• Преподавателю
  • История
  • Конспект урока по истории Отечества для 8 класса Династический кризис 1825г. Выступление декабристов

Конспект урока по истории Отечества для 8 класса Династический кризис 1825г. Выступление декабристов

Открытый урок по истории Отечества разработан для учеников 8 класса. С использованием информационных технологий. На открытом уроке используется групповая работа, работа с фрагментами исторических документов. Для проверки знаний, навыков полученных на данном уроке учитель включил в презентацию урока кроссворд. Ученики самостоятельно изучают информацию на уроке из разных источников и составляют таблицы. Сравнивают две разных конституции "Северного общества" и "Южного общества". В уроке использую...
Раздел История
Класс 8 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 2 г. Тайшета

Тема открытого урока: Династический кризис 1825г.

Выступление декабристов.

Автор: Величко К.А.

Учитель: истории и обществознания

МБОУ СОШ №2 г. Тайшета.




2014 уч. год

Тема: Династический кризис 1825г. Выступление декабристов.

Урок - исследования на основе групповой работы.

Тип урока - изучения нового материала.

Методы урока: объяснительно - иллюстративный, сравнительный, исследовательский, частично - поисковый.

Цели урока:

Обучающая: познакомить с движением декабристов как с политической силой.

Развивающая: развивать навыки заполнения сравнительной таблицы, выделять главное в историческом документе, анализировать. Сочинять стихи.

Воспитательная: формировать чувства патриотизма, уважения к истории.

Новые термины и даты: династический кризис 1925г., междуцарствие, восстание декабристов на Сенатской площади 14 декабря 1825г., республика, федеративное устройство, унитарное устройств, диктатура.

Оборудование: портреты: Александра 1, Константина, Николая1, А.М. Милорадовича, портреты декабристов: П.И. Пестеля, Н.М. Муравьева, Муравьев - Апостол, Бестужев - Рюмин, Каховский и Рылеев. Репродукции картин восстания декабристов. Документы, компьютер и проектор. Фрагмент из кинофильма «Звезда пленительного счастья», справочная литература.

План урока.

  1. Возникновение тайных обществ.

  2. Династический кризис 1825г.

  3. Сравнительная характеристика программ тайных обществ.

  4. Восстание декабристов 1825г. на Сенатской площади.

  5. Следствие и суд.

  6. Значение восстания декабристов.

Ход урока

Организационный момент

Фрагмент из кинофильма «Звезда пленительного счастья» - мотивация урока.

Сегодня мы с вами попробуем решить задачи нашего урока познакомится с движением декабристов как с политической силой другими способами поработав в группах и с историческими документами.

Вводное слово учителя

Первыми носителями освободительных идей в России выступили лучшие представители привилегированного сословия - дворянства.

Феномен дворянской революционности во многом объясняется высокими моральными качествами передовой части русского дворянства, а также осознанием того, что понятие чести, достоинства и свободы личности, несовместимы с рабством большинства населения и самодержавным режимом. Декабристы не опирались на какой-либо социальный слой и не стремились найти поддержку народа, хотя шли на смертельный риск во имя этого народа. Это было первое организованное и вооруженное выступление против самодержавия и крепостничества.

Династический кризис 1825г. слайды. Параграф 9 с. 59. Пункт династический кризис.

Задание для групп.

  1. группа

В чем вы видите главную причину династического кризиса 1825г.?

  1. группа

Объясните понятие «междуцарствие».

  1. группа

Почему сложилась такая ситуация?

  1. группа

Почему декабристы выбрали для восстания день 14 декабря 1825г.?

Слайд № 2 Причинами движения декабристов

  • Либеральные традиции русской общественной жизни

  • Война 1812 г. и заграничные походы 1813-1814 г.г. (рост политического самосознания)

  • Революционное движение в других странах и идеи европейского просвещения

Вывод

Кризисные явления нарастали во всех общественных сферах государства.

Бездействие и нерешительность властей в реформировании государства подтолкнула сторонников преобразований к созданию тайных обществ.

Сравнительная характеристика программ тайных обществ.

Класс разбивается на группы, каждая из них получает набор документов. «Конституция» Н.М. Муравьева, «Русская правда» П.И. Пестеля.

Внутри группы учащиеся распределяют обязанности.

  1. Ведущий (направляет работу группы)

  2. Аналитик (читает документ, делает выводы)

  3. Протоколист (записывает выводы, составляет тезисы доклада)

  4. Докладчик (выступает от имени группы с тезисами о результатах работы).

На листах образец сравнительной таблицы, для девочек алгоритм работы с документами. Для мальчиков творческое задание. Учебник параграф 8 с.55-56.


Работа со справочной литературой

Русская правда

Конституция

Новые термины

Крепостное право (1 группа)

Отменяется

Отменяется

Земля (1 группа)

Общее достояние. Деление на общественную и частную

Неприкосновенность помещичьих земель

Сословия (2группа)

Отменяются

Отменяются

Гпсударственное устройство (2 группа)

Унитарное

Федеративное

Конституция, республика, федеративное устройство, унитарное устройство

Административное деление (3 группа)

10 областей и 3 уезда

13 держав и областей

Формы Правления (4 группа)

Республика. Диктатура Временного верховного правительства на 10 - 15 лет.

Конституционная

монархия

Диктатура,

конституционная

монархия.

Слайд таблицы - что должно получиться.


Блиц опрос по новым терминам: конституция, республика, федеративное устройство, унитарное устройство, диктатура, конституционная монархия.

  • Конституция - основной закон государства, определяющий основы общественного и государственного строя, систему государственных органов, права и обязанности граждан.

  • Республика - форма государственного правления, при к - рой верховная власть принадлежит выборным представительным органам.

  • Федерация - союзное государство, состоящее из объединяющихся государств или государственных образований, сохраняющих определенную юридическую и политическую самостоятельность.

  • унитарное - административно - территориальное деление.

  • диктатура государственная власть, обеспечивающая полное политическое господство определяющего класса, партии, группы.

  • конституционная монархия - государство, в к - ром власть монарха ограничена парламентом.

  • Физ.минутка. (релаксация)

Восстание декабристов 1825г. на Сенатской площади. Слайд.

Задание

Работа с учебником - параграф 9, с. 60-61;

  1. Опишите планы руководителей выступления 14 декабря 1825г.

  2. Во имя чего солдаты вышли на Сенатскую площадь?

  3. Почему декабристы не рассказывали выведенным ими на Сенатскую площадь солдатам об истинных причинах выступления?

  4. Как вы полагаете, солдаты понимали, что одна из целей декабристов - свержение самодержавия?

Работа с документом (фрагмент) из «Манифеста к Русскому народу декабристов с. 62.

Проанализируйте текст «Манифеста к русскому народу. Какие из его положений вы считаете основными и почему?

Сформулируйте причины поражения восстания 14 декабря 1825 года? Слайд.

Работа с документом из воспоминания декабриста И.И. Горбачевского о восстании Черниговского полка.( с.63)

По воспоминаниям И.И. Горбачевского определите, какова была главная причина поражения черниговцев. Следствие и суд над декабристами. С 61.

Задание

Как вы думаете, почему Николай 1 пошел на смягчение наказания восставшим декабристам?

Работа над синтквейном посвященного восстанию декабристов на Сенатской площади 14 декабря 1825г.

1. существительное

  1. прилагательных

  2. глагола

  3. любое слово Значение восстания декабристов.с.61 - 62.

В форме ученого совета, ученый выступает с мини докладом на тему «Итоги восстания декабристов» Слайд.

Слайд

Заключительный итог урока.

Решение кроссворда.

Анкета для учащихся

  1. Дайте оценку работы своей группы, других групп.

  2. Удачно ли прошел урок? Что нового вы узнали на уроке.

  3. Интересно ли работать с историческими источниками?

  4. Стоит ли продолжать такие уроки в будущем?

Выставление, оценок ,

Домашнее задание параграф 8, 9, напишите эссе на тему: «Мое отношение к декабристам»

Внутри группы учащиеся распределяют обязанности.

  1. Ведущий (направляет работу группы)

  2. Аналитик (читает документ, делает выводы)

  3. Протоколист (записывает выводы, составляет тезисы доклада)

  4. Докладчик (выступает от имени группы с тезисами о результатах работы).


Русская правда

Конституция

Новые термины

Крепостное право (1 группа)

Земля (1 группа)

Сословия (2группа)

Государственное устройство (2 группа)

Конституция, республика, федеративное устройство, унитарное устройство

Административное деление (3 группа)

Формы Правления (4 группа)

Диктатура,

конституционная

монархия.






Анкета для учащихся

  1. Дайте оценку работы своей группы, других групп.

  2. Удачно ли прошел урок? Что нового вы узнали на уроке.

  3. Интересно ли работать с историческими источниками?

  4. Стоит ли продолжать такие уроки в будущем?

  1. Дайте оценку работы своей группы, других групп.

Алгоритм работы с документом.

  1. Ознакомьтесь с источником, определите:

  • Автора;

  • время и место создания текста ( но его содержанию);

  1. Установите:

  • цель автора текста.

  1. Изучите и проанализируйте содержание текста:

  • постарайтесь понять, выделить его основные положения;

  • разделите мысленно содержание текста на ряд смысловых частей, выделите главные мысли каждой части;

  • по ходу изучения текста формулируйте главные мысли источника и записывайте их виде тезисов или цитат, ключевых слов.

-

© 2010-2022