- Преподавателю
- История
- Календарно-тематическое планирование по курсу История Средних веков. Ведюшкин В. А, История России. С древнейших времен до конца XVI века А. А. Данилов, Л. Г. Косулина
Календарно-тематическое планирование по курсу История Средних веков. Ведюшкин В. А, История России. С древнейших времен до конца XVI века А. А. Данилов, Л. Г. Косулина
Раздел | История |
Класс | 6 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Супрун В.И. |
Дата | 04.03.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Календарно-тематическое планирование по курсу История (6 класс)
№
Тема урока
Тип урока
Кол-во часов
Элементы содержания
Основные понятия
Требования к уровню подготовки учащихся
Вид контроля, измерителя
Домашнее задание
Дата проведения
План/факт
История Средних веков (34 часа)
1
Введение в историю Средних веков
Урок изучения нового материала
1
Понятие Средневековье. Письменные, изобразительные,вещественные источники
Средние века, архив, хроники, лента времени. Исторические источники. Варварство
устанавливать историческую связь между периодами, показывать преемственность
Текущий
( беседы)
С.6-13
Тема 1. Западная Европа в раннее Средневековье (4 часа)
2
Древние
германцы и
Римская
империя.
Урок изучения нового материала
1
Великое переселение
народов. Кельты,
германцы, славяне.
Занятия германцев.
Выделение знати.
Падение Западной
Римской империи. Гунны.
Варвары, готы, кельты, германцы, род, племя,
Работать с контурной картой,
выявлять сходства и
отличия
обществ германцев и римлян
Работа с картой, ответы на вопросы
П. 1
3
христианская
церковь в
VI
-
VIII
веках
Комбинированный урок
1
Франки: расселение,
занятия, хозяйственное и
общественное
устройство. Появление
государства. Король
Хлодвиг. Христианская
церковь. Монастыри.
Священник, проповедь,вера, архиепископ, папа,духовенство, миряне, монастырь, обет, лангобарды, ереси,монашество
Умения: сравнения, построения, обобщения и систематизации исторических данных
Анализировать документ, оперировать понятиями
Выполнение индивидуальных заданий, работа с текстом
П. 2
4
Возникновение
и распад
империи Карла
Великого.
Комбинированный урок
1
Карл Великий. Войны в
Италии и Испании.
Франкская империя и её
распад. Междоусобные
войны. Сеньоры и
вассалы. Феодальная
лестница.
Каролингское
Возрождение. Искусство.
Литература.
Барон, междоусобные войны, вассал, феодальная лестница. Сеньор, виконт, феодальные владения
Оценивать деятельность
исторических личностей (на
примере Карла Великого);
работать с историческими
документами
Опрос. Письменные задания
П. 3
5
Западная
Европа в
IX-XI
веках.
Комбинированный урок
1
Феодальная раздробленность
Англия и раннее средневековье;
англосаксы и
норманнское завоевание
Норманны, викинги, варяги, домен,
Указывать на контурной карте
завоеванные норманнами
земли; называть существенные
черты представлений
средневекового человека о
мире
Фронтальный опрос, тест для закрепления
П. 4
Глава 2. Византийская империя и славяне в VI-XI веках. (3 часа)
6
Византийское тысячелетие
Комбинированный урок
1
Территория, хозяйство,
государственное
устройство Византии.
Византийские
императоры. Юстиниан и
его реформы. Войны
Юстиниана
Василевс, скипетр
Навыки самостоятельной работы , умение сравнивать, обобщать
Опрос, письменные задания
П. 5
7
Культура Византии
Комбинированный урок
1
Античное наследие. Рождение христианского храма. Собор Святой Софии
Христианский храм, мозаика, алтарь, смальта, икона, иконопочитатели, фреска
Умение анализировать произведения искусства. Выделять особенное и сравнивать с культурой Западной Европы
Умение анализировать исторические источники. Осмысливать и оценивать исторические явления
Взаимопроверка, домашнее задание в тетради
П. 6
8
Образование
славянских
государств
Комбинированный урок
1
Расселение славян.
Занятия и образ жизни
славян. Болгарское
государство.
Великоморавская
держава и создатели
славянской письменности -
Кирилл и Мефодий
Вече, печенеги.
Кирилл, Мефодий, князь
Сравнивать образ жизни
народов (славян и германцев);
оценивать деятельность
исторических личностей
(Кирилла и Мефодия).
Задания с
развёрнутым
ответом.
П. 7
Глава 3. Арабы в VI-XIвеках (3 часа)
9
Рождение новой религии
Комбинированный урок
1
Расселение, занятия
арабских племен.
Мухаммед и рождение
ислама. Завоевания
арабов в Азии, Северной
Африке, Европе
Ярмарка, Храм Кааба, Медина, Коран, шариат.
Умение анализировать материал. Определять предпосылки, сущность и последствия события. Умение составлять план, работа с текстом
Фронтальный опрос
П. 8
10
Мир ислама
Комбинированный урок
1
Арабский
халифат и его
распад.
Культура стран
халифата
Работать с контурной картой,
составлять описание
произведений искусства.
П. 9
11
Контрольно-обобщающий урок по теме Раннее Средневековье
Урок повторения и обобщения Практикум
1
Закрепление материала, проверочные работы
Уметь:анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы; использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач
Выполнить
проблемные
задания. Разноуровневая контрольная работа
Глава 4. Феодальное общество (3 часа)
12
Сеньоры и вассалы
Урок изучения нового материала
1
Новое устройство общества
Замок феодала.
Снаряжение рыцаря.
Развлечения рыцарей.
Правила поведения
рыцарей
Рыцарь, сословия, сеньор, вассал, феодализм
Использовать иллюстрации при
описании снаряжения и замка
рыцаря
Самостоятельная работа с текстом учебника при изучении нового материала
П. 10
13
Средневековая
деревня и её
обитатели.
Комбинированный урок
1
Феодальное
землевладение.
Феодальная знать.
Жизнь, быт, труд
крестьян. Крестьянское
хозяйство. Феодальная
зависимость и
повинности.
Крестьянская община
Повинности. Барщина, оброк, натуральное хозяйство, трехполье, свободные и зависимые крестьяне
Умение выделить основные черты феодального общества. Умение выделить главное в тексте учебника. Умение участвовать в беседе.
Опрос, письменные задания
П.11
14
Формирование
средневековых
городов.
Комбинированный урок
1
Возникновение городов.
Города -центры
ремесла, торговли,
культуры. Цехи и
гильдии.
Сословия средневекового города , бюргеры. Буржуа мэр,
Городской совет,
Ратуша,
самоуправление
Устанавливать причинно-
следственные связи (на
примере возникновения
городов).
Задания
с
развёрнутым
ответом
П 12
Глава 5. Католическая церковь в 11-13 веках (2 часа)
15
Католическая церковь
Урок изучения нового материала
1
Разделение христианства
на католицизм и
православие. Светские
правители церковь.
Ереси и преследование
еретиков.
Индульгенция, отлучение от церкви, инквизиция, францисканцы
Объяснять причины раскола христианской церкви, источники богатства. Раскрывать причины возникновения ересей.
Выполнение заданий в Рабочей тетради
П. 13
16
Крестовые походы.
Комбинированный урок
1
Крестовые походы
феодалов, последствия. Крестовые походы
бедноты. Духовно-
рыцарские ордены.
Борьба народов Востока
против крестоносцев.
Орден тамплиеров, госпитальеров, Тевтонский орден
Наносить на контурную карту
походы крестоносцев
обозначать государства
крестоносцев
Творческое задание в тетради
П. 14
Глава 6. Разные судьбы государств (3 часа)
17
Объединение
Франции.
Комбинированный урок
1
Борьба Филиппа II Августа с английскими королями. Борьба Филиппа IV Красивого с римским папой. Генеральные Штаты
Коронация, "40 дней короля" и междоусобицы.
Объяснять причины усиления королевской власти во Франции. Называть характерные черты сословно-представительной монархии
Взаимопроверка, домашнее задание в тетради
П. 15
18
Англия: от нормандского завоевания до парламента
Комбинированный урок
1
Нормандское
завоевание. Генрих
II
и
его реформы. Великая
хартия вольностей.
Парламент. Сословная
монархия.
Экономическое и
социальное развитие
страны
Суд присяжных, щитовые деньги, парламент, палата лордов, палата общин
Сравнивать причины
образования
централизованного государства
во Франции и Англии; делать
выводы
Опрос, индивидуальная работа по карточкам
П. 16
19
Германия в XII-XIV вв
Комбинированный урок
1
Император, князья и борьба за Италию, «Натиск на Восток», рождение Швейцарии
Усобица, «Золотая булла», курфюрст
Умение анализировать, сравнивать, выделять общее и особенное
Опрос. Письменные задания
П. 17
Глава 7. Культура Западной Европы в 11 - 13 веках(3 часа)
20
Образование, наука и философия в эпоху расцвета Средневековья
Комбинированный урок
1
Представления
средневекового человека
о мире. Место религии в
жизни человека и
общества. Наука и
образование. Появление
университетов. Развитие
знаний и церковь
Университеты, схоластика, логика, астрология, алхимия
Составлять описание
достижений культуры; работать
с дополнительной литературой
Задания с
развёрнутым
ответом.
П. 18
21
Время соборов
Комбинированный урок
1
Мир романских соборов, готические соборы
«Библия в камне», готика,
Умение анализировать материал. Умение составлять план, работа с текстом
Фронтальный опрос
П.19
22
Контрольно-обобщающий урок по теме Расцвет Средневековья
Урок повторения и обобщения
1
Закрепление материала, проверочные работы
Уметь:анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы; использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач
Выполнить
проблемные
задания. Разноуровневая контрольная работа
Глава 8. Западная Европа в 14-15 веках( 4 часа)
23
Столетие бедствий
Урок изучения нового времени
1
«Чёрная смерть», притеснения евреев, Положение крестьян во Франции и Англии, жакерия, восстание Уота Тайлера
Чума, гетто,денежный оброк
Давать самостоятельную оценку историческим явлениям.
Опрос, индивидуальная работа по карточкам
П. 20
24
Самая долгая война в истории
Комбинированный урок
1
Причины войны и повод к ней. Итоги и последствия Столетней войны. Жанна д'Арк
Орлеанская дева, Капетинги и Валуа
Наносить на контурную карту ход боевых действий.
Фронтальный опрос
П. 21
25
Трудный путь к торжеству власти
Комбинированный урок
1
Завершение объединения Франции. Образование централизованного государства. Война Алой и Белой розы в Англии. Генрих VIII. Мусульманская Испания.
Реконкиста, династическая уния, централизация
Навыки самостоятельной работы , умение сравнивать, обобщать
Опрос, индивидуальные задания по карточкам
П. 22
26
Культура Западной Европы в 14-15 веках: новые горизонты
Комбинированный урок
1
Человек и общество. Изобразительное искусство. Изобретение книгопечатания, Эпоха Возрождения, гуманизм и гуманисты
Линейная перспектива. Портрет. Иоганн Гутенберг. Ренессанс
Уметь: анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы; использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач
Задания с развёрнутым ответом
П. 23
Глава 9. Центральная и Юго - Восточная Европа в 14-15 веках (3 часа)
27
Польша и Чехия: время расцвета
Комбинированный урок
1
Казимир Великий, Польша и Тевтонский орден, «Золотой век Чехии», мыслитель и проповедник Ян Гус, Гуситские войны
Паны, церковный собор, патриот, табориты, умеренные, Сейм, гуситское движение
Оценивать деятельность
исторических личностей,
работать с историческими
документами
Работа с историческими источниками, картой. Фронтальный опрос. Беседа
П. 24
28
Османская империя.
Комбинированный урок
1
Византийское ослабление, держава потомков Османа, «живой налог», падение Константинополя
Турки-османы, султан, военно-административная система, шейх, янычары, сипахи
Определять причины падения Византии. Приводить доказательства о борьбе народов Балканского государства против османского нашествия.
Опрос, письменные задания
П. 25
29
Контрольно-обобщающий урок по теме Осень Средневековья
Урок повторения и обобщения
1
Закрепление материала, проверочные работы
Уметь:анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы; использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач
Выполнить
проблемные
задания. Разноуровневая контрольная работа
Глава 10. Страны Африки, Азии и Америки (5 часов)
30
Индия, Китай, Япония
Урок изучения нового материала
1
Индия-сказочная страна, Поднебесная империя, Великий шелковый путь, буддизм, конфуцианство, индуизм, Крестьянская война, уклад жизни японцев
Раджа, каста, варна, пещерные храмы, шэньши, пагода, пейзаж, самураи.
Навыки самостоятельной работы , умение сравнивать, обобщать
Беседа, таблица «Достижения культуры индийского и китайского народов»
П. 26
31
Великие державы Чингисхана и Тимура
Комбинированный урок
1
Объединение монголов, завоевания Чингисхана, распад Монгольской державы,Золотая Орда, Чагатайский улус, «Железный хромец» , завоевания Тимура.
Улус, хан,монголо-татары, Самарканд
Работать с контурной картой, Давать самостоятельную оценку историческим явлениям
Работа с историческими источниками, картой. Фронтальный опрос. Беседа
П. 27
32
Народы и государства Африки и Америки
Комбинированный урок
1
Два мира Африки, христианская Эфиопия, Аксумское царство, древние цивилизации Америки
Майя, ацтеки, инки, чибча-муиски, кипу. Цивилизация, берберы, Магриб, пигмеи, Судан.
Определять особенности цивилизаций американского континента и народов стран Африканского континента Характеризовать главные достижения культуры народов Америки.
Опрос, письменные задания
П. 28
33
Контрольно-обобщающий урок по теме Вдали от Европы
Урок повторения и обобщения
1
Закрепить знания учащихся по теме
Уметь: анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы; использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач
Разноуровневая контрольная работа
34
Итоговый контроль знаний по курсу История Средних веков
1
Закрепить знания учащихся по курсу
Уметь: анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы; высказывать собственную точку зрения или обосновывать известные, выделять главное, использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач
Разноуровневая контрольная работа
История России с древнейших времён до конца 16 века(34 часа)
35
Введение.
Урок изучения нового материала
1
Введение. История России - часть Всемирной истории
Исторические источники, фольклористика, лингвистика, археология
Иметь представление о том, что Россия является частью мировой истории, понять значимость изучения отечественной истории и истории своего региона.
Текущий
( беседы)
Глава 1. Древняя Русь с 8 века до первой половины 12 века (9 часов)
36
Древнейшие народы на территории России
Урок изучения нового материала
1
Древние люди на территории нашей страны. Зарождение родового строя, появление земледелия, скотоводства и ремесла. Скифское царство, тюркские народы, жители лесной полосы Восточной Европы
Старейшины, вожди, соседская община, союзы племён, колонизация, кочевники, каганат, дань, народное ополчение, государство
Иметь общее представление о предках славян, о происхождении и расселении восточных славянских племен, их соседях. Иметь представление об образе жизни соседей славян. Уметь раскрыть их взаимоотношения и взаимовлияние друг на друга.
Устный опрос
П. 1
37
Восточные славяне
Комбинированный урок
1
Происхождение и расселение восточных славян, занятия славян, быт и нравы, верования, управления, взаимоотношения с соседними народами и государствами.
Быт, вервь, вече, дань, подсечно-огневой, переложной, язычество, идол, волхвы, кудесники
раскрытие общего
и особенного в
развитии
прошлого
восточных славян
Групповые формы работы, работа с источником, с элементами самостоятельной работы
П. 2
38
Формирование Древнерусского государства
Комбинированный урок
1
Предпосылки создания Древнерусского государства, появление княжеской власти,образование государственных центров, Киевская Русь
Государство, торговля, купцы, ремесленники, печенеги, «повесть временных лет», воевода
Устанавливать причинно
-
следственные связи (на
примере образования
Древнерусского государства);
работать с документами
Задания с развёрнутом ответом
П. 3
39
Первые
киевские князья
Комбинированный урок
1
Характер древнерусской
державы. Князь и
дружина. Полюдье.
Деятельность Олега,
Игоря, Ольги по
укреплению
Древнерусского
государства. Походы
Святослава.
Князь и дружина, полюдье. Погост, урок, реформа
Показывать на карте походы
князей; давать характеристику
деятельности князей.
Блиц-опрос. Тестирование. Таблица «русские князья»
П. 4
40
Владимир Свято-славич. Принятие христианства.
Комбинированный урок
1
Борьба за киевский престол. Начало правления князя Владимира. Причины принятия христианства. Крещение Руси. Значение принятия христианства
Крещение Руси, 988г., христианство.
Устанавливать причинно-следственные связи (на примере принятия христианства); делать выводы. Дать характеристику Владимиру Красное Солнышко
Устный опрос
П. 5
41
Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром
Комбинированный урок
1
Борьба за власть сыновей Владимира. Русь при Ярославе Мудром: внутренняя и внешняя политика, управление государством. Русская правда. Формирование древнерусской народности. Земельные отношения. Основные социальные слои населения Руси.
Междоусобица, Правда Ярослава, Киево-Печорский монастырь, наместник, древнерусская народность
Давать характеристику деятельности исторических личностей (на примере Ярослава Мудрого); работать с документами; делать выводы.
Фронтальный опрос, взаимопроверка
П. 6
42
Культура Древней Руси.
Комбинированный урок
1
Особенности культуры Древней Руси. Устное народное творчество. Письменность и грамотность. Литература. Зодчество и изобразительное искусство. Художественное ремесло.
Былина, патриотизм, житие, миниатюра, мозаика, фреска, зодчество, Нестор, Иларион
Использовать иллюстрации при рассказе о достижениях культуры.
Опрос по вопросам домашнего задания. Индивидуальные задания
П. 7
43
Быт и нравы Древней Руси.
Комбинированный урок
1
Образ жизни князей и бояр. Военное дело. Быт и образ жизни горожан и земледельцев.
Образ жизни, слобода, полуземлянка, хоромы
Сравнивать образ жизни разных групп населения
Проверка домашнего задания устно и по карточкам
П. 8
44
Контрольно-обобщающий урок
Урок повторения и обобщения
1
Закрепление материала, проверочные работы
Разноуровневая контрольная работа
Глава 2. Русь Удельная в 12-13 веках (9 часов)
45
Начало раздробления Древнерусского государства.
Урок изучения нового материала
1
Причины раздробленности Руси. Образование самостоятельных княжеств и земель. Характер политической власти в период раздробленности. Владимир Мономах.
Половецкие племена, Устав Владимира Всеволодовича, рать, уделы, экономика
Характеризовать деятельность исторических личностей (на примере Владимира Мономаха).
Задания с кратким ответом
П. 9
46-47
Главные политические центры Руси.
Комбинированные уроки
1
Владимиро-Суздальское княжество: характер княжеской власти, внутренняя и внешняя политика. Юрий Долгорукий. Борьба за Киев. Возвышение Владимиро-Суздальского княжества. Новгородская земля: особенности социальной структуры и политического устройства. Галицко-Волынское княжество: взаимоотно-шения между боярами и князем.
Андрей Боголюбский, епископ, архиепископ, мужи, мятеж, республика
Показывать на карте границы русских земель; выявлять особенности их развития, выделяя общие и отличительные черты; характеризовать деятельность русских князей.
Проверка домашнего задания по вопросам учебника, диктант дат
П.10-11
48
Нашествие с Востока.
Комбинированный урок
1
Создание державы Чингисхана. Сражение на Калке. Вторжение в Рязанскую землю. Разгром Владимирского княжества. Поход на Новгород. Нашествие на Юго-Западную Русь и Центральную Европу.
Юрта, монгольские воины, батый, Евпатий Коловрат, стан, фураж, Торжок, Козельск
Наносить на карту походы Батыя; использовать карту при рассказе о сопротивлении русских городов
Опрос по домашнему заданию, индивидуальные задания
П.12
49
Борьба Руси с западными завоевателями.
Комбинированный урок
1
Походы шведов на Русь. Завоевание крестоносцами Прибалтики. Князь Александр Ярославович. Невская битва. Ледовое побоище. Значение победы над крестоносцами.
Тевтонский орден, Ливонский орден, народное ополчение
Пользуясь схемой, рассказывать о битвах; характеризовать деятельность исторических личностей (Александр Невский
Промежуточное тестирование
П.13
50
Русь и Золотая Орда.
Комбинированный урок
1
Образование Золотой Орды. Ордынское владычество. Повинности русского населения. Борьба русского населения против ордынского владычества. Последс-твия ордынского владычества.
Золотая орда, вассальная зависимость, резиденция, численники, ярлык, выход, баскак
Выявлять особенности зависимости Руси от Золотой Орды и её последствия на развитие Руси.
Фронтальный опрос, индивидуальные карточки, обобщающая беседа.
П.14
51
Русь и Литва.
Комбинированный урок
1
Формирование Литовско-Русского государства. Характер Литовско-Русского государства. Значение присоединения русских земель к Литве.
Устанавливать причинно-следственные связи (на примере Литовско-Русского государства).
Опрос. Письменные задания
П.15
52
Культура русских земель в XII - XIII веках.
Комбинированный урок
1
Общерусское культурное единство. Накапливание научных знаний. Литература. Идея единства Русской земли в произведениях культуры. Зодчество. Живопись.
Культурные традиции, поучения, Данил Заточник, зодчество, архитектурный ансамбль, аскетизм, канон
Характеризовать особенности развития культуры; составлять описание достижений культуры.
Викторина
П.16
53
Контрольно-обобщающий урок
Урок повторения и обобщения
1
Закрепление материала, проверочные работы
Разноуровневая контрольная работа
Глава 3. Московская Русь в 14-16 веках (14 часов)
54
Предпосылки объединения русских земель. Усиление Московского княжества.
Урок изучения нового материала
1
Социально-экономическое и политическое развитие Северо-Восточной Руси. Причины и предпосылки объединения русских земель. Борьба Москвы и Твери. Правление Ивана Калиты. Причины возвышения Москвы.
Вотчинное землевладение, удельное княжество, Иван Калита
Знать основные положения урока
Индивидуальные задания
П.17
55
Москва - центр борьбы с ордынским владычеством. Куликовская битва.
Комбинированный урок
1
Борьба Москвы за политическое первенство. Взаимоотношения Москвы с Золотой Ордой и Литвой. Куликовская битва и её значение. Дмитрий Донской.
Манёвр, Сергий Радонежский, Тохтамыш, Мамай, поединок богатырей
Использовать схему при рассказе о битве; характе-ризовать деятельность истор. личностей (Дмитрий Донской).
Опрос по вопросам домашнего задания, взаимопроверка.
П. 18
56
Московское княжество и его соседи в конце XIV - середине XV века.
Комбинированный урок
1
Василий I. Московская усобица, её значение. Распад Золотой Орды. Союз Литвы и Польши. Грюнвальдская битва. Образование русской, украинской и белорусской народностей.
Великорусская народность, диалект, уния
Характеризовать политику исторических личностей (Василий I); использовать карту при рассказе об объединении русских земель.
Взаимопроверка знания ключевых терминов. Индивидуальные задания
П.19
57
Создание единого Русского государства и конец ордынского владычества.
Комбинированный урок
1
Конец ордынского ига. Иван III. Присоединение Новгорода к Москве. Присоединение Твери. Василий III. Завершение объединения русских земель.
Новгородская вольница, Стояние на Угре, возвращение городов
Работать с исторической картой (показывать территории, присоединенные к Москве); делать выводы.
Проверка домашнего задания устно и по карточкам
П.20
58
Московское государство в конце XIV - начале XVI века.
Комбинированный урок
1
Усиление великокняжеской власти. Местничество. Система кормлений. Преобразования в войске. Ограни-чение свободы крестьян. Появление казачества. Зарождение феодаль-но-крепостнической системы.
Герб, самодержец, скипетр и держава, шапка Мономаха, боярская дума, уезды, стан, волость, Судебник, Юрьев день, местничество, налоги
Выявлять новые черты в развитии земледелия, политического устройства и характера княжеской власти на Руси в XVI веке.
Опрос по домашнему заданию. Тесты.
П.21
59
Церковь и государство в конце XIV - начале XVI века.
Комбинированный урок
1
Изменения в положении Русской православной церкви. Монастыри. Ереси. Нестяжатели и иосифляне. Теория «Москва - Третий Рим».
Основание монастырей, синодик, Церковный собор, дьякон, благотворительность, старец
Сравнивать религиозные течения; анализировать исторические документы.
Опрос по вопросам домашнего задания, взаимопроверка.
П.22
60
Реформы Избранной рады.
Комбинированный урок
1
Боярское правление. Венчание Ивана IV на царство. Восстание 1547 г. Избранная рада. А.Адашев. Сильвестр. Судебник 1550 г. Реформы центрального и местного управления. Стоглавый собор. Военные реформы.
Московский рубль, копейка, Монетный двор, Избранная рада, Земской собор, дворяне, приказы, централизованное государство
Устанавливать причинно-следственные связи (на примере реформ Ивана IV); анализировать исторические документы.
Взаимопроверка знания ключевых терминов. Индивидуальные задания
П.23
61
Внешняя политика Ивана IV.
Комбинированный урок
1
Внешнеполитические успехи России в 50-е гг. Присоединение Казанского и Астраханского ханств. Оборона южных рубежей. Поход Ермака. Западной Сибири. Ливонская война.
Засечная черта, Ермак, Речь Посполитая, острог
Работать с исторической картой (показывать ход войны и присоединение земель).
П.24
62
Опричнина.
Комбинированный урок
1
Обострение внутриполитической борьбы в начале 60-х гг. Падение Избранной рады. Поход на Новгород. Опричнина: цели, сущность, итоги и последствия.
Самодержавие, земщина, челобитная, заповедные лета, опала, посад, крепостное право
Характеризовать деятельность исторических личностей (Иван Грозный); делать выводы об итогах развития государства.
Проверка домашнего задания устно и по карточкам
П.25
63
Просвещение, устное народное творчество, литература в XIV - XVI веках.
Комбинированный урок
1
Особенности развития русской культуры в XIV - XVI веках. Просвещение. Начало книгопеча-тания. Иван Федоров. Устное народное творчество. Литература
Книгопечатание, исторические песни, «Задонщина», «Хронограф», эпос, регалии
Сравнивать особенности развития русской культуры в разные периоды истории.
Задание в конце параграфа. Тесты для закрепления
П.26
64
Архитектура и живопись в XIV - XVI веках.
Комбинированный урок
1
Зодчество в XIV - XV вв. Архитек-тура Московского государства в XVI в. Русская живопись. Феофан Грек. Андрей Рублев.
Иконостас, шатровый стиль, юродивый
Описывать достижения культуры; выявлять новые черты развития искусства.
Фронтальный опрос, индивидуальные карточки, обобщающая беседа
П.27
65
Быт XV - XVI веков.
Комбинированный урок
1
Быт и нравы. Города. Русская изба. Одежда. Еда.
Приказная изба, двор воеводы, административные здания, тулуп, сарафан, кафтан, полати,
Описывать быт русских людей; использовать иллюстрации при рассказе о жизни людей.
Тесты для закрепления
П.28
66
Контрольно-обобщающий урок
Урок повторения и обобщения
1
Закрепление материала, проверочные работы
Разноуровневая контрольная работа
67
Итоговый контроль знаний по курсу История России с Древнейших времён до 16 века
1
Закрепить знания учащихся по курсу
Уметь: анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы; высказывать собственную точку зрения или обосновывать известные, выделять главное, использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач
Разноуровневая контрольная работа
68
Резерв