Урок истории Олимпийские игры (5 класс)

Раздел История
Класс 5 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Технологическая карта урока истории в соответствии с требованиями ФГОС

Учитель: Николаева Н.Ю. 5 класс Автор учебника: Вигасин, Годер

Олимпийские игры в древней Греции.

Цель темы

Подвести к пониманию цели проведения Олимпийских игр - формирование физически сильных, смелых людей. Миротворческий характер игр.

Планируемый результат: 1.Познакомить обучающихся с историей возникновения Олимпийских игр, показать их значение в жизни Древней Греции.

2. Продолжить формирование умений работать с различными источниками информации.

3. Расширить кругозор обучающихся, подчеркнуть миротворческую роль Олимпийских игр.


Предметные умения

УУД

- усвоение фактов, основных идей с помощью различных источников (дата, место, причины зарождения Олимпийских игр, виды состязаний, условия проведения, нравственная составляющая).

- изучение новых понятий.

- деятельность обучающихся по применению новых знаний.

Личностные: - оценивают значение спорта для формирования здорового образа жизни, приходят к выводу, что состязаться в силе можно без войны, оценивают исторические события, факты.

Регулятивные:

- осуществляют целеполагание;

-выдвигают версии;

-осознают конечный результат работы, соотносят его с поставленными целями урока;

-самоорганизуются;

-осуществляют самоконтроль и коррекцию своих ошибок;

Познавательные: - обрабатывают разные источники учебной информации; выбирают исторические факты из незнакомого текста по заданию; составляют план; определяют понятия; ориентируются по исторической карте; делают выводы, сравнивают;

Коммуникативные: - развивают устную речь, высказывают свое мнение; осуществляют смысловое чтение; работают индивидуально,

-сотрудничают в парах,

- выслушивают мнения других, договариваются;

Основные понятия,

термины, даты, личности

Олимпийские игры, пятиборье, олимпионики, атлеты, стадион, элладоники, 776 г. до н.э.

Организация пространства

Межпредметные связи

Формы работы

Ресурсы

География, физическая культура, литература.

Индивидуальная, парная, фронтальная

Учебник, дополнительные тексты, раздаточный материал», презентация «Олимпийские игры», карта «Древняя Греция», карточки для рефлексии.





Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания детей, пожелание хорошей работы на уроке.

Включаются в деловой ритм урока.

Проверяют готовность

Личностные: самоопределение.

Регулятивные: организация своего рабочего места.

2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.

Актуализация опорных знаний и способов действий.

1. Актуализация знаний

Добрый день, начинаем урок истории. Какую страну древности мы сейчас изучаем? Мы продолжим разговор о Древней Греции - удивительной стране, открытиями и достижениями которой мы пользуемся и сейчас, в XXI веке.

- Сегодня на уроке каждому из вас самому предстоит узнать что-то новое.

Работают фронтально, отвечают на вопрос

Регулятивные УУД:

-самоорганизация

Коммуникативные УУД:

-коррекция ошибок одноклассников

Регулятивные: целеполагание.

Коммуникативные: постановка вопросов.

Познавательные: формулирование познавательной цели;

3. Определение темы урока

Вывести учащихся на самостоятельную формулировку темы урока


- как называли себя греки?

- каких богов почитали?

- назовите имя известного реформатора?

- какую форму правления (политический режим) подарили миру греки в результате его реформ?

-какие еще достижения греков, принадлежащие всему миру, знаете?

- благодаря грекам мы можем наслаждаться театральными представлениями.

-еще одно достижение греков является одним из самых захватывающих и вызывает у всех интерес (слайд).

Тема: Олимпийские игры в Древней Греции.

Вступают в диалог с учителем.

Работают фронтально, отвечают на вопрос. Предполагаемые ответы учеников:

-эллины

Солон

- демократия

- алфавит


Слайд -древнегреческие атлеты и олимпийские кольца

- называют тему «Олимпийские игры»

Коммуникативные УУД:

-коррекция ошибок одноклассников

Регулятивные: целеполагание.

Коммуникативные: постановка вопросов.

Познавательные: самостоятельное выделение-формулирование познавательной цели; логические - формулирование проблемы,

определяют тему урока,

4.Целеполагание и мотивация

Обеспечение мотивации учения детьми, принятие ими целей урока.

- что знаете об Олимпийских играх? А в древности? Предстоит узнать - это цель нашего урока.

- еще одна проблема на урок, (рисунки в разных частях доски «Спортсмены - воины».

-кого видите? какую цель преследуют? можно ли победить, не используя оружие? Докажем или опровергнем ваше предположение.

Зачитываю слова: В старину, в античном мире более 20 веков назад, города не жили в мире, шел войной на брата брат, и мудрейшие решили: «Ссоры вечные страшны, можно ль в смелости и в силе состязаться без войны?»

- можно ль в смелости и в силе состязаться без войны? - ответ на этот вопрос еще одна цель нашего урока.

Вернемся к первой цели.

- Что вы хотели бы узнать об Олимпийских играх в Древней Греции?

Обобщаю.

Вопросы от темы на доске в виде кластера: Где? Когда? Почему? Как?

-наша задача: найти ответы на эти вопросы

Выдвигают свои точки зрения. Формулируют проблему. Предлагают вопросы для рассмотрения

Рисунки

- воины, спортсмены (атлеты), победить можно (нельзя).




-Ответы учеников

Регулятивные: целеполагание.

Коммуникативные: постановка цели урока и вопросов плана.

Познавательные: самостоятельное выделение-формулирование познавательной цели; логические - формулирование проблемы и плана работы.

5. Осмысление и первичное усвоение новых знаний и способов усвоения

Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания детьми изучаемой темы и новых

источников информации:







- индивидуальная работа с информацией:

ГДЕ? ответ найти на карте

КОГДА? ответ найти в тексте, подсчитать, сколько лет прошло от этого события.

ПОЧЕМУ? ответ найти в тексте - мифы о Зевсе и Геракле.

КАК? ответ найти в тексте; один из учеников рассказывает о подготовке атлетов, дополняю рассказом о попытке женщины присутствовать на играх; другой делает выводы из призыва: «Все - в Олимпию! Священный мир объявлен, дороги безопасны! Да победят сильнейшие!»

Вместе называем виды состязаний из показа на слайде.


Самостоятельная работа с текстами для поиска дополнительной информации о проведении игр и о каждом из состязаний. Показ слайдов, к каждому ученики делают дополнения из текста.

Стадион, элладоники.

Рассказ учителя о награждении, чествовании олимпиоников дома.

Самостоятельная работа с текстами для поиска дополнительной информации об участниках и победителях.


Работают индивидуально:

-в западной части полуострова Пелопоннес (В западной части Южной Греции - Олимпия).

-776 год до.н.э. 2791 год назад.

- В честь бога Зевса, возможно в честь подвига Геракла. Информация противоречивая.

- готовились год, за месяц приезжали, не участвовали женщины. Атлет

- в Олимпиаде участвовали все греческие полисы и греки из колоний, на время игр прекращались войны. Под страхом проклятия и немилости богов никто не мог появиться в Олимпии с оружием. Даже разбойники и пираты не нападали на путников.

- виды состязаний: пятиборье - бег, прыжки в длину, метание диска, метание копья, борьба - основные

Кулачный бой, Гонки колесниц - ипподром

стадион, элладоники.

.





Регулятивные: принимают учебную задачу, организуют себя для работы по плану, анализируют свою работу

Познавательные: работают с картой, определяют географическое положение

Познавательные УУД:

-выбор нужного материала;

-формулирование ответа

Коммуникативные УУД:

-взаимопомощь и сотрудничество;

- выслушивание ответов:

-корректировка и оценивание своей работы и работы отвечающих.

Коммуникативные УУД: оказывают помощь друг другу

-осуществляют смысловое чтение;

Познавательные УУД:

-обрабатывают дополн. информацию;

-выделяют главное, делают выводы;

-определяют понятия

Личностные УУД:

-самоопределяются по отношению к теме

6.Первичное закрепление

Установление правильности и осознанности изучения темы.

Выявление пробелов первичного осмысления изученного материала, коррекция выявленных пробелов, обеспечение закрепления в памяти детей знаний и способов действий, которые им необходимы для самостоятельной работы по новому материалу

Учитель рассказывает о том, когда, в связи, с чем прекратились Олимпийские игры.

Когда возродились. О Пьере де Кубертене. Слайд.

Самостоятельная работа с текстами: заполнение пропусков, подчеркнуть нужное.

Вопрос: Где и когда появились первые Олимпийские игры?

Олимпийские игры проводились в ___________один раз в __года. Праздник и соревнования устраивали в честь бога ________На время игр по всей Греции__________________. Первые Олимпийские игры состоялись в _______

Вопрос: Как чествовали победителей игр на родине? Выберите и подчеркните только верные ответы: Выходили навстречу при въезде в город; устраивали пир; платили деньги; ставили статую; сочиняли песню; награждали медалью; обращались как к третейской судье.

Слайд

Работа в парах, помощь друг другу, обсуждение.


Олимпия, в 4 года, Зевс, перемирие, 776 г.до н.э.



Выходили навстречу при въезде в город; устраивали пир; ставили статую; сочиняли песню; обращались как к третейской судье.

Познавательные УУД:

-обрабатывают информацию;

-выделяют нужное,

-делают выводы;

Регулятивные: принимают учебную задачу, организуют себя для работы, анализируют свою работу

Коммуникативные УУД: - оказывают помощь друг другу

Личностные УУД:

-самоопределяются по отношению к теме и выражают свое отношение к изученным фактам

7. Подведение итогов урока.

Дать качественную оценку работы класса и отдельных обучаемых

Достигли ли поставленных целей?

Повторение по кластеру на доске результатов первой цели (где? когда? почему? как?)

Ответ на вопрос второй цели: состязаться в силе можно и нужно без войны.

Слайд со словами Пьра де Кубертена, расшифровка символики - пяти колец - единение.

Отвечают на вопросы, делают выводы.

Регулятивные: оценка-осознание уровня и качества усвоения; контроль.

Личностные УУД:

-самоопределяются по отношению к теме и

-подчеркивают миротворческую роль Олимпийских игр.

8. Информация о домашнем задании

Обеспечение понимания детьми цели, содержания и способов выполнения домашнего задания.

Домашнее задание: параграф 33, работа с заданиями № 29, 30 рабочей тетради

- работают с дневниками, фиксируют домашние задания

Регулятивные:

-организуют себя для фиксирования дом. заданий, их уточнения и конкретизации

9. Рефлексия

Инициировать рефлексию детей по поводу психоэмоционального состояния, мотивации их собственной деятельности и взаимодействия с учителем и другими детьми в классе.

У вас комплект олимпийских медалей, оцените работу своего товарища, наградите его выбранной вами медалью.

- Анализируют свою деятельность и деятельность одноклассников на уроке.

Коммуникативные: умение выражать свои мысли;

Личностные УУД:

-самоопределяются по отношению к работе своих товарищей и к своей.

Познавательные: рефлексия.



Материалы к уроку

Вопрос: Где и когда появились первые Олимпийские игры?

Олимпийские игры проводились в ___________один раз в __года. Праздник и соревнования устраивали в честь бога ________На время игр по всей Греции__________________. Первые Олимпийские игры состоялись в _______

Вопрос: Как чествовали победителей игр на родине?

Выберите и подчеркните только верные ответы:

Выходили навстречу при въезде в город; устраивали пир; платили деньги; ставили статую; сочиняли песню; награждали медалью; обращались как к третейскому судье.

1.Олимпийские игры проводились в Олимпии. Найдите на карте город Олимпию и опишите ее расположение.

2. Самые ранние Олимпийские игры, упоминание о которых дошло до нас, состоялись в 776 г. до н.э. В Древней Греции Олимпийские игры состоялись 293 раза. Подсчитайте сколько лет прошло от этого события.

3. Легенда первая... Могучий Зевс-громовержец одолел в смертельном бою свое­го беспощадного отца Кроноса-пожирателя собственных детей, освободил их и в честь этого зна­менательного события повелел проводить Игры, которые (по месту, где они устраивались) получили название Олимпий­ских.

Легенда вторая… Приду­мал и организовал первые Игры знаменитейший Геракл, сын Зевса, - тот самый, который со­вершил свои двенадцать леген­дарных подвигов. В честь одного из них и ста­ли проводить Олимпийские игры.

Легенда третья... Игры учредили в честь победы Пелопса -внука великого громовержца Зевса в состязаниях конных колесниц.

Легенда утверждает, что именно благодаря Пелопсу Игры стали традиционными. Они проводились через каждые четыре года

4. Олимпийские игры проводились один раз в четыре года. Участниками могли быть все свободные греки, которые жили как в Греции так и в колониях. Участников называли атлеты. Не могли быть участниками и зрителями женщины. Это был мужской праздник. Участники прибывали в Олимпию за месяц до начала игр, чтобы продолжить тренировки. А до этого они 10 месяцев тренировались в родном городе. Но хотя участниками игр мог быть любой грек, чаще всего участниками были зажиточные греки. Почему?

5. Проанализировать и объяснить, что означает призыв: «Все - в Олимпию! Священный мир объявлен, дороги безопасны! Да победят сильнейшие!»

Игры продолжались 5 дней. В первый день атлеты приносили жертвы богам, давали клятву бороться честно. Судьи клялись выносить справедливые решения. Следующие три дня отводились состязаниям. На пятый день проходило награждение.

Элладониками назывались лица, следившие за выполнением правил состязаний. Это были судьи и распорядители игр.

Самым почитаемым всегда был бег на один стадий (192 метра). По легенде это расстояние отмерил Геракл. Отсюда произошла название «стадион». Выйдя на стадион, бегуны вынимали из серебряной урны жетон, на котором стояла буква, означавшая номер (в древнегреческой письменности не было цифр, они обозначались буквами алфавита). Победителем объявлялся тот, кто первым достигал столба, стоявшего у возвышения, на котором восседали элланодики. Самым тяжелым видом этого состязания был бег в полном вооружении греческого воина - шлеме, поножах, с копьем и щитом в руках.

Во время прыжков в длину для усиления толчка атлеты пользовались гирями из камня или металла. В момент прыжка руки с гантелями резко выбрасывались вперед.

На беговой дорожке устраивались соревнования по метанию диска и копья. Диски были каменными или бронзовыми, самые большие весили более 5 кг.

Пятым состязанием была борьба, где проявлялись сила и ловкость атлетов. Борцы использовали подножку, захваты рук и шеи. В начале схватки они стремились вывалять друг друга в пыли, чтобы намазанное оливковым маслом тело стало менее скользким и легче сделать захват, Для победы требовалось, чтобы упавший противник трижды коснулся земли телом.

Захватывающим зрелищем были состязания на ипподроме - бег колесниц. На огромной скорости колесницы, запряженные четверками лошадей, неслись по арене ипподрома, стремясь вырваться вперед и оттеснить соперников. Двенадцать раз надо было промчаться по ипподрому, обогнав соперников. Несчастные случаи на ипподроме были очень часты. Однажды из сорока колесничих, состязавшихся на олимпийском ипподроме, благополучно закончить бег удалось только одному из участников. Однако звание олимпионика по уставу Олимпийских игр присуждалось не возничему, а хозяину упряжки.

Кулачный бой, следовавший за борьбой, представлял собой жестокое зрелище. Хотя головы атлетов были защищены бронзовыми колпаками на войлочной подкладке, кулаки, обернутые кожаными ремнями с металлическими шишками, были страшным оружием.



© 2010-2022