- Преподавателю
- История
- Урок истории для 6 класса Культура Западной Европы в средние века
Урок истории для 6 класса Культура Западной Европы в средние века
Раздел | История |
Класс | 6 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Пяткова Р.И. |
Дата | 16.12.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
МКОУ «Камышовская основная общеобразовательная школа»
Урок истории
Тема: «Культура Западной Европы в средние века»
Класс: 6
Учитель: Пяткова Римма Иштимеровна
2017г.
Тип урока: Урок обобщения и систематизации изученного материала
Вид урока: Урок-игра
Цели: 1. Обобщить и систематизировать знания обучающихся, приобретенных в процессе изучения темы «Западная Европа в Средневековье». 2. Развивать у обучающихся умение сравнивать, анализировать, высказывать собственные суждения о мировоззрении и культурном наследии Средневековья. 3. Осознание обучающимися ценности совместной деятельности. Воспитывать чувство прекрасного, чувство уважения к людям, создавшие шедевры мировой культуры.
Оборудование: музыкальное сопровождение, фонограммы песен, реквизиты, таблички с цифрами, иллюстрации музыкальных инструментов, архитектурных стилей, мишень с дротиками, карточки с вопросами, жетоны, медали, грамоты.
Оформление доскиПравила поведения
1.
2.
3.
4.
5.
Муз. инструменты
Тема урока
Эпиграф
Задание: Какой вклад внесла культура Западной Европы XIV-XV вв. в мировую культуру?
Изображение замка
Мишень
Этапы урока:
-
Организационный этап
-
Этап проведения игры
-
Этап подведения итогов
-
Рефлексия
Ход урока
Ах, эти средние века!
Они глядятся в наши воды,
И мчится времени река,
И улетают в вечность годы.
Но очень часто музыкант,
Склоняясь над нотными листами,
Рассыплет памяти талант,
Забывшись средними веками.
(Учащимся 6 класса предлагается провести игру «Вечер в средневековом замке». Класс делится на 2 равные группы. Таким образом, оказываются задействованы все дети. Необходима предварительная подготовка помещения, создание «средневековой» обстановки, наличие средневековой музыки. Команды рассаживаются друг против друга. За каждый правильный ответ жетон - герб.)
-
Орг. момент.
Учитель :(на фоне музыки) Добрый вечер, милостивые дамы и благородные рыцари! Я рада приветствовать вас сегодня в нашем средневековом замке. Нам с вами предстоит перенестись примерно в XIV - XV века в Западную Европу и на один урок побыть рыцарями и прекрасными дамами, королями, музыкантами и т.д. но вместе с тем вы ни на секунду не должны забывать, что вы знатоки истории, истории Средних веков. Задание: Какой вклад внесла культура Западной Европы в мировую культуру?
-
Проведение игры
( Учитель объясняет правила игры, затем команды называют своё название). Учитель: Прежде, чем мы начнем игру, мы свами должны укрепить наш замок, а также сделать его величественным. Вспомним и назовем слова, которые относятся к западноевропейской культуре и это будет наш 1 конкурс «Строительство средневекового замка». Чья команда больше назовет слов?
2 конкурс «Гости в замке». Гости рассаживаются перед столом. На столе реквизит: подсвечники со свечами, посуда, вилки, ножи, механические часы, салфетки, чай, игральные карты. Задание: За одну минуту определить, что из разложенного на столе не могло находиться на пиру в средневековом замке. (Музыка) Учитель: Обратите внимание на эту свечу (показывает свечу с нанесенными на нее делениями). Зачем на ней деления? На пиру в замке гости волей или неволей должны были придерживаться определенных правил поведения. Что и говорить, некоторые из этих правил наверняка отличались от современных. Внимание, следующее задание: определите, какие из этих правил настоящие, а какие выдуманные? (участники поднимают таблички с цифрами, соответствующим придуманным правилам).
1. Не ломать столов и стульев. 2. Не оставлять еду на своей тарелке. 3. Не ковырять в зубах ножом. 4. Не плевать на стол. 5. Не пить много пива. - Следующий вопрос нашим гостям: Как будет вымыта посуда? Как же хранилась пища, ведь в средневековье не было холодильников?
3 конкурс «Музыка Средневековья». Учитель: Это конкурс для знатоков музыки. Вам предстоит нелегкая задача - определить, какая из прослушанных вами мелодий действительно написана в средние века и исполнена на средневековых инструментах, а какая создана современными композиторами с привлечением современных инструментов. (Участники слушают фонограмму) Следующее задание для вас: Какие из этих инструментов не имеют никакого отношения к средним векам: гитара, барабан, лютня, клавесин?
4 конкурс «Рыцари в замке» (Мальчики заранее готовятся к этому конкурсу) Задача: Нарисовать рыцарский герб, рассказать о каждом его символе и придумать себе имя (название, девиз)
5 конкурс «Поэзия Средневековья» Учитель: Конечно же, слово «рыцарь» в нашем сознании немыслимо без словосочетания «прекрасная дама». Со временем стали считать, что настоящему рыцарю обязательно положено быть влюбленным. Рыцарь совершает подвиги во имя сердца дамы, чтобы её прославить и добиться её расположения. Рыцарь назвал свою даму госпожой, считая себя либо пленником ее, либо вассалом, обязанным нести в честь возлюбленной тяжелую службу, постоянно рискуя жизнью. Многие рыцари, писавшие стихи и песни, посвящали их своим дамам сердца. Послушаем одно небольшое стихотворение конца XII в. Его автор - Гильом де Кабестань. (Мальчик и девочка) Когда впервые вас я увидал, То, благосклонным взглядом награжден Я больше ничего не пожелал, Как вам служить - прекраснейшей из донн. Вы, Донна, мне одной желанной стали. Ваш милый смех и глаз лучистый свет Меня забыть заставили весь свет. Я голосом звенящим, как кристалл. И прелестью бесед обворожён, С тех пор я ваш навеки стал. И ваша воля - для меня закон. Чтоб вам почёт повсюду воздавали. Лишь вы одна - похвал моих предмет, Моей любви верней и глубже стали. - Средневековой поэзии пытались подражать и позднее, и не только в европейских странах. Средневековая поэзия многолика, и одна из самых ярких, интересных её страниц - поэзия вагантов. (Звучит запись песни «Во французской стороне» Муз. Д. Тухманова) Как ни странно, но эта, казалось бы, вполне современная песня, музыку к которой написал Давид Тухманов, имеет в своей основе переведенное на русский язык стихотворение из лирики вагантов. - Кто же такие ваганты?
6 конкурс «Архитектура Средневековья» Задание: По иллюстрации определить архитектурный стиль и дать его характеристику.
7 конкурс «Арбалетчики» (1 балл за меткое попадание и 1 балл за правильный ответ) Вопросы:
-
Кто такой рыцарь?
-
Своеобразная наука, ищущая философский камень, способный обращать в золото любой металл?
-
Какие церкви образовались после 1504г?
-
Лучший образец изделия?
-
Стили средневековой архитектуры?
-
Назовите известные средневековые университеты?
-
Киками были книги в Средневековье?
-
Что такое схоластика?
-
На каком языке велись занятия в средневековых университетах?
-
Какого происхождения слово «миннезингер», что оно обозначает?
-
Что такое «квадривиум»?
-
Какой смысл был в том, что стол, за которым собирались рыцари, был круглым?
-
Подведение итогов.
Учитель: Итак, ребята, вот и подходит к концу наша игра. Давайте ответим на наш главный вопрос «Какой же вклад внесла культура Западной Европы в мировую культуру, что мы переняли, что сохранилось от Средневековья?»
А сейчас подведем итоги нашей игры. Победила команда ….. . НО сегодня отличились все ребята и за это каждый из вас награждается медалью ( Медали по номинациям: «Рыцарь - верная рука», «Рыцарь - мудрец», «Рыцарь грации», «Рыцарь доброго сердца» и т.д.), вручаются грамоты, на которых написано « СИЯ ГРАМОТА ВРУЧАЕТСЯ СИЛЬНЕЙШИМ И УМНЕЙШИМ, ХРАБРЕЙШИМ И ДОБРЕЙШИМ!»
-
Рефлексия