Урок истории для 6 класса Культура Западной Европы в средние века

Раздел История
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МКОУ «Камышовская основная общеобразовательная школа»





Урок истории





Тема: «Культура Западной Европы в средние века»

Класс: 6

Учитель: Пяткова Римма Иштимеровна





2017г.

Тип урока: Урок обобщения и систематизации изученного материала

Вид урока: Урок-игра

Цели: 1. Обобщить и систематизировать знания обучающихся, приобретенных в процессе изучения темы «Западная Европа в Средневековье». 2. Развивать у обучающихся умение сравнивать, анализировать, высказывать собственные суждения о мировоззрении и культурном наследии Средневековья. 3. Осознание обучающимися ценности совместной деятельности. Воспитывать чувство прекрасного, чувство уважения к людям, создавшие шедевры мировой культуры.

Оборудование: музыкальное сопровождение, фонограммы песен, реквизиты, таблички с цифрами, иллюстрации музыкальных инструментов, архитектурных стилей, мишень с дротиками, карточки с вопросами, жетоны, медали, грамоты.

Оформление доскиПравила поведения

1.

2.

3.

4.

5.

Муз. инструменты




Тема урока

Эпиграф

Задание: Какой вклад внесла культура Западной Европы XIV-XV вв. в мировую культуру?

Изображение замка








Мишень




Этапы урока:

  1. Организационный этап

  2. Этап проведения игры

  3. Этап подведения итогов

  4. Рефлексия



Ход урока

Ах, эти средние века!

Они глядятся в наши воды,

И мчится времени река,

И улетают в вечность годы.

Но очень часто музыкант,

Склоняясь над нотными листами,

Рассыплет памяти талант,

Забывшись средними веками.

(Учащимся 6 класса предлагается провести игру «Вечер в средневековом замке». Класс делится на 2 равные группы. Таким образом, оказываются задействованы все дети. Необходима предварительная подготовка помещения, создание «средневековой» обстановки, наличие средневековой музыки. Команды рассаживаются друг против друга. За каждый правильный ответ жетон - герб.)

  1. Орг. момент.

Учитель :(на фоне музыки) Добрый вечер, милостивые дамы и благородные рыцари! Я рада приветствовать вас сегодня в нашем средневековом замке. Нам с вами предстоит перенестись примерно в XIV - XV века в Западную Европу и на один урок побыть рыцарями и прекрасными дамами, королями, музыкантами и т.д. но вместе с тем вы ни на секунду не должны забывать, что вы знатоки истории, истории Средних веков. Задание: Какой вклад внесла культура Западной Европы в мировую культуру?

  1. Проведение игры

( Учитель объясняет правила игры, затем команды называют своё название). Учитель: Прежде, чем мы начнем игру, мы свами должны укрепить наш замок, а также сделать его величественным. Вспомним и назовем слова, которые относятся к западноевропейской культуре и это будет наш 1 конкурс «Строительство средневекового замка». Чья команда больше назовет слов?

2 конкурс «Гости в замке». Гости рассаживаются перед столом. На столе реквизит: подсвечники со свечами, посуда, вилки, ножи, механические часы, салфетки, чай, игральные карты. Задание: За одну минуту определить, что из разложенного на столе не могло находиться на пиру в средневековом замке. (Музыка) Учитель: Обратите внимание на эту свечу (показывает свечу с нанесенными на нее делениями). Зачем на ней деления? На пиру в замке гости волей или неволей должны были придерживаться определенных правил поведения. Что и говорить, некоторые из этих правил наверняка отличались от современных. Внимание, следующее задание: определите, какие из этих правил настоящие, а какие выдуманные? (участники поднимают таблички с цифрами, соответствующим придуманным правилам).

1. Не ломать столов и стульев. 2. Не оставлять еду на своей тарелке. 3. Не ковырять в зубах ножом. 4. Не плевать на стол. 5. Не пить много пива. - Следующий вопрос нашим гостям: Как будет вымыта посуда? Как же хранилась пища, ведь в средневековье не было холодильников?

3 конкурс «Музыка Средневековья». Учитель: Это конкурс для знатоков музыки. Вам предстоит нелегкая задача - определить, какая из прослушанных вами мелодий действительно написана в средние века и исполнена на средневековых инструментах, а какая создана современными композиторами с привлечением современных инструментов. (Участники слушают фонограмму) Следующее задание для вас: Какие из этих инструментов не имеют никакого отношения к средним векам: гитара, барабан, лютня, клавесин?

4 конкурс «Рыцари в замке» (Мальчики заранее готовятся к этому конкурсу) Задача: Нарисовать рыцарский герб, рассказать о каждом его символе и придумать себе имя (название, девиз)

5 конкурс «Поэзия Средневековья» Учитель: Конечно же, слово «рыцарь» в нашем сознании немыслимо без словосочетания «прекрасная дама». Со временем стали считать, что настоящему рыцарю обязательно положено быть влюбленным. Рыцарь совершает подвиги во имя сердца дамы, чтобы её прославить и добиться её расположения. Рыцарь назвал свою даму госпожой, считая себя либо пленником ее, либо вассалом, обязанным нести в честь возлюбленной тяжелую службу, постоянно рискуя жизнью. Многие рыцари, писавшие стихи и песни, посвящали их своим дамам сердца. Послушаем одно небольшое стихотворение конца XII в. Его автор - Гильом де Кабестань. (Мальчик и девочка) Когда впервые вас я увидал, То, благосклонным взглядом награжден Я больше ничего не пожелал, Как вам служить - прекраснейшей из донн. Вы, Донна, мне одной желанной стали. Ваш милый смех и глаз лучистый свет Меня забыть заставили весь свет. Я голосом звенящим, как кристалл. И прелестью бесед обворожён, С тех пор я ваш навеки стал. И ваша воля - для меня закон. Чтоб вам почёт повсюду воздавали. Лишь вы одна - похвал моих предмет, Моей любви верней и глубже стали. - Средневековой поэзии пытались подражать и позднее, и не только в европейских странах. Средневековая поэзия многолика, и одна из самых ярких, интересных её страниц - поэзия вагантов. (Звучит запись песни «Во французской стороне» Муз. Д. Тухманова) Как ни странно, но эта, казалось бы, вполне современная песня, музыку к которой написал Давид Тухманов, имеет в своей основе переведенное на русский язык стихотворение из лирики вагантов. - Кто же такие ваганты?

6 конкурс «Архитектура Средневековья» Задание: По иллюстрации определить архитектурный стиль и дать его характеристику.

7 конкурс «Арбалетчики» (1 балл за меткое попадание и 1 балл за правильный ответ) Вопросы:

  1. Кто такой рыцарь?

  2. Своеобразная наука, ищущая философский камень, способный обращать в золото любой металл?

  3. Какие церкви образовались после 1504г?

  4. Лучший образец изделия?

  5. Стили средневековой архитектуры?

  6. Назовите известные средневековые университеты?

  7. Киками были книги в Средневековье?

  8. Что такое схоластика?

  9. На каком языке велись занятия в средневековых университетах?

  10. Какого происхождения слово «миннезингер», что оно обозначает?

  11. Что такое «квадривиум»?

  12. Какой смысл был в том, что стол, за которым собирались рыцари, был круглым?



  1. Подведение итогов.

Учитель: Итак, ребята, вот и подходит к концу наша игра. Давайте ответим на наш главный вопрос «Какой же вклад внесла культура Западной Европы в мировую культуру, что мы переняли, что сохранилось от Средневековья?»

А сейчас подведем итоги нашей игры. Победила команда ….. . НО сегодня отличились все ребята и за это каждый из вас награждается медалью ( Медали по номинациям: «Рыцарь - верная рука», «Рыцарь - мудрец», «Рыцарь грации», «Рыцарь доброго сердца» и т.д.), вручаются грамоты, на которых написано « СИЯ ГРАМОТА ВРУЧАЕТСЯ СИЛЬНЕЙШИМ И УМНЕЙШИМ, ХРАБРЕЙШИМ И ДОБРЕЙШИМ!»

  1. Рефлексия







© 2010-2022