Исследовательская работа на тему Взаимоотношение между Ордой и Русью

Раздел История
Класс 11 класс
Тип Статьи
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Взаимоотношения между Русью и Ордой
В 1237-1240 годах разобщенные в военно-политическом отношении Русские земли, подверглись разгрому и разорению войсками Батыя. Удары монголов по Рязани, Владимиру, Ростову, Суздалю, Галичу, Твери, Киеву оставили в сознании русских людей впечатление шока. После нашествия Батыя более двух третей всех поселений было уничтожено. Массово вырезались и городские и сельские жители. Такую или похожую картину рисовали русские летописцы в подавляющем большинстве российские историки.
Монгольское нашествие нанесло жестокую рану русскому народу. Завоеватели в течение первого десятка лет после нашествия не брали дани, занимаясь только грабежами и разрушениями. Такая практика для монголов означала добровольный отказ от долговременных выгод. Когда они осознали это, начался сбор систематизированной дани, ставшей постоянным источником пополнения монгольской казны. Отношения Руси с Ордой приняли предсказуемые и устойчивые формы - рождается явление, получившее название "монгольского ига". Что бы не допустить выступлений против орды, многие русские князья подверглись террору и запугиванию.
Агрессия монголов принесла жестокие несчастья русскому народу. Но в истории имелись и другие оценки. Так, в 1930 году М. Нечкина писала: «Жестокости и «зверства» татар, на описание которых русские историки не жалели самых мрачных красок, были в феодальную эпоху обычным спутником любых феодальных столкновений... Трудовое население покоряемых татарами земель зачастую рассматривало их в начале покорения как союзников в борьбе против угнетателей - русских князей и половецкой аристократии».
Непростыми были отношения между ордой и Россией, но сводить их только к угнетению и давлению на Русь было бы заблуждением. Был период опустошений русских земель монголами и последующий за ним период, когда они, живя вдалеке, заботились только о сборе дани. При всей негативной оценке "ига" Русь сохранила свою государственность, и не была прямо включена в состав Золотой Орды. Некоторые князья, которые находили с ними общий язык охотно подчинялись монголам, и даже более того - роднились, подолгу гостили в Орде". Многие русские князья становились - "служебниками" монгольских ханов.
Л.Н.Гумилев категорически отвергал понятие "монголо-татарское иго", он утверждал, что "...говорить о завоевании России монголами нелепо, потому, что монголы в 1249 году ушли из России, и вопрос о взаимоотношении между Великим монгольским Улусом и Великим княжеством Владимирским ставился уже позже и решен был в княжение Александра Невского, когда он добился выгодного союза с Золотой Ордой".
В Золотой Орде в середине XIV века насчитывалось 110 городов, а на северо-восточной Руси было 50 городов. Вне всякого сомнения, значительная часть городов золотоордынских была построена на русское серебро и руками пленных мастеров.
Угнетение не было прямым: угнетатель жил вдалеке, а не среди покоренного народа. По мере ослабления Орды угнетение теряло остроту.
Русско-ордынские отношения становится понятными только в контексте той исторической эпохи. В середине XIII века Русь подверглась двойной агрессии - с Востока и Запада. При этом западная агрессия несла несчастья никак не меньше: она была подготовлена и финансирована Ватиканом. В 1204 году крестоносцы разграбили Константинополь, затем обратили взоры к Прибалтике и Руси. Их давление было не менее жестоким, чем у монголов: немецкие рыцари уничтожали сербов, пруссов. В 1224 году они вырезали русское население города Юрьева, ясно дав понять, что ждало бы русских в случае успешного продвижение немцев на восток. Цель крестоносцев - разгром православия - затрагивала жизненные интересы славян. Монголы же были веротерпимы, духовной культуре русских они всерьез не угрожали. И в отношении территориальных захватов монгольские походы заметно отличались от западных, до Новгорода, Пскова, Смоленска они вообще не дошли так как после первоначального удара по Руси монголы отошли назад в степь. Католическое же наступление шло по всему фронту: Польша и Венгрия устремились на Галицию и Волынь, немцы - на Псков и Новгород, шведы высадились на берегах Невы.
Александр Невский, подавил все попытки немцев и шведов проникнуть в земли Северо-Западной Руси заручившись дипломатической поддержкой монголов и страхуя свои тылы. Александра не подчинился монголам он выделил в них те стороны, которые могли помочь сохранить и утвердить русскую культурную самобытность, защитить ее от католического Запада.
Зависимость от Орды сочеталась с развитием политических и дипломатических отношений. С одной стороны русские князья получали подтверждение на княжение в ханской ставке, неугодные ордынцам убирались с политической арены. С другой же стороны и Русь имела влияния на Орду. Особую роль играла русская православная церковь. Уже при первой податной переписи, проведенной монголами на Руси в 1246 году, церковь и духовенство были исключены из нее и оставлены в покое.
Уже в конце XIII века сбор дани Орда передала русским князьям. Иван Калита и другие потомки Александра Невского продолжали проводить политику "смиреной мудрости", постепенно накапливая предпосылки для перелома в происходящем.
Перелом произошел в 1380 году, когда на Куликовом поле московское войско, вбирая в себя массы добровольцев из всех русских земель выступило против Мамая. Русь окрепла, Орда стала терять былую мощь. То что начал Александр Невский продолжил Дмитрий Донской.
Ордынское иго оказало мощное воздействие на ход русской истории. Как писал Г.В.Вернадский, "подчинившись государям из дома Чингисхана, Русская земля в политическом отношении была включена в огромный исторический мир, простиравшийся от Тихого океана до Средиземного моря". Через 200 лет после создания ханом Батыем монгольского государства оно распалось на несколько составных: Большую Орду, Астраханское, Казанское, Крымское, Сибирское ханство, Ногайскую Орду. В то же самое время Московская Русь - напротив - набирала мощь. После распада Золотой Орды ее политическое наследство неизбежно должно было кому-то перейти - оно перешло к Руси.
Влияние ордынской материальной и духовной культуры на сложившуюся русскую культуру бесспорно имело место, но переломить ее своеобразие не смогло.
Потеря государственной независимости и выплата дани были нелегким трудом для русского народа. Но борьба против этих явлений ускорила процесс централизации Русского государства, заложила основы для создания российской государственности, послужила стимулом для укрепления национального самосознания. Несмотря на всю неоднозначность русско-ордынских отношений, память народа невозможно было освободить от ужасов первоначального удара Батыя по Руси.
Поэтому после получения независимости в сознании людей особое место заняла "идеология выживания", которой подчинялась русское общество, и хозяйственная жизнь Руси. Формировалась установка на особую осторожность в выборе путей развития. Послеордынская Россия встала на путь развития особого типа, который можно было бы назвать "моделью догоняющего развития".






© 2010-2022