Поурочный план по истории 5 класса Исторические источники

Тема: Исторические источники. Цель: Выяснить, что включают в себя основы исторических источников;Формировать умение аналитического мышления;Воспитывать уважение к истории своей страны. Иметь: знания об основах исторических источников.Уметь: анализировать новый материал, сопоставлять, делать выводы.Тип/вид урока: комбинированный/традиционный Место в системе уроков: параграф 2, с.7-10Оборудование: тетрадь, учебникПонятия: исторический источник, устный источник, письменный источник, археологический...
Раздел История
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: Исторические источники.

Дата: __________________

Цель: Выяснить, что включают в себя основы исторических источников;

Формировать умение аналитического мышления;

Воспитывать уважение к истории своей страны.

Иметь: знания об основах исторических источников.

Уметь: анализировать новый материал, сопоставлять, делать выводы.

Тип/вид урока: комбинированный/традиционный

Место в системе уроков: параграф 2, с.7-10

Оборудование: тетрадь, учебник

Понятия: исторический источник, устный источник, письменный источник, археологический источник, этнографический источник, антропологический источник, этнографы, фольклор, фольклористы, антропологи, нумизматика, геральдика, антропология, топонимика.

Ход урока

  1. Орг. момент

  2. Опрос д/з

  • Пересказ параграфа - 4 ученика

а) раскрыть понятие история.

б) расскажите о формировании и развитии истории.

в) зачем нужно изучать историю?

г) что вы можете рассказать об истории Казахстана как части всемирной истории.

  • Проверить в тетрадях д/з (выборочно) - 5 учеников

  • Карточки - 3 ученика

Отец истории

Годы жизни

Его труд

Кратко написать о том, что говорится в труде

Геродот

484-425 гг. до н.э.

«История»

Описал историю Запада

Сыма Цянь

145-86 гг. до н.э.

«Исторические записки» («Ши цзи»)

Собрал и систематизировал все древние сказания о Китае и отобразил историю своей страны

Рашид ад-Дин

1247-1318 гг.

«Жами ат-тауарих» («Сборник исторических повествований»)

Об основателях Великой степи Алаша Хане и Уыз хане.


  1. Подготовка к восприятию

  2. Изучение нового материала

Как же мы узнаем о том, как жили люди в далеком прошлом? Все сведения мы берем из источников, исторических источников.

Исторический источник - это всё то, что может дать какую-либо информацию о прошлом: вещи, предметы, одежда, жилища, а также письменные сведения, оставленные нашими предками.

Исторические источники бывают:

  • Устными

  • Письменными

  • Археологическими

  • Этнографическими

  • Антропологическими

Устные источники:

  • Исторические легенды и шежире (родословные, летописи);

  • Мифы и предания;

  • Народные песни и эпосы;

  • Героические сказки, пословицы - поговорки, загадки, слова назидания;

  • Обрядовые песни (шаманские заклинания, айтыс, детский фольклор).

Фольклористы - это собиратели устного народного творчества.

Фольклор - народное творчество.

Этнографы - исследователи обычаев и истории возникновения народов.

Письменные источники:

  • Законы и указы царей и правителей;

  • Государственные и торговые документы;

  • Записи летописцев и историков разных времен;

  • Различные литературные произведения.

Археологические источники - это вещи, сделанные руками древнего человека, и найденные в ходе проведения раскопок:

  • Орудия труда

  • Оружие

  • Украшения

  • Посуда

  • Жилища

  • Захоронения.

Этнографические источники - это легенды, шежире, предметы быта (одежда, жилище и кров, традиции и обычаи). Через этнографические сведения мы узнаем о свойственных каждому народу праздниках, традициях и обычаях, его быте, мировоззрении, происхождении.

Антропологический источник - это костяные останки захороненных людей.

Антропологи - учение, которые в результате исследования костных останков захороненного человека выясняют историю народа или племени, связи с другими племенами, а также телосложение и внешний облик человека.

Антропология - это наука о происхождении и развитии строения человека. В истории помогает восстановить внешний облик и физический тип человека посредством изучения костных останков, скелета.

Нумизматика - вспомогательная историческая дисциплина, изучающая историю монет, денежных знаков, монетных печатей, денежных документов, а также историю денежного обращения.

Геральдика - вспомогательная историческая дисциплина, изучающая гербы и отличительные знаки.

Топонимика - наука, изучающая географические названия, их происхождение, смысловое значение, развитие, современное состояние, написание и произношение.


  1. Систематизация и закрепление

  • Назовите виды исторических источников.

  • Что относиться к письменным историческим источникам?

  • Что мы относим к археологическим и этнографическим источникам?

6. Домашнее задание

  • Параграф 2, с.7-10 читать, пересказывать

  • Сделать презентацию по этой теме


© 2010-2022