Урок по истории Древнего мира на тему: Древняя Греция. Страна и её жители

Раздел История
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Древняя Греция

Страна и её жители

Цели:

образовательная:

- познакомить обучающихся с географическими и природными условиями Древней Гре-ции, с древнейшим периодом греческой истории, занятием населения;

развивающая:

- развитие познавательного интереса, мышления, речи;

- формирование навыка работы с исторической картой и историческими источниками;

воспитательная:

- воспитание у обучающихся эстетического вкуса, стремления к знаниям.

Предполагаемые результаты:

- обучающиеся должны представлять особенности крито-микенской цивилизации, пред-посылки и становления греческой цивилизации;

- уметь называть основные географические объекты;

- иметь представление о природе, городах Древней Греции;

- усвоить новые исторические понятия;

- уметь работать с текстом учебника, учебной и контурной картой.

Оборудование:

- ПК, ИД, проектор;

- мультфильм Р. Саакянца «Всемирная история. Древняя Греция»;

- настенная карта «Древняя Греция (до середины V в. до н.э.)»;

- набор символов Греции: оливки; оливковое масло; лавровый венок; Олимпийские игры,

театр и т.д.;

- крылатый конь Пегас;

- греческая музыка (танец зейбекико, сиртаки);

- книги по истории Древней Греции

План урока

1. Организационный момент.

2. Вступительное слово учителя о задачах и ходе данного урока.

3. Изучение нового материала.

1. Местоположение и природа Греции:

а) Южная Греция (Пелопоннес);

б) Средняя Греция

Фермопильский проход

в) Северная Греция

г) остров Крит

2. Занятия жителей древнейшей Греции.

3. Критское царство.

4. Закрепление нового материала.

5. Домашнее задание.

6. Подведение итогов урока.

Ход урока

2-3.

Вопрос учителя к обучающимся:

В какой части света расположены государства, страны, которые мы изучали на уроках истории? (Африка, Азия)

Сегодня на уроке мы начинаем знакомство с историей стран, расположенных в Европе и называемых европейскими. Первой такой страной станет для нас Греция.

(на фоне греческой музыки - танец зейбекико)

А в древней, древней Греции
Все были очень древние,
И потому все умерли
И не дождались нас.
От них остались мифы,
А в этих мифах грифы,
Кентавры, нимфы, боги
И сказочный Пегас.

Как хорошо быть греком!
Конечно, древним греком.
Как славно прокатиться
На сказочном коне!
И я на нём, признаться,
Мечтаю покататься,
Хочу его дозваться:
- Ко мне, Пегас! Ко мне!

Давайте и мы с вами на крылатом Пегасе отправимся в путешествие в прошлое.

Греция - родина Олимпийских игр, демократии, философии, политологии, литературы, математики, театра, трагедии и комедии.

(мультфильм Р. Саакянца «Всемирная история. Древняя Греция»: 24.46-26.12)

Греки любят говорить: «Когда остальные народы еще лазили по деревьям и ели бананы, греки уже страдали от холестерина».

Греция расположена в южной части Балканского полуострова, который находится на юге Европы.

С запада, юга и востока страна омывается морями: Ионическим и Эгейским. Восточное побережье имеет извилистую береговую линию: морские заливы глубоко врезаются в су-шу и образуют удобные бухты. На морях много островов. Самый большой из них - Крит.

С севера Грецию отделяют от остальной части Балканского полуострова горные хреб-ты.

Большая часть Греции - горная. Горы скалисты и обрывисты, поросшие кустарником и травой. Среди гор располагались небольшие равнины с плодородными почвами.

Больших рек в Греции нет.

Климат в Греции благоприятен для жизни людей. Лето жаркое и засушливое. Реки поч-ти совсем пересыхают. Снег зимой выпадает редко и обычно сразу же тает. Во время ко-роткой зимы со стороны Средиземного моря дуют теплые ветры, выпадает большое коли-чество дождей.

Климат наложил свой отпечаток на привычки и традиции греков. Летом, когда темпе-ратура особенно высока, с 15.00 до 18.00 наступает время послеобеденного отдыха. В эти часы не принято назначать встречи и звонить по телефону.

Страна богата разнообразными природными ископаемыми: мрамором, глиной, сереб-ром, золотом, медью, свинцом, железом.

В Греции живет самое большое количество видов диких животных в Европе. Здесь обитает 107 видов различных рыб, 240 видов птиц, 116 видов млекопитающих, а также 18 видов амфибий.

Природа разделила Грецию на три части: Южную (Пелопоннес), Среднюю и Северную Грецию. Южную Грецию отделяют от Средней морские заливы. Только узкий перешеек связывает их друг с другом. Среднюю и Северную Грецию разделяют горные хребты. На побережье между горами и морем расположен Фермопильский проход. Горы делят каж-дую часть Греции на маленькие области.

Так как удобной земли для занятия земледелием было недостаточно, а климат был за-сушливым, оно не стало основным в хозяйстве страны. Хлеб ввозили из других стран. Благоприятными были условия для занятия садоводством. Выращивали масличные куль-туры и виноград.

Греция занимает третье место в мире по производству оливок. Греки выращивали оливковые деревья еще с древних времен, некоторые из них, посаженные еще в XIII в., по-прежнему дают плоды.

(набор для оливок, оливки)

Древних атлетов награждали оливковыми или лавровыми венками, ветвями и оливко-вым же маслом в амфорах.

(оливковое масло)

Большую роль в хозяйственной жизни древних греков играли рыболовство и ското-водство. Разводили мелкий рогатый скот - коз и овец.

Вопрос учителя к обучающимся:

Какое занятие, исходя из природных возможностей страны, было одним из основных в жизни греков?

Греция - музей под открытым небом. Она обладает наибольшим количеством археоло-гических музеев в мире.

(физкультминутка: дети разучивают элементы танца сиртаки)


Особое место среди частей Греции занимал остров Крит. Здесь в III-II тысячелетиях до н.э. образовалось первое в Европе государство. Его жители занимались сельским хозяйст-вом, изготовлением ремесленных изделий: бронзового оружия, золотых украшений; стро-ительством зданий. Так в начале XX в. археологи нашли развалины многоэтажного двор-ца. Он имел множество помещений: кладовых, мастерских, коридоров, лестниц, и был по-хож на лабиринт - большое здание со множеством запутанных ходов и помещений. Окон было немного: свет и воздух поступали через световые колодцы - отверстия в крыше, ко-торые спасали от жары и ветра. Стены дворца были украшены фресками - картина, напи-санная красками на сырой штукатурке. Одну из них вы можете видеть на стр. 119 учебни-ка («Игры с быком»). Крит находился на пересечении морских путей и критяне славились как искусные мастера-корабелы и мореходы. Цари Крита создали сильный военный флот и захватили многие острова Эгейского моря и области в самой Греции. Критяне создали свою письменность, однако её не удалось прочесть. Были на Крите и свои изобретатели. Вот как об одном из них рассказывает греческий миф о Дедале и Икаре.

(мультфильм Р. Саакянца «Всемирная история. Древняя Греция»: 32.32-33.36)

Сложные отношения существовали между Критским царством и одним из незавоеван-ных городов Греции - Афины. Об этом рассказывает Миф о Тесее и Минотавре.

(мультфильм Р. Саакянца «Всемирная история. Древняя Греция»: 27.50-30.21)

В 15 в. до н.э. на острове Фера произошло землетрясение и извержение вулкана.

(рис. на стр. 121 учебника)

Ветер, волны и тучи обрушились на Крит, разрушив почти все постройки и уничтожив большую часть населения острова. На опустевший Крит стали переселятся греки.

4. (мультфильм Р. Саакянца «Всемирная история. Древняя Греция»: 38.52-39.46)

Вопросы и задания для обучающихся:

1) Покажите на карте:

- Балканский полуостров;

- Эгейское море;

- Ионическое море;

- части Греции;

- Фермопильский проход;

- о. Крит;

- о. Фера.

2) Объясните значение понятий:

- лабиринт;

- световые колодцы;

- фреска.

3) В каких случаях можно употребить выражение «нить Ариадны»?

(путеводная нить, способ, помогающий выйти из затруднительного положения, ре-

шить трудный вопрос)

5. Домашнее задание: §24; вопросы и задания на стр. 120;

документ на стр. 119;

словарная работа

6. Подведение итогов урока.


© 2010-2022