Урок - презентация в 8 классе Крестьянская реформа 1861 года. Отмена крепостного права

Комментарии к технологической карте Урок строится по схеме презентации, созданной в программе PowerPoint; новый материал представлен в виде слайдов с текстом, таблицами и иллюстрациями, которые поэтапно выводятся на экран и позволяют оживить рассказ учителя и организовать обсуждение предлагаемых вопросов; слайд 2 презентации является опорным планом урока Ход урока I.                   Организационный момент Приветствие, знакомство с темой урока, его целями и задачами II.                Проверка ...
Раздел История
Класс 8 класс
Тип Презентации
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок - презентация в 8 классе Крестьянская реформа 1861 года. Отмена крепостного праваУрок - презентация в 8 классе Крестьянская реформа 1861 года. Отмена крепостного праваУрок - презентация в 8 классе Крестьянская реформа 1861 года. Отмена крепостного праваУрок - презентация в 8 классе Крестьянская реформа 1861 года. Отмена крепостного праваУрок - презентация в 8 классе Крестьянская реформа 1861 года. Отмена крепостного праваУрок - презентация в 8 классе Крестьянская реформа 1861 года. Отмена крепостного праваУРОК 53. ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

Тема урока, план урока, возможная личностно значимая проблема

Крестьянская реформа 1861 года. Отмена крепостного права. 1. Подготовка крестьянской реформы. 2. Основные положения крестьянской реформы 1861 года. 3. Значение отмены крепостного права.

Возможная личностно значимая проблема: Как во время отмены крепостного права был решен вопрос о земле?

Планируемые результаты изучения материала

Познакомит учащихся с личностью Александра II; сформировать представление о предпосылках и причинах отмены крепостного права, выяснить основные положения реформы, ее значение для развития страны, дать оценку реформе. Способствовать развитию информационной культуры учащихся; содействовать воспитанию уважения к истории России

Методы обучения и формы организации учебной деятельности

Проблемный или частично поисковый метод:

Варианты заданий: работа с документами: Документ А. Вот что писал Н.П. Огарев в 1869 году:

Подмененный царь Александрушка,

Лиходей земли нашей русския,

А зачем ты нас обманул, надул,

Вместо волюшки в кабалу отдал?

Документ Б. Другой поэт Ф.И. Тютчев говорил об этом решении императора: «Вероятно, государь испытывает то же самое, что каждый из нас, когда по ошибке вместо двугривенного дашь нищему червонец; нищий рассыпается в благодарности, прославляет ваше великодушие, отнять у него червонец совестно, а вместе с тем ужасно досадно за свой промах».

Вопросы: 1. О каком решении императора идет речь? 2. Определите, на каких политических позициях стоял каждый из авторов? 3. Почему так различаются оценки? 4. К какой из позиций ближе была позиция императора?

Форма урока: комбинированный урок - презентация

Развитие умений учащихся

Проводить исторический анализ литературных произведений; развивать навыки работы с документами, статистическими данными, обобщать материал, выделять главное

Основные понятия
и термины

Рескрипт, отрезки, прирезки, мировой посредник, уставная грамота, переход на выкуп

Источники информации: школьные
и внешкольные

Учебник, § 20, компьютер и проектор; CD «Энциклопедия истории России (862 - 1917 гг.)».

Образовательное пространство расширяется за счет чтения художественной и научно - популярной литературы: Ключевский В.О. Собрание сочинений. Т. V. М., 1989; Корнилов А.А. Курс истории России XIX века. М., 1993; Чулков Г.И. Императоры: психологические портреты. М., 1991




Комментарии к технологической карте

Урок строится по схеме презентации, созданной в программе PowerPoint; новый материал представлен в виде слайдов с текстом, таблицами и иллюстрациями, которые поэтапно выводятся на экран и позволяют оживить рассказ учителя и организовать обсуждение предлагаемых вопросов; слайд 2 презентации является опорным планом урока

Ход урока

  1. Организационный момент

Приветствие, знакомство с темой урока, его целями и задачами

  1. Проверка домашнего задания:

Беседа по вопросам:

?! В о п р о с ы и з а д а н и я:

  • Дайте характеристику экономического и политического положения Российской империи на момент вступления на престол Александра II. Какие проблемы встали перед новым императором?

  • Почему первые годы правления Александра II были названы современниками «оттепелью»?

  • Проведите сравнение между началом царствования Александра I и Александра II. Что вы видите общего? В чем различие?

  • Каковы были главные причины отмены крепостного права?

  1. Переход к изучению нового материала (слайд 1)

Итак, мы изучили условия, в которых находилась Российская империя на момент воцарения Александра II. Перед новым правительством явственно встала проблема решения крестьянского вопроса. Что именно предприняло правительство Александра II для преодоления этих трудностей? Об этом мы поговорим на сегодняшнем уроке.

  1. Изучение нового материала (слайд 2)

Слово учителя: 18 февраля 1855 года в самый разгар Крымской войны, при весьма загадочных обстоятельствах умирает император Николай I. Существует версия, что это было самоубийство человека, осознавшего, что страна находится на грани катастрофы, и своей смертью открывшего путь новому поколению правителей. «Сдаю тебе мою команду, но, к сожалению, не в таком порядке, как желал. Оставляю тебе много трудов и забот», - говорил, умирая, сыну Александру Николай I.

(слайд 3 с изображением Александра II, его жены Марии Александровны и его отца Николая I.)

? В о п р о с:

  • Так какие же проблемы оставил Александру II его отец? (проигранная Крымская война и достойный выход из нее России; отмена крепостного права; необходимость проведения реформ в Российском государстве).

Александр Николаевич родился 17 апреля 1818 года и получил блестящее образование. Поэт В.А. Жуковский был главным наставником цесаревича, старался привить ему либеральные взгляды на общество; М.М. Сперанский преподавал ему право, а Е.Ф. Канкрин - экономику.

(слайд 4 с изображением Жуковского, Сперанского, Канкрина).

Во время путешествия за границу Александр II познакомился со своей женой, а побывав в Сибири, просил отца проявить милость к декабристам.

(слайд 5 с изображением Александра II)

?? В о п р о с ы:

  • Как, по вашему мнению, воспитание Александра II повлияло на его характер? Как личные качества царя могли отразиться на ходе исторических событий? (примерный ответ: Александр II воспитывался своими наставниками в духе либеральных идей, но не надо забывать, что он жил в николаевской стране. Новый император был милосердным (просил отца освободить декабристов), но в то же время как человек военный обладал жесткостью характера, понимая, что на него возложена миссия реформатора).

  • Вопрос об отмене крепостного права давно волновал российское общество. Вспомните, когда и кто из правителей пытался решить этот вопрос.

(слайд 6 - ученики в хронологическом порядке записывают предпосылки отмены крепостного права)

Проблема отмены крепостного права постоянно обсуждалась в российском обществе. Прежде всего, она имела моральную сторону.

  • Каким было отношение в русском обществе к крепостному праву? Вспомните, кто из русских писателей обличал ужасы крепостного права. Какие тайные общества и организации выступали за отмену крепостного права? (примерный ответ: Отношение было двойственное, но все понимали, что проблема требует решения. Из писателей можно назвать И.С. Тургенева, Н.А. Некрасова, И.А. Гончарова. Все члены тайных организаций включали в свои программы статьи об отмене крепостного права - декабристы, славянофилы и западники, петрашевцы.)

Итак, в середине XIX века в России сложились все предпосылки для отмены крепостного права. Тем не менее, принять решение о его отмене Александр II был вынужден под воздействием не столько внутренних, сколько внешних обстоятельств.

! З а д а н и е:

Ученики заполняют таблицу «Причины отмены крепостного права». Правильность заполнения проверяется по слайду 7.

30 марта 1854 года Александр II выступил с речью перед московским дворянством, где впервые заговорил о необходимости отмены крепостного права: «… лучше, если это произойдет сверху, нежели ждать, когда это свершится снизу».

(слайд 8) - «Подготовка к отмене крепостного права»

? В о п р о с:

  • Как вы думаете, почему Александр II добивался, чтобы инициатива в отмене крепостного права исходила от дворян? Какую роль в этих реформах он отводил себе? (примерный ответ: Александр II знал настроения большинства помещиков по этому вопросу, поэтому хотел от них реальных предложений. Царь в какой - то степени проявлял либеральность по отношению к подданным. Можно сказать, что Александр отводил себе роль наблюдателя и координатора действий, но когда потребовался решительный шаг, он его сделал).

А теперь предлагаю вам подумать. Известно, что сразу после речи императора перед дворянством министр внутренних дел С.С. Ланской поручил своему помощнику А.И. Левшину собрать все имевшиеся к этому времени проекты, записки, мнения по крестьянскому вопросу. Изучив их, министр пришел к выводу, что придется выбирать из трех возможных вариантов освобождения крестьян.

  • Каковы были варианты? (слайд 9)

  • Как вы думаете, какой вариант и почему избрал Александр II?

Подписание законодательных актов об отмене крепостного права было приурочено к 19 февраля - шестой годовщиной восшествия Александра II на престол. 19 февраля 1861 года Александр II подписал манифест «О даровании крестьянским людям прав состояния свободных сельских обывателей и об устройстве их быта». В манифесте было записано: «Крепостное право на крестьян, водворенных в помещичьих имениях, и на дворовых людей отменяется навсегда».

Ознакомьтесь с основными положениями этого манифеста. (слайды 10 - 11)

?? В о п р о с ы:

  • Как вы думаете, какие настроения в народе вызвал манифест?

  • Как восприняли крестьяне известие об отмене крепостного права?

  • Стал ли русский крестьянин собственником своей земли благодаря манифесту?

В апреле 1861 года в деревне Бездна Казанской губернии войска жестоко подавили выступления крестьян, требовавших «полной воли» и немедленного предоставления земли. В конце 1861 года в обществе чувствуется разочарование в реформах из - за их непоследовательности.

  • Как вы понимаете эти строки Н.А. Некрасова?


Распалась цепь великая,

Распалась и ударила

Одним концом - по барину,

Другим - по мужику.

  • Как автор оценивает отмену крепостного права?

  • Как вы оцениваете эти события?

  • Каково же значение отмены крепостного права?

После ответов учащихся, выводится слайд 12

  1. Закрепление изученного на уроке

Выполнение заданий:

Документ А. Вот что писал Н.П. Огарев в 1869 году:

Подмененный царь Александрушка,

Лиходей земли нашей русския,

А зачем ты нас обманул, надул,

Вместо волюшки в кабалу отдал?

Документ Б. Другой поэт Ф.И. Тютчев говорил об этом решении императора: «Вероятно, государь испытывает то же самое, что каждый из нас, когда по ошибке вместо двугривенного дашь нищему червонец; нищий рассыпается в благодарности, прославляет ваше великодушие, отнять у него червонец совестно, а вместе с тем ужасно досадно за свой промах».

Вопросы:

1. О каком решении императора идет речь? (об отмене крепостного права)

2. Определите, на каких политических позициях стоял каждый из авторов? (Н.П. Огарев - политический деятель, друг Герцена, эмигрант. Ф.И. Тютчев - консерватор, чиновник Министерства иностранных дел)

3. Почему так различаются оценки? (оценки реформы различаются, потому что отражают позиции разных сторон. Огарев говорит как бы от лица крестьян. Им реформа мало что дала. Тютчев говорит от лица помещиков. У них реформа много отняла)

4. К какой из позиций ближе была позиция императора? (император, видимо, испытывал те чувства, которые описал Тютчев: довольных в результате реформы было мало, да и он сам разочаровался в ней).

V. Домашнее задание: прочитать § 20, заполнить таблицу, переписать в словарь и выучить термины урока (слайд 13)

Прогрессивные черты реформы

Сохранение крепостных пережитков


© 2010-2022