Урок по истории родного края в 6 классе

Раздел История
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок по истории родного края в 6 классе по теме «Моя малая Родина - Апалиха»

Учитель - Евсеев Анатолий Иванович, первая квалификационная категория.

Задачи урока:

Образовательные:

1. Определить вместе с учащимися понятие «Малая Родина»;

2. Знакомить учащихся с историей и достопримечательностями родного края.

Развивающие:

1. Способствовать логическому мышлению учащихся;

2. Пробуждать интерес к предмету.

Воспитательные:

1. Прививать любовь к родному краю;

2. Воспитывать у учащихся чувство гордости за своих соотечественников.

Материальное обеспечение : проектор, презентация к уроку, портреты участников Великой Отечественной войны, раздаточный текстовый материал по истории села, видеоклип о селе.

Ход урока

1.Вступительная часть

(учитель начинает урок с исполнения 1-го куплета и припева из песни про Апалиху)

Есть в Саратовской губернии,

Где кипит крестьянский труд,

Распрекрасная деревня-

Апалихою зовут.

Апалиха-Апалиха,

В ковылях трава шелковая.

Апалиха-Апалиха,

Вода родниковая.

- Ребята, вы конечно неоднократно слышали эту красивую песню про наше село. Вы догадались, о чём пойдёт речь на нашем сегодняшнем уроке?

- Да, о нашем любимом селе - Апалиха! Тема урока - «моя малая Родина - Апалиха» (слайд 1).

На уроках истории мы с вами знакомимся с величественной, героической и трагической историей нашего Отечества. Но эта большая история потому такая яркая и богатая, потому что складывается из тысяч и тысяч историй городов, сел и совсем маленьких деревень. И особое место для нас среди них занимает наша малая Родина.

- Как вы понимаете выражение «малая Родина»?

Итак, малая Родина - это то место на земле, где человек родился и рос, где находятся могилы его предков, где он познал первые радости и неудачи. Для меня, для вас, для ваших родителей малая родина - это Апалиха, о ней сегодня и поговорим.

Для этого совершим путешествие во времени и пространстве с остановками на различных станциях. А отправимся мы с вами на воображаемом поезде, в нём три вагона. В каждом вагоне выберите проводника, который будет помогать пассажирам и мне.

- Проводники, поднимите руки!

2. Станция «Историческая»

- Первой станцией, с которой мы отправляемся в путь, - станция «Историческая»( слайд 2)

Апалиха - интересное название села. А откуда взялось это название? Кто-нибудь знает? Существуют 3 версии о происхождении названия села (слайд 3):

  1. От слова «опала» - немилость, в которую попали раскольники-старообрядцы в 17-ом веке;

  2. От слова «пал» - опаленное, расчищенное под пашню место;

  3. От названия улицы Апалиха на окраине Москвы.

- Наиболее вероятную версию мы узнаем, поработав с текстом об истории села. У каждой группы на парте фрагмент текста об истории села, ознакомьтесь с ним и ответьте на предложенные вопросы.

Текст: Русское село Апалиха ( а при возникновении Опалиха) было основано раскольниками-старообрядцами во второй половине 17-го века ( в 70-80-е годы XVIII века) при царе Алексее Михайловиче. Они, преследуемые царскими властями, бежали на окраины России, выбирая местом своего жительства леса, болота, долины рек. Первые глинянки и землянки были построены ими при впадении ручьёв Жилой, Гремячий и Белый в реку Терса.

Позже население села пополнилось сосланными сюда стрельцами после целого ряда стрелецких бунтов в конце 17 - начале 18 века. Таким образом в селе оказались жители двух вероисповеданий христианской религии - старообрядцы и православные. Позже в селе были построены две церкви: деревянная старообрядческая и кирпичная православная. В составе Хвалынского уезда Саратовской губернии село было центром Апалихинской волости Управление села находилось в руках трех лиц - старосты, попа и урядника.

Население села быстро увеличивалось. Все крестьяне жили общиной. Земля делилась на мужские души, женщины правом на землю не обладали. В начале ХХ века село Апалиха выросло в большой населенный пункт, состоящий из 762 дворов и 6600 жителей. В селе имелись две церкви, 2 школы, больница-стационар, базарная площадь, 11 мельниц, несколько маслобоен, пожарная часть. Село стало одним из самых больших в округе. Базары организовывались еженедельно по субботам, ярмарки проводились два раза в год на Троицу и 8 сентября, обе двухдневные.

Далее идёт работа с текстом по вопросам учителя:

-Так какая же из версий о происхождении названия села наиболее правдива?

- Кем и где было основано село?

- Кем и почему позже пополнилось население села?

- Кто позже управлял селом?

- Когда село стало самым большим в округе и сколько в нём было жителей?

- Какие объекты, достопримечательности тогда были в селе?

-Продолжаем наше путешествие. Следующая станция - Географическая- Легендарная (слайд 4).

3. Станция «Географическая - Легендарная»

- Вы знаете, что село Апалиха находится на территории Хвалынского района. Посмотрите на карту Хвалынского района и определите географическое положение села (слайд 5).

- А теперь мы прогуляемся по селу и его окрестностям. Вставайте, посмотрите вокруг, найдите фотографии в классе и назовите местные достопримечательности, которые на них изображены (Три Шишки, Ташиха, Троицкая гора, река Терса). Давайте поместим эти фотографии на классной доске.

Ах, какие здесь домишки,

Им бы жить - не увядать.

Заберёшься на Три Шишки -

Пол-России там видать.

- А что это за Три Шишки?(Горы).

- Да, это три стоящие рядом горы, другое их название Три Сестры.

- Ребята, какие ещё интересные географические объекты есть на территории нашего села и в его округе? (Попова Шишка, гора Маковка, Арменские горы).

Три Шишки, Ташиха, Троицкая гора - все они входят в состав одной гряды гор. Как эта гряда называется? (Арменские горы - слайд 6).

- Есть несколько легенд, связанных с некоторыми из тех географических объектов, на которых мы побывали. Наши экскурсоводы расскажут нам их.

(Рассказ учеников легенд о Трёх Шишках, о Троицкой горе).

5. Станция «Народная»

-Главным богатством и достоянием села всегда были его жители, народ. И поэтому мы с вами оказываемся на очередной станции под названием Народна (слайд 7).

В нашем селе живут трудолюбивые и талантливые люди. Сейчас численность населения составляет 600 человек. А сто лет назад, точнее в 1910 году, в Апалихе проживало 6600 жителей. С тех пор исчезли целые улицы: Лягушовка, Суховка, Голодявка, Горелый. Интересные названия?

- Вова, а на какой улице ты живёшь?(Комсомольская)

- А ты Саша?(Дружбы)

- А ты Гена?(60 лет Октября)

- А Лена?(Советская)

- А вы знаете старинные названия своих улиц? (Церковная, Маленькая Наяновка, Наяновка, Заречная).

- Предположите, почему они так назывались. Например, улица Заречная…

(ученики предлагают свои версии).

Последняя улица, о которой мы говорили - Церковная. Она привела нас на следующую станцию.

6. Станция «Религиозная» (слайд 8).

- К сожалению, сейчас у нас в селе нет ни одной церкви. А как было раньше? Посмотрите на таблицу и составьте по ней рассказ (слайд 9).

- Посмотрите на слайде, как выглядела когда-то старообрядческая церковь в нашем селе (слайд 10).

7. Станция «Патриотическая» (слайд 11).

- Жизнь и судьба жителей нашего села неразрывно связана с жизнью, судьбой и историей всей страны. Не могли обойти стороной село лихие военные годы Первой мировой войны, Гражданской войны и конечно Великой Отечественной войны. В годы Гражданской войны, в августе 1918 года, на территории нашего села разыгралась кровавая трагедия. Подробно об этом вы узнаете из текста. Жужжащее чтение.

Текст:

В январе 1918 года в с. Апалиха была установлена Советская власть. Но в августе 1918г. со стороны Сызрани к селу прорвались белогвардейцы. На какое-то время они завладели селом. 21 августа на прицерковной площади белогвардейцы расстреляли 33 пленных красногвардейцев. После того, как белых выбили из села, останки расстрелянных красноармейцев были похоронены в братской могиле.

В 1956 году на этом месте был воздвигнут памятник: на высоком постаменте фигура красноармейца в шинели и с папахой на голове. Он стоит в полный рост, сжимая в руках знаменитую трёхлинейку. Этот памятник особенно дорог нам тем, что создал его наш односельчанин Семён Анисимович Тупицын, который заведовал избой- читальней. Долгое время по знаменательным датам здесь собирались люди, чтобы почтить память, погибших в годы Гражданской и Великой Отечественной войн.

Среди ветеранов, постоянно приезжавших сюда на 9 мая, был один из 33-и красноармейцев, который чудом остался в живых после расстрела в 1918 году, Туваев Пётр Иванович. 17-летнего тяжелораненого Петра Туваева укрыла в своём доме и выходила попадья. И спустя много лет стал приезжать в Апалиху, чтобы поклониться похороненным здесь товарищам. Последний раз Пётр Иванович, уроженец Балтайского района, приезжал в село на 30-летие Великой Победы в 1975году.

В настоящее время памятник сильно разрушен и нуждается в реставрации.

-Судя по тому, что жужжание прекратилось, текст вы прочитали. Теперь поработаем с ним. Предлагаю составить вопросы по вагонам. Первый вагон составляет вопросы по первому абзацу, второй - по второму, третий - по третьему. Каждый вагон составляет по 3 вопроса и задаёт их пассажирам других вагонов.

- Слушаем вопросы от первого вагона. Проводник первого вагона, кто задаст у вас первый вопрос?

(Учитель по ходу вопросов показывает слайды с памятником, его автором, выжившим красноармейцем - слайды 12 и 13).

- В годы Великой Отечественной войны 1941-1945 годов для борьбы с немецким фашизмом из нашего села ушли на фронт более 500 человек. Из них 270 человек погибли, пропали без вести, умерли от ран. 133 человека вернулись с фронта победителями. Списки всех воевавших и погибших есть в нашем школьном краеведческом музее. В центре села память о них увековечили памятником (фото на слайде 14).

- В нашей стране появилась хорошая традиция: 9 мая по улицам городов проходит Бессмертный полк. У нас тоже есть свой маленький Бессмертный полк

(Под музыку ученики по одному выходят к доске с портретами воинов и кратко о них говорят).

- . К сожалению, на сегодняшнее время у нас не осталось в живых ни одного ветерана войны. Вечная им память и слава!

8. Станция «Экологическая».

- Последняя наша станция - Экологическая (слайд 15). Мы с вами живём в живописнейшей местности. У нас красивая природа, чистейшая родниковая вода. Давайте ещё раз полюбуемся той красотой, которая нас окружает.

(Просмотр презентации под сопровождение музыки).

Я знаю, что вы активно помогаете всё это сохранить для последующих поколений (слайд 16).

9. Рефлексия.

Наше путешествие подошло к концу. Поделитесь своими впечатлениями - составьте синквейн «Апалиха» (групповая работа).

10. Оценки за урок.

-Вы все сегодня на уроке хорошо поработали. Проводники, кто вам больше всего оказывал помощь во время путешествия? Проводник первого вагона? Второго вагона? Проводникам и всем, кого они назвали, мы ставим оценки «5», все остальные получают оценки «4».

11. Домашнее задание

- Домашнее задание будет на выбор (слайд 17). Выберите и запишите себе в дневник одно из тех заданий, которое вам наиболее интересно: 1) мини-сочинение «Моё село в будущем»; 2) нарисовать свой герб села; 3) фотоколлаж «Моя малая Родина».

12. Итог урока.

- Неумолимо быстро течёт время, однако ему неподвластно стереть с памяти людской всё самое ценное, любимое, дорогое, что есть у каждого человека - это его родина, родная сторонка, родная улица, родное село!

Ах, какие здесь рассветы,

Как в раю ты здесь живёшь.

Обойди ты хоть пол-света,

Лучше края не найдёшь.

Апалиха-Апалиха,

В ковылях трава шелковая,

Апалиха-Апалиха,

Вода родниковая!

- Спасибо за работу на уроке. До свидания!











1 в

Приложение 1

Русское село Апалиха ( а при возникновении Опалиха) было основано раскольниками-старообрядцами во второй половине 17-го века ( в 70-80-е годы XVIII века) при царе Алексее Михайловиче. Они, преследуемые царскими властями, бежали на окраины России, выбирая местом своего жительства леса, болота, долины рек. Первые глинянки и землянки были построены ими при впадении ручьёв Жилой, Гремячий и Белый в реку Терса.


2 в. Приложение 1

Позже население села пополнилось сосланными сюда стрельцами после целого ряда стрелецких бунтов в конце 17 - начале 18 века. Таким образом в селе оказались жители двух вероисповеданий христианской религии - старообрядцы и православные. Позже в селе были построены две церкви: деревянная старообрядческая и кирпичная православная. В составе Хвалынского уезда Саратовской губернии село было центром Апалихинской волости Управление села находилось в руках трех лиц - старосты, попа и урядника.

3 в.

Приложение 1

Население села быстро увеличивалось. Все крестьяне жили общиной. Земля делилась на мужские души, женщины правом на землю не обладали. В начале ХХ века село Апалиха выросло в большой населенный пункт, состоящий из 762 дворов и 6600 жителей. В селе имелись две церкви, 2 школы, больница-стационар, базарная площадь, 11 мельниц, несколько маслобоен, пожарная часть. Село стало одним из самых больших в округе. Базары организовывались еженедельно по субботам, ярмарки проводились два раза в год на Троицу и 8 сентября, обе двухдневные.

Приложение 2

В январе 1918 года в с. Апалиха была установлена Советская власть. Но в августе 1918г. со стороны Сызрани к селу прорвались белогвардейцы. На какое-то время они завладели селом. 21 августа на прицерковной площади белогвардейцы расстреляли 33 пленных красногвардейцев. После того, как белых выбили из села, останки расстрелянных красноармейцев были похоронены в братской могиле.

В 1956 году на этом месте был воздвигнут памятник: на высоком постаменте фигура красноармейца в шинели и с папахой на голове. Он стоит в полный рост, сжимая в руках знаменитую трёхлинейку. Этот памятник особенно дорог нам тем, что создал его наш односельчанин Семён Анисимович Тупицын, который заведовал избой- читальней. Долгое время по знаменательным датам здесь собирались люди, чтобы почтить память, погибших в годы Гражданской и Великой Отечественной войн.

Среди ветеранов, постоянно приезжавших сюда на 9 мая, был один из 33-и красноармейцев, который чудом остался в живых после расстрела в 1918 году, Туваев Пётр Иванович. 17-летнего тяжелораненого Петра Туваева укрыла в своём доме и выходила попадья. И спустя много лет стал приезжать в Апалиху, чтобы поклониться похороненным здесь товарищам. Последний раз Пётр Иванович, уроженец Балтайского района, приезжал в село на 30-летие Великой Победы в 1975году.

В настоящее время памятник сильно разрушен и нуждается в реставрации.



© 2010-2022