Рабочая программа по истории Древнего мира для 5 класса

Раздел История
Класс 5 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Куликовская средняя общеобразовательная школа»

Краснослободского муниципального района Республики Мордовия



«Согласовано»

Руководитель ШМО естественно- научного цикла

_____________Н.И. Хрящикова

Протокол № ___

от «___» _____________2014г.

«Согласовано»

Заместитель директора по УВР

________Т.Н. Косихина

«Утверждено»

Директор школы __________Т.В. Пузина

от «___»_________2014г.



Рабочая программа

по учебному предмету

«История»

5 класс


Составитель: Голяткина Наталья Владимировна

учитель истории и обществознания



2014 - 2015 уч. г.

I. Пояснительная записка

1) Цель изучения учебного предмета:

Курс ставит своей целью дать школьникам знания о далеком прошлом, которое послужит одной из основ их общей образованности.

В данной программе при отборе фактов и явлений основным критерием явилась их значимость в историческом процессе, в развитии мировой культуры. Исходя из задачи курса - формировать историческое мышление - дается представление об общем и особенном при характеристике древних обществ, а также представление о том, чем отличается Древний мир от мира современного. В соответствии с давней историографической и дидактической традицией программа предусматривает знакомство с образами свободолюбия, патриотизма, мужества, благородства, мудрости.

В цели курса входит:

- осветить взаимодействие человека с окружающей природной средой, экономическое развитие древних обществ, различные формы социального и политического строя;

- показать наиболее яркие личности Древнего мира и их роль в истории и культуре;

- охарактеризовать становление идей и институтов, понимание которых необходимо современному человеку и гражданину (деспотическая форма правления, законы, демократия, республика, моральные нормы, религиозные верования, в частности особенности мировых религий - буддизма и христианства);

- раскрыть на конкретном материале положение о том, что каждый из народов древности оставил позитивный вклад в истории человечества. Последнее дает возможность формировать у учащихся терпимость, широту мировоззрения, гуманизм.

2) Общая характеристика учебного предмета, курса:

- краткая характеристика:

В курсе происходит знакомство с процессом формирования человека и человеческого общества, с важнейшими цивилизациями Древнего мира. При этом вводится только общее понятие «цивилизация», противопоставленное первобытности.

Историческое образование на ступени основного общего образования играет важнейшую роль с точки зрения личностного развития и социализации учащихся, приобщения их к национальным и мировым культурным традициям, интеграции в исторически сложившееся многонациональное сообщество. В процессе обучения у учащихся формируются яркие, эмоционально окрашенные, образы различных исторических эпох, складывается представление о выдающиеся деятелях и ключевых событиях прошлого. Знания об историческом опыте человечества и историческом пути российского народа важны и для понимания современных общественных процессов, ориентации в динамично развивающемся информационном пространстве.

Курс истории на ступени основного общего образования является частью концентрической системы исторического образования. Государственный стандарт (основного) общего образования не предполагает преподавание в начальной школе какого-либо отдельного курса или учебного модуля по истории. Содержательная линия «История Отечества» включена в обязательное содержание курса «Окружающий мир» - как изучение «отдельных, наиболее важных и ярких исторических событий; картин быта, труда, традиций людей в разные исторические времена». В требованиях к уровню подготовки выпускников начальной школы закреплено лишь умение «описывать отдельные (изученные) события из истории Отечества». Тем самым, изучение исторического материала в курсе «Окружающий мир» не позволяет решить комплексные задачи пропедевтического образования. С учетом этого, примерная программа исторического образования на ступени основного общего образования предполагает ввод пропедевтического модуля «Что изучает история» в V классе.

- указание, на основании какой примерной (авторской) рабочей программы составлена:

Данная рабочая программа разработана на основе:

- БУП -2010, утвержденного приказом Минобразования РФ № 1312 от 09. 03. 2010 г.;

- Федерального компонента государственного образовательного стандарта, утвержденного Приказом Минобразования РФ от 05. 03. 2010 года № 1089;

- Федеральной примерной программы основного общего образования по истории, созданной на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта;

- Авторской программы «История древнего мира. 5 класс (А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая)»./ Программы общеобразовательных учреждений. История Обществознание. 5-11 классы - М.: Просвещение, 2012

- Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования, утвержденного приказом Минобразования РФ от 19 декабря 2012 г. № 1067, зарегистрирован в Минюсте РФ 30.01.2013 Регистрационный №26755;

- Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта.

Преподавание курса осуществляется по учебнику «История Древнего мира» издательства «Просвещение», авторы: Вигасин А.А. Годер Г.И., Свенцицкая И.С.

- какие изменения в примерную (авторскую) рабочую программу внес учитель:

В рабочей программе отражена специфика преподавания предмета в условия введения нового государственного стандарта и БУПа:

1. В планировании сокращено годовое количество учебных часов до 68 (в МБОУ «Куликовская СОШ» учебных недель в году 34)

2. Распределение шестидесяти параграфов учебника по учебным часам привело к объединению некоторых параграфов в отдельных уроках. Содержание данных уроков позволяет обобщить материал или вынести часть материала на самостоятельное изучение.

3. Тестовый контроль за выполнением требований государственного образовательного стандарта отражен в поурочном планировании.

4. Для постоянного контроля за выполнением требований государственного образовательного стандарта в поурочное планирование встроены разделы стандарта и примерной программы, относящиеся к изучаемой теме.

5. Рубрика «Знать/понимать» включает требования к учебному материалу, который усваивается и воспроизводится учащимися в соответствии с обязательным минимумом содержания на данной ступени общего образования (5 класс).

- общий объем часов на изучение дисциплины, предусмотренный учебным планом:

На изучение предмета «История» в 5 классе учебным планом МБОУ «Куликовская СОШ» отводится 2 часа в неделю (68 часов в год).

3) Место учебного предмета «История» в учебном плане, среди других учебных дисциплин на ступени основного общего образования:

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 350 часов для обязательного изучения учебного предмета «История» на этапе основного общего образования, в том числе: в V, VI, VII, VIII и IX классах по 70 часов, из расчета 2 учебных часа в неделю.

Рабочая программа по истории в 5 классе рассчитана на 68 учебных часов.

5) Результаты освоения курса:

Курс история древнего мира в 5 классе дает возможность вести работу по формированию у учащихся:

- умения в связной монологичной форме пересказывать текст учебника, воспроизвести информацию, содержащуюся в устном изложении учителя, раскрыть содержание иллюстрации;

- умения сравнивать исторические явления в различных странах, выделяя сходство и различие;

- умения давать самостоятельную оценку историческим явлениям, событиям и личностям, высказывая при этом собственные суждения;

- умения спорить и отстаивать свои взгляды;

- умения анализировать исторический источник;

- умения оперировать историческими датами, в том числе относящимися к периоду до Рождества Христова, выявлять синхронность и диахронность событий и явлений;

- умения читать историческую карту, определять местоположение историко-географических объектов.

В результате изучения модуля «Что изучает история» ученик должен:

Знать/понимать:

- место истории в системе современных знаний;

- место истории Древнего мира в общемировом историческом процессе;

Уметь:

- работать с текстом учебника: уметь ориентироваться в тексте; осуществлять выборочное чтение, находить вывод, главную мысль, озаглавливать текст;

- составлять простой план к параграфу учебника;

- составлять рассказ по опорным словам и словосочетаниям;

- объяснять употребляемые исторические термины;

- описывать жилища, орудия труда, предметы быта, одежду людей, памятники культуры;

- составлять рассказ по содержанию иллюстрации;

- сравнивать (по предложенному плану) памятники культуры, предметы жизни и быта, выявляя общее и различное;

- определять последовательность исторических событий (раньше, позже), соотносить год с веком;

- показывать на исторической карте территорию и границы государств, крупные города, торговые пути, места сражений и др.;

- выполнять задания, направленные на выявление историко-временных представлений учащихся;

- решать познавательные задачи, в том числе проблемного характера.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

- самостоятельно пополнять и использовать полученные знания по истории, в том числе из уроков литературы, ИЗО, исторического краеведения, внеурочной информации.

- выявлять личную позицию в оценке исторического персонажа, событий, процессов.

В результате изучения курса «История Древнего мира» ученик должен:

Знать/понимать:

-получить базовые знания по истории Древнего мира.

Уметь:

Объяснять смысл терминов «до н.э.», «н.э.».

Называть имена: а) наиболее известных правителей; б) основателей мировых религий; в) представителей и памятники культуры древнего мира.

Показывать на исторической карте местоположение древнейших цивилизаций и государств.

Описывать условия существования, основные занятия, образ жизни людей в древности.

Составлять описание и объяснять назначение памятников древней культуры: архитектурных сооружений; предметов быта; произведений искусства.

Называть характерные, существенные черты:

- политического строя в государствах древности;

- положения основных групп населения в древневосточных и античных обществах (правители и подданные, свободные и рабы);

- религиозных верований людей в древнем мире.

Объяснять значение понятий: республика, империя, метрополия, колония, рабство, закон, миф, религия.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

- оценивать исторический вклад народов древности в мировую историю, проявлять свое отношение к культурному наследию Древнего мира.





II. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

п/п

Наименование разделов и тем

Максимальная нагрузка учащегося, ч.

Из них

Теоретическое обучение, ч.

Лабораторные и практические работы, ч.

Контрольная работа, ч.

1.

Что изучает история

10

8

Практикум «Ход времени и способы его измерения».

Тематический тест

2.

Жизнь первобытных людей

6

4

Игровое моделирование «Первобытный период»

Тематический тест

3.

Древний Восток

15

13

Практическое занятие «Ассирийская держава»

Тематический тест

4.

Древняя Греция

18

16

Практическая работа «Становление демократии в Афинах»

Тематический тест

5.

Древний Рим

17

15

Проектная деятельность «Культура Древней Греции и Рима»

Тематический тест

6.

Повторение и обобщение

2

1

Итоговый тест.


Итого

68

57

5

6

III. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, ДИСЦИПЛИНЫ

Что изучает история (10 ч)

Планируемые результаты изучения темы:

Знать основные события темы.

Уметь работать с тестовыми заданиями; соотносить исторические процессы и отдельные факты; выявлять существенные черты исторических процессов; объяснять смысл изученных исторических терминов; определять причины и следствия важнейших исторических событий периода.

Краткое описание содержания темы

Ход времени и способы его измерения. Летоисчисление (счет лет «до н.э.» и «н.э.»). Исторические события. Причинные связи между событиями. Историческая память. Источники знаний о прошлом. Происхождение имен и фамилий. Генеалогия. Геральдика. Гербы, флаги, гимны, государств. Географические названия - свидетели прошлого. Историческая карта. Всеобщая история. История России - часть всеобщей истории. Российская государственная символика. Россия - многонациональное государство. Понятие «Первобытность» и «Древний мир». Хронологические рамки древней истории.

Основные понятия темы: исторические периоды, дописьменная история, письменная история; лента времени, летоисчисление; историческая карта; родословная, генеалогическое древо, род, поколение, семья; герб, флаг, гимн, штандарт.

Жизнь первобытных людей (6 ч.)

Планируемые результаты изучения темы:

Знать основные события темы.

Уметь работать с тестовыми заданиями; соотносить исторические процессы и отдельные факты; выявлять существенные черты исторических процессов; объяснять смысл изученных исторических терминов; определять причины и следствия важнейших исторических событий периода.

Краткое описание содержания темы

Предки человека. Расселение древнейшего человечества. Влияние природных условий на жизнь первобытных людей. Стоянки первобытных людей на территории нашей страны, края. Занятия, орудия труда первобытных людей. Родоплеменные отношения. Переход от собирательства к земледелию и скотоводству. Соседская община. Развитие ремесла. Обмен произведенными продуктами. Представления первобытных людей об окружающем мире. Первобытные верования. Зарождение искусства.

Основные понятия темы: исторические источники, летоисчисление; «человек разумный», родовые общины; присваивающее хозяйство, земледелие, скотоводство, соседская община, неравенство, знать; религия, наскальная живопись.

Древний Восток (18 ч.)

Планируемые результаты изучения темы:

Знать основные события темы.

Уметь работать с тестовыми заданиями; соотносить исторические процессы и отдельные факты; выявлять существенные черты исторических процессов; объяснять смысл изученных исторических терминов; определять причины и следствия важнейших исторических событий периода.

Краткое описание содержания темы

Древний Египет: природные условия, население. Земледельцы и ремесленники, их труд, жилища, быт. Рабы и их роль в хозяйственной жизни. Возникновение государства в Древнем Египте. Фараон, жрецы, чиновники. Религия древних египтян. Мифы о богах. Храмы и пирамиды. Научные познания, письменность и школа в Древнем Египте.

Древние государства Передней Азии и Восточного Средиземноморья. Древнее Междуречье: природные условия, население. Сказания о героях и богах. Древний Вавилон. Законы Хаммурапи. Ассирийская держава.

Древняя Индия: природные условия, население. Варны. Касты. Религиозные верования, легенды и сказания. Будда.

Древний Китай: природные условия, население. Империя Цинь. Император и его подданные.

Культурное наследие цивилизаций Древнего Востока.

Основные понятия темы: государство, папирус, фараон; ремесло, псицы; рабы, завоевательные походы; мифы, религия; храм, пирамида, папирус; Междуречье, клинопись; законы; колония, алфавит, заповеди, завет; касты, Брахма; спартанцы, илоты, Совет старейшин; стратег, триера, фаланга, марафон; метеки, пошлина, Совет пятисот, морской союз; оратор; междоусобные войны, македоняне; музей, обсерватория, Фаросский маяк, Александрийская библиотека; Олимпия, атлеты, пятиборье, ипподром; театр, трагедия, комедия.

Древняя Греция (16 ч.)

Планируемые результаты изучения темы:

Знать основные события темы.

Уметь работать с тестовыми заданиями; соотносить исторические процессы и отдельные факты; выявлять существенные черты исторических процессов; объяснять смысл изученных исторических терминов; определять причины и следствия важнейших исторических событий периода.

Краткое описание содержания темы

Природные условия Древней Греции. Население, его занятия. Эллины. Древнейшие государства (Крит, Микены). Древнегреческая мифология. Легенды о людях и богах. Поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея». Полис - город-государство. Развитие земледелия, ремесла и торговли. Свободные и рабы. Афины. Афинская демократия. Демос и знать. Спарта. Греческие колонии. Греко-персидские войны. Пелопонесские войны.

Возвышение Македонии. Завоевания Александра Македонского и его держава. Греция и государства Востока под властью преемников Александра.

Культурное наследие Древней Греции и эллинистического мира. Развитие научных и философских знаний. Архимед. Платон. Аристотель. Школа и образование. Литература и театральное искусство. Архитектура и скульптура. Олимпийские игры.

Древний Рим (16 ч.)

Планируемые результаты изучения темы:

Знать основные события темы.

Уметь работать с тестовыми заданиями; соотносить исторические процессы и отдельные факты; выявлять существенные черты исторических процессов; объяснять смысл изученных исторических терминов; определять причины и следствия важнейших исторических событий периода.

Краткое описание содержания темы

Природные условия и население древней Италии. Этруски. Легенды об основании Рима. Религиозные верования римлян. Патриции и плебеи. Возникновение Римской республики. Консулы, сенаторы и трибуны. Войны с Карфагеном. Господство Рима в Средиземноморье. Рабство в Древнем Риме. Восстания рабов. Спартак. Гражданские войны.

Гай Юлий Цезарь. Установление императорской власти. Римская империя: территория, управление. Римское право. Империя и соседние народы. Возникновение и распространение христианства. Библия. Гонения на христиан. Разделение Римской империи на Западную и Восточную. Рим и варвары. Готы и гунны. Падение Западной Римской империи.

Культурное наследие Древнего Рима. Архитектура и скульптура. Римская литература и театр, «золотой век» поэзии. Ораторское искусство.

Основные понятия темы: латины; ликторы, сенат, патриции, плебеи, народное собрание; консулы, галлы; республика, народные трибуны, форум, легион; пунические войны; триумф, император; раб, рабство, амфитеатр, гладиатор; гражданская война, закон; восстание; единовластие, ветераны; преторианцы, империя, император; христианство; Колизей, Пантеон, термы, цирк; варвары, епископ, священник, Новый завет; готы, вандалы; кодификация, право, вердикт; колоны, бетон, оратор.

Повторение и обобщение (2 ч.)

IV. Календарно- тематическое планирование

№ урока

Наименование разделов и тем

Вид занятия

Коли

чество часов

Планируемый результат

Виды самостоятельной работы

Домашнее задание

Дата проведения

план

факт

1.

Что изучает история

10


1.1.

Что изучает история. Источники знаний о прошлом.

Урок изучения нового материала

1

Уметь:

- объяснять значение понятий: археология, этнография, нумизматика, геральдика;

- составлять описание предметов, вещественных источников и объяснять их значение

написать рассказ об источниках древности на территории нашего края

§ 1-2, написать рассказ об источниках древности на территории нашего края

1.2.

Измерение времени.

Комбинированный урок

1

Уметь:

- объяснять значения понятий: наша эра, до нашей эры; как велся счет лет в истории;

- определять век и вести подсчет исторического времени

Практикум «Ход времени и способы его измерения».

§ 3, составить исторические задачи на счет лет

1.3.

Археология - помощница историков.

Комбинированный урок

1

Уметь:

- объяснять значения понятий;

- составлять рассказ на заданную тему

§ 4

1.4.

Историческая карта.

Комбинированный урок

1

Уметь:

- объяснять значение основных понятий;

- ориентироваться по исторической карте, показывать необходимые объекты на карте;

- объяснять карту, используя условные знаки

составление таблицы

§ 5, составление таблицы

1.5.

Наука о народах и наука о прошлом. Знать своих предков - знать историю.

Комбинированный урок

1

Уметь:

- объяснять значение основных понятий;

- составлять родословную семьи;

- объяснять возникновение имен, отчеств и фамилий

составить генеалогическое древо своей семьи

§ 6-7, составить генеалогическое древо своей семьи

1.6.

Географические названия - свидетели прошлого.

Комбинированный урок

1

Уметь:

- объяснять значение основных понятий;

- объяснять возникновение географических названий;

- работать с дополнительной литературой

§ 8

1.7.

О прошлом рассказывают гербы.

Комбинированный урок

1

Уметь:

- объяснять значение основных понятий;

- определять значение государственной символики.

Знать составляющие элементы государственных символов

составить герб своей семьи

§ 9, составить герб своей семьи

1.8.

Знамя и флаг сопровождают историю. Из истории гимнов.

Комбинированный урок

1

Уметь:

- объяснять значение основных понятий;

- определять значение государственной символики.

Знать составляющие элементы государственных символов

§ 10-11

1.9.

Как работать с учебными материалами по истории.

Комбинированный урок

1

Уметь:

- объяснять значение основных понятий;

- работать с текстом учебника, иллюстрациями, картами

§ 12

1.10.

Урок повторения и обобщения по теме «Что изучает история»

Контрольный урок

1

Уметь:

- определять значение исторического прошлого для современности;

- называть и описывать основные виды исторических источников;

- определять ход времени истории и способы его измерения


2.

Жизнь первобытных людей

6


2.1.

Введение

Урок изучения нового материала

1

Уметь:

- определять роль археоло­гических раскопок и значе­ние письменных источни­ков в изучении истории Древнего мира;

- объяснять особенности обозначения дат до нашей эры (обратный счет лет), значение понятий: год, век, столетие, тысячелетие

с. 6

2.2.

Древнейшие люди.

Комбинированный урок. Игровое моделирование «Первобытный период»

1

Уметь:

- давать определение по­нятий: первобытные люди, человек разумный, челове­ческое стадо, орудия тру­да, родовая община;

- описывать условия существования древней­ших людей;

- излагать свое суждение по вопросу о роли труда в развитии человека

Игровое моделирование «Первобытный период»

§ 1

2.3.

Родовые общины охотников и собирателей.

Комбинированный урок

1

- давать определение поня­тий: присваивающее хозяй­ство, знать, соседская община, племя;

- анализировать причины появления неравенства;

- сравнивать состав, соци­альное положение, орудия труда членов родовой и со­седской общины, племени

§ 2

2.4.

Возникновение искусства и религиозных верований.

Комбинированный урок

1

Уметь:

- давать определение поня­тий: религия, искусство, колдовской обряд, душа;

- высказывать суждение по вопросу о причинах появления религии и искусства;

- называть характерные черты религиозных верова­ний первобытных охотни­ков и собирателей

§ 3,

2.5.

Появление земледелия и скотоводства. Появление неравенства и знати

Комбинированный урок

1

Уметь:

- давать определение понятий: присваивающее хозяйство, знать, соседская община, племя;

- анализировать причины появления неравенства;

- сравнивать состав, социальное положение, орудия труда членов родовой и соседской общины, племени

сравнительная таблица «Родовая и соседская община»

§ 4-5, сравнительная таблица «Родовая и соседская община»

2.6.

Первобытный мир (повторение и обобщение изученного материала)

Повторительно-обобщающий урок

1

Уметь:

- определять значение первобытной эпохи в истории

человечества;

- описывать условия перехода от первобытности к цивилизации: основные занятия, образ жизни, орудия труда


3.

Древний Восток

15


3.1.

Открытие

Древнего Египта

Комбинированный урок

1

Уметь:

- показывать на исторической карте местоположение

Древнего Египта;

- характеризовать природные условия Древнего Египта (разливы Нила, плодородие почв, жаркий климат);

- объяснять причины возникновения древнеегипетского государства

составить кроссворд по теме

§ 6, составить кроссворд

3.2.

Как жили вельможи, земледельцы и ремесленники в Египте

Комбинированный урок

1

Уметь:

- давать определение понятий: вельможи, писцы, налоги;

- характеризовать существенные признаки и интересы различных общественных групп;

- анализировать фрагмент исторического документа и выявлять характерные черты образа жизни земле­дельцев и ремесленников

§ 7-8

3.3.

Военные походы фараонов

Комбинированный урок

1

Уметь:

- раскрывать причины и последствия военных походов фараонов Древнего Египта;

- показывать на историче­ской карте пути и направ­ления военных походов;

- участвовать в дискуссии по вопросу о последствиях военных походов

§ 9

3.4.

Религия древ­них египтян. В царстве Осириса

Комбинированный урок

1

Уметь:

- давать определение поня­тий: миф, религия, «олим­пийские боги»;

- называть характерные признаки и особенности верований древних египтян;

- извлекать необходимые сведения из фрагмента исторического документа и мифов о жизни древних египтян

составить кроссворд

§ 10, составить кроссворд

3.5.

Культура Древнего Египта

Комбинированный урок

1

Уметь:

- объяснять значение поня­тий: иероглиф, папирус;

- составлять описание па­мятников древнеегипет­ской культуры: архитекту­ры, скульптуры;

- характеризовать основ­ные достижения древне­египетской науки и опре­делять ее значение для мировой культуры

сделать макет египетской пирамиды

§ 11-12, сделать макет египетской пирамиды

3.6.

Древнее Дву­речье

Комбинированный урок

1

Уметь:

- показывать на историче­ской карте месторасполо­жение стран Двуречья;

- сравнивать географическую среду Египта и Двуречья

составить сравнительную таблицу

§ 13, составить сравнительную таблицу

3.7.

Вавилонский царь Хаммурапи и его законы

Комбинированный урок

1

Уметь:

- анализировать фрагмент исторического источника «Законы Хаммурапи»;

- высказывать свое суждение по вопросу о роли законов в жизни вавилонян и в жизни современных людей

составить кроссворд по теме

§ 14, составить кроссворд

3.8.

Финикия. Финикийские мореплаватели

Комбинированный урок

1

Уметь:

- показывать на карте расположение Финикии и пути следования финикийских мореплавателей;

- характеризовать важнейшие достижения и открытия финикийцев в области культуры

нарисовать карту

§ 15, нарисовать карту

3.9.

Библейские сказания. Царство Давида и Соломона

Комбинированный урок

1

Уметь:

- объяснять значение понятий: миф, предание, единобожие, монотеистическая религия,

- высказывать свое сужде­ние о вкладе древних евреев в мировую культуру, осно­вываясь на знания библей­ских сказаний

§ 16-17

3.10.

Ассирия - военная держава

Комбинированный урок. Практическое занятие

1

Уметь:

- определять причины возникновения и гибели Ассирии;

- характеризовать особенности военного искусства ассирийцев;

- сравнивать культуру Древнего Египта и Ассирийской державы

Практическое занятие «Ассирийская держава»

§ 18, сравнить армии Ассирии и Египта

3.11.

Персидская держава «Царя царей»

Комбинированный урок

1

Уметь:

- показывать на карте расположение Персидской державы;

- раскрывать особенности государственно-админи­стративного устройства Персидской державы;

- сравнивать политический строй Древнего Египта и Персидского царства

§ 19

3.12.

Древняя Индия. Индийские касты. Культура Древней Индии

Комбинированный урок

1

Уметь:

- характеризовать природно-географические условия, за­нятия, религиозные верова­ния жителей Древней Индии;

- анализировать историче­ский фрагмент из законов Ману и составлять описание представителей индийских каст

§ 20-21, начать заполнять сравнительную таблицу «Древний Восток»

3.13.

Древний Китай. Китайский мудрец единого Китая

Комбинированный урок

2

Уметь:

- определять особенности географических и природ­ных условий Китая;

- высказывать свое суждение по вопросу о значимости конфуцианства в жизни людей Древнего Китая

§ 22-23, закончить заполнение таблицы

3.14.

Древний Восток (повторение и обобщение изученного материала)

Повторительно-обобщающий урок

1

Уметь:

- определять значение культурного наследия народов Древнего Востока;

- описывать исторические объекты и культурные памятники;

- выявлять сходства и различия в культуре стран Древнего Востока

повторить §-§ 6-23

4.

Древняя Греция

18


4.1.

Древнейшая

Греция

Комбинированный урок

1

Уметь:

- характеризовать природно-географические условия, основные занятия древних греков и критян;

- сравнивать условия жизни, образ жизни греков и критян и жителей Древнего Египта;

- характеризовать основные события и участников Троянской войны на основе анализа документа «Миф о начале Троянской войны»

§ 24-25

4.2.

Поэмы Гомера «Илиада», «Одиссея»

Комбинированный урок

1

Уметь:

- рассказывать основное содержание поэм Гомера «Илиада» и «Одиссея»;

- характеризовать основных героев поэм, сравнивать их действия и поступки;

- высказывать свою точку зрения о значимости поэм Гомера для современности

§ 26-27

4.3.

Религия древних греков

Комбинированный урок

1

Уметь:

-показывать на конкрет­ных примерах зависимость религиозных верований людей от природы;

- называть имена мифиче­ских богов;

- объяснять, какие силы природы отражали боги, покровителями каких занятий считались

§ 28, составить список греческих богов

4.4.

Зарождение демократии в Афинах

Комбинированный урок. Практическая работа «Становление демократии в Афинах»

1

Уметь:

- объяснять значение по­нятий: демос, демократия, реформы, граждане, народное собрание, арео­паг, архонты;

- раскрывать причины и значение проведения реформ Солона;

- называть характерные черты политического управления полисом;

- анализировать фрагмент исторического документа

Практическая работа «Становление демократии в Афинах»

§ 29-31

4.5.

Основание греческих колоний

Комбинированный урок

1

Уметь:

- показывать на исторической карте основные направления греческой коло­низации;

- раскрывать основные причины основания древними греками колоний;

- извлекать необходимые сведения из дополнительной исторической литературы

§ 32

4.6.

Древняя Спарта

Комбинированный урок

1

Уметь:

- сравнивать общественное и государственное устройство Спарты и Афинского государства;

- описывать образ жизни спартанцев и илотов;

- высказывать свое суждение по вопросу о воспитании спартанцев

§ 31

4.7.

Греко-персидские войны

Комбинированный урок

2

Уметь:

- объяснять значение понятий: стратег, фалан­га, марафон, триера;

- раскрыть причины победы греков в Марафонской битве;

- рассказать о наиболее крупных сражениях

§ 34-35

4.8.

Возвышение Афин в V веке

до н. э.

Комбинированный урок

2

Уметь:

- раскрывать роль Афин в истории Древней Греции;

- описывать условия существования и образ жизни жителей Афин: граждан, переселенцев, женщин, рабов;

- составлять описание и объяснять значение памятников Афин: Парфенон и др.

§ 36-37

4.9.

Афинская демократия при Перикле

Комбинированный урок

1

Уметь:

- объяснять значение понятий: народное собрание, демократия;

- называть характерные черты политического уст­ройства Афин;

- анализировать фрагмент исторического документа (Плутарх. Сравнительное жизнеописание. Перикл);

- составлять характеристику Перикла

§ 40

4.10.

Македонские завоевания

Комбинированный урок

2

Уметь:

- раскрывать причины подчинения Эллады Македонии;

- показывать на историче­ской карте направление восточного похода Алек­сандра Македонского;

- высказывать суждение и давать оценку деятель­ности царя Македонии Филиппа и личности Александра Великого

§ 41-42

4.11.

Культура Древней Греции

Комбинированный урок

2

Уметь:

- излагать свои суждения о вкладе древнегреческих ученых в мировую культуру;

- раскрывать значение распространения грече­ской культуры в странах Древнего Востока

§ 38, 43

4.12.

Олимпийские игры

Комбинированный урок

1

Уметь:

- объяснять значение понятий: атлет, Милон, пятиборье, ипподром, Пояидам, Феаген;

- раскрывать причины возникновения Олимпий­ских игр;

- описывать ход проведе­ния Олимпийских игр;

- излагать свое мнение по вопросу: об отличиях Олимпийских игр древности от современных

Проект «Начало олимпийского движения»

§ 33

4.13.

В театре Диониса

Комбинированный урок

1

Уметь:

раскрывать значение возникновения театра и его роль в жизни древних греков;

- рассказывать основное содержание трагедий и комедий древнегреческих поэтов Софокла и Аристофана

§ 39

4.14

Древняя Греция (повторение и обобщение изученного материала)

Повторительно-обобщающий урок

1

Уметь:

- определять значение культурного наследия Древней Греции;

- описывать исторические объекты и культурные памятники;

- характеризовать исторические личности Древней Греции

повторить § 24-43

5.

Древний Рим

17


5.1

Древняя Италия

Комбинированный урок

1

Уметь:

- показывать на карте местоположение Древней Италии;

- объяснять влияние природных условий и занятия жителей, значение основных понятий;

- описывать условия жизни древних латинян

Проект «Религиозные верования римлян»

§ 44, подготовить рассказ о религиозных верованиях римлян

5.2.

Завоевание Римом Италии

Комбинированный урок

1

Уметь:

- определять даты основных событий;

- объяснять значение основных понятий и терминов, причины войн Рима с народами Италии;

- характеризовать войско римлян и галльских племен

§ 45

5.3.

Устройство Римской республики

Комбинированный урок

1

Уметь:

- объяснять основные понятия и термины;

- сравнивать управление в Древнем Риме и Римской республике;

- характеризовать войско римлян

§ 46, начать заполнение таблицы

5.4.

Пунические войны. Вторая война Рима с Карфагеном

Комбинированный урок

1

Уметь:

- характеризовать войны Рима с Карфагеном: причины, ход, последствия;

- объяснять значение основных понятий

§ 47

5.5.

Установление господства Рима во всем Средиземноморье

Комбинированный урок

1

Уметь:

- рассказывать о римских завоеваниях в восточной части Средиземноморья;

- объяснять значение основных понятий;

- раскрывать последствия, итоги завоеваний Римом восточной части Средиземноморья

§ 48

5.6.

Рабство в Риме

Комбинированный урок

1

Уметь:

- объяснять основные понятия;

- описывать положение рабов в Древнем Риме;

- рассказывать о гладиаторских боях

Проект «Рабство в Риме»

§ 49

5.7.

Земельные реформы братьев Гракхов

Комбинированный урок

1

Уметь:

- объяснять основные понятия;

- раскрывать причины и итоги гражданских войн, суть земельного закона братьев Гракхов;

- анализировать деятельность Тиберия и Гая Гракхов

§ 50

5.8.

Восстание Спартака

Комбинированный урок

1

Уметь:

- описывать восстание рабов в Риме;

- раскрывать причины, ход, результат восстания;

- давать характеристику Спартака;

- высказывать свое мнение о значении восстания Спартака

§ 51

5.9.

Диктатура Цезаря

Комбинированный урок

1

Уметь:

- объяснять основные понятия, суть диктатуры Цезаря;

- раскрывать причины возвышения Цезаря;

- анализировать деятельность Цезаря как диктатора Рима

§ 52

5.10.

Установление империи

Комбинированный урок

1

Уметь:

- раскрывать причины падения диктатуры Цезаря;

- рассказывать о борьбе Антония и Октавиана;

- характеризовать римского императора Октавиана

§ 53

5.11.

Соседи Римской империи в первые века до н.э.

Комбинированный урок

1

Уметь:

- показывать на исторической карте территорию Римской империи;

- описывать жизнь соседей Римской империи;

- анализировать деятельность Октавиана и раскрывать особенности его правления

составить кроссворд по теме

§ 54

5.12.

В Риме при императоре Нероне

Комбинированный урок

1

Уметь:

- показывать на примере деятельности Нерона усиление императорской власти;

- раскрывать террористические методы правления Нерона, причины пожара в Риме

§ 55

5.13.

Первые христиане и их учение

Комбинированный урок

1

Уметь:

- объяснять значение основных понятий;

- объяснять суть христианского учения;

- сравнивать учение христианства с другими религиями

§ 56

5.14.

Жизнь в Римской империи

Комбинированный урок

1

Уметь:

- объяснять значение основных понятий;

- описывать повседневную жизнь римлян;

- составлять описание памятников древнеримской культуры

§ 57-58

5.15.

Римская империя при Константине

Комбинированный урок

1

Уметь:

- объяснять значение основных понятий;

- характеризовать деятельность Константина;

- рассказывать о переменах в положении христиан

§ 59

5.16.

Взятие Рима готами

Комбинированный урок

1

Уметь:

- объяснять значение основных понятий;

- рассказывать о борьбе римлян с варварами;

- объяснять причины распада Римской империи

§ 60

5.17.

Расцвет Римской империи

Комбинированный урок

1

Уметь:

- объяснять значение основных понятий;

- анализировать деятельность императора Трояна;

- сравнивать положение колона и раба

составить рассказ на тему «Расцвет Римской империи»

составить рассказ на тему «Расцвет Римской империи»

6.

Повторение и обобщение

2


6.1.

Культурное, политическое наследие Древнего Рима (повторение и обобщение)

Повторительно-обобщающий урок. Проектная деятельность «Культура Древней Греции и Рима»

1

Уметь:

- анализировать культурное, политическое развитие Древнего Рима;

- описывать основные памятники культуры;

- сравнивать цивилизации Греции и Рима

проект «Культура Древней Греции и Рима»


6.2

Наследие Древнего Рима - фундамент современной цивилизации (повторение и обобщение)

Повторительно-обобщающий урок

1

Уметь:

- сравнивать древние мировые цивилизации;

- определять общее и различное


ИТОГО:

68

21

График контрольных работ и проектов по темам

5 класс

2014-2015 учебный год

раздел

тема

кол-во

часов

Дата по плану

Фактическая дата

Что изучает история

Контрольная работа по теме: «Что изучает история»

1



Жизнь первобытных людей

Контрольная работа по теме: «Первобытный мир»

1



Древний Восток

Контрольная работа по теме: «Древний Восток»

1



Древняя Греция

Проект «Начало олимпийского движения»

1

Древняя Греция

Контрольная работа по теме: «Древняя Греция»

1



Древний Рим

Проект «Религиозные верования римлян»

1



Древний Рим

Контрольная работа по теме: Древний Рим»

1



Древний Рим

Проект «Культура Древней Греции и Рима»

1



Древний Рим

Контрольная работа по теме: «Рим: от его возникновения до подчинения Италии»

1




Итоговая контрольная работа по курсу

1



Таким образом, в течение 2014-2015 учебного года, запланировано ( СD- диск «Контрольные работы по истории для всех классов»):

- 6 контрольных работ;

- 4 проекта по общей тематике (возможен выбор другой темы в рамках раздела)

Материально-техническое обеспечение учебного предмета

Учебно-методическое обеспечение предмета

1) Перечень оборудования

№п/п

Наименование ТСО

Телевизор

Ноутбук

Проектор

Экран проекционный



2) Перечень наглядных и дидактических материалов

Карты по истории древнего мира

  1. Древний Восток. Передняя Азия и Египет.

  2. Древний Восток. Индия и Китай.

  3. Завоевания Александра Македонского в IV веке до н.э.

  4. Древняя Италия (до середины III века до н.э.

  5. Римская республика (III - I века до н.э.)

  6. Римская империя в IV - V веках. Падение Западной Римской империи.

  7. Крито-Микенская Греция.

  8. Греко-персидские войны (500 - 478 гг. до н.э.).

  9. «Завоевания Александра Македонского»



Электронно-образовательные ресурсы:

  1. CD-диск «5 класс»:

    1. рабочая программа

    2. разработки уроков

    3. интернет - источники

    4. карты

    5. видеоролики

    6. учебник

  1. СD- диск «Повторение и контроль знаний» Электронный тренажёр

  2. СD- диск «Атлас истории древнего мира»

Основная учебно-методическая литература

  1. Вигасин А.А. История Древнего мира/ А.А. Вигасин, Г.И. Годер. - М.: Просвещение, - 2012

  2. Годер Г.И. Рабочая тетрадь по истории Древнего мира: в 2 ч./ Г.И. Годер. - М.: Просвещение, 2012

  3. Рабочая программа по учебному предмету «История» 5 класс.

2) Дополнительная учебно-методическая литература и источники

  1. История древнего мира. 5 кл.: Поурочные разработки к учебнику «История древнего мира. 5 кл.» Вигасина А.А. и др. - М.: ВАКО, 2011

  2. Г.И. Годер. Рабочая тетрадь по истории древнего мира. - М.: Просвещение, 2011

  3. П.Н. Красильников. Тесты и задания по истории древнего мира. 5 кл. - М.: «Школьная

Интернет-источники:

http://www.historia.ru - электронный журнал «Мир истории»;

http://www.prosv.ru - сайт издательства «Просвещение».

Газета «История» и сайт для учителя «Я иду на урок истории» http://his.1september.ru

Коллекция «Исторические документы» Российского общеобразовательного портала http://historydoc.edu.ru

Historic.Ru: Всемирная история http://www.historic.ru

Биография.Ру: биографии исторических личностей http://www.biografia.ru

Всемирная история в лицах http://rulers.narod.ru

Всемирная история: единое научно-образовательное пространство http://www.worldhist.ru

Всемирная история: сайт Д. Гришина http://www.world-history.ru

Всемирная история: учебники и книги С.А. Нефедова http://hist1.narod.ru

Древняя Греция: история, искусство, мифология http://www.ellada.spb.ru

История Древнего мира: электронное приложение к учебнику для 5-го класса http://www.ancienthistory.spb.ru

История Древнего Рима http://www.ancientrome.ru

ХРОНОС - Всемирная история в Интернете http://www.hrono.ru




ПРИЛОЖЕНИЕ



Контрольная работа по теме: «Что изучает история».

1 задание

Проверьте своё знание римских цифр, которыми обозначаются века. Напиши их значение справа арабскими цифрами:

XV- VI- ______________

VIII- XVII-____________

X - IV- ____________

XIX- IX- ___________

XIV- XVI-_____________

  1. 2. задание

Напишите, к каким векам относятся перечисленные ниже годы:

1147г век 1994 г. век

1241г. век 1501г. век

937г. век 2011г. век

458г век 500г век

1372г век 47г век

  1. 3. задание

Напишите определения понятиям:

Топонимика -______________________________________________________________________________________

Геральдика.________________________________________________________________________________________________________________ _____________________________________________________

Генеалогия._____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Археология._______________________________________________________________________________________________________________ _____________________________________________________

Летопись._________________________________________________________________________________________________________________ _____________________________________________________

Хронология._______________________________________________________________________________________________________________

4 задание. Решите задачу.

  1. Сколько полных лет продолжается наша эра?

________________________________________________________________________

  1. Какой год был раньше 40-й год до нашей эры или 40-ой год нашей эры?

  2. Какой год был предшествующим 40 году нашей эры?

  3. Какой год был следующим за 40-м годом до нашей эры?





















Контрольная работа № 1

ВВЕДЕНИЕ В ИСТОРИЮ.

Вариант 1

1. Замените определение термином:

1) непостоянные группы древних людей;

2) общее название предметов, которые древний человек использовал для того, чтобы защищаться от животных и добывать пропитание;

3) несколько родовых общин, происходивших от общих предков и живших в одной местности.

2. Дайте определение понятиям:

1) родовая община; 2) соседская община.

3. Закончите предложение

1) Примерно 40 тыс. лет назад на Земле появился ...

2) Современный отсчет времени ведется ...

3) Переход от собирательства и охоты к земледелию и скотоводству произошел примерно ...

4. Отличие земледелия от собирательства состоит в том, что люди добывали пищу:

1) используя только то, что давала природа;

2) Используя собственные умения и труд.

5. Какое орудие труда человек использовал для земледелия:

1) мотыгу; 2) рубило; 3) гарпун; 4) палку-копалку?

6. Какое животное человек приручил первым:

1) лошадь; 2) свинью; 3) собаку; 4) овцу?

7. Определите последовательность событий первобытной истории:

1) появление первых государств;

2) появление «человека разумного»;

3) появление древнего человека;

4) появление земледелия и скотоводства.

8. В один музей принесли древний меч. На мече была вырезана надпись: «Этим оружием Спартак поражал врагов. Надпись сделана друзьями Спартака через два дня после его гибели в 71 году до Рождества Христова». Ученые, Осмотревшие меч, знали, что вождь восставших рабов по Имени Спартак действительно погиб в 71 г. до Рождества Христова. Несмотря на это, они заявили, что надпись фальшивая: она сделана не друзьями Спартака, а много- много лет позже.

Объясните, почему ученые пришли к такому выводу.

9. Соотнесите объединения первобытных людей и что характерно для них:

1) человеческое стадо

а) появились 40 тыс. лет назад

2) родовая община

б) основное занятие - охота

в) появились 2 млн. лет назад

г) орудия труда - лук и стрелы

д) основное занятие - собирательство

е) появилась речь

ж) постоянное использование огня

з) появление старейшин, управляющих обществом

и) орудия труда - палка-копалка, дубин скребло

к) появление верований и искусства

л) речи еще не было

10. Какие знания и умения первобытного человека, по-твоему, могли быть неизмеримо выше по сравнению с умениями и знаниями современных людей?

1. 1) человеческое стадо; 2) орудия труда; 3) племя.

2. 1) объединение первобытных людей, живущих совместно большим коллективом родственников;

2) коллектив людей, живущих на одной территории, но не являющихся родственниками.

3. 1) человек разумный; 2) от Рождества Христова; 3) 7 тыс. лет назад.

4. 2) 5. 1) 6. 3) 7. 3; 2; 4; 1.

8. На мече не могла быть надпись «до Рождества Христова», если это меч - современник Спартака, так как Спартак и его друзья еще не знали, что счет лет будет делиться на до и после Рождества Христова.

9. 1) в, д, и, л; 2) а, б, г, е, ж, з, к.

10. Примерный ответ: - умение ориентироваться на местности, обрабатывать камень и кость;

- знание природы, поведения животных;

- «наука выживания» в лесу, горах, пустыне для современного человека одна из самых сложных, а первобытного человека этому не нужно было учить.

Контрольная работа № 2

ДРЕВНИЙ ВОСТОК

Вариант 1

1. Замените определение термином:

1) группы людей в Индии со строго определенными занятиями, правами и обязанностями;

2) вероучение, которого придерживаются многие люди в разных странах;

3) письменность Древнего Двуречья.

2. Дайте определение понятиям:

1) колония;

2) фараон.

3. Закончите предложение:

1) Единое древнеегипетское государство возникло примерно в...

2) Свои завоевательные походы Тутмос III осуществил примерно в...

3) Завоевание персами Египта произошло в...

4) В 612 г. до н. э. произошло...

5) Первое плавание вокруг Африки осуществили финикийцы в...

4. Служителями бога в египетском храме были:

1) фараоны;

2) жрецы;

З) вельможи;

4) писцы.

5. Царь Иудеи, отличавшийся своим мудрым правлением:

1) Тиглатпаласар;

2) Соломон;

З) Ашока;

4) Дарий I.

6. Какой древневосточный мудрец создал учение о правилах поведения людей:

1) Будда;

2) Соломон;

3) Конфуций;

4) Кир?

7. Определите последовательность событий истории Древнего Востока:

1) создание законов Хаммурапи;

2) появление буддизма в Индии;

З) строительство пирамиды Хеопса;

4) завоевательные походы Тутмоса III;

5) правление Цинь Ши-хуанди в Китае.

8. Соотнесите архитектурные сооружения и страны, которых они находились:

1) Египет;

а) пирамида Хеопса;

2) Вавилония;

б) зиккурат;

3) Китай.

в) Великий шелковый путь;

г) Висячие сады Семирамиды;

д) Большой Сфинкс;

е) гробница Цинь Ши-хуанди;

ж) ворота богини Иштар.

9. Выберите правильный ответ и отметьте на «ленте времени», когда Цинь Ши-хуанди объединил Древний Китай. Сколько лет назад произошло это событие?

1) 1500 г. до н. э.;

2) 612 г. до н. э.;

3) 221 г. до н. э.;

4) 2600 г. до н. э.

10. Прочитайте текст.

Был некогда в Индии юный царевич. Жил он в прекрасном дворце. Слуги держали над его головой белый зонт, чтобы не коснулись его лучи солнца или капли дождя. Он думал, что повсюду жизнь так же прекрасна, и даже не предполагал, что существуют горе, боль и смерть. Но однажды он встретил дряхлого старца и понял, что старость неизбежна. Встретил больного и понял, что не вечно будет здоров. Он задумался о смерти и решил стать отшельником. Долго странствовал он, голодал и терпел лишения. И однажды, когда он сидел под огромным деревом, скрестив ноги, предаваясь глубокому размышлению, он обрел мудрость.

1) О ком идет речь?

2) Назовите основные положения его учения.

Контрольная работа № 3

ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ

Вариант 1

1. Замените определение термином:

1) особый тип государства древней Греции, в территорию которого входили города и расположенные вокруг них поселения;

2) рабы, принадлежавшие Спартанскому государству, которым запрещалось покидать свои поселения;

3) человек, наделенный даром красноречия.

2. Дайте определение понятиям:

1) народное собрание;

2) демократия.

3. Закончите предложение:

1) Марафонское сражение произошло в...

2) Завоевание Греции Македонией произошло в...

3) Свои реформы в Афинах Солон провел в...

4. Свободными жителями Аттики были:

1) рабы;

2) граждане;

3) метеки;

4) илоты.

5. В Саламинском морском сражении греческим флотом командовал:

1) Мильтиад; 2) Солон; 3) Фемистокл; 4) Леонид.

6. Имя древнегреческой богини любви и красоты:

1) Афина;

2) Афродита;

3) Деметра;

4) Гера.

7. Определите последовательность событий истории древней Греции:

1) Фермопильское сражение;

2) Троянская война;

3) поход Александра Македонского на Восток;

4) Пелопоннесская война.

8. Соотнесите названия стран с приведенными в списке утверждениями:

1) Персия;

а) страна делилась на 20 областей - сатрапий;

2) Афины;

б) должность первого стратега;

3) Спарта.

в) реформы Солона заложили основы демократии;

г) войском командовали два царя;

д) на Народном собрании выбирали совет старейшин;

е) форма правления - аристократия;

ж) царь - глава страны;

з) там находится Парфенон Фидия.

9. Выберите правильный ответ и отметьте на «ленте времени», когда в древней Греции начали проводить Олимпийские игры. Сколько лет назад произошло это событие:

1) 776 г. до н. э.;

2) 584 г. до н. э.;

3) 1200 г. до н. э.;

4) 323 г. до н. э.

10. Представьте, что вы древнегреческий мальчик и девочка. К вам в гости приехал друг из другого государства и хотел бы узнать, как происходит воспитание и обучение детей, юношей и девушек в вашей стране. Где, чему как можно было обучиться?

Контрольная работа № 4

ДРЕВНИЙ РИМ

Вариант 1

1. Замените определение термином:

1) древнейшие жители Рима;

2) переселенцы, живущие в Риме, прибывшие из разных областей Италии;

3) война между гражданами одного государства.

2. Дайте определение понятиям:

1) республика;

2) диктатура.

3. Заполните пропуски:

1) Изгнание царей из Рима произошло в . . .

2) Ганнибал победил римские войска в битве при Каннах в . . .

3) Взятие Карфагена римлянами, после которого он

был разрушен, произошло в

4) В 74-71 гг. до н. э. в Римском государстве про изошло...

5) В 395 г. н.э. произошло...

Ответ:

4. Как называются законы Рима, начертанные на медных досках в 450 г. до н. э.:

1) законы Хаммурапи;

2) законы ХII таблиц;

3) законы Соломона;

4) законы Ману?

5. Мировая религия, возникшая во времена Римской империи и на ее территории:

1) буддизм;

2) христианство;

3) ислам.

6. В 1 в. н. э. в Риме правили императоры:

1) Цезарь;

2) Нерон;

3) Константин;

4) Траян;

5) Октавиан Август;

б) Клавдий.

7. Определите последовательность событий истории Древнего Рима:

1) аграрный закон Тиберия Гракха;

2) падение Западной Римской империи;

3) законы ХII таблиц;

4) диктатура Цезаря.

8. Кто из друзей или врагов Рима мог сказать такие слова? По какому поводу он их произнес?

«За узким проливом был виден Треугольный остров, где ждали нас тысячи друзей. И если бы не эти паршивые собаки, назвавшие себя пиратами, мое войско одержало бы еще не одну победу!

9. Соотнесите названия стран с приведенными в списках с именами деятелей культуры:

1) Греция;

а) Геродот;

2) Рим.

б) Гораций, Овидий, Вергилий

в) Гиппократ;

г) Аристотель;

д) Катон, Тит Линий;

е) Цицерон;

ж) Фидий

10. Выберите правильный ответ и отметьте на «ленте времени» год, когда, по преданию, был основан Рим. Сколько лет назад произошло это событие?

1) 149 г. до н. э.;

2) 753 г. до н. э.;

3) 31 г. до н. э.;

4) 510 г. до н. э.

«Рим: от его возникновения до подчинения Италии»

Вариант 1

1. Оцените утверждение.

В 1 тысячелетии до н.э. вся Италия была заселена племенем латинов:

а) верно б) неверно

2. Выберите правильный ответ.

Плебеями в Риме считались:

а) обедневшие римляне

б) потомки древнейших жителей Рима

в) переселенцы их других областей Италии

3. Выберите неправильный ответ.

Большое и боеспособное римское войско:

а) состояло из беднейших римлян, не владевших землей

б) состояло в основном из земледельцев

в) делилось на легионы

4. Найдите лишнее.

Органы власти и должностные лица в Римской республике:

а) Народное собрание

б) сенат

в) ликторы

г) консулы

д) цари

5. Восстановите последовательность событий.

а) плебеи получают право принимать законы

б) римляне изгоняют последнего царя

в) Ромул убивает Рема

г) Пирр терпит поражение от римлян

6. Приведите в соответствие:

а) народный трибун 1) набор в войско

б) консул 2) право вето

в) сенат 3) расходы казны

7. Назовите принцип, объединяющий эти слова.

Консул, патриций:

а) это должностные лица в Риме

б) консулов в течение многих лет избирали только патриции

в) бывший консул получал звание патриция

8. Найдите ошибку в описании.

Плебеи после двухсотлетней борьбы стали полноправными гражданами Рима. Они могли теперь принимать законы, участвовать в Народном собрании. Консулов выбирали по жребию, подобно тому как в Афинах выбирали многих должностных лиц:

а) на самом деле всех должностных лиц в Афинах выбирали путем поднятия руки

б) на самом деле плебеи не получили права принимать законы

в) на самом деле в Риме консулов выбирали путем подачи табличек, на которых писали имена кандидатов

9. Объясните происхождение выражения.

«Горе побежденным!»:

а) слова галльского вождя Бренна, потребовавшего от римлян огромной дани

б) слова полководца Пирра после второй победы над римлянами

в) слова, которыми римляне проводили изгнанного царя Тарквиния Гордого

10. Вставьте вместо пропусков.

Название города Рим происходит от имени одного из его легендарных основателей - _________________. Рим, согласно легенде, был основан в ____________________ году до н.э. Именно от этой даты римляне вели ___________________________.

«Рим: от его возникновения до подчинения Италии»

1 - б; 2 - в; 3 - а; 4 - д; 5 - в, б, а, г; 6: а - 2, б - 1, в - 3; 7 - б; 8 - в; 9 - в; 10 - Ромула, 753, счет лет (I), легионы, земледельцев, землей (II).


© 2010-2022