Урок истории по теме Итоги и уроки Второй мировой войны

Раздел История
Класс 11 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка

Урок предназначен для учащихся 11 классов как завершающий по теме

« СССР и мир в годы Второй мировой войны»

Тема актуальна, так как в последнее время события Второй мировой войны и ее итоги стали предметом острых дискуссий не только исследователей, но и политиков, стремящихся в угоду своим политическим интересам принизить роль Советского Союза в победе над фашизмом, дать совершенно противоположные нравственные оценки ее итогам.

Урок имеет важное воспитательное значение, направлен на формирование у учащихся объективной оценки событий, поддержание чувства гордости, уважения к подвигу нашего народа.

Вопросы, обсуждаемые на уроке, соответствуют школьной программе , Федеральному государственному образовательному стандарту среднего (полного) общего образования по истории, а также Приказу №39 Минобрнауки РФ от 24 января 2012 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего( полного) общего образования» ,об опасности фальсификации прошлого России в современных условиях.

Тип урока: изучение нового материала с помощью технологии проблемного обучения

Цель : подвести учащихся к пониманию опасности попыток пересмотра итогов Второй мировой войны .

Задачи:Средства обучения: рабочие листы для учащихся, интерактивная доска, компьютер, видеоролик, презентации учителя и учащихся.

При изучении темы использовались различные способы организации учебной деятельности: самостоятельная работа с текстом, преобразование его в таблицы, анализ и получение нового знания, решение проблемных заданий , анализ ситуаций, мнений, соц. опрос, интервьюирование,групповая работа исследовательского характера.

Уроку предшествовала предварительная работа групп.

Первая группа работала над созданием видеоролика, посвященного проблеме исторической памяти событий войны.

Вторая группа: изучала материалы Нюрнбергского процесса и его итогов.

Третья группа занималась исследованием вопроса о преподавания истории Второй мировой войны в странах ближнего и дальнего зарубежья. В процессе работы учащимися была проанализирована исследовательская литература, публикации, а также материалы английских учебников истории «Modern World History By Ben Walsh».

Четвертая группа проводила интернет-опрос о роли СССР во Второй мировой войне.

Пятая группа работала над проблемой фальсификации истории Второй мировой войны.

Результаты работы групп были представлены в форме выступлений учащихся и презентаций.

Выбранные формы и методы работы позволили обеспечить учет индивидуальных особенностей обучающихся, активизировать познавательный процесс на уроке для достижения высокого уровня усвоения содержания.

Основные этапы урока.

1.Актуализация знаний ( на этом этапе учащиеся вспоминают имеющиеся знания по теме)

2.Этап мотивации - побуждение к деятельности на уроке , эмоциональный настрой ( просмотр видеоролика)

3. Создание проблемной ситуации на уроке и формулирование учащимися проблемы урока и планирование деятельности.

4.Решение проблемы. Выполнение учебных заданий, анализ ситуаций, мнений. Формулирование выводов

5.Рефлексия. Подведение итогов урока.

Перед началом урока для каждого ученика раздается пакет документов: рабочий листы №1,2 , вопросы для рефлексии.

Ход урокаАктуализация: Какую тему мы изучали с вами на протяжении нескольких уроков?

Какие важнейшие проблемы истории Второй мировой войны вы бы выделили?

Тема « СССР и мир в годы Второй мировой войны».

-Проблема создания антигитлеровской коалиции, открытия второго фронта, причины неудач нашей армии в начальный период войны, проблема перевода экономики на военный лад и т.д.

Использование изученной темы знаний

Фронтальная

Умение анализировать , выделять главное

Мотивации.

Сегодня у нас завершающий урок по теме и на этом уроке мы попытаемся с вами разобраться еще в очень важной проблеме, но прежде предлагаю посмотреть небольшой видеофильм

Какие чувства вызывал у вас видеоролик?

Как вы считаете, какую мысль авторы фильма пытались донести до нас?

Смотрят видеоролик, обсуждение на эмоциональном уровне,

делятся впечатлениями

Ответы учащихся

-Повод задуматься, почему это происходит . Мысль о недопустимости предания забвению подвига советского солдата, сохранение памяти о войне.

видеоролик, обсуждение



фронтальная

Эмоциональное восприятие

Создание проблемной ситуации

Итак, для нас история Второй мировой войны - это прежде всего Великая Отечественная война. Из 55млн погибших в годы войны 27 млн- это граждане нашей страны. Война не обошла стороной ни одну советскую семью. Граждане нашей страны выдержали это испытание, не только освободили нашу страну , но и народы Европы, сыграли решающую роль в разгроме фашизма. Такова официальная позиция в нашей стране на роль Советского Союза во Второй мировой войне Однако сегодня так думают не все. Вот, что сказал в одном своем интервью президент Латвии Андрис Берзиньш в мае 2012г"К трагедии Второй мировой войны, в которую был безжалостно втянут народ Латвии, привел преступный пакт Молотова-Риббентропа". "В этой войне не было победителей. Это было крупнейшее преступление против человечества за всю его историю»( слайд 2)

Еще мнение, опубликованного в твиттере 22 июня 2013г А.Коха государственного деятеля 90-х: « план «Барбаросса»-это был план превентивного, упреждающего удара. Сталин хотел напасть на Европу, а Гитлер его опередил. Это был акт отчаяния со стороны Германии»

Каков же общий смысл этих высказываний? Они дополняют или противоречат официальной точки зрения в нашей стране?

В чем суть этих противоречий?

Какая проблема вытекает из этого противоречия? Сформулируйте ее

(запись проблемы на доске)








Внимание на презентацию







(отрицание освободительной роли СССР, отрицание главной роли СССР в Победе. Попытка представить СССР в качестве агрессора, попытка возложить ответственность за развязывание войны на СССР.

Формулируют основной вопрос:

В чем причина попыток пересмотра итогов Второй мировой?

Записывают в тетрадях













Фронтальный опрос мнений













Сопоставление

мнений. Формулирование основного вопроса

Этап решения проблемы

Что же нам необходимо для ответа на вопрос?

Конкретизация учителем

( Какие изменения произошли .в послевоенной Европе и мире в целом?)

Учитель предлагает обратиться к рабочим листам(задания выполняются в рабочих листах и по окончанию урока сдается учителю для выставления оценки.)


Могли ли подобные территориальные решения обеспечить окончательное решение межгосударственных противоречий после войны?

Какие политические изменения произошли по окончанию войны?




Подведение итогов учителем. Акцент на складывание новой геополитической ситуации, где ведущими державами стали СССР и США, имеющие серьезные идеологические разногласия




Важным итогом Второй мировой стало проведение международного военного трибунала над нацистскими главарями.(учитель предлагает группе учащихся выступить с результатами своей предварительной работы.


Почему Международный трибунал называют судом истории?

( после обсуждения учитель предлагает заполнить рабочий лист №2)






В процессе изучения темы возник вопрос, как история Второй мировой войны освещается в странах ближнего и дальнего зарубежья


Какие общие черты наблюдаются в школьных учебниках.

( Подведение итогов учителем)

Далее учитель обращает внимание на резолюцию парламентской ассамблеи ОБСЕ от 3 июля 2009г: « О воссоединение разделенной Европы»

Вопрос классу:


Почему резолюция подверглась резкой критике со стороны РФ и ряда коммунистических партий Европы?







Далее учитель предлагает привести аргументы, опровергающие данную точку зрения

(Подведение итога обсуждений учителем)















Учитель предоставляет слово группе учащихся, проводивших интернет - опрос о роли СССР в победе во Второй мировой войне



Предоставление слова

Группе, занимающейся проблемой фальсификации истории Второй мировой войны
































































(Подведение итогов дискуссии учителем). Опыт Второй мировой войны, показывает насколько мир зыбок. Для сохранения мира нужны усилия всех стран, бдительность всех граждан в пресечении малейших попыток проявления национализма и экстремизма. Опыт истории показывает, что каждой войне предшествует пересмотр итогов предыдущей. Наш нравственный долг-долг - защитить правду, отстоять честь, достоинство, доброе имя живых и павших.


Рефлексия

Предлагает взять лист с вопросами и заполнить их.

Благодарит всех за работу , собирает рабочие листы для проверки .
























Обращение к итогам Второй мировой?

Работа с рабочими листами

№1-1вариант-территориальные изменения

2-политические итоги и последствия

Презентация результатов работы: показывают территориальные изменения на интерактивной доске, оглашают политические изменения по окончанию войны

Мнения учащихся.

Ответы учащихся

Основные выводы

(Создание ООН- возможность мирного разрешения конфликтов.

Освобождение стран Центральной и Восточной Европы

Рост международного авторитета СССР и США и появление 2х в сверхдержав. Снижение международного авторитета Англии и Франции Военно- политическое поражение Германии, Японии, Италии.


Презентация итогов работы группы учащихся

Обсуждение , ответы на вопросы учителя



Презентация работы группы учащихся

Внимание учащихся на доску, знакомство с основными положениями резолюции.

Ответы учащихся

-осуждение сталинского и нацистского режимов;

-попытки возложить ответственность за Вторую мировую войну на Германию и СССР.

Учащиеся предлагают свои аргументы

Аргументы учащихся

-Нюрнбергский процесс осудил нацизм, а не сталинизм

-Пакт Молотова- Риббентропа - вынужденная мера СССР, ответный ход на политику двойных стандартов Англии и Франции

Презентация результатов работы группы


Выступление группы

Обсуждение проблемы попытки пересмотра итогов войны и возможных последствий

В ходе обсуждение учащиеся называют следующие причины:

- недовольство послевоенным устройством мира ряда стран

-усиление роли СССР на международной арене;

-новая политическая ориентация ряда государств после распада СССР и социалистического лагеря;

- стремление политических лидеров переписать историю в угоду своим политическим интересам и героизировать тех, кто воевал на стороне вермахта

-недовольства ряда стран территориальными итогами

последствия :

- возможность территориальных пересмотров;

- опасность возрождения нацизма;

-пересмотр итогов войны, попытки выставить СССР агрессором - возможность получения материальной компенсации странами , пострадавшим от

« агрессии» сталинского режима.

- привести к разобщенности народов сражавшихся вместе с фашизмом, к смещению нравственных идеалов общества







Письменно отвечают на вопросы анкеты

Индивидуальная работа с Рабочими листами
















Индивидуальная работа с Рабочим листом №2



Слайд презентации

Работа с текстом







Слайд презентации , анализ результатов


Обсуждение в группах


Видеоинтервью с историком, преподавателем Ивановского Государственного университета по проблеме фальсификации истории Второй мировой войны и











Поиск информации в источнике, умение выделять главное, преобразовывать информации в таблицу, нахождение географических объектов на карте












Анализ фактов



Анализ информации, выделение главного







Умение составить вопросы, анализ результатов, графическое изображение результатов























Самоанализ работы на уроке







© 2010-2022