Конспект урока: Петр I. Россия на рубеже веков

Раздел История
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Класс: 7

Тема урока: Петр I. Россия на рубеже веков.

Цель урока: формирование исторического сознания и мышления школьника на основе осмысления переходного этапа России на новый уровень развития.

Программное содержание: Детство Петра. Двоецарствие. Царевна Софья. Начало царствования Петра. Азовские походы. Великое посольство 1697 - 1698 гг.

Мировоззренческая идея: Петр I - великий реформатор.

Основные понятия: лавра, брандер.

Основные даты, события: 1672 г. - рождение Петра I,

1689 г. - двоецарствие Ивана и Петра,

1695, 1696 гг. - Азовские походы,

1697-1698 гг. - Великое посольство.

Имена исторических деятелей: Ф. Я. Лефорт, Ф. А. Головин, П. Б. Возницын, А. С. Шейн, И. Хованский.

План изучения нового материала:

1. Детство Петра.

2. Двоецарствие. Царевна Софья.

3. Начало царствования Петра. Азовские походы.

4. Великое посольство 1697 - 1698 гг.

Тип урока: комбинированный.

Форма урока: традиционная.

Технология: объяснительное-иллюстративное обучение.

Оборудование урока: атлас «История России XVII-XVIII 7 класс»; настенная карта «Азовские походы Петра I»; рабочие тетради 7 кл. «История Россия к.XVI-XVIII в.» Данилов А. А., Косулина Л. Г.;

Мизансцена урока: традиционная.

Оформление доски: по центру тема «Петр I. Россия на рубеже веков», справа основные понятия, даты, слева события.

Основные образовательные результаты:

Учащийся по окончанию изучения темы:

- называет основные даты и события;

- дает определение основным понятиям;

- соотносит понятия и определения;

- показывает по карте ход Азовского похода;

- дает характеристику личности Петра I, царевны Софьи, Ф. Я. Лефорта, Ф. А. Головина, П. Б. Возницына, А. С. Шейна;

- называет причины и следствия Азовских походов;

- аргументирует значение Великого посольства;

- проявляет ценностное отношение к историческому прошлому.


Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I. Организационный момент.

Приветствие.

Отметка отсутствующих.

Проверка готовности к уроку (тетрадь, письменные принадлежности, учебник, дневник, атлас).

Подготовка к работе (запись числа в тетрадь, позитивный настрой на урок).

Приветствуют стоя.

Дежурный.

Пройти по рядам

Число на доске.

II. Повторение изученного, проверка домашнего задания.

1. Работа по карточкам (см. приложение).

2. Устный опрос:

- Назовите, какой из реформаторов был за постоянную армию, а какой за наемную армию.

- Перечислите реформы Ордина-Нащокина.

- Охарактеризуйте влияние его реформ на Россию.

- Кто такой Юрий Крижанич? Охарактеризуйте его деятельность.

3 ученика, письменно

фронтально

III. Постановка учебной задачи.

Итак, мы узнали, что перед Петром I стояли задачи требовавшие проведения реформ. Эти задачи должны затрагивать все стороны жизни общества, народа и государства. Частично предпосылки к этим реформам уже подготовлены, такими реформаторами, как: А. Л. Ордин-Нащокин, В. В. Голицын. Россия стоит на пути к новому развитию. Какова деятельность Петра I, на начальном этапе его правления?


запись вопроса в тетрадь

IV. Изучение нового материала.

1. Детство Петра.

А) Характеристика личности:

Пётр родился в ночь на 30 мая 1672 года. Пётр I был 14-м ребёнком, но первым от второй жены, царицы Натальи Нарышкиной. Побыв год с царицей, он был отдан на воспитание нянькам. На 4-м году жизни Петра, в 1676 году, умер царь Алексей Михайлович. Опекуном царевича стал его сводный брат, крёстный отец и новый царь Фёдор Алексеевич. По его поручению Федора, Петра с пятилетнего возраста стали обучать грамоте. Первым его учителем и наставником был дьяк Никита Зотов. Когда Петру исполнилось десять лет, умирает Федор, на этом и закончилось учения для Петра. Пётр получил слабое образование, и до конца жизни писал с ошибками, используя бедный словарный запас. После смерти Федора обостряется вопрос о престолонаследии.

Б) Вывод.

Таким образом, после смерти Федора, о Петре заботилась только Наталья Нарышкина. В 1682 году остро встал вопрос о престолонаследии.

запись даты в тетрадь.

2. Двоецарствие. Царевна Софья.

А) Образное повествование.

Новым царем должен был стать старший брат Петра - Иван. Однако он был болезненным и слабоумным подростком. Все понимали, что за него будут править другие, а именно царевна Софья. Приближенные бояре Федора, патриарх Иоаким и народ, собравшийся на Красной площади, провозгласили Петра царем.

Правление должно было перейти к Наталье Нарышкиной. Царевна Софья не могла этого допустить. Милославские умело воспользовались недовольством стрельцов.

- Подумайте, чем были недовольны стрельцы?

Б) Объяснение.

Стрельцы еще при жизни Федора выражали недовольство поборами своих полковников и незаконными вычетами из жалования.

В) Образное повествование.

На третий день после воцарения Петра, стрельцы пришли во дворец и потребовали у своих полковников вернуть взыскания (сумма доходила до 2 тысяч рублей). Полковников обещали наказать. Стрельцы почувствовали волю и стали наглеть. Усердно их подстрекали Милославские и знаменитый воевода Иван Хованский. Заговор тщательно готовили и составили список тех, кого надо убить.

Бунт начался 15 мая, когда сторонники Милославских объявили, что Нарышкины задушили царевича Ивана. Стрельцы ударили в набат и двинулись к Кремлю. Наталья Нарышкина едва успела укрыться в Грановитой палате. Три дня продолжался бунт. В первый день, 15 мая 1682 года, многие из «черного списка» были убиты, но Ивана Нарышкина бунтовщики так и не нашли. И 17 мая его отдали на растерзание.

Сторонники царевны снова использовали стрельцов - те потребовали, чтобы оба брата правили Иван и Петр, и регентшей при них была царевна Софья.

В) Рассказ.

Всё свободное время Пётр проводил вдали от дворца - в сёлах Воробьёве и Преображенском. С каждым годом у него увеличивался интерес к военному делу. Пётр одел и вооружил своё «потешное» войско, состоявшее из сверстников по мальчишеским играм.

В 1686 году 14-летний Пётр завёл при своих «потешных» артиллерию. Огнестрельный мастер Фёдор Зоммер показывал царю гранатное и огнестрельное дело. В Преображенском, против дворца, на берегу Яузы был построен «потешный городок». Здесь же была построенна крепость названая Прешбургом. Тогда же, в 1686 году, появились под Прешбургом на Яузе первые потешные суда - большой шняк и струг с лодками. В эти годы Пётр заинтересовался всеми науками, которые были связаны с военным делом. Под руководством голландца Тиммермана он изучал арифметику, геометрию, военные науки. Прешбург уже совершенно походил на настоящую крепость.

После Пётр все чаще стал посещать Немецкую слободу. Тут Петр завел роман с Анной Монс. Но 27 января 1689 годы была сыграна свадьба Петра с Евдокией Лопухиной. От этого брака Петр имел двух сыновей Алексея и Александра.

Г) Вывод.

После смерти Федора установилось двоецарствие, во главе с царевной Софьей. Петр был отстранен от власти и переехал в село Преображенское.



фронтально

фронтально





запись даты в тетрадь.

3. Начало царствования Петра I. Азовские походы.

Работа с учебником.

А) Сплошное чтение текста учебника:

Б) Беседа по прочитанному:

- Что заставило Петра покинуть село Преображенское?

- Куда направился Петр?

- Каковы были его последующие действия?

- Что случилось с царем Иваном?

Работа с картой.

А) Предварительная работа с картой.

- Прочитайте название карты.

- Назовите хронологический период, отображенный на карте.

- Покажите города и реки, которые вы видите на карте.

Б) Образное повествование с показом по карте.

Постепенно, Петр понимает значимость выхода к морю. Он решает получить выход к Черному морю. В январе 1695 года царь издал указ о походе на Крым. Весной 1695 году Петр двинулся на крепость Азов. После неудачной осады крепости, она длилась три месяца, Петр вернулся в Россию.

В 1696 году Второй Азовский поход его возглавил А. С. Шейн. На воронежских верфях был создан первый русский военный флот в составе 23 галер, 2 крупных кораблей, 4 брандеров, 1300 стругов. Русский флот успешно действовал против турецкого. Крепость Азов была взята.

В) Вывод.

Петр и Иван стали правителями, но фактически правил Петр. В ходе Второго Азовского походы была взята крепость Азов. Эта победа впервые вывела Россию к южным морям. Но закрепиться на южных рубежах она была еще не способна.

Учебник, С. 101.,

«по цепочке»

Фронтально


Атлас с. 12

фронтально

Фронтально (дети называ-ют, а ученик показывает на карте)

Конспект урока: Петр I. Россия на рубеже веков


4. Великое посольство 1697 - 1698 годов.

А) Выборочно чтение.

- Найдите и прочитайте основные задачи Великого посоль-ства.

- Найдите и зачитайте, кто вошел в состав Великого посольства, и какие места они посетили.

- Как вы думаете, какие цели достиг Петр в ходе Великого посольства?

- Прочитайте главный вывод в конце §13.

- Приведите известные вам исторические факты, подтвер-ждающие вывод учебника.

Б) Вывод.

Великое посольство поставленной цели не достигло, но заключила союз против Швеции. Так же из-за границы Петр I приехал с твердыми намерениями добиться скорейшего преодоления Россией отставания от западноевропейских стран.

Учебник, с. 103

фронтально

V. Подведение итогов урока.

А) Обобщающая беседа.

- Как вы думаете, какое влияние оказала царевна Софья на Петра?

- Подумайте и ответьте, насколько положительно или отрицательно начинает свою политическую карьеру Петр I?

Б) Подведение итогов.

Из-за границы Петр приехал с твердым намерением добиться скорейшего преодоления Россией отставания от западно-европейских стран, и выхода к Балтийским берегам.

В) Выставление оценок.

Фронтально


Д/з: прочитать параграф 13; выучить записи в тетради; выписать опреде-ление понятий лавра, брандер и выучить.

Приложение № 1.

1. Работа по карточкам.

Карточка № 1.

Напишите, в каком году был построен первый русский военный корабль «Орел».

Дайте определение понятию регентство.

Карточка № 2.

Напишите, кто такой Симеон Полоцкий, и что он сделал для России.

Кто из реформаторов в 1671 г. подвергся опале и был пострижен в монахи?

Карточка № 3.

Напишите, в каком году была открыта Славяно-греко-латинская академия.

Кратко охарактеризуйте личность князя В. В. Голицына.

Конспект урока: Петр I. Россия на рубеже веков


© 2010-2022