- Преподавателю
- История
- Рабочая программа по внеурочной деятельности Я -исследователь. Краеведение (5 класс)
Рабочая программа по внеурочной деятельности Я -исследователь. Краеведение (5 класс)
Раздел | История |
Класс | 5 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Хопта Н.В. |
Дата | 21.08.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
«Я - исследователь». Краеведение.
Программа внеурочной деятельности
для учащихся 5 класса
Автор - составитель: Хопта
Наталья Васильевна, учитель истории
МБОУ «СОШ № 1» г. Мариинск
Мариинск 2016
Содержание программы
Краеведение, 5 класс
Раздел I. Темы исследований
Занятие 1. Научные исследования и наша жизнь. Понятие "исследование". Как и где человек проводит исследования в быту? Что такое научное исследование? Где и как используют люди результаты научных исследований? Что такое научное открытие? Кто такие исследователи?
Раздел II. Исследовательская работа и проект как её результат.
Занятие 2. Как выбрать тему проекта?Выявление интересов и знаний в области исследования, обсуждение возникших идей, постановка проблемы.
Занятие 3. Темы проектов по краеведению. Разбиение на группы в соответствии с интересами в области предмета «Краеведение».
Занятие 4. Пути получения информации:наблюдение, эксперимент, опрос, анализ информации из различных источников, обращение к ресурсам Интернета, видеофильмам.
Экскурсия в библиотеку. Работа с книгой. Работа с электронным пособием.
Занятие 5. Источники информации. Знакомство с понятием «источник информации» (библиотека, беседа со взрослыми, экскурсия, книги, видео фильмы, ресурсы Интернета). Учебная литература - учебники, хрестоматии. Справочная литература - словари, справочники, энциклопедии. Электронные пособия. Составление плана работы.
Занятие 6. Требования к оформлению ученическо - исследовательской работы. Знакомство с правилами оформления списка источников информации, использованной литературы, презентации. Как подготовить письменный доклад. Как интересно подготовить устный доклад.
Занятие 7.Проект как результат исследования.Виды проектов: индивидуальные, групповые; кратковременные, долговременные. Ознакомление с отдельными проектами.
Занятие 8. Подготовка к защите проекта. Что такое сообщение, доклад. Как правильно спланировать сообщение о своем исследовании. Как выделить главное и второстепенное.Что такое защита. Как правильно делать доклад, отвечать на вопросы. Как использовать презентацию во время доклада.
Раздел III. Проект «Музеи г. Мариинска»
Занятие 9. Школьный музей «Патриот» и Музей Образования. Обдумываем проект: выделяем объект исследования; разделяем исследовательскую деятельность на этапы; выдвигаем гипотезы, планируем работу, выбираем источники информации, тип проекта.
Занятия 10. Музей имени Чивилихина и Краеведческий музей. Сбор информации (работа с печатными источниками, поиск в Интернет, интервьюирование). Отбор и систематизация нужной информации в соответствии с поставленной целью проекта, выявление недостающей информации, корректировка цели проекта.
Занятия 12. Музей «Береста Сибири». Сбор информации. Экскурсия, интервьюирование, фотографирование. Отбор и систематизация нужной информации в соответствии с поставленной целью проекта, выявление недостающей информации, корректировка цели проекта.
Занятия 11. Музей «Мариинск исторический». Сбор информации. Экскурсия, интервьюирование, фотографирование. Отбор и систематизация нужной информации в соответствии с поставленной целью проекта, выявление недостающей информации, корректировка цели проекта.
Занятия 13. Мемориал «Память». Сбор информации. Экскурсия, интервьюирование, фотографирование. Отбор и систематизация нужной информации в соответствии с поставленной целью проекта, выявление недостающей информации, корректировка цели проекта.
Занятия 14.Оформление проекта - «Музеи г. Мариинска».Классификация собранной информации, разметка газеты, размещение материала по теме проекта. Рефлексия.
Раздел IV. Проект «Памятники г. Мариинска»
Занятие 15. Памятники г. Мариинска.Обдумываем проект: выделяем объект исследования; разделяем исследовательскую деятельность на этапы; выдвигаем гипотезы, планируем работу, выбираем источники информации, тип проекта.
Занятие16. Памятники археологии.Сбор информации. Экскурсия, интервьюирование, фотографирование. Отбор и систематизация нужной информации в соответствии с поставленной целью проекта, выявление недостающей информации, корректировка цели проекта.
Занятие17.Памятники истории и культуры. Сбор информации (проведение наблюдений, работа с печатными источниками, поиск в Интернет и пр.)Отбор и систематизация нужной информации в соответствии с поставленной целью проекта, выявление недостающей информации, корректировка цели проекта.
Занятие 18. Исторические архитектурные памятники. Сбор информации. Экскурсия, интервьюирование, фотографирование. Отбор и систематизация нужной информации в соответствии с поставленной целью проекта, выявление недостающей информации, корректировка цели проекта.
Занятие 19. Символические и монументальные памятники. Сбор информации. Экскурсия, интервьюирование, фотографирование. Отбор и систематизация нужной информации в соответствии с поставленной целью проекта, выявление недостающей информации, корректировка цели проекта
Занятие20.Утраченные памятникиСбор информации. Экскурсия, интервьюирование, фотографирование. Отбор и систематизация нужной информации в соответствии с поставленной целью проекта, выявление недостающей информации, корректировка цели проекта
21. Оформление проектной работы «Памятники г. Мариинска». Вставка иллюстраций по тематике проекта. Публичная защита.
Раздел V. Проект «Великая Отечественная война в истории нашего города»
Занятие 22. Гордимся ветеранами.Обдумываем проект: выделяем объект исследования; разделяем исследовательскую деятельность на этапы; выдвигаем гипотезы, планируем работу, выбираем источники информации, тип проекта, .
Занятия 23.Герои Советского Союза и Кавалеры ордена Славы.Сбор информации (интервьюирование, работа с печатными источниками, поиск в Интернет и пр.)Отбор и систематизация нужной информации в соответствии с поставленной целью проекта, выявление недостающей информации, корректировка цели проекта.
Занятие24.Без вести пропавшие.Сбор информации (интервьюирование, работа с печатными источниками, поиск в Интернет и пр.)Отбор и систематизация нужной информации в соответствии с поставленной целью проекта, выявление недостающей информации, корректировка цели проекта.
Занятия 25. Отдали жизнь за Родину. Сбор информации (интервьюирование, работа с печатными источниками, поиск в Интернет и пр.)Отбор и систематизация нужной информации в соответствии с поставленной целью проекта, выявление недостающей информации, корректировка цели проекта.
Занятие 26. Узники фашистских концлагерей. Сбор информации (интервьюирование, работа с печатными источниками, поиск в Интернет и пр.)Отбор и систематизация нужной информации в соответствии с поставленной целью проекта, выявление недостающей информации, корректировка цели проекта.
Занятие 27. Оформление проекта «Великая Отечественная война в истории нашего города».Классификация и оформление собранной информации согласно требованиям составления презентаций в формате MicrosoftPowerPoint.
Раздел VI. Проект «История моей семьи в летописи г. Мариинска и Мариинского района».
Занятие 28.Генеалогическое древо моей семьи.Обдумываем проект: выделяем объект исследования; разделяем исследовательскую деятельность на этапы; выдвигаем гипотезы, планируем работу, выбираем источники информации, тип проекта.
Ознакомление с историческими источниками, хранимыми в домашних условиях;определение методов классификации; развитие хронологических умений, составление генеалогического древа семьи.
Занятие 29.Семейный архив, как исторический источник.Сбор информации (проведение интервью, работа с печатными источниками, поиск в Интернет и пр.)Отбор и систематизация нужной информации в соответствии с поставленной целью проекта, выявление недостающей информации, корректировка цели проекта.
Занятие 30.Наука генеалогия. Принципы составления родословного древа. Понятие Генеалогия. Принципы составления родословного древа. Восходящее и нисходящее древо.
Занятие 31.Родственные связи. Виды и степени родства. Родство, кровное родство, виды родства, степени родства.
Занятие 32.Оформление проектной работы«История моей семьи в летописи г. Мариинска и Мариинского района».Иллюстрирование материала, оформление печатной информации. Разметка проекта. Памятка по составлению генеалогического древа.
Занятие 33. Защита проекта «История моей семьи в летописи г. Мариинска и Мариинского района».Тезисы, устная защита.
Раздел 7. Итоги.
Занятие 34. Краеведение. Подведение итогов работы.Рефлексия. Подведение итогов работы.
Тематическое планирование.
разделов и тем
Характеристика основных видов деятельности учащихся
Количество часов
Форма проведения
Форма контроля
Всего
Теория
Практика
Раздел I. Темы исследований
Итого по разделу:
Умение слушать и слышать. Умение вести диалог.
Учимся мотивировать свой труд.
Учимся задавать вопросы учителю и себе. Игровая деятельность.
Самоконтроль действий.
1
1
1
1
-
игра с ведением диалога
-
Раздел 2
Исследовательская деятельность и проект как её результат
1. Выбираем тему исследования.
2. Пути поиска информации.
3. Источники информации.
4. Ресурсы библиотеки и Интернет.
5. Правила оформления текстового материала.
6. Что такое проект?
7. Правила презентации проекта.
Итого по разделу:
Учимся целеполаганию и выстраиванию задач.
Учимся видеть проблемы, формулировать темы и проблемы.
Учимся делать элементарные черновые записи.
Учимся выбирать нужные источники по теме проекта, пользоваться ресурсами библиотеки и Интернета.
Изучаем правила оформления проекта и его презентации.
1
1
1
1
1
1
1
7
1
1
1
3
1
1
1
1
4
Дискуссия
Экскурсия
Практикум.
Консультация
Лекция
Практическая работа
Мини-сочинение «Что я узнал об исследовательской деятельности»
Раздел 3
Проект «Музеи г. Мариинска»
1. Обдумываем проект.
2 - 3. Ищем информацию.
4-6. Оформление проекта -«Музеи г. Мариинска».
Итого по разделу:
Учимся запрашивать в Интернете материалы по теме проекта.
Учимся оценивать найденную информацию по теме исследования.
Учимся обобщать полученные материалы из разных источников,
классифицировать их, сравнивать, анализировать. Учимся оформлять материал. Учимся работать в команде. Учимсяподводить итоги.
Учимся из проделанной работы планировать дальнейшую проектно-исследовательскую деятельность
1
2
3
6
1
1
2
3
5
Дискуссия
Практикум.
Выставка
Презентация продукта исследования - доклад
Раздел IV. Проект «Памятники г. Мариинска» Обдумываем проект.
2 - 3. Ищем информацию.
4-5. Проводим интервью
6-7. Оформление проектной работы «Памятники г. Мариинска»
Итого по разделу:
Учимся мотивировать свой труд, давать себе целевую установку.
Учимся выбирать из книги нужный материал по теме проекта и делать закладки, пометы карандашом, выписки в рабочую тетрадь. Учимся практическому освоению замысла проекта
1
2
2
2
7
1
1
1
3
1
1
2
4
Дискуссия
Практикум.
Индивидуальная работа
Участие в школьной конференции
Раздел V. Проект «Великая Отечественная война в истории нашего города»
1. Обдумываем проект.
2 - 3. Ищем информацию.
4-5.Оформление проектной работы - презентации
Итого по разделу:
Закрепляем умение обобщать полученные материалы из разных источников,
классифицировать их, сравнивать, анализировать. Учимся делать презентацию к составленному тексту.
Учимся показывать презентацию к составленному тексту защиты проекта
1
2
2
5
1
1
2
1
2
3
Урок-поиск
Практикум
Выступление перед учащимися 5 «Б» класса
Раздел VI. Проект «История моей семьи в летописи г. Мариинска и Мариинского района».
1. Обдумываем проект.
2 - 3. Ищем информацию.
4-6. Оформление проектной работыЗащита проекта
7. Презентация проекта в библиотеке.
Итого по разделу:
Закрепляем умение выбирать нужные источники по теме проекта, пользоваться ресурсами библиотеки и Интернета, обобщать полученные материалы из разных источников,
классифицировать их, сравнивать, анализировать. Знакомимся с понятием «коллаж». Учимся делать коллаж.
1
2
3
1
7
1
2
3
3
1
4
Урок-поиск
Практикум
Презентация продукта исследования - мини конференция
Раздел VII. Итоги.
1. Краеведение. Подведение итогов работы.
Итого по разделу:
Учимся подводить итоги и систематизировать.Учимся оценивать себя и друг друга
1
1
1
1
итоговая игра
Всего
34
14
20
Календарно-тематическое планированиеСемейный архив как исторический источник
1
30
Наука генеалогия. Принципы составления родословного древа
1
31
Родственные связи. Виды и степени родства
1
32
Проект «История моей семьи в летописи г. Мариинска и Мариинского района».
1
33
Защита проекта «История моей семьи в летописи г. Мариинска и Мариинского района».
1
Раздел VII. Итоги.
34
Краеведение. Подведение итогов работы.
1