Конспект урока по истории на тему: Земледельцы Аттики теряют землю и свободу

Раздел История
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

5 класс

Урок №

Тема: «Земледельцы Аттики теряют землю и свободу».

Цели: познакомить учащихся с месторасположением и основными причинами возникновения греческого полиса, основными занятиями и основными слоями населения, обеспечить усвоение понятий «полис», «демос» «ареопаг», «архонты»; продолжить формирование умений использовать исторические документы как источники знаний, показывать на карте территорию Аттики, Афины, комментировать особенности расположения Аттики, развивать умение выделять главное и давать характеристику историческим событиям; воспитывать интерес к истории других народов.

Тип урока: комбинированный

Оборудование: презентация

Ход урока:

  1. Организационный момент

(учитель и учащиеся взаимно приветствуют

друг друга, проверка готовности к уроку)

  1. Актуализация

  • Вспомните!

  1. Бог - покровитель виноделия (Дионис)

  2. Главный бог греков - громовержец (Зевс)

  3. Автор поэмы «Илиада» (Гомер)

  4. Название второй его поэмы (Одиссея)

  5. Посмотри на задание 2, назови имена его братьев (Посейдон, Аид)

  6. Начало Троянской войны (1200 г. до н.э.)

  7. Из какого мифа? «Повелел тогда Зевс Гефесту приковать ослушника цепями

к дикому утёсу…» (О Прометее)

  1. Удержал он небесный свод, очистил Авгиевы конюшни, задушил льва и

совершил ещё 9 подвигов...» (О Геракле)

  • Беседа по содержанию мифа о подвигах Геракла.

  • На предыдущем уроке мы с вами прочитали лишь некоторые из подвигов Геракла. А кто прочитал все мифы о подвигах Геракла? (дети поднимают руки)

  • Сколько подвигов совершил Геракл? (Двенадцать.)

  • Может кто-нибудь перечислить их?

  • Объясните значение крылатых выражений.

Ахиллесова пята

Троянский конь

Яблоко раздора

Нить Ариадны.

(ученики отвечают на вопросы)



  1. Мотивация

Итак, мы продолжаем изучать историю Древней Греции. Мы уже знаем, как жили древние греки в независимых городах Микенах, Афинах, Пилосе, Тиринфе, а также в царстве на о. Крит. Об этом нам рассказали интересные мифы и раскопки археологов. Однако жизнь на о. Крит в XV в. до н. э. остановилась, так как на соседнем острове Фара произошло землетрясение и извержение вулкана. Многие дворцы были разрушены, люди покинули остров. Греческие города, объединенные под правительством царя Микен в 1200 г. до н. э., выиграли Троянскую войну, но победой не смогли воспользоваться. С севера в Грецию вторглись дорийские племена. Они разрушили многие города. Произошел упадок культуры, греки забыли свое письмо. И вот, спустя два века после разрушения Микен, греки научились обрабатывать железо. Началось развитие новых ремесел. В Греции стали появляться полисы.

  • Задача для учащихся: Что такое полис? Как с его появлением изменилась жизнь греков?

(ученики высказывают свои предположения)

IV. Изучение нового материала

План:

1) Древнегреческие полисы.

2) Занятия жителей полисов.

3) Знать и демос в Афинском полисе

На доске тема урока, новые слова: Аттика - область Средней Греции, полис, демос, ареопаг, архонты.

  1. Древнегреческие полисы

  • Работа над понятием:

Полис - город-государство. От этого корня произошло слово «политика».

Акрополь - (др.-греч. ἀκρόπολις - верхний город) - возвышенная и укреплённая часть древнегреческого города, так называемый верхний город. Акрополь - место первоначального поселения, вокруг которого развивался менее защищённый, так называемый нижний город. Являлся крепостью и служил убежищем для граждан в военное время.

Агора - рыночная площадь в древнегреческих полисах, являвшаяся местом общегражданских собраний

(ученики записывают в тетради определения)

Центр его - город, который является центром небольшого самостоятельного государства, со своим правительством, войском и территорией. Он окружен стенами, внутри стен находилось возвышенное место - акрополь, и открытое пространство, называвшееся агора, которое служило и рыночной площадью, и местом для народных собраний. Кроме города, такое государство включало окрестные деревни, усадьбы богачей.

  • Работа с к/к. Обозначить части Греции.

В Средней Греции находится область АТТИКА, самым крупным полисом здесь были Афины, в Южной Греции - Спарта, на побережье Малой Азии - Милет. Хотя полисы часто соперничали между собой, они имели черты, характерные для полисов всех греков: общий язык, культуру и религию, которые создали прочные связи между ними. В каждом полисе проживали всего несколько тысяч граждан.

  • Работа с учебником. Прочитать п. 2-3, с. 134-135, § 29 учебника. При прочтении данного пункта ученики должны выяснить, какие занятия существовали у жителей полисов? Как происходило управление властью в Афинах?

Ответ: разведение оливок и винограда, изготовление вина, оливкового масла.

(ученики выполняют задание)

В VIII-VII вв. до н.э. в Афинах появилось много ремесленных мастерских. Требуется больше хлеба, однако почвы для выращивания пшеницы непригодны.

  • Работа над понятиями:

Демос - простой народ, не участвовавший в управлении государством.

Ареопаг - совет знати государства.

Архонты - девять самых знатных и богатых правителей государства.

(учащиеся записывают в тетрадь)


  • Работа с историческим документом (стр. 141 «Законы Драконта»)

Перед вами на столах лежит отрывок из исторического документа под названием «Афинская полития», который написал знаменитый философ и ученый Древней Греции -Аристотель. Это трактат, содержащий описание государственного строя Афин.

Аристотель. Афинская полития

2 ...В течение долгого времени происходили раздоры между знатью и народом. Надо иметь в виду, что вообще государственный строй был олигархическим (то есть властью немногих), но главное было то, что бедные находились в порабощении не только сами, но также их дети и жены. Назывались они пелатами и шестидольниками, потому что на таких арендных условиях обрабатывали поля богачей. Вся же вообще земля была в руках немногих. При этом, если эти бедняки не отдавали арендной платы, можно было увести в кабалу(долговое обязательство) и их самих, и детей…

...Конечно, из тогдашних условий государственной жизни самим тяжелым и горьким для народа было рабское положение. Впрочем, и всем остальным он был тоже недоволен, потому что ни в чем, можно сказать, не имел своей доли.

5. В виду того, что существовал такой государственный порядок и большинство народа было в порабощении у немногих, народ восстал против знатных.

Крушкол Ю. С. Хрестоматия по истории Древнего мира. - М., 1987.-С. 129.

  • Беседа по вопросам к документу.

  • Существовало ли в Афинах деление общества на богатых и бедных? (Да, существовало.)

  • Кто управлял государством? (Государством управляли олигархи, то есть самые богатые и знатные люди.)

  • Кому принадлежала вся земля в государстве? (Земля была в руках немногих, то есть в руках богатых.)

  • За счет чего жили бедные? (Они арендовали землю у богатых.)

  • Что было с теми людьми, которые не могли заплатить арендную плату? (Богатые могли его самого и его семью увести в кабалу.)

  • Чем простой народ был недоволен? (Тем, что он не имел своей доли, то есть не имел собственности и прав тоже.)

  • К чему могло привести такое положение простых людей? (Народ восстал против знатных...)

V. Закрепление.

  • Беседа.

  • Повторим, что мы изучили на уроке нового?

  • Что же такое полис? Какой полис мы сегодня изучили?

  • Что такое демос? Чем занимались жители Афин?

  • Чем был недоволен демос? (Тем, что он не имел своей доли, то есть не имел собственности и прав тоже.)

VI. Подведение итогов и выставление оценок.

VII. Домашнее задание.

§ 29, подготовить развернутый ответ на вопрос: Чем различалось положение рабов-должников в Аттике в 7 в. до н. э. и в Вавилонии при царе Хаммурапи? Где оно было хуже? Чем хуже?

5

© 2010-2022