- Преподавателю
- История
- Урок по истории родного края в 6 классе
Урок по истории родного края в 6 классе
Раздел | История |
Класс | 6 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Евсеев А.И. |
Дата | 29.03.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Урок по истории родного края в 6 классе по теме «Моя малая Родина - Апалиха»
Учитель - Евсеев Анатолий Иванович, первая квалификационная категория.
Задачи урока:
Образовательные:
1. Определить вместе с учащимися понятие «Малая Родина»;
2. Знакомить учащихся с историей и достопримечательностями родного края.
Развивающие:
1. Способствовать логическому мышлению учащихся;
2. Пробуждать интерес к предмету.
Воспитательные:
1. Прививать любовь к родному краю;
2. Воспитывать у учащихся чувство гордости за своих соотечественников.
Материальное обеспечение : проектор, презентация к уроку, портреты участников Великой Отечественной войны, раздаточный текстовый материал по истории села, видеоклип о селе.
Ход урока
1.Вступительная часть
(учитель начинает урок с исполнения 1-го куплета и припева из песни про Апалиху)
Есть в Саратовской губернии,
Где кипит крестьянский труд,
Распрекрасная деревня-
Апалихою зовут.
Апалиха-Апалиха,
В ковылях трава шелковая.
Апалиха-Апалиха,
Вода родниковая.
- Ребята, вы конечно неоднократно слышали эту красивую песню про наше село. Вы догадались, о чём пойдёт речь на нашем сегодняшнем уроке?
- Да, о нашем любимом селе - Апалиха! Тема урока - «моя малая Родина - Апалиха» (слайд 1).
На уроках истории мы с вами знакомимся с величественной, героической и трагической историей нашего Отечества. Но эта большая история потому такая яркая и богатая, потому что складывается из тысяч и тысяч историй городов, сел и совсем маленьких деревень. И особое место для нас среди них занимает наша малая Родина.
- Как вы понимаете выражение «малая Родина»?
Итак, малая Родина - это то место на земле, где человек родился и рос, где находятся могилы его предков, где он познал первые радости и неудачи. Для меня, для вас, для ваших родителей малая родина - это Апалиха, о ней сегодня и поговорим.
Для этого совершим путешествие во времени и пространстве с остановками на различных станциях. А отправимся мы с вами на воображаемом поезде, в нём три вагона. В каждом вагоне выберите проводника, который будет помогать пассажирам и мне.
- Проводники, поднимите руки!
2. Станция «Историческая»
- Первой станцией, с которой мы отправляемся в путь, - станция «Историческая»( слайд 2)
Апалиха - интересное название села. А откуда взялось это название? Кто-нибудь знает? Существуют 3 версии о происхождении названия села (слайд 3):
-
От слова «опала» - немилость, в которую попали раскольники-старообрядцы в 17-ом веке;
-
От слова «пал» - опаленное, расчищенное под пашню место;
-
От названия улицы Апалиха на окраине Москвы.
- Наиболее вероятную версию мы узнаем, поработав с текстом об истории села. У каждой группы на парте фрагмент текста об истории села, ознакомьтесь с ним и ответьте на предложенные вопросы.
Текст: Русское село Апалиха ( а при возникновении Опалиха) было основано раскольниками-старообрядцами во второй половине 17-го века ( в 70-80-е годы XVIII века) при царе Алексее Михайловиче. Они, преследуемые царскими властями, бежали на окраины России, выбирая местом своего жительства леса, болота, долины рек. Первые глинянки и землянки были построены ими при впадении ручьёв Жилой, Гремячий и Белый в реку Терса.
Позже население села пополнилось сосланными сюда стрельцами после целого ряда стрелецких бунтов в конце 17 - начале 18 века. Таким образом в селе оказались жители двух вероисповеданий христианской религии - старообрядцы и православные. Позже в селе были построены две церкви: деревянная старообрядческая и кирпичная православная. В составе Хвалынского уезда Саратовской губернии село было центром Апалихинской волости Управление села находилось в руках трех лиц - старосты, попа и урядника.
Население села быстро увеличивалось. Все крестьяне жили общиной. Земля делилась на мужские души, женщины правом на землю не обладали. В начале ХХ века село Апалиха выросло в большой населенный пункт, состоящий из 762 дворов и 6600 жителей. В селе имелись две церкви, 2 школы, больница-стационар, базарная площадь, 11 мельниц, несколько маслобоен, пожарная часть. Село стало одним из самых больших в округе. Базары организовывались еженедельно по субботам, ярмарки проводились два раза в год на Троицу и 8 сентября, обе двухдневные.
Далее идёт работа с текстом по вопросам учителя:
-Так какая же из версий о происхождении названия села наиболее правдива?
- Кем и где было основано село?
- Кем и почему позже пополнилось население села?
- Кто позже управлял селом?
- Когда село стало самым большим в округе и сколько в нём было жителей?
- Какие объекты, достопримечательности тогда были в селе?
-Продолжаем наше путешествие. Следующая станция - Географическая- Легендарная (слайд 4).
3. Станция «Географическая - Легендарная»
- Вы знаете, что село Апалиха находится на территории Хвалынского района. Посмотрите на карту Хвалынского района и определите географическое положение села (слайд 5).
- А теперь мы прогуляемся по селу и его окрестностям. Вставайте, посмотрите вокруг, найдите фотографии в классе и назовите местные достопримечательности, которые на них изображены (Три Шишки, Ташиха, Троицкая гора, река Терса). Давайте поместим эти фотографии на классной доске.
Ах, какие здесь домишки,
Им бы жить - не увядать.
Заберёшься на Три Шишки -
Пол-России там видать.
- А что это за Три Шишки?(Горы).
- Да, это три стоящие рядом горы, другое их название Три Сестры.
- Ребята, какие ещё интересные географические объекты есть на территории нашего села и в его округе? (Попова Шишка, гора Маковка, Арменские горы).
Три Шишки, Ташиха, Троицкая гора - все они входят в состав одной гряды гор. Как эта гряда называется? (Арменские горы - слайд 6).
- Есть несколько легенд, связанных с некоторыми из тех географических объектов, на которых мы побывали. Наши экскурсоводы расскажут нам их.
(Рассказ учеников легенд о Трёх Шишках, о Троицкой горе).
5. Станция «Народная»
-Главным богатством и достоянием села всегда были его жители, народ. И поэтому мы с вами оказываемся на очередной станции под названием Народна (слайд 7).
В нашем селе живут трудолюбивые и талантливые люди. Сейчас численность населения составляет 600 человек. А сто лет назад, точнее в 1910 году, в Апалихе проживало 6600 жителей. С тех пор исчезли целые улицы: Лягушовка, Суховка, Голодявка, Горелый. Интересные названия?
- Вова, а на какой улице ты живёшь?(Комсомольская)
- А ты Саша?(Дружбы)
- А ты Гена?(60 лет Октября)
- А Лена?(Советская)
- А вы знаете старинные названия своих улиц? (Церковная, Маленькая Наяновка, Наяновка, Заречная).
- Предположите, почему они так назывались. Например, улица Заречная…
(ученики предлагают свои версии).
Последняя улица, о которой мы говорили - Церковная. Она привела нас на следующую станцию.
6. Станция «Религиозная» (слайд 8).
- К сожалению, сейчас у нас в селе нет ни одной церкви. А как было раньше? Посмотрите на таблицу и составьте по ней рассказ (слайд 9).
- Посмотрите на слайде, как выглядела когда-то старообрядческая церковь в нашем селе (слайд 10).
7. Станция «Патриотическая» (слайд 11).
- Жизнь и судьба жителей нашего села неразрывно связана с жизнью, судьбой и историей всей страны. Не могли обойти стороной село лихие военные годы Первой мировой войны, Гражданской войны и конечно Великой Отечественной войны. В годы Гражданской войны, в августе 1918 года, на территории нашего села разыгралась кровавая трагедия. Подробно об этом вы узнаете из текста. Жужжащее чтение.
Текст:
В январе 1918 года в с. Апалиха была установлена Советская власть. Но в августе 1918г. со стороны Сызрани к селу прорвались белогвардейцы. На какое-то время они завладели селом. 21 августа на прицерковной площади белогвардейцы расстреляли 33 пленных красногвардейцев. После того, как белых выбили из села, останки расстрелянных красноармейцев были похоронены в братской могиле.
В 1956 году на этом месте был воздвигнут памятник: на высоком постаменте фигура красноармейца в шинели и с папахой на голове. Он стоит в полный рост, сжимая в руках знаменитую трёхлинейку. Этот памятник особенно дорог нам тем, что создал его наш односельчанин Семён Анисимович Тупицын, который заведовал избой- читальней. Долгое время по знаменательным датам здесь собирались люди, чтобы почтить память, погибших в годы Гражданской и Великой Отечественной войн.
Среди ветеранов, постоянно приезжавших сюда на 9 мая, был один из 33-и красноармейцев, который чудом остался в живых после расстрела в 1918 году, Туваев Пётр Иванович. 17-летнего тяжелораненого Петра Туваева укрыла в своём доме и выходила попадья. И спустя много лет стал приезжать в Апалиху, чтобы поклониться похороненным здесь товарищам. Последний раз Пётр Иванович, уроженец Балтайского района, приезжал в село на 30-летие Великой Победы в 1975году.
В настоящее время памятник сильно разрушен и нуждается в реставрации.
-Судя по тому, что жужжание прекратилось, текст вы прочитали. Теперь поработаем с ним. Предлагаю составить вопросы по вагонам. Первый вагон составляет вопросы по первому абзацу, второй - по второму, третий - по третьему. Каждый вагон составляет по 3 вопроса и задаёт их пассажирам других вагонов.
- Слушаем вопросы от первого вагона. Проводник первого вагона, кто задаст у вас первый вопрос?
(Учитель по ходу вопросов показывает слайды с памятником, его автором, выжившим красноармейцем - слайды 12 и 13).
- В годы Великой Отечественной войны 1941-1945 годов для борьбы с немецким фашизмом из нашего села ушли на фронт более 500 человек. Из них 270 человек погибли, пропали без вести, умерли от ран. 133 человека вернулись с фронта победителями. Списки всех воевавших и погибших есть в нашем школьном краеведческом музее. В центре села память о них увековечили памятником (фото на слайде 14).
- В нашей стране появилась хорошая традиция: 9 мая по улицам городов проходит Бессмертный полк. У нас тоже есть свой маленький Бессмертный полк
(Под музыку ученики по одному выходят к доске с портретами воинов и кратко о них говорят).
- . К сожалению, на сегодняшнее время у нас не осталось в живых ни одного ветерана войны. Вечная им память и слава!
8. Станция «Экологическая».
- Последняя наша станция - Экологическая (слайд 15). Мы с вами живём в живописнейшей местности. У нас красивая природа, чистейшая родниковая вода. Давайте ещё раз полюбуемся той красотой, которая нас окружает.
(Просмотр презентации под сопровождение музыки).
Я знаю, что вы активно помогаете всё это сохранить для последующих поколений (слайд 16).
9. Рефлексия.
Наше путешествие подошло к концу. Поделитесь своими впечатлениями - составьте синквейн «Апалиха» (групповая работа).
10. Оценки за урок.
-Вы все сегодня на уроке хорошо поработали. Проводники, кто вам больше всего оказывал помощь во время путешествия? Проводник первого вагона? Второго вагона? Проводникам и всем, кого они назвали, мы ставим оценки «5», все остальные получают оценки «4».
11. Домашнее задание
- Домашнее задание будет на выбор (слайд 17). Выберите и запишите себе в дневник одно из тех заданий, которое вам наиболее интересно: 1) мини-сочинение «Моё село в будущем»; 2) нарисовать свой герб села; 3) фотоколлаж «Моя малая Родина».
12. Итог урока.
- Неумолимо быстро течёт время, однако ему неподвластно стереть с памяти людской всё самое ценное, любимое, дорогое, что есть у каждого человека - это его родина, родная сторонка, родная улица, родное село!
Ах, какие здесь рассветы,
Как в раю ты здесь живёшь.
Обойди ты хоть пол-света,
Лучше края не найдёшь.
Апалиха-Апалиха,
В ковылях трава шелковая,
Апалиха-Апалиха,
Вода родниковая!
- Спасибо за работу на уроке. До свидания!
1 в
Приложение 1
Русское село Апалиха ( а при возникновении Опалиха) было основано раскольниками-старообрядцами во второй половине 17-го века ( в 70-80-е годы XVIII века) при царе Алексее Михайловиче. Они, преследуемые царскими властями, бежали на окраины России, выбирая местом своего жительства леса, болота, долины рек. Первые глинянки и землянки были построены ими при впадении ручьёв Жилой, Гремячий и Белый в реку Терса.
2 в. Приложение 1
Позже население села пополнилось сосланными сюда стрельцами после целого ряда стрелецких бунтов в конце 17 - начале 18 века. Таким образом в селе оказались жители двух вероисповеданий христианской религии - старообрядцы и православные. Позже в селе были построены две церкви: деревянная старообрядческая и кирпичная православная. В составе Хвалынского уезда Саратовской губернии село было центром Апалихинской волости Управление села находилось в руках трех лиц - старосты, попа и урядника.
3 в.
Приложение 1
Население села быстро увеличивалось. Все крестьяне жили общиной. Земля делилась на мужские души, женщины правом на землю не обладали. В начале ХХ века село Апалиха выросло в большой населенный пункт, состоящий из 762 дворов и 6600 жителей. В селе имелись две церкви, 2 школы, больница-стационар, базарная площадь, 11 мельниц, несколько маслобоен, пожарная часть. Село стало одним из самых больших в округе. Базары организовывались еженедельно по субботам, ярмарки проводились два раза в год на Троицу и 8 сентября, обе двухдневные.
Приложение 2
В январе 1918 года в с. Апалиха была установлена Советская власть. Но в августе 1918г. со стороны Сызрани к селу прорвались белогвардейцы. На какое-то время они завладели селом. 21 августа на прицерковной площади белогвардейцы расстреляли 33 пленных красногвардейцев. После того, как белых выбили из села, останки расстрелянных красноармейцев были похоронены в братской могиле.
В 1956 году на этом месте был воздвигнут памятник: на высоком постаменте фигура красноармейца в шинели и с папахой на голове. Он стоит в полный рост, сжимая в руках знаменитую трёхлинейку. Этот памятник особенно дорог нам тем, что создал его наш односельчанин Семён Анисимович Тупицын, который заведовал избой- читальней. Долгое время по знаменательным датам здесь собирались люди, чтобы почтить память, погибших в годы Гражданской и Великой Отечественной войн.
Среди ветеранов, постоянно приезжавших сюда на 9 мая, был один из 33-и красноармейцев, который чудом остался в живых после расстрела в 1918 году, Туваев Пётр Иванович. 17-летнего тяжелораненого Петра Туваева укрыла в своём доме и выходила попадья. И спустя много лет стал приезжать в Апалиху, чтобы поклониться похороненным здесь товарищам. Последний раз Пётр Иванович, уроженец Балтайского района, приезжал в село на 30-летие Великой Победы в 1975году.
В настоящее время памятник сильно разрушен и нуждается в реставрации.