• Преподавателю
  • История
  • Календарно-тематическое планирование по курсу История Средних веков. Ведюшкин В. А, История России. С древнейших времен до конца XVI века А. А. Данилов, Л. Г. Косулина

Календарно-тематическое планирование по курсу История Средних веков. Ведюшкин В. А, История России. С древнейших времен до конца XVI века А. А. Данилов, Л. Г. Косулина

Раздел История
Класс 6 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Календарно-тематическое планирование по курсу История (6 класс)

Тема урока

Тип урока

Кол-во часов

Элементы содержания

Основные понятия

Требования к уровню подготовки учащихся

Вид контроля, измерителя

Домашнее задание

Дата проведения

План/факт

История Средних веков (34 часа)

1

Введение в историю Средних веков

Урок изучения нового материала

1

Понятие Средневековье. Письменные, изобразительные,вещественные источники

Средние века, архив, хроники, лента времени. Исторические источники. Варварство

устанавливать историческую связь между периодами, показывать преемственность

Текущий

( беседы)

С.6-13

Тема 1. Западная Европа в раннее Средневековье (4 часа)

2

Древние

германцы и

Римская

империя.

Урок изучения нового материала

1

Великое переселение

народов. Кельты,

германцы, славяне.

Занятия германцев.

Выделение знати.

Падение Западной

Римской империи. Гунны.

Варвары, готы, кельты, германцы, род, племя,

Работать с контурной картой,

выявлять сходства и

отличия

обществ германцев и римлян

Работа с картой, ответы на вопросы

П. 1

3

христианская

церковь в

VI

-

VIII

веках

Комбинированный урок

1

Франки: расселение,

занятия, хозяйственное и

общественное

устройство. Появление

государства. Король

Хлодвиг. Христианская

церковь. Монастыри.

Священник, проповедь,вера, архиепископ, папа,духовенство, миряне, монастырь, обет, лангобарды, ереси,монашество

Умения: сравнения, построения, обобщения и систематизации исторических данных

Анализировать документ, оперировать понятиями

Выполнение индивидуальных заданий, работа с текстом

П. 2

4

Возникновение

и распад

империи Карла

Великого.

Комбинированный урок

1

Карл Великий. Войны в

Италии и Испании.

Франкская империя и её

распад. Междоусобные

войны. Сеньоры и

вассалы. Феодальная

лестница.

Каролингское

Возрождение. Искусство.

Литература.

Барон, междоусобные войны, вассал, феодальная лестница. Сеньор, виконт, феодальные владения

Оценивать деятельность

исторических личностей (на

примере Карла Великого);

работать с историческими

документами

Опрос. Письменные задания

П. 3

5

Западная

Европа в

IX-XI

веках.

Комбинированный урок

1

Феодальная раздробленность

Англия и раннее средневековье;

англосаксы и

норманнское завоевание

Норманны, викинги, варяги, домен,

Указывать на контурной карте

завоеванные норманнами

земли; называть существенные

черты представлений

средневекового человека о

мире

Фронтальный опрос, тест для закрепления

П. 4

Глава 2. Византийская империя и славяне в VI-XI веках. (3 часа)

6

Византийское тысячелетие

Комбинированный урок

1

Территория, хозяйство,

государственное

устройство Византии.

Византийские

императоры. Юстиниан и

его реформы. Войны

Юстиниана

Василевс, скипетр

Навыки самостоятельной работы , умение сравнивать, обобщать

Опрос, письменные задания

П. 5

7

Культура Византии

Комбинированный урок

1

Античное наследие. Рождение христианского храма. Собор Святой Софии

Христианский храм, мозаика, алтарь, смальта, икона, иконопочитатели, фреска

Умение анализировать произведения искусства. Выделять особенное и сравнивать с культурой Западной Европы

Умение анализировать исторические источники. Осмысливать и оценивать исторические явления

Взаимопроверка, домашнее задание в тетради

П. 6

8

Образование

славянских

государств

Комбинированный урок

1

Расселение славян.

Занятия и образ жизни

славян. Болгарское

государство.

Великоморавская

держава и создатели

славянской письменности -

Кирилл и Мефодий

Вече, печенеги.

Кирилл, Мефодий, князь

Сравнивать образ жизни

народов (славян и германцев);

оценивать деятельность

исторических личностей

(Кирилла и Мефодия).

Задания с

развёрнутым

ответом.

П. 7

Глава 3. Арабы в VI-XIвеках (3 часа)

9

Рождение новой религии

Комбинированный урок

1

Расселение, занятия

арабских племен.

Мухаммед и рождение

ислама. Завоевания

арабов в Азии, Северной

Африке, Европе

Ярмарка, Храм Кааба, Медина, Коран, шариат.

Умение анализировать материал. Определять предпосылки, сущность и последствия события. Умение составлять план, работа с текстом

Фронтальный опрос

П. 8

10

Мир ислама

Комбинированный урок

1

Арабский

халифат и его

распад.

Культура стран

халифата

Работать с контурной картой,

составлять описание

произведений искусства.

П. 9

11

Контрольно-обобщающий урок по теме Раннее Средневековье

Урок повторения и обобщения Практикум

1

Закрепление материала, проверочные работы

Уметь:анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы; использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач

Выполнить

проблемные

задания. Разноуровневая контрольная работа

Глава 4. Феодальное общество (3 часа)

12

Сеньоры и вассалы

Урок изучения нового материала

1

Новое устройство общества

Замок феодала.

Снаряжение рыцаря.

Развлечения рыцарей.

Правила поведения

рыцарей

Рыцарь, сословия, сеньор, вассал, феодализм

Использовать иллюстрации при

описании снаряжения и замка

рыцаря

Самостоятельная работа с текстом учебника при изучении нового материала

П. 10

13

Средневековая

деревня и её

обитатели.

Комбинированный урок

1

Феодальное

землевладение.

Феодальная знать.

Жизнь, быт, труд

крестьян. Крестьянское

хозяйство. Феодальная

зависимость и

повинности.

Крестьянская община

Повинности. Барщина, оброк, натуральное хозяйство, трехполье, свободные и зависимые крестьяне

Умение выделить основные черты феодального общества. Умение выделить главное в тексте учебника. Умение участвовать в беседе.

Опрос, письменные задания

П.11

14

Формирование

средневековых

городов.

Комбинированный урок

1

Возникновение городов.

Города -центры

ремесла, торговли,

культуры. Цехи и

гильдии.

Сословия средневекового города , бюргеры. Буржуа мэр,

Городской совет,

Ратуша,

самоуправление

Устанавливать причинно-

следственные связи (на

примере возникновения

городов).

Задания

с

развёрнутым

ответом

П 12

Глава 5. Католическая церковь в 11-13 веках (2 часа)

15

Католическая церковь

Урок изучения нового материала

1

Разделение христианства

на католицизм и

православие. Светские

правители церковь.

Ереси и преследование

еретиков.

Индульгенция, отлучение от церкви, инквизиция, францисканцы

Объяснять причины раскола христианской церкви, источники богатства. Раскрывать причины возникновения ересей.

Выполнение заданий в Рабочей тетради

П. 13

16

Крестовые походы.

Комбинированный урок

1

Крестовые походы

феодалов, последствия. Крестовые походы

бедноты. Духовно-

рыцарские ордены.

Борьба народов Востока

против крестоносцев.

Орден тамплиеров, госпитальеров, Тевтонский орден

Наносить на контурную карту

походы крестоносцев

обозначать государства

крестоносцев

Творческое задание в тетради

П. 14

Глава 6. Разные судьбы государств (3 часа)

17

Объединение

Франции.

Комбинированный урок

1

Борьба Филиппа II Августа с английскими королями. Борьба Филиппа IV Красивого с римским папой. Генеральные Штаты

Коронация, "40 дней короля" и междоусобицы.

Объяснять причины усиления королевской власти во Франции. Называть характерные черты сословно-представительной монархии

Взаимопроверка, домашнее задание в тетради

П. 15

18

Англия: от нормандского завоевания до парламента

Комбинированный урок

1

Нормандское

завоевание. Генрих

II

и

его реформы. Великая

хартия вольностей.

Парламент. Сословная

монархия.

Экономическое и

социальное развитие

страны

Суд присяжных, щитовые деньги, парламент, палата лордов, палата общин

Сравнивать причины

образования

централизованного государства

во Франции и Англии; делать

выводы

Опрос, индивидуальная работа по карточкам

П. 16

19

Германия в XII-XIV вв

Комбинированный урок

1

Император, князья и борьба за Италию, «Натиск на Восток», рождение Швейцарии

Усобица, «Золотая булла», курфюрст

Умение анализировать, сравнивать, выделять общее и особенное

Опрос. Письменные задания

П. 17

Глава 7. Культура Западной Европы в 11 - 13 веках(3 часа)

20

Образование, наука и философия в эпоху расцвета Средневековья

Комбинированный урок

1

Представления

средневекового человека

о мире. Место религии в

жизни человека и

общества. Наука и

образование. Появление

университетов. Развитие

знаний и церковь

Университеты, схоластика, логика, астрология, алхимия

Составлять описание

достижений культуры; работать

с дополнительной литературой

Задания с

развёрнутым

ответом.

П. 18

21

Время соборов

Комбинированный урок

1

Мир романских соборов, готические соборы

«Библия в камне», готика,

Умение анализировать материал. Умение составлять план, работа с текстом

Фронтальный опрос

П.19

22

Контрольно-обобщающий урок по теме Расцвет Средневековья

Урок повторения и обобщения

1

Закрепление материала, проверочные работы

Уметь:анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы; использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач

Выполнить

проблемные

задания. Разноуровневая контрольная работа

Глава 8. Западная Европа в 14-15 веках( 4 часа)

23

Столетие бедствий

Урок изучения нового времени

1

«Чёрная смерть», притеснения евреев, Положение крестьян во Франции и Англии, жакерия, восстание Уота Тайлера

Чума, гетто,денежный оброк

Давать самостоятельную оценку историческим явлениям.

Опрос, индивидуальная работа по карточкам

П. 20

24

Самая долгая война в истории

Комбинированный урок

1

Причины войны и повод к ней. Итоги и последствия Столетней войны. Жанна д'Арк

Орлеанская дева, Капетинги и Валуа

Наносить на контурную карту ход боевых действий.

Фронтальный опрос

П. 21

25

Трудный путь к торжеству власти

Комбинированный урок

1

Завершение объединения Франции. Образование централизованного государства. Война Алой и Белой розы в Англии. Генрих VIII. Мусульманская Испания.

Реконкиста, династическая уния, централизация

Навыки самостоятельной работы , умение сравнивать, обобщать

Опрос, индивидуальные задания по карточкам

П. 22

26

Культура Западной Европы в 14-15 веках: новые горизонты

Комбинированный урок

1

Человек и общество. Изобразительное искусство. Изобретение книгопечатания, Эпоха Возрождения, гуманизм и гуманисты

Линейная перспектива. Портрет. Иоганн Гутенберг. Ренессанс

Уметь: анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы; использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач

Задания с развёрнутым ответом

П. 23

Глава 9. Центральная и Юго - Восточная Европа в 14-15 веках (3 часа)

27

Польша и Чехия: время расцвета

Комбинированный урок

1

Казимир Великий, Польша и Тевтонский орден, «Золотой век Чехии», мыслитель и проповедник Ян Гус, Гуситские войны

Паны, церковный собор, патриот, табориты, умеренные, Сейм, гуситское движение

Оценивать деятельность

исторических личностей,

работать с историческими

документами

Работа с историческими источниками, картой. Фронтальный опрос. Беседа

П. 24

28

Османская империя.

Комбинированный урок

1

Византийское ослабление, держава потомков Османа, «живой налог», падение Константинополя

Турки-османы, султан, военно-административная система, шейх, янычары, сипахи

Определять причины падения Византии. Приводить доказательства о борьбе народов Балканского государства против османского нашествия.

Опрос, письменные задания

П. 25

29

Контрольно-обобщающий урок по теме Осень Средневековья

Урок повторения и обобщения

1

Закрепление материала, проверочные работы

Уметь:анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы; использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач

Выполнить

проблемные

задания. Разноуровневая контрольная работа

Глава 10. Страны Африки, Азии и Америки (5 часов)

30

Индия, Китай, Япония

Урок изучения нового материала

1

Индия-сказочная страна, Поднебесная империя, Великий шелковый путь, буддизм, конфуцианство, индуизм, Крестьянская война, уклад жизни японцев

Раджа, каста, варна, пещерные храмы, шэньши, пагода, пейзаж, самураи.

Навыки самостоятельной работы , умение сравнивать, обобщать

Беседа, таблица «Достижения культуры индийского и китайского народов»

П. 26

31

Великие державы Чингисхана и Тимура

Комбинированный урок

1

Объединение монголов, завоевания Чингисхана, распад Монгольской державы,Золотая Орда, Чагатайский улус, «Железный хромец» , завоевания Тимура.

Улус, хан,монголо-татары, Самарканд

Работать с контурной картой, Давать самостоятельную оценку историческим явлениям

Работа с историческими источниками, картой. Фронтальный опрос. Беседа

П. 27

32

Народы и государства Африки и Америки

Комбинированный урок

1

Два мира Африки, христианская Эфиопия, Аксумское царство, древние цивилизации Америки

Майя, ацтеки, инки, чибча-муиски, кипу. Цивилизация, берберы, Магриб, пигмеи, Судан.

Определять особенности цивилизаций американского континента и народов стран Африканского континента Характеризовать главные достижения культуры народов Америки.

Опрос, письменные задания

П. 28

33

Контрольно-обобщающий урок по теме Вдали от Европы

Урок повторения и обобщения

1

Закрепить знания учащихся по теме

Уметь: анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы; использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач

Разноуровневая контрольная работа

34

Итоговый контроль знаний по курсу История Средних веков

1

Закрепить знания учащихся по курсу

Уметь: анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы; высказывать собственную точку зрения или обосновывать известные, выделять главное, использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач

Разноуровневая контрольная работа

История России с древнейших времён до конца 16 века(34 часа)

35

Введение.

Урок изучения нового материала

1

Введение. История России - часть Всемирной истории

Исторические источники, фольклористика, лингвистика, археология

Иметь представление о том, что Россия является частью мировой истории, понять значимость изучения отечественной истории и истории своего региона.

Текущий

( беседы)

Глава 1. Древняя Русь с 8 века до первой половины 12 века (9 часов)

36

Древнейшие народы на территории России

Урок изучения нового материала

1

Древние люди на территории нашей страны. Зарождение родового строя, появление земледелия, скотоводства и ремесла. Скифское царство, тюркские народы, жители лесной полосы Восточной Европы

Старейшины, вожди, соседская община, союзы племён, колонизация, кочевники, каганат, дань, народное ополчение, государство

Иметь общее представление о предках славян, о происхождении и расселении восточных славянских племен, их соседях. Иметь представление об образе жизни соседей славян. Уметь раскрыть их взаимоотношения и взаимовлияние друг на друга.

Устный опрос

П. 1

37

Восточные славяне

Комбинированный урок

1

Происхождение и расселение восточных славян, занятия славян, быт и нравы, верования, управления, взаимоотношения с соседними народами и государствами.

Быт, вервь, вече, дань, подсечно-огневой, переложной, язычество, идол, волхвы, кудесники

раскрытие общего

и особенного в

развитии

прошлого

восточных славян

Групповые формы работы, работа с источником, с элементами самостоятельной работы

П. 2

38

Формирование Древнерусского государства

Комбинированный урок

1

Предпосылки создания Древнерусского государства, появление княжеской власти,образование государственных центров, Киевская Русь

Государство, торговля, купцы, ремесленники, печенеги, «повесть временных лет», воевода

Устанавливать причинно

-

следственные связи (на

примере образования

Древнерусского государства);

работать с документами

Задания с развёрнутом ответом

П. 3

39

Первые

киевские князья

Комбинированный урок

1

Характер древнерусской

державы. Князь и

дружина. Полюдье.

Деятельность Олега,

Игоря, Ольги по

укреплению

Древнерусского

государства. Походы

Святослава.

Князь и дружина, полюдье. Погост, урок, реформа

Показывать на карте походы

князей; давать характеристику

деятельности князей.

Блиц-опрос. Тестирование. Таблица «русские князья»

П. 4

40

Владимир Свято-славич. Принятие христианства.

Комбинированный урок

1

Борьба за киевский престол. Начало правления князя Владимира. Причины принятия христианства. Крещение Руси. Значение принятия христианства

Крещение Руси, 988г., христианство.

Устанавливать причинно-следственные связи (на примере принятия христианства); делать выводы. Дать характеристику Владимиру Красное Солнышко

Устный опрос

П. 5

41

Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром

Комбинированный урок

1

Борьба за власть сыновей Владимира. Русь при Ярославе Мудром: внутренняя и внешняя политика, управление государством. Русская правда. Формирование древнерусской народности. Земельные отношения. Основные социальные слои населения Руси.

Междоусобица, Правда Ярослава, Киево-Печорский монастырь, наместник, древнерусская народность

Давать характеристику деятельности исторических личностей (на примере Ярослава Мудрого); работать с документами; делать выводы.

Фронтальный опрос, взаимопроверка

П. 6

42

Культура Древней Руси.

Комбинированный урок

1

Особенности культуры Древней Руси. Устное народное творчество. Письменность и грамотность. Литература. Зодчество и изобразительное искусство. Художественное ремесло.

Былина, патриотизм, житие, миниатюра, мозаика, фреска, зодчество, Нестор, Иларион

Использовать иллюстрации при рассказе о достижениях культуры.

Опрос по вопросам домашнего задания. Индивидуальные задания

П. 7

43

Быт и нравы Древней Руси.

Комбинированный урок

1

Образ жизни князей и бояр. Военное дело. Быт и образ жизни горожан и земледельцев.

Образ жизни, слобода, полуземлянка, хоромы

Сравнивать образ жизни разных групп населения

Проверка домашнего задания устно и по карточкам

П. 8

44

Контрольно-обобщающий урок

Урок повторения и обобщения

1

Закрепление материала, проверочные работы

Разноуровневая контрольная работа

Глава 2. Русь Удельная в 12-13 веках (9 часов)

45

Начало раздробления Древнерусского государства.

Урок изучения нового материала

1

Причины раздробленности Руси. Образование самостоятельных княжеств и земель. Характер политической власти в период раздробленности. Владимир Мономах.

Половецкие племена, Устав Владимира Всеволодовича, рать, уделы, экономика

Характеризовать деятельность исторических личностей (на примере Владимира Мономаха).

Задания с кратким ответом

П. 9

46-47

Главные политические центры Руси.

Комбинированные уроки

1

Владимиро-Суздальское княжество: характер княжеской власти, внутренняя и внешняя политика. Юрий Долгорукий. Борьба за Киев. Возвышение Владимиро-Суздальского княжества. Новгородская земля: особенности социальной структуры и политического устройства. Галицко-Волынское княжество: взаимоотно-шения между боярами и князем.

Андрей Боголюбский, епископ, архиепископ, мужи, мятеж, республика

Показывать на карте границы русских земель; выявлять особенности их развития, выделяя общие и отличительные черты; характеризовать деятельность русских князей.

Проверка домашнего задания по вопросам учебника, диктант дат

П.10-11

48

Нашествие с Востока.

Комбинированный урок

1

Создание державы Чингисхана. Сражение на Калке. Вторжение в Рязанскую землю. Разгром Владимирского княжества. Поход на Новгород. Нашествие на Юго-Западную Русь и Центральную Европу.

Юрта, монгольские воины, батый, Евпатий Коловрат, стан, фураж, Торжок, Козельск

Наносить на карту походы Батыя; использовать карту при рассказе о сопротивлении русских городов

Опрос по домашнему заданию, индивидуальные задания

П.12

49

Борьба Руси с западными завоевателями.

Комбинированный урок

1

Походы шведов на Русь. Завоевание крестоносцами Прибалтики. Князь Александр Ярославович. Невская битва. Ледовое побоище. Значение победы над крестоносцами.

Тевтонский орден, Ливонский орден, народное ополчение

Пользуясь схемой, рассказывать о битвах; характеризовать деятельность исторических личностей (Александр Невский

Промежуточное тестирование

П.13

50

Русь и Золотая Орда.

Комбинированный урок

1

Образование Золотой Орды. Ордынское владычество. Повинности русского населения. Борьба русского населения против ордынского владычества. Последс-твия ордынского владычества.

Золотая орда, вассальная зависимость, резиденция, численники, ярлык, выход, баскак

Выявлять особенности зависимости Руси от Золотой Орды и её последствия на развитие Руси.

Фронтальный опрос, индивидуальные карточки, обобщающая беседа.

П.14

51

Русь и Литва.

Комбинированный урок

1

Формирование Литовско-Русского государства. Характер Литовско-Русского государства. Значение присоединения русских земель к Литве.

Устанавливать причинно-следственные связи (на примере Литовско-Русского государства).

Опрос. Письменные задания

П.15

52

Культура русских земель в XII - XIII веках.

Комбинированный урок

1

Общерусское культурное единство. Накапливание научных знаний. Литература. Идея единства Русской земли в произведениях культуры. Зодчество. Живопись.

Культурные традиции, поучения, Данил Заточник, зодчество, архитектурный ансамбль, аскетизм, канон

Характеризовать особенности развития культуры; составлять описание достижений культуры.

Викторина

П.16

53

Контрольно-обобщающий урок

Урок повторения и обобщения

1

Закрепление материала, проверочные работы

Разноуровневая контрольная работа

Глава 3. Московская Русь в 14-16 веках (14 часов)

54

Предпосылки объединения русских земель. Усиление Московского княжества.

Урок изучения нового материала

1

Социально-экономическое и политическое развитие Северо-Восточной Руси. Причины и предпосылки объединения русских земель. Борьба Москвы и Твери. Правление Ивана Калиты. Причины возвышения Москвы.

Вотчинное землевладение, удельное княжество, Иван Калита

Знать основные положения урока

Индивидуальные задания

П.17

55

Москва - центр борьбы с ордынским владычеством. Куликовская битва.

Комбинированный урок

1

Борьба Москвы за политическое первенство. Взаимоотношения Москвы с Золотой Ордой и Литвой. Куликовская битва и её значение. Дмитрий Донской.

Манёвр, Сергий Радонежский, Тохтамыш, Мамай, поединок богатырей

Использовать схему при рассказе о битве; характе-ризовать деятельность истор. личностей (Дмитрий Донской).

Опрос по вопросам домашнего задания, взаимопроверка.

П. 18

56

Московское княжество и его соседи в конце XIV - середине XV века.

Комбинированный урок

1

Василий I. Московская усобица, её значение. Распад Золотой Орды. Союз Литвы и Польши. Грюнвальдская битва. Образование русской, украинской и белорусской народностей.

Великорусская народность, диалект, уния

Характеризовать политику исторических личностей (Василий I); использовать карту при рассказе об объединении русских земель.

Взаимопроверка знания ключевых терминов. Индивидуальные задания

П.19

57

Создание единого Русского государства и конец ордынского владычества.

Комбинированный урок

1

Конец ордынского ига. Иван III. Присоединение Новгорода к Москве. Присоединение Твери. Василий III. Завершение объединения русских земель.

Новгородская вольница, Стояние на Угре, возвращение городов

Работать с исторической картой (показывать территории, присоединенные к Москве); делать выводы.

Проверка домашнего задания устно и по карточкам

П.20

58

Московское государство в конце XIV - начале XVI века.

Комбинированный урок

1

Усиление великокняжеской власти. Местничество. Система кормлений. Преобразования в войске. Ограни-чение свободы крестьян. Появление казачества. Зарождение феодаль-но-крепостнической системы.

Герб, самодержец, скипетр и держава, шапка Мономаха, боярская дума, уезды, стан, волость, Судебник, Юрьев день, местничество, налоги

Выявлять новые черты в развитии земледелия, политического устройства и характера княжеской власти на Руси в XVI веке.

Опрос по домашнему заданию. Тесты.

П.21

59

Церковь и государство в конце XIV - начале XVI века.

Комбинированный урок

1

Изменения в положении Русской православной церкви. Монастыри. Ереси. Нестяжатели и иосифляне. Теория «Москва - Третий Рим».

Основание монастырей, синодик, Церковный собор, дьякон, благотворительность, старец

Сравнивать религиозные течения; анализировать исторические документы.

Опрос по вопросам домашнего задания, взаимопроверка.

П.22

60

Реформы Избранной рады.

Комбинированный урок

1

Боярское правление. Венчание Ивана IV на царство. Восстание 1547 г. Избранная рада. А.Адашев. Сильвестр. Судебник 1550 г. Реформы центрального и местного управления. Стоглавый собор. Военные реформы.

Московский рубль, копейка, Монетный двор, Избранная рада, Земской собор, дворяне, приказы, централизованное государство

Устанавливать причинно-следственные связи (на примере реформ Ивана IV); анализировать исторические документы.

Взаимопроверка знания ключевых терминов. Индивидуальные задания

П.23

61

Внешняя политика Ивана IV.

Комбинированный урок

1

Внешнеполитические успехи России в 50-е гг. Присоединение Казанского и Астраханского ханств. Оборона южных рубежей. Поход Ермака. Западной Сибири. Ливонская война.

Засечная черта, Ермак, Речь Посполитая, острог

Работать с исторической картой (показывать ход войны и присоединение земель).

П.24

62

Опричнина.

Комбинированный урок

1

Обострение внутриполитической борьбы в начале 60-х гг. Падение Избранной рады. Поход на Новгород. Опричнина: цели, сущность, итоги и последствия.

Самодержавие, земщина, челобитная, заповедные лета, опала, посад, крепостное право

Характеризовать деятельность исторических личностей (Иван Грозный); делать выводы об итогах развития государства.

Проверка домашнего задания устно и по карточкам

П.25

63

Просвещение, устное народное творчество, литература в XIV - XVI веках.

Комбинированный урок

1

Особенности развития русской культуры в XIV - XVI веках. Просвещение. Начало книгопеча-тания. Иван Федоров. Устное народное творчество. Литература

Книгопечатание, исторические песни, «Задонщина», «Хронограф», эпос, регалии

Сравнивать особенности развития русской культуры в разные периоды истории.

Задание в конце параграфа. Тесты для закрепления

П.26

64

Архитектура и живопись в XIV - XVI веках.

Комбинированный урок

1

Зодчество в XIV - XV вв. Архитек-тура Московского государства в XVI в. Русская живопись. Феофан Грек. Андрей Рублев.

Иконостас, шатровый стиль, юродивый

Описывать достижения культуры; выявлять новые черты развития искусства.

Фронтальный опрос, индивидуальные карточки, обобщающая беседа

П.27

65

Быт XV - XVI веков.

Комбинированный урок

1

Быт и нравы. Города. Русская изба. Одежда. Еда.

Приказная изба, двор воеводы, административные здания, тулуп, сарафан, кафтан, полати,

Описывать быт русских людей; использовать иллюстрации при рассказе о жизни людей.

Тесты для закрепления

П.28

66

Контрольно-обобщающий урок

Урок повторения и обобщения

1

Закрепление материала, проверочные работы

Разноуровневая контрольная работа

67

Итоговый контроль знаний по курсу История России с Древнейших времён до 16 века

1

Закрепить знания учащихся по курсу

Уметь: анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы; высказывать собственную точку зрения или обосновывать известные, выделять главное, использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач

Разноуровневая контрольная работа

68

Резерв





© 2010-2022