- Преподавателю
- История
- Урок по истории Казахстана на темуДуховная культура казахов 8 класс
Урок по истории Казахстана на темуДуховная культура казахов 8 класс
Раздел | История |
Класс | 8 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Байталякова А.Б. |
Дата | 18.03.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Тема урока: Духовная культура казахов
Цель урока
- углубить и систематизировать знания о духовной культуре казахского народа;
- выявить качество и уровень овладения знаниями по истории Казахстана;
- развивать познавательный интерес и коммуникативные навыки;
- воспитывать уважение и интерес к культуре, обогащать внутренний мир учащихся, общий кругозор.
Духовная культура - это система знаний и мировоззренческих идей
Слово учителя: Создание своего государства имело огромное значение для дальнейшего развития духовной культуры казахского народа. Оно было многообразно по форме, тематике и содержанию и являлось продолжением культуры прежних эпох.
В ней полнокровной жизнью жили древние мифологические сказания и поздние фольклорные произведения, средневековая рукописная книжность и собственная казахская литература,историко-летописные и правовые сочинения, ораторское искусство, музыкальное и народно драматическое творчество и народные увеселительные игры.
Вопрос: Какие направления духовной культуры кочевников вы знаете?
- Литература и культура, народный фольклор, исторические письмена, музыкальное искусство, народные игры и т. д.)
Вопрос: Что означает термин «фольклор» и в чем особенности казахского фольклора?
Термин фольклор (англ. - народная мудрость). Казахский фольклор - богатейшее духовное наследие, часть национальной культуры казахского народа. Фольклор казахского народа представлен мифами, сказками, сказаниями, песнями, стихами, посвященным явлениям природы, ритуалам, хозяйству: пословицами, поговорками, загадками, эпосом, поэтическими состязаниями (айтысами)
Он накапливался множеством поколений, в нем мудрость, вера, традиции предков.
2. Литература и культура казахского народа
Устно-поэтические традиции народа являются самобытными и многогранными, являясь неисчерпаемым родником казахской литературы и поэзии.
Самостоятельная работа учащихся с дополнительной литературой (исследование, обобщение, анализ) по данным вопросам:
1. Основные жанры казахского фольклора
Героический эпос, обрядовая песня, лирическая песня, исторические песни, пастушеские и магические, свадебные песни, сказки и легенды, пословицы и поговорки, загадки, грустные песни, и Айтысы.
2. Крупнейшие представители поэзии жырау 16-17вв
Шалкияз Тленшиулы 1465-1560 гг.,
Доспамбет около 1490-1523 гг.,
Актамберды Сарыулы 1675-1768 гг.,
Татикара 1705-1780 гг.,
Умбетай 1706-1778 гг.,
Бухар жырау Калкаманулы 1693-1787гг.
3. Какие вопросы затрагивали жырау в своих монологах-толгау
Доспамбет: родом из знатной семьи военачальника, с крепости Азаку в ниж.течении Дона. Получил военное образование, участник военных походов. В своих песнях рисует идеальный портрет воина защищающего свою родину. Песни-жыры: «Среди ручьев, на просторе донских лугов «, «В аргамака попала стрела», «О край мой милый, Ак Жайык» он посвящает патриотической теме.
Татикара, акын родился у озера Сарыколь, в семье зажиточного скотовода. Любимец Аблай хана, за умение импровизировать в любых обстоятельствах, за бесстрашие и отвагу. В своем жыре «У камыша верхушка редкая, а корень крепкий» он прославляет героизм Бокея из рода дулатов и др.батыров. Его песни имеют историческую ценность.
Бухар жырау Калкаманулы: певец и советник Аблай хана. Унего много эпических поэм, где раскрывается история народа, этика и мораль, человеческого достоинства, думы о жизни и смерти, об изменчивости и бренности мира.
Вывод: Главная идея поэзии жырау в период становления ханства.
Это идея этатизма и сильной ханской власти. В условиях самостоятельной государственности необходимости ее защиты и укрепления значительно возвысилась роль жырау.
Слово учителя музыки:
Звучит кюй «Сарыарка» Курмангазы
Из седой древности до наших дней дошла казахская народная легенда о неземном, сверхъстественном происхождении музыки, пения. Она рассказывает о том, что парящая высоко в небе божественная песня, пролетая над великой степью казахов-кочевников, опустилась очень низко, поэтому народ, услышавший ее, от природы наделен большим музыкальным даром и способностями. А еще в народе говорят: «Бог вложил в душу каждого казаха частицу кюя с момента его рождения». Не случайно, наверное, люди пришлые, «со стороны», наблюдавшие за жизнью и бытом казахов в 18-19 веках, не без удивления и восхищения отмечали сильно бросающуюся в глаза способность народа к творчеству, стремительной музыкально-поэтической импровизации, широкую вовлеченность в сферу музицирования всего населения - от младенцев до глубоких старцев.
Музыкальное искусство казахского народа является продолжением музыкального искусства далеких предков. В китайских письменных источниках 3 века до н. э. упоминаются талантливые музыканты из рода канлы. Музыка выполняет в истории народа культурно-воспитательную и эстетическую роль. Музыка передает чувства, мысли, волю человека в звуковой форме. Казахская музыка близка к его речи, вернее, к ее интонации выражающей эмоциональное отношение к окружающей среде.
Класс делится на 2 группы, которым дается задание:
1 группа - раскрыть особенности и колорит музыкального искусства казахов.
2 группа - исследовать историю возникновения казахских музыкальных инструментов.
Ответы групп:
1 группа
Музыкальное искусство казахского народа является продолжением музыкального искусства далеких предков. В китайских письменных источниках 3 века до н. э. упоминаются талантливые музыканты из рода канлы. Музыка выполняет в истории народа культурно-воспитательную и эстетическую роль. Музыка передает чувства, мысли, волю человека в звуковой форме. Казахская музыка близка к его речи, вернее, к ее интонации выражающей эмоциональное отношение к окружающей среде.
2 группа - казахские музыкальные инструменты
В т. ч. демонстрируются на интерактивной доске: муз.инструменты
(Легенда о Коркыте)
4. Традиции и обряды казахского народа:
Следующее задание группам:
Подготовить и провести презентацию по следующим вопросам:
1 группа - национальные традиции, обряды
А - очищение огнем, связан с главной хозяйственной деятельностью кочевников-скотоводством. Весной при переезде на жайлау разводили огонь и скот перегоняли между кострами, как видно это было до принятия ислама.
Б - «бить в отау», при звуках рога женщины били в ведра, приговаривая: «Пусть молока будет много, а огня мало!» и ходили вокруг юрты. Согласно поверьям это увеличивала количество молока.
В - обычай «кобылий мұрындық» или «ублажить кол». Он проводился по приезде на жайляу, когда жеребят привязывали к жели - натянутой веревке и начинали доить кобылиц. И вот для того, чтобы жеребята и кобылы были упитанными, молока было много, а кумыс вкусным, верхушку кола обмазывали жиром.
Г - семейные традиции и обычаи (сватовство, гостеприимство, взаимопомощь, праздник Наурыза)
2 группа - национальные игры
(Учащиеся рассказывают об особенностях национальных игр: «Қыз-қуу», «кокпар», «алтыбакан», «аударыспак», «куме алу», «аксуйек»)
Взаимопроверка.
Обобщение. Выставление оценок
Домашнее задание