- Преподавателю
- История
- Рабочая программа по истории России 8 класс
Рабочая программа по истории России 8 класс
Раздел | История |
Класс | 8 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Кокшарова Н.В. |
Дата | 19.09.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Пояснительная записка.
Программа по истории России для основной школы предназначена для учащихся 8 классов МАОУ СОШ № 40. Программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по истории, утвержденного приказом Минобразования России от 5.03.2004 г. № 1089, учебного плана МАОУ СОШ № 40 на2015 -2016 учебный год, авторской программы Данилова А.А., Косулиной Л.Г. «История России». 6-9 класс. - М, издательство «Просвещение», 2013г.
Основным учебным пособием для обучающихся является: «История России. XIXвек» 8 класс: учеб.для общеобразоват.учреждений / А.А Данилов, Л.Г. Косулина. - 9 изд-М.: Провещение, 2013. - 240 с. Выбранный учебник входит в логически завершенную линию История России А.А Данилоа Л.Г. Косулина и является логическим продолжением курса Истории России в 8 классе.
Особенности каждого раздела:
Программа включает шесть разделов:
1. «Пояснительная записка», в которой дается общая характеристика предмета история, его вклада в решение основных педагогических задач. В системе общего образования, определяются цели и задачи изучения истории, характеризуется место учебного предмета в учебном плане.
2.«Требования к уровню подготовки обучающихся» в котором определяются основные знания, умения в навыки, которыми должны овладеть учащиеся в процессе изучения данного курса.
3.«Структура курса» - раздел, содержащий наименование темы, общее количество часов (в том числе на теоретические и практические занятия). Составлен в виде таблицы.
4.«Содержание тем учебного курса», где представлено толкование каждой темы.
5.«Календарно-тематическое планирование», в котором указано общее количество часов и наименование тем. Составлено в виде таблицы.
6.«Перечень учебно-методического обеспечения», в котором перечислены необходимые для реализации данного курса методические и учебные пособия, оборудование и приборы, дидактический материал.
Общая характеристика курса:
Историческое образование на ступени основного общего образования играет важнейшую роль с точки зрения личностного развития и социализации учащихся, приобщения их к национальным и мировым культурным традициям, интеграции в исторически сложившееся многонациональное и многоконфессиональное сообщество. В процессе обучения у учащихся формируются яркие, эмоционально окрашенные образы различных исторических эпох, складывается представление о выдающиеся деятелях и ключевых событиях прошлого. Знания об историческом опыте человечества и историческом пути российского народа важны и для понимания современных общественных процессов, ориентации в динамично развивающемся информационном пространстве.
Курс истории на ступени основного общего образования является частью концентрической системы исторического образования. Государственный стандарт (основного) общего образования не предполагает преподавание в начальной школе какого-либо отдельного курса или учебного модуля по истории. Содержательная линия «История Отечества» включена в обязательное содержание курса «Окружающий мир» - как изучение «отдельных, наиболее важных и ярких исторических событий; картин быта, труда, традиций людей в разные исторические времена». В требованиях к уровню подготовки выпускников начальной школы закреплено лишь умение «описывать
отдельные (изученные) события из истории Отечества». Тем самым, изучение исторического материала в курсе «Окружающий мир» не позволяет решить комплексные задачи пропедевтического образования. С учетом этого, примерная программа исторического образования на ступени основного общего образования предполагает ввод пропедевтического модуля «Что изучает история» в V классе.
Соотношение содержания исторического образования на ступенях основного и полного общего образования определяется с учетом принципа преемственности исторического образования и специфики каждой из них этих ступеней. Изучая историю на ступени основного общего образования учащиеся приобретают исторические знания, приведенные в простейшую пространственно-хронологическую систему, учатся оперировать исторической терминологией в соответствии со спецификой определенных эпох, знакомятся с основными способами исторического анализа. Отбор учебного материала на этой ступени отражает необходимость изучения наиболее ярких и значимых событий прошлого, характеризующих специфику различных эпох, культур, исторически сложившихся социальных систем. Изучение истории на ступени полного общего образования позволяет систематизировать знания учащихся об историческом пути и опыте человечества, составить представление о различных моделях изучения исторического прошлого, развить навыки работы с различными типами исторической информации. При этом как на ступени основного общего образования, так и в старших классах изучение истории должно быть ориентировано прежде всего на личностное развитие учащихся, использование потенциала исторической науки для социализации подростков, формирования их мировоззренческих убеждений и ценностных ориентаций.
Основные содержательные линии примерной программы в V-IX классах реализуются в рамках двух курсов - «Истории России» и «Всеобщей истории». Предполагается их синхронно-параллельное изучение с возможностью интеграции некоторых тем из состава обоих курсов. Внутренняя периодизация в рамках этих курсов учитывает сложившиеся традиции преподавания истории и необходимость сбалансированного распределения учебного материала. С учетом психолого-возрастных особенностей учащихся и требований межпредметной интеграции примерная программа устанавливает примерное распределение учебного времени в рамках трех этапов (V-VI, VII-VIII и IX классы) и крупных тематических блоков.
Цели и задачи учебного курса:
-
воспитание патриотизма, уважения к истории и традициям нашей Родины, к правам и свободам человека, демократическим принципам общественной жизни;
-
освоение знаний о важнейших событиях, процессах отечественной и всемирной истории в их взаимосвязи и хронологической преемственности;
-
овладение элементарными методами исторического познания, умениями работать с различными источниками исторической информации;
-
формирование ценностных ориентаций в ходе ознакомления с исторически сложившимися культурными, религиозными, этно-национальными традициями;
-
применение знаний и представлений об исторически сложившихся системах социальных норм и ценностей для жизни в поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе, участия в межкультурном взаимодействии, толерантного отношения к представителям других народов и стран.
Место учебного предмета в учебном плане:
Рабочая программа рассчитана на 44 часа из расчёта 2 часа в неделю в течение 3 и 4 учебных четвертей в соответствии с учебным планом МАОУ СОШ № 40.
Требования к уровню подготовки обучающихся по данной программе:
знать/понимать
основные этапы и ключевые события истории России и всеобщей истории XIX начала XX века; выдающихся деятелей отечественной и всеобщей истории;
важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития изучаемого периода;
изученные виды исторических источников;
уметь
соотносить даты событий отечественной и всеобщей истории с веком; определять последовательность и длительность важнейших событий отечественной и всеобщей истории;
использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, решении различных учебных задач; сравнивать свидетельства разных источников;
показывать на исторической карте территории расселения народов, границы государств, города, места значительных исторических событий;
рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников; использовать приобретенные знания при написании творческих работ (в том числе сочинений), отчетов об экскурсиях, рефератов;
соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий; группировать исторические явления и события по заданному признаку; объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов, выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений; определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий;
объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории России и всеобщей истории, достижениям отечественной и мировой культуры, а также в курс истории России входит региональный компонент, на его основе ученики изучают социальную, экономическую и политическую историю Тюменской области;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
-
понимания исторических причин и исторического значения событий и явлений современной жизни;
-
высказывания собственных суждений об историческом наследии народов России и мира;
-
объяснения исторически сложившихся норм социального поведения;
-
использования знаний об историческом пути и традициях народов России и мира в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности.
Структура курса:
Раздел
Кол-во часов по авторской программе
Кол-во часов по рабочей программе
Примечания
Россия в первой половине XIX века.
22
22
Россия во второй половине XIX века.
22
22
Итого:
44
44
Содержание тем учебного курса:
Социально-экономическое развитие в первой половине XIX в.
Территория и население. Кризис крепостного хозяйства. Отходничество. Внутренняя и внешняя торговля. Развитие транспорта. Первые железные дороги. Развитие капиталистических отношений. Начало промышленного переворота.
Внутренняя и внешняя политика в первой четверти XIX в.
Александр I. Негласный комитет. Указ о вольных хлебопашцах. Учреждение Министерств. Создание Государственного совета. М.М.Сперанский.
Участие России в антифранцузских коалициях. Тильзитский мир и русско-французский союз. Континентальная блокада. Вхождение Грузии в состав России. Присоединение Финляндии. Бухарестский мир с Турцией. РК: Декабристы в Сибирской ссылке.
Внутренняя и внешняя политика во второй четверти XIX в.
Николай I. Усиление самодержавной власти. Ужесточение контроля над обществом. III Отделение. А.Х. Бенкендорф. Кодификация законов. «Манифест о почетном гражданстве». «Указ об обязанных крестьянах». Политика в области просвещения. Польское восстание 1830-1831 гг. Общественная мысль и общественные движения второй четверти XIX в. Н.М. Карамзин. Теория официальной народности. Кружки конца 1820-х - 1830-х гг. Славянофилы и западники. П.Я.Чаадаев. Русский утопический социализм. Петрашевцы. Р.К. Чаадаев в Сибири
Русская культура первой половины XIX в.
Создание системы общеобразовательных учреждений. Успехи русской науки. Н.И.Лобачевский. Открытие Антарктиды русскими мореплавателями. Становление литературного русского языка. Золотой век русской поэзии. Основные стили в художественной культуре (сентиментализм, романтизм, реализм, ампир). Р.К: Коренные народы Сибири в XIX веке.
Великие реформы 60-70-х гг. XIX в.
Александр II. Предпосылки и подготовка крестьянской реформы. Положение 19 февраля 1861 г. Отмена крепостного права. Наделы. Выкуп и выкупная операция. Повинности временнообязанных крестьян. Крестьянское самоуправление. Земская, городская, судебная реформы. Реформы в области образования. Военные реформы. Значение реформ 60-70 гг. XIX века в истории России. РК: Сокровища тюменских улиц.
Россия конце XIX в.
Социально-экономическое развитие пореформенной России. Завершение промышленного переворота. Формирование классов индустриального общества. Фабрично-заводское строительство. Новые промышленные районы и отрасли хозяйства. Железнодорожное строительство. Развитие капитализма в сельском хозяйстве. Остатки крепостничества и общинного быта. Аграрной кризис 80-90-х гг. XIX в.
Р.К: Развитие промышленности в Тюмени. Тюменские купцы-меценаты.
Кризис самодержавия на рубеже 70-80-х гг. XIX в. Политика лавирования. М.Т. Лорис-Меликов. Убийство Александра II. Александр III. Манифест о незыблемости самодержавия. К.П.Победоносцев. Контрреформы. Реакционная политика в области просвещения. Национальная политика самодержавия в конце XIX в.
Р.К: Открытие реального училища в Тюмени. Деятельность Словцова.
Общественные движения 70-90-х гг. XIX в. Земское движение. Идеология народничества. М.А. Бакунин. П.Л. Лавров. П.Н. Ткачев. Н.К.Михайловский. Политические организации народников. «Хождение в народ». Первые рабочие организации. Распространение идей марксизма. Г.В. Плеханов. «Освобождение труда». П.Б. Струве и «легальный марксизм». В.И. Ленин. «Союз борьбы за освобождение рабочего класса».
Перечень учебно-методического обеспечения:
-
Алексеев С.И., Мазуров Б.Ф. История России в схемах и таблицах. М: Вентана-Граф, 2011 г.
-
Атлас по истории России 8 класс с комплектом контурных карт
-
Буганов, В. И. Страницы боевого прошлого нашей страны: хрестоматия для учащихся 8 класса/ В. И. Буганов, А. И. Назарец. - М.: Просвещение, 1972;
-
4)Важенин А.Г. История России. XIX век. Конспекты уроков. - ВЛАДОС - пресс, 2001 год.
-
13) CD-ROM Вехи истории энциклопедия
-
5)Данилов А.А., Косулина Л.Г. . «История России. XIX век» рабочая тетрадь, издательство «Просвещение», 2014 год.
-
6) Данилов, А. А. Поурочные разработки к учебнику «История России. ХIХ век» / А. А. Данилов, Л. Г. Косулина. - М.: Просвещение, 2007; 2014г.
-
7) История России в лицах: биографический словарь / под общ. ред. В. В. Каргалова. -М.: Русское слово, 1997;
-
15)CD-ROM История тестовый контроль 7-8 классы
-
8) Короткова, М. В. История России ХIХ в.: дидактические материалы / М. В. Короткова. -М.: Дрофа, 2002
-
16)CD-ROM Русский музей живопись
-
9) Троицкий Н. А. Лекции по русской истории XIX века / Н. А. Троицкий. - Саратов: Слово, 1994;
-
11)CD-ROM Уроки отечественной истории Кирилла и Мефодия
-
10) Фадеева Д.А. Контрольные работы по истории. Пособие для учителя. - М: Просвещение, 2007 год.
-
10) Шамрай Ю.В., Ткачук И.И. История России. XIX век 8 класс тесты для текущего контроля и промежуточной аттестации, - Ростов-на-Дону, ЛЕГИОН, 2009г.
-
14)CD-ROM Энциклопедия история России 1862-1917
Календарно-тематическое планирование.
Предмет: История России в XIX веке. Автор учебника: Данилов А.А.
Класс: 8 Авторы программы: Колганова Е.В, Сумакова Н.В.
Кол-во часов в неделю 2, всего 44 уроков.
п/п
Сроки
Тема раздела
Тема урока
Кол-во часов
ЗУН (стандарт)
Форма контроля
План
Факт
1
25.11-1.12
Тема 1:Россия в первой половине XIX в
Урок 1:Внутренняя политика Александра I в 1801 - 1806 гг.
1
Представлять основные черты личности императора, знать основные реформы этого периода.
Опрос
2
2-8 декабря
Урок 2: Вешняя политика в 1801 -1812 гг.
1
Представлять основные направления внешней политики, знать условия Тильзитского мира, итоги войны со Швецией.
Таблица
3
2-8 декабря
Урок 3: Реформаторская деятельность М.М.Сперанского
1
Представлять основные черты личности М.М.Сперанского, знать суть подготовленных им проектов, причины их невостребованности.
Конспект
4
5
9-15 декабря
Урок 4-5: Отечественная война 1812 года.
2
Знать причины войны, планы сторон, ход основных сражений, итоги войны.
Таблица
6
16-22
декабря
Урок 6: Заграничный поход русской армии. Внешняя политика в 1813-1825 гг.
1
Знать итоги Венского конгресса, причины создания «Священного союза», представлять суть Восточной политики императора.
Тест
7
16-22
декабря
Урок 7: Внутренняя политика правительства Александра I в 1813-1825 гг.
1
Представлять состояние русского общества после войны, знать суть основных проектов реформ, причины отказа от их осуществления
Опрос
8
23-28.12
Урок 8: Социально-экономическое развитие страны после Отечественной войны 1812 года
1
Понимать причины экономического кризиса, знать суть проекта Аракчеева об отмене крепостного права и военных поселениях, уметь выделить основные тенденции развития экономики этого периода.
Схема
9
23-28.12
Тема 1:Россия в первой половине XIX в
Урок 9: Общественное движение при Александре I
1
Знать причины возникновения тайных обществ, цели их участников, причины роспуска и создания других организаций
10
11
14-20 января
Урок 10-11: Династический кризис 1825г. Выступление декабристов
Р.К: Декабристы в сибирской ссылке.
2
Понимать причины династического кризиса, причины поражения и значение выступления декабристов. Деятельность ссыльных декабристов в Тобольской губернии
Опрос
12
21-27 января
Урок 12: Внутренняя политика
Николая I
1
Понимать суть реформ этого периода, причины ужесточения режима, представлять основные черты личности императора
тест
13
21-27 января
Урок 13: Социально-экономическое развитие России в 20-50е годы
1
Представлять основные тенденции и противоречия развития экономики России, особенности промышленного переворота.
14
28.01- 3.02.
Урок 14: Внешняя политика Николая I в 1826-1849 гг.
1
Знать основные направления внешней политики, причины и итоги польского восстания 1830-1831 гг., итоги войн с Турцией и Ираном
Схема
15
28.01- 3.02.
Урок 15: Общественное движение в годы
правления Николая I. Р.К. Чаадаев с Сибири.
1
Знать особенности общественного движения этого периода, его основные направления и результаты.
Опрос
16
17
4-10 февраля
Урок 16-17: Крымская война 1854-1856 гг.
2
Знать причины, повод, ход событий, итоги войны, уметь составить образный рассказ об обороне Севастополя
Таблица
18
11-17 февраля
Урок 18: Образование и наука в первой половине столетия.
1
Знать основные направления развития науки и образования
19
11-17 февраля
Урок 19: Русские первооткрыватели и путешественники
1
Знать имена выдающихся первопроходцев, маршруты и итоги их путешествий
20
18-24 февраля
Урок 20: Художественная культура
1
Знать основные направления и особенности российской культуры этого периода
21
18-24 февраля
Урок 21: Быт и нравы населения России
Р.К: Коренные народы Сибири в XIX веке
1
Представлять особенности российского быта различных сословий в этот период.
22
25.02-2.03
Урок 22: Повторение «Россия в первой половине столетия»
1
Повторение ключевых вопросов темы.
Тест
23
25.02-2.03
Тема II Россия во второй половине XIX века
Урок 23: Накануне отмены крепостного права
1
Знать предпосылки и причины отмены крепостного права, отношение к этому вопросу представителей разных сословий.
24
3-9 марта
Урок 24: Крестьянская реформа 1861г
Экономическое развитие нашего края после реформы 1861 года
1
Представлять суть проекта отмены крепостного права, условия его разработки, реакцию крестьян на «освобождение»
Конспект
25
26
3-9 марта
10-16 марта
Урок 25-26: Либеральные реформы
60-70 гг.
2
Представлять причины проведения реформ, их основное содержание, итоги и последствия
экономического подъема
Диктант по датам
27
10-16 марта
Урок 27:Национальная политика Александра II
1
Знать причины польского восстания. Особенности политики императора на Кавказе, в Финляндии, в Поволжье
28
17-23 марта
Урок 28: Социально-экономическое развитие после отмены крепостного права.
1
Представлять тенденции развития экономики, причины и последствия
29
17-23 марта
Урок 29: Общественное движение: либералы и консерваторы
1
Знать особенности российского либерализма и консерватизма, представлять суть разногласий в том и другом течении
Тест
30
24.03-6.04
Урок 30: Зарождение революционного народничества и его идеология
1
Знать причины роста революционного движения в России, выделять его три течения, основные цели и задачи.
31
32
24.03-6.04
7-14.04
Урок 31-32: Революционное народничество конца 60х - начала80х годов
2
Знать причины раскола народнического движения, особенности деятельности революционных организаций, зарождение рабочего движения.
Конспект Фрейм-рамка
33
34
7-14.04
15-21.04
Тема II Россия во второй половине XIX века
Урок 33-34: Внешняя политика императора Александра II
2
Представлять основные направления внешней политики, особенности среднеазиатской и дальневосточной политики.
таблица
35
15-21.04
Урок 35:Русско-турецкая война 1877-1878гг
1
Представлять суть Восточного вопроса, причины, повод, ход событий, итоги войны.
Диктант по датам
36
22-25
апреля
Урок 36: Внутренняя политика Александра III
1
Представлять суть реформаторской деятельности императора по решению рабочего, крестьянского национального вопросов
37
22-25
апреля
Урок 37: Экономическое развитие в годы правления Александра III. Р.К: Развитие промышленности в Тюмени
1
Знать основные тенденции, причины ускорения развития экономики России
38
26.04- 6.05
Урок 38: Положение основных слоев общества. Р.К: Тюменские купцы - меценаты.
1
Знать основные сословия и классы российского общества, уметь составить иерархическую пирамиду.
Конспект
39
40
26.04- 6.05
10-16 мая
Урок 39-40: Общественное движение в 80-90х гг.
2
Знать причины кризиса революционного народничества, особенности либерального, консервативного и марксистского движения
41
10-16 мая
Урок 41: Внешняя политика
Александра III
1
Знать причины ослабления русского влияния на Балканах, особенности азиатской политики
Таблица
42
17-24
мая
Урок 42: Просвещение и наука в России во второй половине столетия. Р.К: Открытие реального училища в Тюмени. Деятельность Словцова.
1
Знать основные тенденции в развитии науки и образования
43
17-24
мая
Урок 43:Художественное творчество конца столетия. Быт: новые черты в жизни города и деревни. Р.К: Сокровища тюменских улиц.
1
Обзор развития литературы и искусства в конце века
Представлять особенности быта разных сословий в этот период.
Закрепление основных понятий курса.
44
25-31 мая
Урок 44: Повторение «Россия во второй половине столетия»
1
Повторение ключевых вопросов темы.
Тест