, Микеланджело Буонарроти, Рафаэль Санти (факты биографии, главные произведения). Особенности искусства Испании и Голландии XVII в.; искусство Северного Возрождения.

Развитие новой науки в XVI-XVII вв. и ее влияние на тexнический прогресс и самосознание человека. Разрушение средневекового представления о Вселенной. «Земля вращается вокругСолнца и вокруг своей оси» - ядро учения Николая Коперника. Джордано Бруно о бесконечности и вечности Вселенной. Важнейшие открытия Галилео Галилея. Создание Исааком Ньютономновой картины мира. Уильям Гарвей о строении человеческого организма*. Фрэнсис Бэкон и Рене Декарт - основоположники философии Нового времени. Учение Джона Локка о «естественных» правах человека и разделении властей.

Тема 4. Реформация и контрреформация в Европе (4 ч)

Реформация - борьба за переустройство церкви. ПричиныРеформации и ее распространение в Европе. Мартин Лютер: человек и общественный деятель. Основные положения его учения. Лютеранская церковь. Протестантизм. Томас Мюнцер - вождь родной реформации. Крестьянская война в Германии: причины, основные события, значение.

Учение и церковь Жана Кальвина. Борьба католической церкви против Реформации. Игнатий Лойола и орден иезуитов.

Королевская власть и Реформация в Англии. Генрих VIII «религиозный реформатор». Англиканская церковь. Елизавета I «верховная правительница церковных и светских дел». Укрепление могущества Англии при Елизавете I.

Религиозные войны и абсолютная монархия во Франции. Борь­ба между католиками и гугенотами. Варфоломеевская ночь. Война трех Генрихов. Генрих IV Бурбон - «король, спасший Францию». Нантский эдикт. Реформы Ришелье. Ришелье как человек и политик. Франция - сильнейшее государство на европейском континенте.

Тема 5. Ранние буржуазные революции.

Международные отношения (борьба за первенство в Европе и колониях) (4 ч)

Нидерландская революция и рождение свободной Республики Голландии. Нидерланды - «жемчужина в короне Габсбургов». Особенности экономического и политического развития Нидерлан­дов в XVI в. Экономические и религиозные противоречия с Испа­нией. «Кровавые» указы против кальвинистов. Начало освободи­тельной войны. Террор Альбы. Вильгельм Оранский. Лесные и морские гёзы. Утрехтская уния. Рождение республики. Голланд­ская республика - самая экономически развитая страна в Европе.

Революция в Англии. Установление парламентской монархии. Англия в первой половине XVII в. Пуританская этика и образ жизни*. Преследование пуритан. Причины революции. Карл I Стю­арт. Борьба короля с парламентом. Начало революции. Долгий парламент. Гражданская война. Парламент против короля. Оливер Кромвель и создание революционной армии. Битва при Нейзби. Первые реформы парламента. Казнь короля и установление рес­публики: внутренние и международные последствия. Реставрация Стюартов. «Славная революция» 1688 г. и рождение парламент­ской монархии. Права личности и парламентская система в Анг­лии - создание условий для развития индустриального общества.

Международные отношения. Причины международных конфлик­тов в XVI-XVIII вв. Тридцатилетняя война - первая общеевропей­ская война. Причины и начало войны. Основные военные действия. Альбрехт Валленштейн* и его военная система. Организация евро­пейских армий и их вооружение. Вступление в войну Швеции. Гус­тав II Адольф - крупнейший полководец и создатель новой военной системы. Окончание войны и ее итоги. Условия и значение Вест­фальского мира. Последствия войны для европейского населения.

Война за испанское наследство - война за династические ин­тересы и за владение колониями.

Семилетняя война, ее участники и значение.

Последствия европейских войн для дальнейшего развития меж­дународных отношений.

ЧАСТЬ II. ЭПОХА ПРОСВЕЩЕНИЯ. ВРЕМЯ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ (8 ч)

Тема 1. Западноевропейская культура XVIII в. (2 ч)

Просветители XVIII в.- наследники гуманистов эпохи Возрож­дения. Идеи Просвещения как мировоззрение развивающейся бур­жуазии. Вольтер об общественно-политическом устройстве общест­ва. Его борьба с католической церковью. Ш.-Л. Монтескье о разде­лении властей. Идеи Ж.-Ж. Руссо. Критика энциклопедистами фео­дальных порядков. Экономические учения А. Смита и Ж. Тюрго. Вли­яние просветителей на процесс формирования правового государства и гражданского общества в Европе и Северной Америке.

Художественная культура Европы эпохи Просвещения. Образ человека индустриального общества в произведениях Д. Дефо. Са­тира на пороки современного общества в произведениях Д. Свиф­та. Гуманистические ценности эпохи Просвещения и их отражение в творчестве П. Бомарше, Ф. Шиллера, И. Гете. Придворное искус­ство. «Певцы третьего сословия»: У. Хогарт, Ж- Б. С. Шарден.

Особенности развития музыкального искусства XVIII в. Произ­ведения И. С. Баха, В. А. Моцарта, JI. ван Бетховена: прославле­ние Разума, утверждение торжества и победы светлых сил.

Значение культурных ценностей эпохи Просвещения для фор­мирования новых гуманистических ценностей в европейском и се­вероамериканском обществах. Секуляризация культуры.

Тема 2. Промышленный переворот в Англии (1 ч)

Аграрная революция в Англии. Развитие в деревне капиталис­тического предпринимательства. Промышленный переворот в Анг­лии, его предпосылки и особенности. Условия труда и быта фаб­ричных рабочих. Дети - дешевая рабочая сила. Первые династии промышленников. Движения протеста (луддизм). Цена техническо­го прогресса.

Тема 3. Североамериканские колонии в борьбе за независимость.

Образование Соединенных Штатов Америки (2 ч)

Первые колонии в Северной Америке. Политическое устройст­во и экономическое развитие колоний. Жизнь, быт и мировоз­зрение колонистов, отношения с индейцами. Формирование севе­роамериканской нации. Идеология американского общества. Б. Франклин - великий наставник «юного» капитализма.

Причины войны североамериканских колоний за независимость. Дж. Вашингтон и Т. Джефферсон. Декларация независимости. Об­разование США. Конституция США 1787 г. Политическая система США. Билль о правах. Претворение в жизнь идей Просвещения.

Европа и борьба североамериканских штатов за свободу. Пози­ция России.

Историческое значение образования Соединенных Штатов Аме­рики.

Тема 4. Великая французская революция XVIII в. (3 ч)

Франция в середине XVIII в.: характеристика социально-эконо­мического и политического развития. Людовик XVI, попытка прове­дения реформ. Созыв Генеральных Штатов. Мирабо - выразитель

взглядов третьего сословия. Учредительное собрание. 14 июля 1789 г.- начало революции. Плебейский террор. Революция охва­тывает всю страну. «Герой Нового Света» генерал Лафайет.

Декларация прав человека и гражданина. Конституция 1791 г. Начало революционных войн. Свержение монархии. Провозглаше­ние республики. Якобинский клуб. Дантон, Марат, Робеспьер: чер­ты характера и особенности мировоззрения. Противоборство «Горы» и «Жиронды» в Конвенте. Суд над королем и казнь Лю­довика XVI: политический и нравственный аспекты. Отсутствие единства в лагере революции. Контрреволюционные мятежи. Яко­бинская диктатура. Якобинский террор.

Раскол в среде якобинцев. Причины падения якобинской дик­татуры. Термидорианский переворот. Войны Директории. Генерал Бонапарт: военачальник, человек. Военные успехи Франции. Госу­дарственный переворот 18 брюмера 1799 г. и установление кон­сульства.

ЧАСТЬ III. ТРАДИЦИОННЫЕ ОБЩЕСТВА В РАННЕЕ НОВОЕ ВРЕМЯ (3 ч)

Тема 1. Колониальный период в Латинской Америке (1 ч)

Мир испанцев и мир индейцев. Создание колониальной систе­мы управления. Ограничения в области хозяйственной жизни. Бес­правие коренного населения. Католическая церковь и инквизиция в колониях. Черные невольники. Латиноамериканское общество: жизнь и быт различных слоев населения. Республика Пальмарес, Туссен Лувертюр и война на Гаити.

Тема 2. Традиционные общества Востока.

Начало европейской колонизации (2 ч)

Основные черты традиционного общества: государство - вер­ховный собственник земли; общинные порядки в деревне; регла­ментация государством жизни подданных. Религии Востока: конфу­цианство, буддизм, индуизм, синтоизм.

Кризис и распад империи Великих Моголов в Индии. Созда­ние империи Великих Моголов. Бабур. Акбар и его политика ре­форм. Причины распада империи. Борьба Португалии, Франции и Англии за Индию.

Маньчжурское завоевание Китая. Общественное устройство Цинской империи. «Закрытие» Китая. Русско-китайские отноше­ния. Нерчинский договор 1689 г. Китай и Европа: политическая от­страненность и культурное влияние.

Япония в эпоху правления династии Токугавы. Правление сёгунов. Сословный характер общества. Самураи и крестьяне. «За­крытие» Японии. Русско-японские отношения.

Повторение «Мир в эпоху раннего Нового времени» (1 ч)









Содержание программы

Модуль «Археология».

Введение. (1ч.)

Что изучает археология. Селище. Городище.

Первые профессиональные археологические исследования

конца 19 - начала 20 веков. (6 ч.)

История археологических находок в Брянском крае.

Первое документальное упоминание археологического памятника на территории современной Брянской области. Николай Михайлович Карамзин

«История Государства Российского». Первые любительские раскопки археологических древностей.

Дмитрий Яковлевич Самоквасов. Основоположник научной археологии Брянского края. Обследование древних городищ в бассейне

рек Десны, Снови, Вабли, Вары и Судости. Раскопки средневековых курганов.

Орловская Губернская ученая архивная комиссия. Научная провинциальная

археология. Создание музеев и библиотек краеведческого профиля. Изучение брянских древностей.

Черниговская ГУАК. Раскопки средневековых курганов в бассейне рек Ипути, Десны, на территории Мглинского, Суражского, Новозыбковского уездов.

1920 - е годы - «золотое десятилетие» краеведческой археологии. (5 ч.)


Сергей Сергеевич Деев (1874 - 1943гг.) Формирование Брянского

Государственного архива. Директор созданного по его инициативе Брянского

Губернского музея местного края. Открытие селища в урочище Чашин курган. Палеолитическая стоянка в селе Супонево. «Археологическая карта

Брянской губернии».

Борис Сергеевич Жуков (1892 - 1934 гг.) Обнаружение остатков жилищ охотников на мамонта и северного оленя, орудия труда и предметы быта.

Георгий Михайлович Поршняков (1868 - 1939 гг.) Трубчевский естественно - исторический и археологический музей. Археологические обследования в

Трубчевском уезде. «Карта памятников старины Трубчевского уезда».

Николай Иосифович Лелянов (1893-1938 гг.) Археологические раскопки

курганов в Дубровской волости и Супоневской стоянки.

Александр Михайлович Романов. Археологические раскопки в Навлинской волости.

Археология Брянского края накануне Великой Отечественной войны. (4 ч.)

Василий Алексеевич Городцов (1860-1945 гг.) Исследование палеолитической стоянки в Тимановке.

Деснинская экспедиция профессора Воеводского.

Девять полевых сезонов. Комплексное изучение археологии региона на протяжении от Вщижа до устья Сейма и по Сейму до Курска. Орловский отряд экспедиции осуществлял разведку по правому берегу Десны.

Обследование в Трубчевске стоянок эпохи неолита - бронзы.

Юхновская культура. Раскопки во Вщиже. Открытие Трубчевского краеведческого музея.

Известные брянские археологи. (5 ч.)

Очарованный наукой: Константин Михайлович Поликарпович.

Гомельское губернское Бюро краеведения. Поиск древних поселений по рекам Сож, Днепр и их притокам. Палеолитическая стоянка Елисеевичи (Брянский район), Курово (Погарский район).

Произведения первобытного искусства: орнаментированные пластины, «палеолитическая Венера».

Патриарх белорусской археологии. Раскопки в Юдиново.

Трубчевский самородок: Всеволод ПротасьевичЛевенок.

Возглавлял Трубчевский районный музей. Деснинская экспедиция. Кветунский археологический комплекс. Археологические исследования в Подесенье, на Сейме и на Дону.

От мамонтов до Дебрянска: Федор Михайлович Заверняев.

Создание в Почепе краеведческого кружка. Раскопки в селе Елисеевичи.

Первооткрыватель почепской культуры праславян 1 - 2 вв. н. э.

Славянские селища и поселения бронзового века на Десне и Судости, древнерусский город Мглин. Хотылево 1 и Хотылево 2. Чашин Курган.

Хранитель седой старины: Василий Андреевич Падин.

Директор Трубчевского музея. Южное и Северное Долбатовское городище

(Погарский район). Разведки долины Ипути, Снежети, Неруссы, Десны.

Изучение древнего Трубчевска.

Археологические памятники Брянской области. (7 ч.)

Стоянка Хотылево. Стоянка Юдиново. Стоянка Елисеевичи.

Из глубины веков (6 ч.)


Что в имени твоем, Радогощ? История и архитектура Погара. Культурное наследие.

Официальные символы Погара.

Итоговый урок: «Проблемы сохранения историко - культурного наследия». (1 ч.)













Требования к уровню подготовки обучающихся

В результате изучения курса «История» учащиеся должны:

  • называть даты важнейших событий, социальных выступлений, военных походов и компаний;

  • называть места и обстоятельства этих событий, выступлений походов, крупнейших государственных деятелей, военачальников, ученых, представителей культуры;

  • показывать на исторической карте рост территории, крупнейшие центры торговли, промышленности;

  • описывать положение и образ жизни основных сословий; составлять описание памятников, предметов труда, зданий, произведений искусства;

  • соотносить общие факты и процессы становления абсолютизма, закрепощения крестьян, социальных движений; называть характерные и существенные черты экономическо го, социального, духовного и политического развития;

  • определять и объяснять понятия;

  • уметь выделять главную мысль, идею в учебнике, рассказе учителя, докладе одноклассника, в письменном тексте, в документе;

  • рассматривать общественные явления в развитии, в конкретной исторической обстановке, применяя принципы историзма;

  • раскрывать во взаимосвязи и взаимозависимости явления экономики, политики, культуры, искусства;

  • анализировать исторические явления, процессы, факты;

  • обобщать и систематизировать полученную информацию;

  • давать на основе анализа конкретного материала научные объяснения сущности фактов и связей между ними;

  • осуществлять перенос знаний (межпредметные и внутрипредметные связи), решать ситуативные задачи, в том числе на основе анализа действительности и собственного социального опыта;

  • определять свою личную точку зрения, уметь ее формулировать и аргументировать, осуществлять оценочные суждения;

  • обладать необходимыми коммуникативными умениями: владеть навыками устной и письменной речи, вести диалог, грамотно строить монологическую речь, участвовать в дискуссии, формулировать вопрос, сжато давать ответ, выступать с сообщениями, докладами; писать рецензии;

  • уметь участвовать в групповых формах работы, в ролевых играх;

  • определять цели своей деятельности и уметь представить свои результаты;

  • объяснять значение основополагающих понятий курса: смута, абсолютизм, дворцовые перевороты, просвещенный абсолютизм, крепостничество, мелкотоварное производство, всероссийский рынок, мануфактура, церковный рас кол; сравнивать социально-экономическое развитие, положение сословий, результаты войн и крестьянских выступлений; излагать суждения о причинах и последствиях; приводить оценки реформ, деятельности Петра, Никона, Екатерины Великой.

В результате изучения модуля «Археология» ученик должен:

соотносить единичные факты и общие явления, и процессы;

  • называть характерные, существенные черты минувших событий и исторических личностей;

  • излагать суждения о причинно - следственных связях исторических событий и личностей;

  • объяснять, в чем состояли мотивы, цели и результаты деятельности отдельных людей в истории; излагать оценки событий и личностей;

  • определять и объяснять свое отношение к наиболее значимым событиям и личностям в истории, их оценку.

  • знать основные этапы и ключевые события истории Брянщины и выдающихся деятелей;

  • знать важнейшие достижения культуры Брянского края;

  • владеть навыками устной и письменной речи, вести диалог, грамотно строить монологическую речь, формулировать вопрос, сжато давать ответ;

  • уметь рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников в связной монологической форме;

  • использовать приобретенные знания при написании творческих работ, сообщений, докладов, рефератов, рецензий;

  • уметь дать на основе конкретного материала научные объяснения сущности фактов и связей между ними;

  • объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории Брянского края, достижениям







Учебно - тематический план

контрольных

работ

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

32

33

История России

Россия на рубеже XVI-XVII вв. (4 часа)

Россия в XVII в. (9 часов)

Россия в первой четверти XVIII в. (11 часов)

Россия в 1725-1762 гг. (4 часа)

Россия в 1762 -1800гг. (10 часов)

Родной край

Итоговое повторение

Итого

История Нового времени

Введение

Эпоха Великих географических открытий (2 часа)

Европа: от Средневековья к Новому времени(4часа)

Художественная культура и наука Европы эпохи Возрождения (2 ч)

Реформация и контрреформация в Европе (4 часа)

Ранние буржуазные революции. Международные отношения(4часа)

Западноевропейская культура XVIII в. (1 час)

Промышленный переворот в Англии (1 час)

Североамериканские колонии в борьбе за независимость. Образование США (2 часа)

Великая Французская революция в XVIIIв. (3 часа)

Колониальный период в Латинской Америке (1 час)

Традиционные общества Востока. Начало европейской колонизации (2 час)

Итоговое повторение по курсу "Новая история" (1 час)

Итого

Модуль «Археология»

Введение. Что изучает археология.

Первые профессиональные археологические исследования конца 19 - начала 20 веков.

1920 - е годы - «золотое десятилетие» краеведческой археологии.

Археология Брянского края накануне Великой Отечественной войны.

Известные брянские археологи.

Археологические памятники Брянской области.

Из глубины веков

Итоговый урок по теме: «Проблемы сохранения историко - культурного наследия».

Итого

Всего

4

9

11

4

10

2

2

42

1

2

4

2

4

4

1

1

2

3

1

2

1

28

1

6

5

4

5

7

6

1

35

105











1

1

1

1

1

1

6

1

1

1



1

4

1

1

1

1

4

14

Перечень учебно - методического обеспечения



Учебники:

1. А.А Данилов, Л.Г Косулина «История России конец 16-начало 18 века», 7 класс, Москва «Просвещение», 2009г.

2. Юдовская А.Я. « Всеобщая история. История Нового времени 1500-1800 » 7 класс: Москва «Просвещение», 2006 г.

3. Поляков Г. П, Чубур А. А. «Брянские археологи - школьникам об археологии». Учебное пособие для 7 класса общеобразовательных учебных заведений. Брянск: «Курсив», 2012 г.

Методические пособия для учителя:


  1. Б.Н.Серов, К.А.Соловьев «Поурочные разработки по истории России конец 16-начало 18 века» 7 класс, Москва «Вако» 2008 г.

2. К.А. Соловьев «Поурочные разработки по новой истории 15000-1800годы» 7 класс, Москва «Вако» 2008 г

3. Луферов А. М. Погар. История и современность. Мн.: - МФЦП, 2005 г

4. А.А Данилов, Л.Г Косулина «Программы по истории 6-11 классы» Москва «Просвещение» 2008 г.

5. Программы общеобразовательных учреждений «История. Обществознание» Москва «Просвещение»2008г.

Контрольно - измерительные матералы


  1. История России к учебнику А.А.Даниловой, Л.Г. Косулиной , Москва «ВАКО»2012г.

  2. История нового времени к учебнику .Юдовская А.Я, Москва «ВАКО». 2013г.

Карты






Календарно-тематическое планирование

1

Россия на рубеже XVI-XVII вв. (4 часа)

Внутренняя и внешняя политика Бориса Годунова

2

Смута

3

Окончание Смутного времени

4

Повторительно - обобщающий урок по теме «Смутное время»

5

Россия в XVII в. (9 часов)

Политический строй

6

Экономическое развитие России в XVII веке

7

Основные сословия российского общества

8

Русская православная церковь в XVII веке

9

Народные движения в XVII веке

10

11

Внешняя политика России в XVII веке

Образование и культура в XVII веке

12

Сословный быт. Обычай и нравы

13

Повторительно - обобщающий урок по теме «Россия в XVII веке»

14

Родной край в 17 (1 час)

15

Итоговое повторение и обобщение.)

16

Россия в первой четверти XVIII в. (11 часов)

Предпосылки петровских реформ

17

Петр I. Россия на рубеже веков

18

Внешняя политика

19

Северная война

20

Реформы Петра I

21

Экономика России в первой четверти XVIII века

22

Народные движения в первой четверти XVIII века

23

Изменения в культуре в первой четверти XVIII века

24

Изменения в быту в первой четверти XVIII века

25

Повторительно - обобщающий урок по теме «Россия при Петре I»

26

Контрольная работа

27

Россия в 1725-1762 гг. (4 часа)

Дворцовые перевороты

28

Правление Елизаветы Петровны. Пётр III и его свержение

29

Внутренняя политика в 1725 - 1762 годах

30

Внешняя политика в 1725 -1762 годах

31

Россия в 1762 -1800гг. (10 часов)

Внутренняя политика Екатерины II

32

33

Крестьянская война под предводительством Е.И. Пугачёва

Экономическое развитие России во второй половине XVIII века

34

Внешняя политика Екатерины II

35

Внутренняя политика при Павле I

36

Наука и образование

37

Художественная культура

38

Живопись и скульптура

39

Быт и обычаи

40

Повторительно - обобщающий урок по теме «Россия в XVIII веке»

41

42

Родной край в 18 в.(1час)

Итоговое повторение и обобщение по курсу «История России».


2

Эпоха Великих географических открытий(2 часа)

Технические открытия и выход к мировому океану

3

Великие географические открытия


4

Европа: от Средневековья к Новому времени(4часа)

Усиление королевской власти в 16-17 веках. Понятие « абсолютизм»

5

Дух предпринимательства преобразует экономику

6

Новые ценности преобразуют общество

7

Повседневная жизнь


8

Художественная культура и наука Европы эпохи Возрождения(2 ч)

Высокое Возрождение. Гуманизм

9

Гуманные традиции в изобразительном искусстве Западной Европы

Рождение новой европейской науки


10

Реформация и контрреформация в Европе(4 часа)

Реформация- борьба за переустройство церкви

11

Учение церковь Жана Кальвина

12

Королевская власть и Реформация в Англии

13

Религиозные войны и абсолютная монархия во Франции


14

Ранние буржуазные революции. Международные отношения(4часа)

Нидерландская революция и рождение свободной Республики Голландии

15

Революция в Англии. Парламент против короля

16

Установление парламентской монархии

17

Международные отношения в 16-17 веках


18

Западноевропейская культура XVIII в.(1 час)

Век просвещения

Художественная культура Европы эпохи Просвещения

19

Промышленный переворот в Англии(1 час)


20

Североамериканские колонии в борьбе за независимость. Образование США(2 часа)

Английские колонии в Северной Америке

21

Война за независимость. Создание США


22

Великая Французская революция в XVIIIв.(3 часа)

Франция в 18 веке. Начало Великой Французской революции

23

Великая Французская революция

24

От якобинской диктатуры к 18 брюмера Наполеона Бонапарта


25

Колониальный период в Латинской Америке(1 час)

Колониальный период в Латинской Америке


26

Традиционные общества Востока. Начало европейской колонизации(2 час)

Основные черты традиционного общества

27

Государства Востока

28

Итоговое повторение по курсу "Новая история" (1 час)



Календарно-тематическое планирование/п

Название темы

Дата проведения

по плану

фактически

1.

Введение. Что изучает археология.

1.

Первые профессиональные археологические исследования конца 19 - начала 20вв. ( 6 ч)

2.

История археологических находок в Брянском крае.

3.

История археологических находок в Погарском районе

4.

Дмитрий Яковлевич Самоквасов.

5.

Орловская Губернская ученая архивная комиссия

6.

Черниговская ГУАК.

7.

Повторительно - обобщающий урок по теме: Первые археологические исследования.

2.

1920 - е годы - «золотое десятилетие» краеведческой археологии. (5ч)

8.

Сергей Сергеевич Деев.

9.

Борис Сергеевич Жуков.

10.

Георгий Михайлович Поршняков.

11.

Николай Иосифович Лелянов.

12.

Александр Михайлович Романов.

3.

Археология Брянского края накануне Великой Отечественной войны. (4ч)

13.

Василий Алексеевич Городцов.

14.

Деснинская экспедиция профессора Воеводского

15.

Археологические экспедиции в наши дни

16.

Повторительно - обобщающий урок по теме: Археология Брянского края накануне Великой Отечественной войны.

4.

Известные брянские археологи. (5ч0

17.

Очарованный наукой: Константин Михайлович Поликарпович.

18.

Трубчевский самородок:Всеволод ПротасьевичЛевенок.

19.

От мамонтов до Дебрянска: Федор Михайлович Заверняев.

20.

Хранитель седой старины: Василий Андреевич Падин.

21

Повторительно - обобщающий урок по теме: « Известные брянские археологи».

5.

Археологические памятники Брянской области. (7ч)

22.

Стоянка Хотылево.

23.

Стоянка Юдиново.

24.

Стоянка Лунёво 1

25

Стоянка Лунево 2

26.

Стоянка Елисеевичи.

27

Могильники Белынец и Белые Берега

28

Повторительно - обобщающий урок по теме: «Археологические

памятники Брянской области».

6.

Из глубины веков (6ч)

29

Что в имени твоем, Радогощ?

30

История и архитектура Погара.

31

Культурное наследие

32

Официальные символы Погара.

33

Наши символы

34

Повторительно - обобщающий урок по теме: «Из глубины веков»

7.

Итоговый урок (1ч )

35.

Итоговый урок по теме: Проблемы сохранения историко -культурного наследия.


© 2010-2022