Конспект урока Вечные труженики

Раздел История
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект урока Вечные труженики

Конспект урока Вечные труженики

Конспект урока Вечные труженики

Конспект урока Вечные труженики

Конспект урока Вечные труженикиКонспект урока Вечные труженикиКонспект урока Вечные труженикиКонспект урока Вечные труженикиКонспект урока Вечные труженикиКонспект урока Вечные труженикиКонспект урока Вечные труженикиКонспект урока Вечные труженикиКонспект урока Вечные труженикиКонспект урока Вечные труженики

Вечные труженики

Цель: сформировать представление о жизни средневековых крестьян, раскрыть смысл понятий: сословия, барщина, оброк, община, натуральное хозяйство.

Задачи

Образовательные:

познакомить учащихся со средневековыми сословиями, основными видами крестьянских повинностей;

сформировать понимание роли крестьянской общины в средневековом обществе;

раскрыть значение натурального хозяйства ;

обобщить уже полученные знания по вопросу «Нет земли без сеньора».

Развивающие:

умение выражать свою позицию;

развивать умение логически мыслить, анализировать, решать проблемные задачи;

закрепление навыков выполнения тестовых заданий, умение правильно использовать терминологию;

Воспитывающие:

Принцип единства мира через понимание идентичности исторического развития Европы и России.

Тип урока: Комбинированный.

Основные понятия: Сословия, повинности, подати и поборы, барщина, оброк, десятина, община, натуральное хозяйство.

Учебное оборудование: Таблицы: «Крестьянская община», «Вассальная пирамида», «В хижине средневекового крестьянина», «Право охоты феодала». Учебник М.А. Бойцов, Р.М. Шукуров. История средних веков. - М.: Русское слово, 2006г. Рабочий лист (Приложение 1).

Основные вопросы:

1.Характеристика сословий, права и обязанности сословий.

2. Крестьянские повинности, значение крестьянской общины.

3.Натуральное хозяйство. Быт крестьян.

Ход урока:

1. Оргмомент

Обозначение темы урока. Тема сегодняшнего урока «Вечные труженики», как вы думаете, о ком мы сегодня будем говорить? (о крестьянах). А что именно нас может интересовать в жизни средневековых крестьян?

Определение целей и задач урока. Вы своим ответом определили цель нашего урока, а именно сформировать представление о жизни средневековых крестьян, раскрыть смысл понятий: барщина, оброк, община, натуральное хозяйство.

Мотивация учебной деятельности. Данные понятия мы будем рассматривать не только при изучении истории средневековой Европы, но при изучении истории России, при сдаче ЕГЭ.

Проверка Д/з . ЗАДАНИЕ 1. Актуализация знаний по теме «Земля и власть».

Ответьте «да» или «нет».

1.Главным богатством в средние века считалась земля.

2.Земельное владение, которое жаловалось за службу, называлось феод.

3.В средние века церковь была крупным собственником земли в Европе.

4.Вассал, давший клятву, верно служить своему сеньору никогда не нарушал своего обещания.

5. Бароны и рыцари составляли основу средневекового войска, которое могло сражаться с самыми сильными врагами.

6.В феодальной лестнице вассал стоял выше своего сюзерена.

Самопроверка. Ответы написать на доске. Записать в рабочем листе количество набранных баллов.

Изучение новой темы

Нет земли без сеньора.

Раздача земель в ходе завоеваний.

Земельное жалование за несение военной службы

Дар монастырям и церкви на помин души и за прощение грехов.

Добровольный переход крестьян под власть сеньора в поисках защиты.

Захват земель сеньорами у слабых соседей.

Актуализация опорных знаний по теме. Составить кластер по выражению «Нет земли без сеньора».





Возможный кластер учащихся.

Кто владел землей в средневековом обществе? (король, рыцари, церковь).

Объяснение учителя о сословиях.

Главным богатством в средние века была земля. Но земля, которую никто не обрабатывает, не принесет никакой прибыли. Поэтому можно сказать, что главным источником богатства был труд крестьян на земле. Крестьяне составляли большинство населения средневековья. Какие еще группы людей были в средневековом обществе?

(Рыцари, купцы, торговцы, ремесленники, горожане, духовенство).

В средневековье общество делилось на три большие группы людей- сословия. Каждая группа обладала своими правами и обязанностями, которые передавались по наследству.

ЗАДАНИЕ 2.Вставьте недостающие слова и спишите понятия в тетрадь.

Сословия - большие группы____________ со своими правами и обязанностями, передаваемыми по _____________.

Если вы правильно написали оба слова, поставьте себе 2 балла.

Каждое сословие имело свое название. Первое сословия называли «молящиеся», второе «сражающиеся», третье «трудящиеся».

ЗАДАНИЕ 3. Прочитайте начало параграфа 11 стр.100 и заполните таблицу.

Сословия средневековья

Средневековое название

Состав

«Молящиеся»

Священники, монахи

«Сражающиеся»

Рыцари

«Трудящиеся»

Крестьяне, ремесленники, купцы, торговцы

Если вы правильно указали состав всех трех сословий, поставьте 3 балла, если двух 2 балла, если 1 один балл.

Третье сословие считалось низшим, презренным, в отличии от первых двух благородных сословий. Только благородные сословия имели право владеть землей и зависимыми крестьянами. Рассмотрите картину «Право охоты феодала» расскажите о взаимоотношениях крестьян и феодалов. Сословия «трудящихся» имело мало прав, но много обязанностей.

Прочитайте пункт «Крестьянские повинности» стр.102 и выполните задания 4.

Задание 4. Вставьте недостающие слова и спишите понятия в тетрадь.

Повинности- принудительные обязанности _____________.

Барщина- обязанность крестьян обрабатывать __________своего господина.

Оброк- натуральная (реже денежная) плата___________ своему господину.

Подати и поборы- регулярные и совершаемые по случаю (праздник, свадьба и т.п.) приношения крестьян своему __________.

Десятина- десятая часть доходов, которую крестьянин отдавал ___________.

Каждое правильно вставленное слово оценивается в 1 балл.

Задание 5. Используя понятия задания 4 заполните пропуски в схеме.

Повинности крестьян

отработки

_________

Ремонт

укреплений

замка

Починка мостов и дорог

________на господском поле

продуктами





За каждое правильно вставленное слово 1 балл.

В средневековой Европе большинство крестьян не были свободными людьми. Они не могли в полной мере распоряжаться ни собой, ни землей, на которой жили и работали, ни имуществом.

Задание 6. Прочтете отрывок из документа, абзац 1,2 стр.104 учебника и ответьте на вопросы.

Юрист XIII в. писал о крестьянах:

Есть много состояний личной зависимости; одни... так подчинены сеньорам, что эти сеньоры могут распоряжаться всем их имуществом, имеют право жизни и смерти, могут держать их в заключении по своей воле за вину или без вины и никому за них не ответственны, кроме как одному Богу. С другими обращаются более человечно, ибо сеньоры не могут ничего от них требовать, если только они не провинятся, за неуплату повинностей.

  1. В чём разница положения лично свободных и зависимых крестьян? Чьё положение было тяжелее?

2.В чём отличие средневековых зависимых крестьян от римских рабов?

Слово учителя.

Крестьяне из одной, а иногда и из нескольких соседних деревень объединялись в общины. Запишите в тетрадь определение.

Община- объединение крестьян одной или нескольких деревень для защиты и совместного ведения хозяйства. Функции общины рассмотреть по таблице на доске.

7.Прочитайте пункт «Что вырастил, то и съел» стр.105-106 и дайте определение понятию

Натуральное хозяйство- это_________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

За правильно написанное определение 2 балла.

Используя картину «В хижине средневекового крестьянина» опишите быт крестьян. Работа с иллюстрацией учебника стр. 106.

Подведем итоги урока, подсчитаем баллы.

От 19 до 22- оценка 5;

От 18 до 15- оценка 4;

От 11 до 14- оценка 3;

от 10 и менее- оценка 2.

Домашнее задание: П.11 прочитать, выучить понятия, заполнить таблицы.

«Крестьянская община»

Причины создания

Хозяйственные функции

Социальные функции

Вместе легче________________________

Вместе легче_________________________

Для выполнения задания найдите в Интернете таблицу «Крестьянская община».















Приложение 1

Рабочий лист к уроку: «Вечные труженики».

ЗАДАНИЕ 1. Проверка домашнего задания.

Ответьте «да» или «нет». За каждый правильный ответ 1 балл. Всего 6 баллов.

1.Главным богатством в средние века считалась земля.

2.Земельное владение, которое жаловалось за службу, называлось феод.

3.В средние века церковь была крупным собственником земли в Европе.

4.Вассал, давший клятву, верно служить своему сеньору никогда не нарушал своего обещания.

5. Бароны и рыцари составляли основу средневекового войска, которое могло сражаться с самыми сильными врагами.

6.В феодальной лестнице вассал стоял выше своего сюзерена.

ЗАДАНИЕ 2.Вставьте недостающие слова и спишите понятия в тетрадь. За каждое правильное вставленное слово 1 балл. Всего 2 балла.

Сословия - большие группы____________ со своими правами и обязанностями, передаваемыми по _____________.

ЗАДАНИЕ 3. Прочитайте начало параграфа 11 стр.100 и заполните таблицу. Если вы правильно указали состав всех трех сословий, поставьте 3 балла, если двух 2 балла, если 1 один балл

Сословия средневековья

Средневековое название

Состав

«Молящиеся»

«Сражающиеся»

«Трудящиеся»

Задание 4. Вставьте недостающие слова и спишите понятия в тетрадь. За каждое правильное вставленное слово 1 балл. Всего 5 баллов.

Повинности- принудительные обязанности _____________.

Барщина- обязанность крестьян обрабатывать __________своего господина.

Оброк- натуральная (реже денежная) плата___________ своему господину.

Подати и поборы- регулярные и совершаемые по случаю (праздник, свадьба и т.п.) приношения крестьян своему __________.

Десятина- десятая часть доходов, которую крестьянин отдавал ___________.

продуктами

________на господском поле

Ремонт

укреплений

замка

Починка мостов и дорог

_________

отработки

Повинности крестьянЗадание 5. Используя понятия задания 4 заполните пропуски в схеме. За каждое правильное вставленное слово 1 балл. Всего 4 балла.





Задание 6. Прочтете отрывок из документа, 1,2 абзац стр.104 и ответьте на вопросы.

Юрист XIII в. писал о крестьянах:

Есть много состояний личной зависимости; одни... так подчинены сеньорам, что эти сеньоры могут распоряжаться всем их имуществом, имеют право жизни и смерти, могут держать их в заключении по своей воле за вину или без вины и никому за них не ответственны, кроме как одному Богу. С другими обращаются более человечно, ибо сеньоры не могут ничего от них требовать, если только они не провинятся, за неуплату повинностей.

  1. В чём разница положения лично свободных и зависимых крестьян? Чьё положение было тяжелее?

2.В чём отличие средневековых зависимых крестьян от римских рабов?

7.Прочитайте пункт «Что вырастил, то и съел» стр.105-106 и дайте определение понятию. За правильно написанное определение 2 балла.

Натуральное хозяйство- это____________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

Подведем итоги урока, подсчитаем баллы.

От 19 до 22- оценка 5;

От 18 до 15- оценка 4;

От 11 до 14- оценка 3;

от 10 и менее- оценка 2.



© 2010-2022