Дидактический материал по истории

Раздел История
Класс 6 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Начало формы

Дидактические игры на уроках истории.





Пояснительная записка.

Дидактический материал создан в соответствии с Примерной программой основного общего образования по истории и по содержанию соответствует тексту учебника Искровская Л.В., Федоров С.Е., Гурьянова Ю.В./Под ред. Мясникова В.С И.С. История Средних Веков .

Дидактический материал состоит из различных видов заданий, направленных на воспроизведение учебной исторической информации, поиск и исправление ошибок, установление соответствия, ответы на вопросы.

Формулировки заданий максимально приближены к тексту учебника,

что значительно облегчает их выполнение обучающимися, в случае необходимости в задания можно внести указания номеров страниц или прописать на доске.

Систематическое применение представленных дидактических материалов позволяет отработать основные компоненты учебного материала - термины, исторические персоналии, признаки событий, выделить главное в учебном материале, а также осмыслить историческую информацию и структурировать ее.

Использование подобных материалов позволяет осуществить смену видов деятельности на уроке, а повторное применение развить кратковременную

и долговременную память.

Возможно использование данных материалов для организации индивидуальной и фронтальной работы, работы в паре или группе, на индивидуально-групповых занятиях.

Дидактический материал можно использовать для закрепления, повторения и обобщения изученного материала и текущего контроля уровня знаний обучающихся.

Игровая форма дидактического материала вызывает интерес и позволяет снять эмоциональное напряжение обучающихся на уроке.

Игра - это естественная для ребёнка форма обучения. Она - часть его жизненного опыта. Передавая знания посредством игры, педагог учитывает не только будущие интересы школьника, но и удовлетворяет сегодняшние. Учитель использующий игру, организует учебную деятельность, исходя из естественных потребностей ребёнка.

Игра способна также решить ещё одну проблему - она органично объединяет эмоциональный и рациональный виды познавательной деятельности. Сами по себе игры были созданы для детей дошкольного возраста впервые их ввели Ф. Фребель и М. Монтессори, но постепенно они стали проникать в начальную школу, а затем и в среднее звено. В наше время игры имеют место так же в старшей школе и за её рамками (ВУЗы, академии и т.д.)

Ещё в 1960е годы начала распространяться формула "учение с увлечением" пропагандируемая Соловейчиком С. Л.

Конечно сейчас, когда существует множество различных методов проведения уроков с элементами игр, можно дать детям материал интереснее, "заставить " работать на самих же себя, но тут же возникает вопрос: "А подготовка? Где взять, где найти время? А шум, который может помешать вести урок в соседнем кабинете?" Эти и не только вопросы, казалось бы мелочи, но именно они пугают некоторых учителей, мешают подойти творчески к каждому уроку, самим вместе с детьми поиграть, разрядить обстановку. Ну станьте на время, минут на 40 таким же ребёнком, сыграйте с ними, станьте им ближе, поразмышляйте как они. Время, проведённое вместе с детьми, будь то урок или подготовка к нему сближают учителя и учеников, заинтересовывает и завлекает детей. Даже самого отсталого ученика играя можно чему-нибудь обучить.

Мало подходящих, описанных игр, или они кажутся вам не интересны. Составьте игру сами, но так, чтобы она завлекла детей и соответствовала поставленным Вами задачам и целям. Некоторые игры намного облегчают работу учителя.

Вывод можно сделать такой - нужно вводить пусть если не всю игру, то её элемент это разнообразит урок и дает детям проснуться, встрепенуться, оживлённо обсуждать поставленную проблему. Сами того не замечая, они в процессе обсуждения запоминают материал, проговаривая его несколько раз, а находя выход из проблемы заранее отвечают на Ваши вопросы: Почему так? А если? И многие другие.

Важно заметить, что термин "занимательность" точно отображает суть игры (не "забавность", "развлекательность" или "состязательность".) В забавности и развлекательности есть элемент отсутствия деятельности: далеко не все игры состязательны. В то же время понятие "занимательность" отражает больше увлеченности деятельностью; оно содержит в себе субъективную особенность игры: одна и та же игровая ситуация может для одного являться игрой, для другого - нет. Занимательность представляет собой необходимый эмоциональный фон для любой игры. Какова же структура игры:

Дидактический материал по истории

В дидактической игре отчетливо просматривается свойственный характер: при объяснении игры для детей главное - сама игра, а для учителя главное - дидактический результат.

Если учитель не играл раньше на уроках, то сначала лучше планировать проведение игры на конец урока. Если не видно желания детей играть, то лучше от этого отказаться, так как это не принесёт ожидаемого результата, мало того, она может иметь отрицательные последствия.Однако игра - это одна из форм обучения, она должна органически включаться в учебный процесс по предмету в тесной связи с другими видами учебной работы. Игра - это яркий и эмоциональный праздник. На это указывали многие известные педагоги: А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинский и др. Главное помнить: если игра не получилась, то это не значит, что игра плохая, может просто не так организована, т.к. в организации игры всё должно быть продумано до мелочей.

Структура организации игры:

  1. Выбор игры

  2. Подготовка игры

а) предварительная подготовка учащихся к игре (не всегда)

б) подготовка непосредственно перед игрой (должна быть направлена на создание эмоционального игрового настроения)

  1. Введение в игру

а) предложение игры детям

б) объяснение правил игры

в) выбор участников игры

  1. Ход игры

Чем интересны и занимательней игра, тем больший развивающий, образовательный и воспитательный результаты могут быть достигнуты.

а) начало игры (уточнение нюансов)

б) развитие (кульминация)

в) заключение (важно вовремя поставить точку)

  1. Подведение итогов.

Оценка и поощрение школьников

  1. Анализ игры (обсуждение, анкетирование, оценка эмоционального состояния.)

Игра - это вид деятельности, где ребёнок может проявить себя в разных позициях: просто участник, активный участник, ведущий, организатор, инициатор.

Так же я хочу отметить, что игра помогает сдружиться классу, учит оказывать взаимопомощь, поддержку, даёт возможность тянутся в центр ко всем, а не оставаться на периферии, ученик может не бояться быть отвергнутым, т.к. если работает команда, то место в ней, для достижения высокого результата, найдется всем. Основой успешного усвоения любого учебного предмета, и том числе истории, у подростков является познавательная потребность, основанная на эмоциональном восприятии окружающего мира, и на привлекательности самого процесса деятельности. Эмоциональность игры - очень важная её особенность, которая делает её успешной и нужной не только у младших школьников, но и у подростков.

Подростковый возраст - это возраст пытливого ума, жадного стремления к познанию, возраст исканий, кипучей деятельности.

Игра создает особые условия, при которых может развиваться творчество. Суть этих условий заключается в общении " на равных" , где исчезает робость, возникает ощущение - " я тоже могу", то есть в игре происходит внутреннее раскрепощение. В игре ребенок может осуществлять самостоятельный поиск знаний. В игре происходит огромная воспитательная работа. В игре " именно овладение знаниями становиться новым уникальным условием сплочения школьников - сверстников, условием обретения интереса и уважения друг к другу, а по ходу - и " обретения себя"" (В.М. Букатов. Педагогические таинства дидактических игр. М.1997г.)

Игр может быть множество:

Классификация исторических игр

Дидактический материал по истории

Урок предполагает повторение пройденного материала за 6-8 класс, а так же в увлекательной форме развивает интерес к предмету.

Оборудование: кареты (нарисованные) по числу заданий, плакат с названием игры, Кроссворд (3 шт.), карточки с мимическим выражением( на каждого),криптограмма (3 шт.) головоломка (на каждого). Класс заранее делится на 3 команды ( разделение может проходить любым способом: по желанию, по какому-нибудь признаку и т.д.)

Начало игры.

Сегодня мы попали с вами в игру " колесо истории". Нам необходимо справиться с девятью различными заданиями, для того чтобы их решить быстро и правильно вам необходимо работать дружно и слажено, уметь слушать и слышать товарища. Желаю удачи!

Итак, первое испытание, оно оценивается в 1 балл, и называется "Немогузнайка"

Из букв, которые вы видите на доске вам необходимо составить слово.

Даю подсказку. Великий русский полководец, был ярым врагом муштры. Воспитывал в солдате смекалку, знание своего дела, умение ориентироваться в обстановке. (Суворов)

Конкурс 2. "Интервью с историческим героем"

Задание оценивается в 3 балла.

Детям заранее, до начала игры, дается задание придумать интервью с историческим лицом (два человека из команды). Далее они представляют его командам не называя имени. Команда должна определить и назвать исторического деятеля и время его правления.

Конкурс 3. "О ком? О чем?"

Задание оценивается в 5 баллов.

1. Почему копье и щит неразлучны, но извечные враги.?

(Копьё для нападения, а щит - защита от него.)

2. Что означают слова женщины отправляющей мужа на сражение : " С ним или на нем:"?

(Вернись победителем или погибни со славой).

3. Как назывался в царской армии солдат, не мечтавший стать генералом, но служивший ему?

(Денщик).

4. Вид старинного оружия, которым делали секирбашка?

(Секира)

5. Кто создатель Андреевского флага, рисунка к нему?

(Петр 1. Белый цвет - вера, косой крест символ верности.).

6. Как называют надплечные знаки в русской армии и на флоте?

(Погон и эполет)

7. Кого называют бойцом невидимого фронта, опровергнувшем поговорку: " один в поле не воин"?

(Разведчик)

8. Как называется подросток, Обучающийся морскому делу?

(Юнга)

Конкурс 4. "Темная лошадка". "Куда пойти учиться?"

Задание оценивается в 3 балла.

Дети должны отметить учебные заведения для представителей пяти социальных групп с учетом их возможности и направленности.

  1. Духовная академия Дворянин

  2. Морской корпус Купец

  3. Солдатская школа Солдат

  4. Штурманская школа Разночинец

  5. Артиллерийский корпус Представитель духовенства

  6. Смольный институт

  7. Народное училище

  8. Коммерческая школа

  9. Пажеский корпус

  10. Медицинская школа.

  11. Ремесленная школа

  12. Академия художеств

  13. Семинария.

(Дворянин - 2,5,6,9; Купец - 8; Разночинец - 4,10,11,12; Духовентво - 1,13; Солдат - 3,7)

Конкурс 5. Кроссворд

По вертикали вы прочтёте выражение "как называли себя жители Древней Греции"

Конкурс оценивается в 2 баллаДидактический материал по истории

  1. … язык (Эзопов)

  2. … пята (Ахиллесова)

  3. … муки (Танталовы)

  4. нить … (Ариадны)

  5. … конь (Троянский)

  6. … конюшни (Авгиевы)



Конкурс 6. "Блеф-клуб"

Оценивается (4б).

1) Верите ли вы, что казнь декабристов была проведена дважды?

(Да, т.к. при казни Рылеева, Каховского и Муравьева оборвались веревки их виселиц)

2) Верите ли вы, что, Александр II был внуком Александра I?

(Нет. Александр II является племянником Александра I.)

3) Верите ли вы, что Наполеон хотел породниться с Александром II?

(Да, французский император в 1910 г. сватался к сестре Александра I Анне Павловне, но Александр отказал)

4) Верите ли вы, что в начале XX в. в моде были галстуки, которые называли "столыпинскими"?

(Нет, столыпинскими галстуками назывались виселицы для осужденных за революционную деятельность)

5) Верите ли вы, что во времена расстрела царской семьи палачи были в ужасе от того, что никак не могли справиться с княжнами? Пули, казалось, отскакивали от корсетов царских дочерей и катались по помещению, словно градины.

(Да, действительно корсеты княжен были целиком прошиты драгоценными камнями.)

6) Верите ли вы, что когда строили Кремлевскую стену, то кирпичи промазывали сырыми яйцами, чтобы они плотно склеивались?

(Да)

7) Верите ли вы, что во время Русско-персидской войны послом России в Персии был автор комедии "Горе от ума" Грибоедов?

(Да. 10 февраля 1828 года в деревне Туркманчай подписан составленный им мирный договор, по которому Персия отказывалась в пользу России от своих притязании на Грузию, Азербайджан и Восточную Армению)

Конкурс 7."История оружия"

Конкурс оценивается в 3 балла

1. Как назывались первые русские воины?

(Дружинники)

2. Назовите виды холодного оружия.

(Булава, меч, пика, сабля, секира, шашка, штык, кинжал, топор, нож)

3. Как называется часть войск, идущая впереди главных сил?

(Авангард)

4. Как называют бойца, владеющего искусством меткой стрельбы?

(Снайпер)

5. Как называется здание, в котором живут солдаты?

(Казарма)

6. О ком в армии говорят, что они ошибаются один раз в жизни?

(О саперах)

Конкурс 8. "Гонка за лидером"

Оценивается в один балл.

  1. Столица древнего Египта.

(Мемфис)

  1. Подневольный человек.

(Раб)

  1. Древний гроб.

(Саркофаг)

По окончании игры детям предлагается поднять таблички с тем выражением лица, которое подходит к их оценке урока.

Дидактический материал по истории

Также можно заслушать детей, почему ты поднял ту или иную картинку.

Интеллектуальная игра «Знатоки Средневековья»

Автор: Джиоева Кристина Аликовна , учитель истории МБОУ СОШ №42 г. Владикавказа . Данная разработка адресована учащимся 6 класса, может быть использована для проведения итогового занятия по курсу истории Средних веков в 6 классе общеобразовательной школы или для проведения внеурочного мероприятия.

Цель: контроль и систематизация знаний по курсу истории средних веков, обобщение пройденного материала.

Оборудование: карточки с заданиями, секундомер.

Правила игры: Участвует 2 команды по 6 человек. Игру можно проводить как в одном классе, так и между несколькими классами. В качестве жюри могут быть приглашены: администрация школы, педагоги-предметники, старшеклассники. Перед выполнением задания объясняются правила, требования к содержанию ответа. По ходу игры каждая команда набирает баллы, побеждает та, которая набрала наибольшее количество баллов.

Болельщики могут помочь своей команде, правильно ответив на вопрос для зрителей.

Ход игры:

1 конкурс: Визитка (представление команд).

Команды придумывают название и девиз, которые должны быть связаны с историей.

Максимум: 2 балла.

2 конкурс: Угадай, кто? За правильный ответ - 1 балл.

Участникам каждой команды предлагаются по одной карточки с одинаковыми заданиями, отвечает та команда, которая первой сформулирует ответ. Максимальное время для обсуждения - 1 минута.

«Прилежно занимаясь различными науками, он высоко ценил учёных, выказывая им большое уважение. Он сам обучался грамматике, риторике, диалектике и в особенности астрономии, благодаря чему мог искусно вычислять церковные праздники и наблюдать за движением звезд. Пытался он также писать и с этой целью постоянно держал под подушкой дощечки для письма, дабы в свободное время приучать руку выводить буквы, но труд его, слишком поздно начатый, имел мало успеха. Церковь он во все годы глубоко почитал и свято соблюдал все обряды». (Карл Великий)

«Из племени курейшитов происходит человек, которому предстояло прославить не только родной город, но и всех арабов. Позже к нему явился архангел Джебраил (Гавриил) и возвестил о том, что он избран единым богом - Аллахом - быть его пророком». (пророк Мухаммед)

«Она объявила, что послана Небом для освобождения страны от английского господства и попросила войска для того, чтобы снять осаду Орлеана». (Жанна д' Арк)

Вопрос для зрителей: «С его казнью связан ряд легенд. Так, старушке, из благочестивых побуждений подложившей вязанку хвороста в его костёр, он якобы воскликнул: «О, святая простота!». А также предсказал появление через сто лет великого реформатора, чьи начинания не будут уничтожены, сказав: «Я-то - Гусь, а за мной придёт Лебедь!». (Ян Гус).

3 конкурс: Объясни пословицу. За правильный ответ - 1 балл.

Участникам каждой команды предлагаются по одной карточки с одинаковыми пословицами, отвечает та команда, которая первой сформулирует ответ. Максимальное время для обсуждения - 1 минута.

«Прекрасен, как день».

«Городской воздух делает свободным».

«Что с возу упало, то пропало».

Вопрос для зрителей: «У Жака-простака широкая спина, он все вытерпит»

4 конкурс: Исторические примеры. За правильный ответ - 1 балл.

Участникам каждой команды предлагаются по одной карточки с одинаковыми примерами, отвечает та команда, которая первой сформулирует ответ. Максимальное время для обсуждения - 1 минута.

Год возникновения государства франков + Год взятия крестоносцами Иерусалима = 1599

(500+ 1099=1599)

Год созыва первых Генеральных штатов во Франции - 248 = Год разделения христианской церкви на западную и восточную. (1302-248=1054)

Год Жакерии во Франции /2+702 = Год восстания Уота Тайлера В Англии. (1358/2+702=1381)

Вопрос для зрителей: Год гибели Византийской империи - 590 = Год создания славянской письменности. (1453-590=863)

5 конкурс. Работа с документом. За каждый правильный ответ - 1 балл.

Участникам каждой команды предлагаются по одной карточки с одинаковым текстом, отвечает та команда, которая первой сформулирует ответ. Максимальное время для обсуждения - 1 минута.

Определите, какие из нижеперечисленных повинностей составляли барщину (Б), а какие оброк (ОБ)?

В документе XIII в. рассказывалось о том, что зависимые крестьяне к церковным праздникам выполняли следующие обязанности: косили траву на лугах феодала и везли сено на хозяйский двор (Б), отдавали одного или двух поросят и несколько кур (ОБ), чистили мельничные канавы (Б), приносили хлеб и вино к столу феодала (ОБ), жали пшеницу на поле феодала и отвозили ее в хозяйские амбары (Б), привозили в поместье феодала несколько снопов пшеницы со своего участка (ОБ), сдавали ячмень для пива (ОБ).

6 конкурс: Конкурс капитанов. Противники или союзники. За каждый правильный ответ - 1 балл.

Крестоносцы - турки -сельджуки (противники)

Инквизиторы - Папа Римский (союзники)

Сеньор - город (противники)

Мастер - подмастерье (союзники)

Король - горожане (союзники)

Робин Гуд - крестьяне (союзники)

Римляне - варвары (противники)

Вопрос для зрителей: Норманны - англичане (противники)

Жюри подводит итоги игры, объявляет победителя и самого активного участника из зрителей. В качестве награды выставляются оценки либо выдаются дипломы победителей.







Не отосланные депеши.
(Викторина).

Кто, когда и в связи, с чем мог послать каждое их этих донесений? Ничего, что они, может быть, и не были отправлены в свое время:

  1. Непреступная крепость взята. Противник повержен. Россия - черноморская держава.

  2. Огромные полчища стянуты к городу. От скрипа колес и ржание коней не слышно человеческого голоса.

  3. Прошли Астрахань. Идем к Кагальнику.

  4. Москва пылает. Людей не видно. Холодно. Голодно.

  5. Вышел к Неве с дружиною. Ополчению поспешать следом.

  6. Крепостная стена подорвана, город пал, низовья Камы и Волги наши.

  7. Основали на Воронеже верфь добрую, строим галеры ладные. Будет Азов взят.

  8. Миновали Ярославль. Подошло пополнение. Идём освобождать Москву.

  9. Противник разбит наголову. Генералы его пленены. Сам Карл ранен.

  10. Нынче пришло к нам подкрепление доброе: привезли работные люди пушки, ядра, подоспела славная, быстрая конница.

  11. Войска выведены на площадь? Где Трубецкой?

  12. Привести войска в полную готовность. Обнародовать Манифест.

  13. «На такую химеру средства отпускать не разрешаю».

  14. «Будем драться до последнего. Начальника, приказывающего бить отбой, заколите!»

Ответы:

  1. А. В. Суворов 1790 г. После взятия штурмом Измаила.

  2. Батый 1240 г. перед осадой Киева.

  3. Степан Разин в 1669 г. по возвращению из персидского похода.

  4. Наполеон осенью 1812 г. из пылающей Москвы.

  5. Александр Невский, отправлявшийся в поход против шведов в июле 1240 г..

  6. Иван Грозный в 1552 г. после успешного подкопа под стенами Казанского кремля.

  7. Петр Первый 1696 г..

  8. Князь Дмитрий Пожарский, возглавлявший народное ополчение в 1612 г.

  9. Петр Первый 27 июня 1709 г. после полной победы над шведами под Полтавой.

  10. Емельян Пугачев в начале 1774 г. после перехода на сторону восставших работных людей уральских заводов.

  11. Декабристы 14 декабря 1825 г. на Сенатской площади в Петербурге, озабоченные отсутствием избранного ими руководителя.

  12. Александр II, опасавшийся крестьянских восстаний в связи с Манифестом 19 февраля 1861 г. Об отмене крепостного права.

  13. Военный министр России так ответил на прошение изобретателя радио А. С. Попова о пособии в 1000 рублей на устройство первой в мире опытной радиостанции.

  14. Призыв адмирала Корнилова в 1854 г. К матросам, защищавшим Севастополь.

Тема: Реформация и крестьянская война в Германии.

Задание №1.

1.Перечислите источники доходов церкви.



2.Заполните пропуски в схеме: Причины недовольства церковью.

Какие слои населения недовольны церковью? Свой ответ аргументируйте.





Задание №2.

1.Заполните таблицу: Сравнительный анализ программных документов идеологов Реформации, используя предложенные в таблице линии сравнения.



Задание №3.

  1. Заполните таблицу «Основные положения учения Жана Кальвина».





Задание №4.

1.Установите соответствие событий и персоналий.Ответы внесите в таблицу. Задание №5.

1.Сформулируйте определение понятий:

А) Реформация---------------------------------------------------------------------------------Б) протестантизм---------------------------------------------------------------------------

В) ландтаг--------------------------------------------------------------------------------------

Г) индульгенция------------------------------------------------------------------------------

Задания по теме: Реформация в Англии.

Задание №1.

1.Перечислите три основные тенденции развития Англии 16 веке.

2.Вставьте пропуски в тексте:

Начало Реформации связано с именем------------короля из династии-----------.Лев X называл его «-----------------------» . В 1521 году король написал брошюру, направленную против учения -----------.Но вскоре позиция короля изменилась, что связано с ---------------------------------.Реформация в Англии проводится «--------------- ».

В 1534 году парламент издал закон, объявивший главой церкви--------------. Следующим шагом явилось --------------------------, которое позволило пополнению казны государства. Серьезные испытания обрушились на церковь в царствование ------------------, прозванной «-------------».Была осуществлена попытка проведения в стране-------------------. Королева провела через парламент решение о восстановлении над Англией-----------------------------. Недовольство политикой королевы привело к требованиям передачи власти ---------------------------.

Задание №2.

1.Дайте определения понятиям:

А) англиканская церковь-----------------------------------------------------------------------------

Б) пуритане----------------------------------------------------------------------------------------------

В) «кровавое законодательство»-------------------------------------------------------------------

Г) контрреформация----------------------------------------------------------------------------------

2.Перечислите основные направления политики Елизаветы I.Направления внутренней политики

Направления внешней политики





Задание №3.

1.По какому принципу образованы ряды:

А) Генрих VIII, Мария Кровавая, Елизавета I;

Б) англиканская церковь, сокращение расходов королевского двора, покровительство развитию торговли и промышленности, разгром Испании.

2.Заполните таблицу:

Задание №4.

1.Заполните таблицу «Идеи основоположников Реформации»:

Задание №5.

1.Заполните таблицу «Франция и Англия в XVI веке»:Англия

Германия

1.Форма правления

2.Основные слои населения

3.Изменения в экономике

4.Отношение к Реформации

5.Путь проведения Реформации

6.Направления внешней политики





© 2010-2022