Рабочая программа по внеурочной деятельности Я -исследователь. Краеведение (5 класс)

Раздел История
Класс 5 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:










«Я - исследователь». Краеведение.

Программа внеурочной деятельности

для учащихся 5 класса









Автор - составитель: Хопта

Наталья Васильевна, учитель истории

МБОУ «СОШ № 1» г. Мариинск





















Мариинск 2016

Содержание программы

Краеведение, 5 класс

Раздел I. Темы исследований

Занятие 1. Научные исследования и наша жизнь. Понятие "исследование". Как и где человек проводит исследования в быту? Что такое научное исследование? Где и как используют люди результаты научных исследований? Что такое научное открытие? Кто такие исследователи?

Раздел II. Исследовательская работа и проект как её результат.

Занятие 2. Как выбрать тему проекта?Выявление интересов и знаний в области исследования, обсуждение возникших идей, постановка проблемы.

Занятие 3. Темы проектов по краеведению. Разбиение на группы в соответствии с интересами в области предмета «Краеведение».

Занятие 4. Пути получения информации:наблюдение, эксперимент, опрос, анализ информации из различных источников, обращение к ресурсам Интернета, видеофильмам.

Экскурсия в библиотеку. Работа с книгой. Работа с электронным пособием.

Занятие 5. Источники информации. Знакомство с понятием «источник информации» (библиотека, беседа со взрослыми, экскурсия, книги, видео фильмы, ресурсы Интернета). Учебная литература - учебники, хрестоматии. Справочная литература - словари, справочники, энциклопедии. Электронные пособия. Составление плана работы.

Занятие 6. Требования к оформлению ученическо - исследовательской работы. Знакомство с правилами оформления списка источников информации, использованной литературы, презентации. Как подготовить письменный доклад. Как интересно подготовить устный доклад.

Занятие 7.Проект как результат исследования.Виды проектов: индивидуальные, групповые; кратковременные, долговременные. Ознакомление с отдельными проектами.

Занятие 8. Подготовка к защите проекта. Что такое сообщение, доклад. Как правильно спланировать сообщение о своем исследовании. Как выделить главное и второстепенное.Что такое защита. Как правильно делать доклад, отвечать на вопросы. Как использовать презентацию во время доклада.

Раздел III. Проект «Музеи г. Мариинска»

Занятие 9. Школьный музей «Патриот» и Музей Образования. Обдумываем проект: выделяем объект исследования; разделяем исследовательскую деятельность на этапы; выдвигаем гипотезы, планируем работу, выбираем источники информации, тип проекта.

Занятия 10. Музей имени Чивилихина и Краеведческий музей. Сбор информации (работа с печатными источниками, поиск в Интернет, интервьюирование). Отбор и систематизация нужной информации в соответствии с поставленной целью проекта, выявление недостающей информации, корректировка цели проекта.

Занятия 12. Музей «Береста Сибири». Сбор информации. Экскурсия, интервьюирование, фотографирование. Отбор и систематизация нужной информации в соответствии с поставленной целью проекта, выявление недостающей информации, корректировка цели проекта.

Занятия 11. Музей «Мариинск исторический». Сбор информации. Экскурсия, интервьюирование, фотографирование. Отбор и систематизация нужной информации в соответствии с поставленной целью проекта, выявление недостающей информации, корректировка цели проекта.

Занятия 13. Мемориал «Память». Сбор информации. Экскурсия, интервьюирование, фотографирование. Отбор и систематизация нужной информации в соответствии с поставленной целью проекта, выявление недостающей информации, корректировка цели проекта.

Занятия 14.Оформление проекта - «Музеи г. Мариинска».Классификация собранной информации, разметка газеты, размещение материала по теме проекта. Рефлексия.

Раздел IV. Проект «Памятники г. Мариинска»

Занятие 15. Памятники г. Мариинска.Обдумываем проект: выделяем объект исследования; разделяем исследовательскую деятельность на этапы; выдвигаем гипотезы, планируем работу, выбираем источники информации, тип проекта.

Занятие16. Памятники археологии.Сбор информации. Экскурсия, интервьюирование, фотографирование. Отбор и систематизация нужной информации в соответствии с поставленной целью проекта, выявление недостающей информации, корректировка цели проекта.

Занятие17.Памятники истории и культуры. Сбор информации (проведение наблюдений, работа с печатными источниками, поиск в Интернет и пр.)Отбор и систематизация нужной информации в соответствии с поставленной целью проекта, выявление недостающей информации, корректировка цели проекта.

Занятие 18. Исторические архитектурные памятники. Сбор информации. Экскурсия, интервьюирование, фотографирование. Отбор и систематизация нужной информации в соответствии с поставленной целью проекта, выявление недостающей информации, корректировка цели проекта.

Занятие 19. Символические и монументальные памятники. Сбор информации. Экскурсия, интервьюирование, фотографирование. Отбор и систематизация нужной информации в соответствии с поставленной целью проекта, выявление недостающей информации, корректировка цели проекта

Занятие20.Утраченные памятникиСбор информации. Экскурсия, интервьюирование, фотографирование. Отбор и систематизация нужной информации в соответствии с поставленной целью проекта, выявление недостающей информации, корректировка цели проекта

21. Оформление проектной работы «Памятники г. Мариинска». Вставка иллюстраций по тематике проекта. Публичная защита.

Раздел V. Проект «Великая Отечественная война в истории нашего города»

Занятие 22. Гордимся ветеранами.Обдумываем проект: выделяем объект исследования; разделяем исследовательскую деятельность на этапы; выдвигаем гипотезы, планируем работу, выбираем источники информации, тип проекта, .

Занятия 23.Герои Советского Союза и Кавалеры ордена Славы.Сбор информации (интервьюирование, работа с печатными источниками, поиск в Интернет и пр.)Отбор и систематизация нужной информации в соответствии с поставленной целью проекта, выявление недостающей информации, корректировка цели проекта.

Занятие24.Без вести пропавшие.Сбор информации (интервьюирование, работа с печатными источниками, поиск в Интернет и пр.)Отбор и систематизация нужной информации в соответствии с поставленной целью проекта, выявление недостающей информации, корректировка цели проекта.

Занятия 25. Отдали жизнь за Родину. Сбор информации (интервьюирование, работа с печатными источниками, поиск в Интернет и пр.)Отбор и систематизация нужной информации в соответствии с поставленной целью проекта, выявление недостающей информации, корректировка цели проекта.

Занятие 26. Узники фашистских концлагерей. Сбор информации (интервьюирование, работа с печатными источниками, поиск в Интернет и пр.)Отбор и систематизация нужной информации в соответствии с поставленной целью проекта, выявление недостающей информации, корректировка цели проекта.

Занятие 27. Оформление проекта «Великая Отечественная война в истории нашего города».Классификация и оформление собранной информации согласно требованиям составления презентаций в формате MicrosoftPowerPoint.

Раздел VI. Проект «История моей семьи в летописи г. Мариинска и Мариинского района».

Занятие 28.Генеалогическое древо моей семьи.Обдумываем проект: выделяем объект исследования; разделяем исследовательскую деятельность на этапы; выдвигаем гипотезы, планируем работу, выбираем источники информации, тип проекта.

Ознакомление с историческими источниками, хранимыми в домашних условиях;определение методов классификации; развитие хронологических умений, составление генеалогического древа семьи.

Занятие 29.Семейный архив, как исторический источник.Сбор информации (проведение интервью, работа с печатными источниками, поиск в Интернет и пр.)Отбор и систематизация нужной информации в соответствии с поставленной целью проекта, выявление недостающей информации, корректировка цели проекта.

Занятие 30.Наука генеалогия. Принципы составления родословного древа. Понятие Генеалогия. Принципы составления родословного древа. Восходящее и нисходящее древо.

Занятие 31.Родственные связи. Виды и степени родства. Родство, кровное родство, виды родства, степени родства.

Занятие 32.Оформление проектной работы«История моей семьи в летописи г. Мариинска и Мариинского района».Иллюстрирование материала, оформление печатной информации. Разметка проекта. Памятка по составлению генеалогического древа.

Занятие 33. Защита проекта «История моей семьи в летописи г. Мариинска и Мариинского района».Тезисы, устная защита.

Раздел 7. Итоги.

Занятие 34. Краеведение. Подведение итогов работы.Рефлексия. Подведение итогов работы.

Тематическое планирование.

Наименование

разделов и тем

Характеристика основных видов деятельности учащихся

Количество часов

Форма проведения

Форма контроля

Всего

Теория

Практика

Раздел I. Темы исследований




Итого по разделу:

Умение слушать и слышать. Умение вести диалог.

Учимся мотивировать свой труд.

Учимся задавать вопросы учителю и себе. Игровая деятельность.

Самоконтроль действий.

1















1

1















1

-

игра с ведением диалога

-

Раздел 2

Исследовательская деятельность и проект как её результат

1. Выбираем тему исследования.

2. Пути поиска информации.

3. Источники информации.

4. Ресурсы библиотеки и Интернет.

5. Правила оформления текстового материала.

6. Что такое проект?

7. Правила презентации проекта.

Итого по разделу:

Учимся целеполаганию и выстраиванию задач.

Учимся видеть проблемы, формулировать темы и проблемы.

Учимся делать элементарные черновые записи.

Учимся выбирать нужные источники по теме проекта, пользоваться ресурсами библиотеки и Интернета.

Изучаем правила оформления проекта и его презентации.







1


1


1


1




1



1



1





7







1


1











1








3











1


1




1





1





4


Дискуссия

Экскурсия

Практикум.

Консультация

Лекция





Практическая работа

Мини-сочинение «Что я узнал об исследовательской деятельности»

Раздел 3

Проект «Музеи г. Мариинска»

1. Обдумываем проект.

2 - 3. Ищем информацию.

4-6. Оформление проекта -«Музеи г. Мариинска».







Итого по разделу:

Учимся запрашивать в Интернете материалы по теме проекта.

Учимся оценивать найденную информацию по теме исследования.

Учимся обобщать полученные материалы из разных источников,

классифицировать их, сравнивать, анализировать. Учимся оформлять материал. Учимся работать в команде. Учимсяподводить итоги.

Учимся из проделанной работы планировать дальнейшую проектно-исследовательскую деятельность






1


2


3





























6






1

































1








2


3





























5


Дискуссия

Практикум.


Выставка

Презентация продукта исследования - доклад

Раздел IV. Проект «Памятники г. Мариинска» Обдумываем проект.

2 - 3. Ищем информацию.

4-5. Проводим интервью

6-7. Оформление проектной работы «Памятники г. Мариинска»


Итого по разделу:

Учимся мотивировать свой труд, давать себе целевую установку.

Учимся выбирать из книги нужный материал по теме проекта и делать закладки, пометы карандашом, выписки в рабочую тетрадь. Учимся практическому освоению замысла проекта











1


2


2



2


7










1


1


1






3













1


1



2



4



Дискуссия

Практикум.

Индивидуальная работа




Участие в школьной конференции

Раздел V. Проект «Великая Отечественная война в истории нашего города»

1. Обдумываем проект.

2 - 3. Ищем информацию.

4-5.Оформление проектной работы - презентации



Итого по разделу:

Закрепляем умение обобщать полученные материалы из разных источников,

классифицировать их, сравнивать, анализировать. Учимся делать презентацию к составленному тексту.

Учимся показывать презентацию к составленному тексту защиты проекта






1


2


2













5






1


1















2








1


2













3


Урок-поиск

Практикум



Выступление перед учащимися 5 «Б» класса

Раздел VI. Проект «История моей семьи в летописи г. Мариинска и Мариинского района».

1. Обдумываем проект.

2 - 3. Ищем информацию.

4-6. Оформление проектной работыЗащита проекта

7. Презентация проекта в библиотеке.



Итого по разделу:

Закрепляем умение выбирать нужные источники по теме проекта, пользоваться ресурсами библиотеки и Интернета, обобщать полученные материалы из разных источников,

классифицировать их, сравнивать, анализировать. Знакомимся с понятием «коллаж». Учимся делать коллаж.





1


2



3



1












7





1


2


















3










3



1












4


Урок-поиск

Практикум



Презентация продукта исследования - мини конференция

Раздел VII. Итоги.

1. Краеведение. Подведение итогов работы.

Итого по разделу:

Учимся подводить итоги и систематизировать.Учимся оценивать себя и друг друга



1




1



1





1


итоговая игра

Всего

34

14

20


Календарно-тематическое планированиеСемейный архив как исторический источник

1


30

Наука генеалогия. Принципы составления родословного древа

1


31

Родственные связи. Виды и степени родства

1


32

Проект «История моей семьи в летописи г. Мариинска и Мариинского района».

1


33

Защита проекта «История моей семьи в летописи г. Мариинска и Мариинского района».

1



Раздел VII. Итоги.



34

Краеведение. Подведение итогов работы.

1




© 2010-2022