Рабочая программа по курсу Истоки 8 класс

Раздел История
Класс 8 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Используемый УМК:

Реализация рабочей программы осуществляется с использованием учебно-методического комплекта:

- Камкин А.В. ИСТОКИ (Творчество: дух и формы). Учебное пособие для 8 класса общеобразовательной школы. - М., Издательский дом «Истоки», 2006.- 112с.

-Красикова Н Б., Твардовская Н.Ю. Рабочая тетрадь для 8 класса. - М.: Издательский дом «Истоки», 2006.

Учебный курс «Истоки», предлагаемый для учащихся 8 класса, является составной часть Истоковедения- нового педагогического направления, призванного формировать всесторонне развитую личность на основе духовно- нравственных и социокультурных ценностей российской цивилизации.

Главными целями курса в 8-м классе являются:

* в образовательном отношении- продолжить освоение социокультурного и духовно- нравственного контекста творчества как важнейшей и уникальной деятельности человека;

* в воспитательном отношении- воздействовать на мотивацию выбора жизненного пути и будущей профессиональной деятельности, основанную на понимании смысла и миссии творчества;

* в личностно- развивающем отношении- обогатить социальный и нравственный опыт подростка множеством смыслов и предназначений важнейших видов человеческого творчества.

Достижению указанных целей подчинена структура учебного материала курса, состоящего из трёх разделов: «Творчество: дух и формы», «Истоки образа», «Истоки творчества и разума».

В курсе «Истоки»- 8 продолжает реализовываться принцип спиралевидного осмысления социокультурных ценностей и духовности. Учащиеся вновь возвращаются к ряду понятий и категорий, уже известному им по курсу предыдущих классов. Но на этот раз эти понятия и категории должны быть осмыслены и прочувствованы в более широком и конкретно-образном культурно-историческом контексте,

Учебная деятельность ученика в рамках курса «Истоки»- 8, как и в предыдущие годы, должна строиться на основе единения восприятия, мышления, чувствования и духовного переживания. Она предполагает выход (при направляющей роли учителя) за рамки учебника: экскурсии, встречи, чтение дополнительной литературы и т.д.

Методологической основой преподавания учебного курса «Истоки» является социокультурный системный подход .

Важно и то, что социокультурный подход направляет развитие на утверждение человека в обществе, создает условия для управления внутренними ресурсами человека, формирует социокультурный стержень всех участников педагогического процесса, вырабатывает «социальный иммунитет», позволяющий защитить ребенка, подростка от негативных воздействий внешней среды.

Социокультурный подход позволяет образование школьников рассматривать как единую систему, как комплексную проблему, затрагивающую методологические, психологические, внутрипредметные и другие аспекты.

Ключевым элементом социокультурного системного подхода являются активные формы обучения. Суть активных форм обучения состоит в организации учебного процесса таким образом, что практически все учащиеся, не зависимо от ведущего типа восприятия, оказываются вовлеченными в процесс познания, имеют возможность понимать и рефлектировать по поводу того, что они знают и думают. Совместная деятельность учащихся в процессе познания, освоения учебного материала предполагает, что каждый вносит в него свой особый индивидуальный вклад, идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности.

В основе преподавания учебного курса «Истоки» лежит идея активного воспитания - одна из ведущих в социокультурном системном подходе. На практике эта идея воплощается с помощью активных форм обучения.

Главными целями системы активных форм являются развитие у учащихся духовно - нравственных ценностей, накопление социокультурного опыта, развитие навыков общения, управления собственной деятельностью, деятельностью группы, эффективного взаимодействия, обеспечивающего достижение значимых для индивидуума и группы результатов.

В каждом активном занятии выделяются пять аспектов:



  • Содержательный - освоение социокультурных и духовных нравственных категорий учебного курса «Истоки»;

  • Коммуникативный - развитие способности эффективного общения;

  • Управленческий - развитие управленческих способностей;

  • Психологический - формирование мотивации на работу в группе и совместное достижение значимых результатов;

  • Социокультурный - осознание смысла служения Отечеству.

Это позволяет выйти на новое понимание качества образования, включающего не только усвоение содержания, но и развитие духовности, коммуникативности и управленческих умений, а также мотивации к обучению и социокультурного опыта.

Курс рассчитан на 34 часа (1 час в неделю).





























II.СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА

Введение .(1 час)

Форма и дух творчества. Мир образов. Мир разума.

Раздел 1. Творчество: дух и формы.

(14 часов)

Творец, творчество и творение. Творчество и созерцание. Творчество и обновление. Талант, озарение и вдохновение- непременные спутники творчества. Старание и его роль в творчестве.

Языки творчества. Язык духа. Нил Сорский.

Языки разума. Н.М.Карамзин.

Языки звуков. Л.А.Русланова.

Язык образа. В.В.Верещагин.

Язык жестов. Жесты, сопровождающие речь, заменяющие её. Молчание.

Мотивы творчества. Закон как форма, Благодать как дух.

Любовь как мотив творчества. Любовь к ближнему, любовь к Отечеству.

Законотворчество. Закон и Правда. Обычаи сообщества и Заповеди Божии. Долг и идеал.

Плоды творчества. Творческий человек.

Раздел 2. Истоки образа.

(7 часов)

Три мира, окружающих человека- сакральный, природный и человеческий. Мир образов как отражение трёх миров.

Образы мира Божественного. Икона. Храм. Иконостас.

Художественное творение мира природного. Цвет, свет и форма. Пейзаж и натюрморт. Мир узорочья. Мифопоэтические образы.

Образы мира человеческого. Миры цивилизаций.

Образы мира невидимого. Град- Китеж.

Раздел 3. Истоки творчества разума.

(9 часов)

Сущность научного творчества. Пути научного творчества.

Знания донаучные, вненаучные и научные. Факты, понятия и теории. Гипотезы.

Эмпирический и теоретический уровни знания.

Место науки в жизни человечества. Моральная ответственность учёного.

Техническое творчество. Творчество изобретателя.

Творчество просветителя. Книжники и летописцы древности. Учителя. Издатели. Духовные наставники.

Творчество и истина.

Заключение. (2 час)

Творческий человек. Мотивы творчества. Содержание творчества. Спутники творчества.

Активный экзамен. (1 часа)





































ИСТОКИ-8

Таблица активных занятий

(Из опыта работы Вологодских учителей)

Творчество: дух и формы

ур


Тема урока

Активные формы

обучения


Вид

Групповая

работа

1

О Творце, творчестве и творении

Дар созерцания

Разв.

Работа в четверке

2

О таланте

О таланте

Разв.

Ресурсный

круг

3

Спутники творчества

Вдохновение

Разв.

Работа

в четверке

4

Языки творчества. Язык духа

Язык безмолвия - язык духа


Разв.


Ресурсный круг


5

Язык разума

Язык разума и духа


Оцен.

Работа в четверке

6

Языки звуков

Языки звуков

Разв.

Работа

в четверке

7

Язык жеста

Жест - помощник в общении


Разв.

Ресурсный круг

8

Как прочитать жест

Жест в слове

Оцен.

Работа в

четверке

9

Мотивы творчества. К творчеству призвала любовь.

Любовь как основной мотив творчества


Разв.

Ресурсный

круг

10

К творчеству призвало сердце.

Творчество по велению сердца

Разв.

Работа в четверке

11

К творчеству призвало Отечество


Любовь к Отечеству

Оцен.

Работа в

четверке

12

Истоки законотворчества. Жить по закону


Создаем законы самоуправления в группе

Разв.

Работа в семерке (метод номинальной группы)

13

Жить по обычаю


Рабочая группа - союз равноправных

Разв.

Ресурсный

круг

14

Жить по

справедливости


Об идеалах

Оцен.

Работа в

четверке

15

О правде

Жить по правде

Разв.

Работа в

семерке (метод номин. группы)



Истоки образа

16

Творение образов Божественного мира. Икона.

Московская школа иконописи

Разв.

Работа в

четверке

17

Храм как образ Божественного мира

Храм как образ Божественного мира

Оцен.

Работа в

четверке

18

Образы Божественного мира

Образы Божественного мира

Разв.

Ресурсный круг

19

Образы мира природного. Инструментарий художника

Лесной богатырь-художник

Разв.

Работа в

четверке

20


Образы мира дольнего

Что мы видим в образе

Разв.

Ресурсный круг

21

Мир «узорочья»

Язык узоров

Разв.

Работа в

четверке

22


Образы мира человеческого. Как Василий Суриков создал образ героя

Образ героя

Разв.

Работа в

четверке

23

Как каждое сословие творило свой образ

У каждого сословия свой образ

Разв.

Работа в

четверке

24

Как творили образ невидимого

Творение невидимого образа

Разв.

Ресурсный круг

25

Посмотрим на самого себя

Посмотрим на самого себя

Разв.

Ресурсный круг



Истоки творчества и разума

26

О сути научного творчества. О прямых путях и путях извилистых.

О прямых путях и путях извилистых

Оцен.

Работа в

четверке

27

Знания донаучные и вненаучные

Знания донаучные и вненаучные

Разв.

Ресурсный круг

28

Научные знания

Научные знания

Разв.

Работа в

семерке (метод номин. группы)

29

Во имя чего наука познает мир

Во имя чего наука познает мир

Разв.

Работа в

четверке

30

Техническое творчество. Изобретатель

Изобретатель

Оцен.

Работа в семерке

31

Творчество просветителя. Духовные просветители

Духовные просветители

Разв.

Работа в четверке



32

33

Познай свои возможности

Познай свои возможности

Оцен.

Активный экзамен



34

Истоки творчества

Истоки творчества

Разв.

Ресурсный круг







































IV.Требования к уровню подготовки обучающихся

В результате изучения курса Истоки- 8 ученик должен

Знать/понимать

-важнейшие проявления творческой деятельности человека и ее плоды.

Уметь

-читать язык знака - символа - образа в отечественной культуре и искусстве.

Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.



© 2010-2022