• Преподавателю
  • История
  • Конспект урока «Московское государство в конце XV –начале XVI века» (формирования УУД на уроке истории посредством использования

Конспект урока «Московское государство в конце XV –начале XVI века» (формирования УУД на уроке истории посредством использования

Данный урок истории по теме «Московское государство в конце XV –начале XVI века»является 5-ым в системе уроков раздела «Московская Русь в XIV-XVI веках». Построен в соответствии с программными требованиями и календарно – тематическим планированием.Цели:Предметные: содействовать формированию понимания обучающимися представления о создании нового централизованного государства – Московская Русь.Метапредметные: использование знаково-символических моделей, таблицы, схемы для решения познавательных за...
Раздел История
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема «Московское государство в конце XV -начале XVI века»

(формирования УУД на уроке истории посредством использования

принципов деятельностного подхода)


Цели урока:

Предметные: содействовать формированию у обучающихся представления о создании нового централизованного государства - Московская Русь.

Метапредметные: использование знаково-символических моделей, таблицы, схемы для решения познавательных задач.

Личностные: определение личностной позиции, адекватной оценки своих успехов в учебе; организация взаимодействующей среды посредством работы в парах, индивидуальной форме.

Приемы деятельности: составление плана, заполнение таблицы, схемы, работа с картой, отбор существенной информации на основе устного выступления одноклассника.

Методы: словесные, наглядные, практические.

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Образовательные ресурсы: карта «Российское государство в XVI веке», творческие работы обучающихся, презентация «Московское государство в конце XV -начале XVI века», технологическая карта урока.

Основные понятия: централизованное государство, Боярская дума, окольничий, таможенный сбор (пошлина).

План изучения нового материала:

1.Централизованное государство (основные признаки).

2.Возвышение великокняжеской власти.

3.Органы управления государством.

№ п/п

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

1

Организационный момент. Целеполагание.

Объявление плана проведения урока.

Внутренняя и внешняя подготовка обучающихся к уроку.

2

Актуализация знаний.

Фронтальный опрос:

1.В чем особенность изучаемой нами главы «Московская Русь в XIV-XVI веках»?

2.Назовите князей, при которых был завершен процесс полити-ческого объединения русских земель и создания единого го-сударства.

3.Покажите на карте террито-рии, присоединенные к Мос-ковскому княжеству в конце XV-начале XVI века и сделайте вывод.

4.Каково основное значение создания единого государства?

Вступительное слово учителя.

При помощи фронтального опроса подвожу обучающихся к самостоятель-ному определению темы урока.

При помощи вопросов организую совместное определение целей урока.

Определив предметную цель урока, предлагаю обучающимя определить личностно-значимую учебную цель (варианты целей показаны в технологической карте), записать в технологическую карту и озвучить. Уточняю, кто из обучающихся затрудняется в постановке личной учебной цели.

Предлагаю обучающимся формы работы: работа в парах, индивидуаль-ная форма.

Отвечают на вопросы, работают у доски, делают выводы, предлагают варианты темы урока и цели урока.

По технологической карте урока знакомятся с формулировкой личных учебных целей, выбирают для себя самую главную, записывают в карте, желающие озвучивают.



Вспоминают правила работы в парах.

3

Изучение нового материала.

1.Централизованное государст-во (основные признаки).





2.Возвышение великокняжес-кой власти.



3.Органы управления государством.



Предлагаю начать работу по плану. Организую работу в парах в соответст-вии с заданием по технологической карте.




Чему вы научились, выполняя данное задание?

Где вы смогли бы применить данные умения в жизни?

2.Организую работу обучающихся в соответствии с заданием по технологи-ческой карте.


Что вас особенно удивило?

Что бы вы еще хотели узнать по данной теме?

3.Организую работу обучающихся в соответствии с заданием по технологи-ческой карте.


Что для вас было важным при выпол-нении задания?

Где ты сможешь применить получен-ные знания?

1.Задание. Вспомните, какое госу-дарство называется централизован-ным.

Цель: (сформулируйте самостоятель-но при помощи вопроса).

Выделите признаки единого центра-лизованного государства. Составьте пункты плана.

Обучающиеся работают с раздаточ-ным материалом на местах и выделя-ют те пункты, которые соответствуют признакам единого централизованно-го государства.

Пара презентует свою работу у дос-ки, комментирует. Остальные обуча-ющиеся на местах проверяют и срав-нивают полученные результаты, делают выводы.

2.Задание. Цель: определить симво-лы верховного правления.

Прослушайте выступление одноклас-сника. Заполните таблицу «Символы верховного правления» (Приложение 1).

Соответствуют ли факты одному из признаков централизованного госу-дарства? Обоснуйте свои выводы.

-выступление обучающихся, обмен мнением.

3.Задание. Цель: выяснить, что пред-ставляла собой система управления государством при Иване III.

Опираясь на текст учебника (п.2, стр.185-186), заполните схему «Сис-тема управления государством», оп-ределите функцию органов управле-ния (Приложение 2).

Соответствуют ли факты одному из признаков централизованного госу-дарства?

-выступление обучающихся, обмен мнением.

4

Подведение итогов.

Предлагаю обучающимся вспомнить предметную цель урока, выполнить задание «Верно-неверно», поставить оценку методом самопроверки, сделать выводы: достигнута ли цель урока.

Провожу диалог учитель-ученик-учитель. От уровня достижения личностно-значимых учебных целей обучающихся перехожу к рефлексии:

-Какую цель ты ставил перед собой в начале урока?

-Удалось ли тебе достичь её?

-Что тебе помогло в этом?

-Какими знаниями ты обогатился?

-Совпадают ли полученные знания с твоей целью?

Вспоминают цель урока, выполняют задание, делают выводы.

Озвучивают личную учебную цель и её достижение.



5

Организация домашнего задания.

Домашнее задание.

1.Познакомиться с материалом §21, отв. на вопросы 1-3.

2.Заполнить таблицу «Возвы-шение великокняжеской власти при Иване III»

3.Используя материал интерне-та, подготовьте слайд-экскур-сию по одному из российских монастырей.

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

Выбор задания, запись в дневник.







































Технологическая карта урока.

Тема «Московское государство в конце XV -начале XVI века»


Цель урока: установить, являлась ли Московская Русь в конце XV- начале XVI века централизованным государством.

Моя цель:

Я бы хотел узнать_____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

Я бы хотел уточнить___________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

Я думаю, что мне будет полезно_________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

Я знаю______________________________________________________________________________, но хочу проверить (уточнить) так ли это на самом деле______________________________________

_____________________________________________________________________________________

Личностно-значимая цель:________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

№ уч.эл.

Учебный материал с указанием задания

Время

Рекомендации по выполнению

задания

1

Централизованное государство (основные признаки).

Вспомните, какое государство называется централизованным.

Цель: (сформулируйте самостоятельно при помощи вопроса)

1.Задание. Выделите признаки единого централизованного государства. Составьте пункты плана.


4 мин.

Работу выполняйте совместно.

Соблюдайте отведенное время на подготовку выполнения задания.

По ходу работы решите, кто из вас будет представлять результаты вашего труда.

2

Возвышение великокняжеской власти.

Цель: определить символы верховного правления.

2.Задание. Прослушайте выступление одноклассника.

Заполните таблицу «Символы верховного правления» (Приложение 1).

Соответствуют ли факты одному из признаков централизованного государства?

5 мин.

Работу выполняйте индивидуально.

Проверяя свои знания, старайтесь работать самостоятельно.

3

Органы управления государством.

Цель: выяснить, что представляла собой система управления государством при Иване III.

3.Задание. Опираясь на текст учебника (п.2, стр.185-186), заполните схему «Система управления государством», определите функцию органов управления (Приложение 2). Соответствуют ли факты одному из признаков централизованного государства?

7 мин.

Работу выполняйте индивидуально.

Не бойтесь обращаться за помощью к соседу по парте. Каждый человек может сомневаться в принятии решения.

4

Подведение итогов.

Выполните задание «Верно-неверно» и поставьте оценку методом самопроверки.

Домашнее задание.

1.Познакомиться с материалом §21, отв. на вопросы 1-3.

2.Заполните таблицу «Возвышение великокняжеской власти при Иване III», задание 1 на стр.58 в Р.т.

3.Используя материал интернета, подготовьте слайд-экскурсию по одному из российских монастырей.

4 мин.

Учитесь преодолевать трудности, и у вас все получится!






















































© 2010-2022