Урок по всемирной истории на тему Арабский халифат

Раздел История
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема :Арабский халифат

Цели:

  1. Раскрыть причинно-следственные связи появления новой религии ислама, объединения арабов в государство Арабский халифат и его распада;

  2. Содействовать развитию формальной и диалектической логики учащихся;

  3. Содействовать воспитанию уважения к другим традициям, верованиям, религии, духовному обогащению.

Задачи урока:

  1. Обучающие: Познакомить учеников с эпохой формирования ислама и арабских завоеваний.

  2. Развивающие: Продолжить формирование умения устанавливать причинно-следственные связи, навыков работы с исторической картой

  3. Воспитывающие: способствовать развитию представлений исламе как мировой религии, развитию.

Форма урока: урок с применением ИКТ

Оборудование урока:

  • Презентация

  • Интерактивная словарная работа

  • Мультимедиа (проектор, экран, колонки)

  • Интерактивная доска

Вводимые понятия: Мухаммед, Коран, ислам, мусульманство, бедуины, халифат, эмир, шариат

Предметная область: История

Возрастная группа: 7 класс.

Тип урока: урок формирования новых знаний.

Структура урока:

  • Организационный момент. Релаксация

  • Получение нового знания

    1. Аравия

а. Природа

б. Население

  1. Начало ислама

а. Мухаммед

б. Нормы ислама

  1. Арабское государство во времена святых халифов


  1. Распад халифата

Рефлексия

Домашнее задание

1.Релаксация

Добрый день солнцу и птицам.

Добрый день Вам, улыбчивым лицам.

Подарите друг другу улыбку и подумайте, как хорошо, что мы все вместе собрались. Нам спокойно, уютно. Мы здоровы. Глубоко вдохните и выдохните. Почувствуйте лучик доброты, который принесли в своем сердце наши гости. Выдохните вчерашнюю злость, обиду, забудьте про нее.

Я желаю Вам добра(слайд 1)

Слово учителя. Мы продолжаем с вами, ребята, изучать историю как многообразие и единство мира. История всегда таинственна, интересна и увлекательна. Сегодня у нас не обычный урок -а урок путешествие ... мы погрузимся в необыкновенный мир Востока ………….но прежде чем мы отправимся в путешествие вы должны отгадать в какую страну Ближнего Востока мы отправимся и как называется тема нашего урока …и вот вам подсказка ……. (халиф-и восточный танец(2мин.) +видео юг Аравийского п-ва )

Видео Хадрамаут +танец музыка

Падишах:

- Шахерезада, 1000 ночей ты рассказывала мне сказки. Хватит! Надоело слушать твои фантазии. Я ими сыт по горло.

Шахерезада:

- О, великий государь! Дозволь слово молвить.

Падишах:

- Дозволяю!

Шахерезада:

- До сегодняшней ночи я тебе рассказывала сказки, а сегодня я поведаю тебе быль.

Падишах:

- А-а-а, это что-то новенькое. И о чём же ты мне поведаешь?

Шахерезада :о мой повелитель !!!!Я расскажу тебе о далекой стране где живут заклинатели змей, факиры, возвышаются мечети и дует сухой и жаркий ветер пустыни.

Учитель :Ребята вы догадались в какую страну мы отправимся ??В Арабский халифат (слайд 2)

Откройте тетради запишите число и тему урока :Арабский халифат

  • Цель урока :
    изучить природные условия и население Аравии: познакомить учащихся с мировой религией - ислам; изучить образование и распад арабского халифата.(слайд3)

План урока (слайд4)

Учитель: Арабская государственность зародилась на Аравийском (слайд 5)полуострове. Аравийская земля представляет собой пустыню и песок .Только морское побережье было пригодно для земледелия.Основную часть арабского общества составляли бедуины -кочевые скотоводы .На земле Аравии в области Хиджаз располагался торговый центр город Мекка В Мекке на центральной площади вокруг священного камня стояли скульптурные изображения богов арабских племен .Каждое племя поклонялось своему богу.Это разжигало между ними противоречия. Арабские феодалы мечтали захватить богатые соседние гос-ва Сирию ,Египет,Иран чтобы (слайд 6 )осуществить это желание ,надо было объединить все племена ..Для объединения арабов феодалы использовали ислам .

Ученик:Объединению арабов способствовало появление новой религии - ислама. Основателем ислама стал Мухаммед(570 - 632 гг.) Это имя означает "вдохновенный", "пророк". В Европе его называли Магометом.(слайд 70

Мухаммед утверждал, что основные положения новой веры ему переданы Богом. Ученики и последователи записывали его слова. После смерти Мухаммеда все эти записи были собраны в одну книгу - Коран (В переводе с арабского - "чтение")

.Пророк Мухамед родился в Мекке (Саудовская Аравия) приблизительно в 570 году н. э., в клане Хашим племени Курайш. Отец Мухамеда, умер до рождения Сына, а мать Мухамеда - Амина умерла, когда Ему исполнилось всего лишь шесть лет, оставив Сына сиротой. Мухаммед воспитывался сначала Своим дедушкой, человеком исключительной набожности, а затем - Своим дядей, торговцем Абу Талибом.(слайд 8)

. Впоследствии Мухаммед устроился вести торговые дела богатой вдовы Хадиджи и начал странствовать с купеческими караванами. Вскоре он женился на своей хозяйке и разбогател. Спустя несколько времени Мухаммед стал говорить, что слышит голос Бога, который приказывает ему оставить торговлю и проповедовать новую религию. Мухаммед утверждал, что он - орудие божье, преемник пророков Авраама, Моисея и Иисуса. Примерно 630 г. он начал проповедовать ислам (в переводе с арабского - "Покорность"). (слайд 9 ) Не всем жителям Мекки понравились призывы Мухаммеда отдавать свое имущество бедным и освобождать рабов. Он был вынужден перебраться в Ятриб - Соперника Мекки. Ятриб, жители которого 622 г. приняли Мухаммеда, Начали называть Мединой - городом пророка. С тех пор, из года Хиджры, как называют его мусульмане (Те, которые исповедуют ислам), ведется отсчет времени в мусульманских странах. Учение Мухаммеда быстро распространялось, и 630 г. он победителем вернулся в Мекку. В 632 г. Мухаммед умер. Его могила в Медине, как и Кааба, Является наибольшей святыней мусульман.

Ученик: Стих Черный камень Кааба (видео перемотать )

Он драгоценной яшмой когда-то был,

Он был неизреченной белизны -

Как цвет садов блаженного Джинната,

Как горный снег в дни солнца и весны.

Дух Гавриил для старца Авраама

Его нашел среди песков и скал,

И гении хранили двери храма,

Где он жемчужной грудою сверкал.

Но шли века - со всех концов вселенной

К нему неслись молитвы, и рекой

Текли во храм, далекий и священный,

Сердца, обремененные тоской...

Аллах! Аллах! Померк твой дар бесценный -

Померк от слёз и горести людской!

Ученик :Основной религиозной требованием Мухаммеда к арабам было отказаться от поклонения различным племенным богам и признать существование единого бога - Аллаха. "Нет бога, кроме Аллаха, и Мухаммед - Пророк его "- главная религиозная формула ислама. Влияние на ислам иудейской и христианской религий выражается в признании Моисея и Иисуса пророками и предшественниками Мухаммеда. Священный город иудеев и христиан - Иерусалим - признавалось и мусульманами. Для того, чтобы быть мусульманином, нужно было признать и выполнять пять основных положений:

1) верить в существование единого бога - Аллаха;

2) пять раз в день выполнять обязательную молитву;

3) раз в год придерживаться обязательного поста - Рамазана - от рассвета до заката;

4) чтобы освободиться от грехов, тратить пятый часть прибыли на милостыню;

5) один раз за свою жизнь совершить паломничество (Посещение святых мест) в Мекку и Медину.(слайды 10,11,12 )

В арабском халифате высшая духовная ,судебная и военная власть находилась в руках халифа -заменяющий пророка .Арабским государством в 632-661 г.г. управляли один за другим 4 святых халифа .после смерти Мухаммеда арабы подчинили себе всю Аравию .В 636г.завоевали Сирию ,Египет, в 637-651 -Иран,в640-710-Северную Африку ,в 711-712-Испанию,в 673-712-Среднюю Азию , 650-655-Азербайджан ,Грузию ,Армению (видео анимированная карта )

Таким образом в 7-8 вв.образовался Арабский халифат ,который охватил территорию от Атлантического океана до Индии и Китая .

После смерти Али -4-го халифа -власть захватила династия Омейя

ФИЗМИНУТКА

Словарь

Савафи-вся земля в государстве

Закят- налог для мечети

Жизия-налог для немусульман

Ушур-налог для трудоспособных людей

Харадж-одна третья часть произведенного продукта

Катийа-земля выдаваемая военным (слайд 13)

Огромная территория арабского халифата была непрочным государственным объединением Восстания покоренных народов ослабляли государство а также имамы к 9 веку предали забвению завещание пророка Мухаммеда ,встали на путь несправедливости все это привело к распаду халифата .Распад халифата начался в середине 8 века.

В 756 г.отделился эмират Кордова ..на несколько эмиратов(владений) .

Так благодаря исламу в свое время образовался Арабский халифат Изучение данной темы можно связать с современностью. В настоящее время существует более двух десятков арабских государств, ОАЭ это семь богатых эмиратов- остановимся Дубаи (видео Дубаи 2012)

Ислам имел огромное влияние на обычаи и нравы, мораль и право самих арабов, а также оказал сильное культурное воздействие на Западную Европу.
До ___ века у арабов не было своего государства. Крупнейшим торговым и культурным центром арабов был город __________. Объединению арабских племен способствовал (о) ____________. Основателем арабского государства стал ____________. Ислам стал для арабов не просто религией, он имел огромное влияние на __________ , ____________ , ___________.
Слова для заполнения пропусков (внимание: некоторые слова лишние!):
мораль, ислам, VII, Мекка, Кааба, Мухаммед, право, культура, VI, мусульманство.(слайд 14)



Появление новой религии, другого бога. Земной человек: сирота, пастух, вёл торговлю, женился, стал богатым, помогал бедным, выкупал рабов, вёл борьбу… Посланник бога: слышит голос Бога, проповедует религию добра, объединяет под именем Аллаха…

Кем становится Мухаммед?

Глава государства, глава религии арабов в 630 году.

Закономерно или случайно появился ислам? Сделайте выводы.

Закономерно.

Главное, что сделала эта религия?

Сохранила арабов как народ, объединила их.

Кто такие мусульмане, что такое Коран?

Мусульмане - верующие в ислам. Коран - священная книга ислама.

IV.

Я буду читать выдержки из священной книги мусульман Коран и стихи арабских поэтов, а вы дайте характеристику религии.

Я не владею для себя не пользой не вредом, если этого не пожелает Аллах.

Всё в руках Аллаха.

Аллах ведает, что ты делаешь.

Бог видит всё и всех.

Аллах кого пожелает, того сбивает с пути, а кого желает, то помещает по прямой дороге.

Судьба человека в руках бога.

Не постигнет вас ничто, кроме того, что начертил Аллах.

Всё в руках бога, Аллаха.

Не простая истина у мудреца.
Бедность и богатство - всё в руках творца
Человек, ведь ты в своей судьбе неволен
Так не суетись и малым будь доволен.

Не завидуй тем, кто богат, всё в руках бога.

Кто идёт войной на неверных, убитые на такой войне - в раю.

Религия за мир, однако же неверных можно убивать.

V.

Религия ислам создала правила поведения людей мусульман - шариат. Давайте запишем на доске, какие обязанности и запреты предполагались.

Обязанности: люби ближнего, уважай родителей, будь терпимым, мужественным, желай трудиться, плати долги, плати калым за жену, мужчина - главный, соблюдай пост, одну пятую доходов трать на милостыни, посетить Мекку, Медину, молиться 5 раз в день… Запреты: не лги, не убей, не воруй, не пей вина, не ростовщичествуй, не играй в азартные игры, не больше 4-х жён можешь иметь, пятница - отдых…

Сделайте выводы:

Религия: похожа на другие религии, призывает к добру, плохое запрещает.

VI.

Чем объяснить, что арабы увеличили свои владения? (работа с картой)
Каким образом?

Завоевали.

Назвать земли и страны, континенты.

Отвечают по карте.

Почему тех, кто принимал ислам, освобождали от налогов?

Привлечь больше на свою сторону людей.

Почему в сказках Шахрезады Харун ар-Рашид добрый и заботливый, а история знает его как жестокого деспота?

Народ мечтал о справедливом правителе.

Хорошо, что арабы завоевали для себя много земель, да не очень.

Хорошо: много награбили богатств, распространили религию, язык, культуру… Плохо: много разных языков, непонимание, трудно управлять, недовольство налогами…

Случайно или закономерно распадётся страна?

Закономерно, как только ослабнет власть халифов.

Ваше предположение верно. Итоги урока - подсчёт жетонов. У кого больше всех - талисман «мудрец». Домашнее задание: § 9 читать, ответить на вопрос: Какой год сейчас у мусульман?


© 2010-2022