- Преподавателю
- История
- Конспект урока по истории на тему: Земледельцы Аттики теряют землю и свободу
Конспект урока по истории на тему: Земледельцы Аттики теряют землю и свободу
Раздел | История |
Класс | 5 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Булыма К.А. |
Дата | 02.01.2017 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
5 класс
Урок №
Тема: «Земледельцы Аттики теряют землю и свободу».
Цели: познакомить учащихся с месторасположением и основными причинами возникновения греческого полиса, основными занятиями и основными слоями населения, обеспечить усвоение понятий «полис», «демос» «ареопаг», «архонты»; продолжить формирование умений использовать исторические документы как источники знаний, показывать на карте территорию Аттики, Афины, комментировать особенности расположения Аттики, развивать умение выделять главное и давать характеристику историческим событиям; воспитывать интерес к истории других народов.
Тип урока: комбинированный
Оборудование: презентация
Ход урока:
-
Организационный момент
(учитель и учащиеся взаимно приветствуют
друг друга, проверка готовности к уроку)
-
Актуализация
-
Вспомните!
-
Бог - покровитель виноделия (Дионис)
-
Главный бог греков - громовержец (Зевс)
-
Автор поэмы «Илиада» (Гомер)
-
Название второй его поэмы (Одиссея)
-
Посмотри на задание 2, назови имена его братьев (Посейдон, Аид)
-
Начало Троянской войны (1200 г. до н.э.)
-
Из какого мифа? «Повелел тогда Зевс Гефесту приковать ослушника цепями
к дикому утёсу…» (О Прометее)
-
Удержал он небесный свод, очистил Авгиевы конюшни, задушил льва и
совершил ещё 9 подвигов...» (О Геракле)
-
Беседа по содержанию мифа о подвигах Геракла.
-
На предыдущем уроке мы с вами прочитали лишь некоторые из подвигов Геракла. А кто прочитал все мифы о подвигах Геракла? (дети поднимают руки)
-
Сколько подвигов совершил Геракл? (Двенадцать.)
-
Может кто-нибудь перечислить их?
-
Объясните значение крылатых выражений.
Ахиллесова пята
Троянский конь
Яблоко раздора
Нить Ариадны.
(ученики отвечают на вопросы)
-
Мотивация
Итак, мы продолжаем изучать историю Древней Греции. Мы уже знаем, как жили древние греки в независимых городах Микенах, Афинах, Пилосе, Тиринфе, а также в царстве на о. Крит. Об этом нам рассказали интересные мифы и раскопки археологов. Однако жизнь на о. Крит в XV в. до н. э. остановилась, так как на соседнем острове Фара произошло землетрясение и извержение вулкана. Многие дворцы были разрушены, люди покинули остров. Греческие города, объединенные под правительством царя Микен в 1200 г. до н. э., выиграли Троянскую войну, но победой не смогли воспользоваться. С севера в Грецию вторглись дорийские племена. Они разрушили многие города. Произошел упадок культуры, греки забыли свое письмо. И вот, спустя два века после разрушения Микен, греки научились обрабатывать железо. Началось развитие новых ремесел. В Греции стали появляться полисы.
-
Задача для учащихся: Что такое полис? Как с его появлением изменилась жизнь греков?
(ученики высказывают свои предположения)
IV. Изучение нового материала
План:
1) Древнегреческие полисы.
2) Занятия жителей полисов.
3) Знать и демос в Афинском полисе
На доске тема урока, новые слова: Аттика - область Средней Греции, полис, демос, ареопаг, архонты.
-
Древнегреческие полисы
-
Работа над понятием:
Полис - город-государство. От этого корня произошло слово «политика».
Акрополь - (др.-греч. ἀκρόπολις - верхний город) - возвышенная и укреплённая часть древнегреческого города, так называемый верхний город. Акрополь - место первоначального поселения, вокруг которого развивался менее защищённый, так называемый нижний город. Являлся крепостью и служил убежищем для граждан в военное время.
Агора - рыночная площадь в древнегреческих полисах, являвшаяся местом общегражданских собраний
(ученики записывают в тетради определения)
Центр его - город, который является центром небольшого самостоятельного государства, со своим правительством, войском и территорией. Он окружен стенами, внутри стен находилось возвышенное место - акрополь, и открытое пространство, называвшееся агора, которое служило и рыночной площадью, и местом для народных собраний. Кроме города, такое государство включало окрестные деревни, усадьбы богачей.
-
Работа с к/к. Обозначить части Греции.
В Средней Греции находится область АТТИКА, самым крупным полисом здесь были Афины, в Южной Греции - Спарта, на побережье Малой Азии - Милет. Хотя полисы часто соперничали между собой, они имели черты, характерные для полисов всех греков: общий язык, культуру и религию, которые создали прочные связи между ними. В каждом полисе проживали всего несколько тысяч граждан.
-
Работа с учебником. Прочитать п. 2-3, с. 134-135, § 29 учебника. При прочтении данного пункта ученики должны выяснить, какие занятия существовали у жителей полисов? Как происходило управление властью в Афинах?
Ответ: разведение оливок и винограда, изготовление вина, оливкового масла.
(ученики выполняют задание)
В VIII-VII вв. до н.э. в Афинах появилось много ремесленных мастерских. Требуется больше хлеба, однако почвы для выращивания пшеницы непригодны.
-
Работа над понятиями:
Демос - простой народ, не участвовавший в управлении государством.
Ареопаг - совет знати государства.
Архонты - девять самых знатных и богатых правителей государства.
(учащиеся записывают в тетрадь)
-
Работа с историческим документом (стр. 141 «Законы Драконта»)
Перед вами на столах лежит отрывок из исторического документа под названием «Афинская полития», который написал знаменитый философ и ученый Древней Греции -Аристотель. Это трактат, содержащий описание государственного строя Афин.
Аристотель. Афинская полития
2 ...В течение долгого времени происходили раздоры между знатью и народом. Надо иметь в виду, что вообще государственный строй был олигархическим (то есть властью немногих), но главное было то, что бедные находились в порабощении не только сами, но также их дети и жены. Назывались они пелатами и шестидольниками, потому что на таких арендных условиях обрабатывали поля богачей. Вся же вообще земля была в руках немногих. При этом, если эти бедняки не отдавали арендной платы, можно было увести в кабалу(долговое обязательство) и их самих, и детей…
...Конечно, из тогдашних условий государственной жизни самим тяжелым и горьким для народа было рабское положение. Впрочем, и всем остальным он был тоже недоволен, потому что ни в чем, можно сказать, не имел своей доли.
5. В виду того, что существовал такой государственный порядок и большинство народа было в порабощении у немногих, народ восстал против знатных.
Крушкол Ю. С. Хрестоматия по истории Древнего мира. - М., 1987.-С. 129.
-
Беседа по вопросам к документу.
-
Существовало ли в Афинах деление общества на богатых и бедных? (Да, существовало.)
-
Кто управлял государством? (Государством управляли олигархи, то есть самые богатые и знатные люди.)
-
Кому принадлежала вся земля в государстве? (Земля была в руках немногих, то есть в руках богатых.)
-
За счет чего жили бедные? (Они арендовали землю у богатых.)
-
Что было с теми людьми, которые не могли заплатить арендную плату? (Богатые могли его самого и его семью увести в кабалу.)
-
Чем простой народ был недоволен? (Тем, что он не имел своей доли, то есть не имел собственности и прав тоже.)
-
К чему могло привести такое положение простых людей? (Народ восстал против знатных...)
V. Закрепление.
-
Беседа.
-
Повторим, что мы изучили на уроке нового?
-
Что же такое полис? Какой полис мы сегодня изучили?
-
Что такое демос? Чем занимались жители Афин?
-
Чем был недоволен демос? (Тем, что он не имел своей доли, то есть не имел собственности и прав тоже.)
VI. Подведение итогов и выставление оценок.
VII. Домашнее задание.
§ 29, подготовить развернутый ответ на вопрос: Чем различалось положение рабов-должников в Аттике в 7 в. до н. э. и в Вавилонии при царе Хаммурапи? Где оно было хуже? Чем хуже?
5