Урок систематизации знаний по теме Древний Египет

Раздел История
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Класс: 5

Предмет: история

Учебник: Вигасин А.А. Всеобщая история. История древнего мира. 5 класс. - М.: Просвещение

Учитель: Щепелина Екатерина Евгеньевна

Тема: Повторительно-обобщающий урок по теме: «Древний Египет»

Тип урока: урок систематизации и обобщения знаний и умений

Цель урока - систематизировать знания по теме «Древний Египет», сформировать обобщенный образ Древнего Египта, провести коррекцию знаний по теме «Древний Египет»

Обучающая - обобщить знания учащихся, закрепить их умения применять знания о Древнем Египте в новой ситуации, выполнять задания по истории Древнего Египта на контурной карте, ленте времени.

Воспитывающая - содействовать в ходе урока развитию чувства сопричастности учащихся, воспитанию культуры речи, внимания, наблюдательности, умения слушать

Развивающая - способствовать развитию интереса к групповой деятельности на уроке, развитию речи учащихся, продолжить развивать умение анализировать ответы одноклассников, понимать свои ошибки.



Этап урока

время

Деятельность учителя

Деятельность ученика

форма организации учебной деятельности, методы и приемы

1

Организационный

1 мин

Приветствует учащихся.

Приветствуют учителя.

2

Этап Мотивация

5 мин

Предлагает вспомнить историю о том, как была разгадана тайна иероглифов (стр. 63 учебника)

Обсуждает с учениками вопрос о легкости или нелегкости работы Шампольона. Сразу ли он разгадал письмо или шел путем проб и ошибок? Обсудить накопились ли за 2 века знания о Древнем Египте?

Предлагает ученикам командами отправится в игру-путешествие в качестве специалистов по исследованию Древнего Египта. Их главная задача - разгадать как можно больше загадок Древнего Египта, заработать больше баллов, чем другие команды и заслужить почет и славу.

Результаты будут проверять эксперты из класса (назначаются сильные ученики)

работая с учебником, вспоминают историю разгадки письменности Древнего Египта,

объясняют, в чем сложность разгадки письменности

приходят к выводу, что знаний о Древнем Египте стало больше, многие ученые занимаются этими исследованием.

Делятся на команды (лучше провести разделение на команды заранее).

Прием ведение проблемного диалога. Мозговой штурм

3

Этап Актуализация знаний

Предлагает назвать вопросы, которые изучались в теме, обсудить виды работ, которые выполнялись учениками по изученной теме (кроссворд, тест, работа с контурными картами, с лентой времени и т.д.) выявить более легкий и более сложный для каждого из них тип задания. Поясняет, что каждый ученик выполняет свое индивидуальное задание, но от его работы зависит результат всей команды.

называют вопросы, которые изучались в теме «Древний Египет»

распределяют роли в команде

3-4 учащихся готовятся стать экспертами (знакомятся со всеми видами заданий, составляют турнирную таблицу)

Форма организации учебной деятельности учащихся: Групповая (Индивидуально-групповая форма)

Интерактивная технология

4

Этап обобщение и систематизация знаний

Команда получает задания (см. приложение 1 - задания можно усложнять или облегчать), распределённые на роли.

Для разминки команде предлагается пройти тест (1-2 мин.)





Проверяет правильность эталона ответов.

На индивидуальное выполнение задания дается 3-4 минуты.


Предлагает ученикам, сидящим за одной партой, обсуждить свои ответы, и используя ручку другого цвета (лучше зеленого) или карандаш, скорректировать ответы друг друга.

Листы с заданиями подписываются (ученик, выполняющий задание и название команды)

  1. Хранитель времени (отвечает за ленту времени)

  2. Картограф (отвечает за работу с картой)

  3. Цензор (проверяет текст с ошибками)

  4. Кроссвордист (разгадывает кроссворд)

выполняют тест, сдают экспертам

Эксперты изучают задания для групп. Решают 1-2 задания самостоятельно (например, кроссворд, ленту времени, карту можно не давать заранее с ответами).

Ученики, сидящие за одной партой, работают в паре, обсуждают свои ответы, и используя ручку другого цвета (лучше зеленого) или карандаш, корректируют ответ друг друга.

Форма организации учебной деятельности учащихся: Групповая (Индивидуально-групповая форма)

Интерактивная технология,

Технология деятельностного метода

Прием взаимооценка

5

Этап Контроля усвоения, обсуждения допущенных ошибок и их коррекции


С остальным классом обсуждает задания

  1. Какой вопрос вызвал затруднение

Ученики называют вопросы, класс обсуждает правильный ответ

  1. Какой тип задания показался наиболее сложным

Выполняется задание на доске (интерактивной). По возможности, вызываются ученики, не выполнявшие данный тип задания.

Подведение итогов. В зависимости от числа команд и набранных баллов, команды -победители (1-2) получают оценку 5, команды 3-4 - отметку «4», остальные отметки не получают.

Эксперты работают над проверкой выполненных заданий

учащиеся обсуждают проблемные задания,

выполняют 1-2 задания, вызвавшего наибольшие затруднения



Эксперты могут выделить индивидуальные ответы, по критерию - ответ без ошибок и коррекции, показав работу как соответствующую эталону.

Форма организации учебной деятельности учащихся фронтальная, индивидуальная

Прием самооценивания, оценивание ответов товарищей

6

Этап урока Домашняя работа

1.Подготовится к итоговой письменной работе по теме «Древний Египет»

2. Подобрать в тетради на печатной основе и выполнить 2-3 задания, которые вызвали затруднение на уроке

3. Придумать и решить задание, которое можно задать в следующем году 5-классникам по теме «Древний Египет» (по желанию)

записывают домашнее задание

7

Этап урока Рефлексия

предлагает ученикам оценить себя на уроке, заполнив таблицу

заполняют таблицу (приложение 2)

Приложение 1.

Тест

Команда ………………………

Общекомандное задание. Ответ обведите ручкой

1. Назовите понятие, которому соответствует данное описание.

Египтяне верили, что будут жить вечно в царстве мертвых. Они заботились о сохранении тела умершего: в него должна, думали они, вернуться душа. Тело высушивали, обматывали тонкими бинтами, таким образом, изготавливали:

а) саркофаг; б) мумию; в) гробницу; г) пирамиду.

2. Найдите лишнее.

Рассказывая о египетской письменности, мы обязательно назовем эти слова:

а) иероглифы; б) бумага; в) папирус; г) чернила.

3. Выберите вариант ответа объединяющий, объединяющий эти слова.

Высший правитель, главный судья, живой бог, высший военачальник:

а) это названия государственных должностей в Египте;

б) это титулы фараона;

в) это обязанности верховного жреца;

г) Бог Атон.

4. Древний Египет был расположен в:

Cеверо-восточной Африке;

Юго-восточной Африке;

Северо-восточной Австралии.

В Америке

5.Египтяне писали на:

Бересте;

Бумаге;

Папирусе;

Глиняных табличках.

6.Гроб, в котором хоронили, умерших египтян назывался:

Мумия;

Пирамида;

Саркофаг;

Шадуф.

Картограф

Команда ……………………… выполнял ………………………

Задание. Нанести на контурную карту географические названия

  1. Подпишите название страны, в которой правитель носили титул фараона

  2. От жары спасала эту землю только река, которая текла с юга на север, она называлась

  3. Воды реки текли на север к большому водному пространству

  4. Еще одно большое водное пространство располагалось рядом с египетскими землями, отличалось одной особенностью: на закате его воды становились розовыми

  5. Перед впадением в море река образует разветвленную

  6. Это государство являлось южным соседом Египта, из походов туда возвращались с добычей в виде золота

Хранитель времени

Команда ……………………… выполнял ………………………

Реши задачу

Сколько лет назад образовалось единое государство в древнем Египте? Что было раньше и насколько: образовалось единое государство или фараон Тутмос III совершил свои завоевательные походы? Ответы показать на ленте времени.

_______________________________________________________________›

Сколько лет назад была построена пирамида Хеопса? Что было раньше и насколько: построена пирамида или фараон Тутмос III совершил свои завоевательные походы?

_________________________________________________________________›

Цензор.

Команда ……………………… выполнял ………………………

Найди ошибки.

Подчеркнуть ошибки


Один враль и хвастун утверждал, что с помощью «машины времени» побывал в Древнем Египте: «Когда я попал в эту страну, то узнал, что у египтян большое горе. Нил не разливался уже несколько лет и изрядно обмелел. Все же остальные реки Египта можно было перейти вброд... Корабельщики довезли меня по Нилу до первого порога. Я щедро расплатился с ними, взял сдачу - горсть мелких монет и сошел на правый берег. В этом месте была возведена самая большая из пирамид, в которой, как известно, похоронен фараон Тутанхамон. Едва я направился к пирамиде, как хлынул ливень, и мне пришлось спрятаться от него в дубовой роще. Переждав дождь, я стал искать вход в пирамиду. Однако египтяне сказали мне, что гробница Тутанхамона давно разграблена и ни одна вещь не сохранилась...»

«Перестань выдумывать, прервали рассказчика слушатели, - ты никогда не был в Древнем Египте! В твоем рассказе с десяток исторических ошибок.


Кроссвордист

Команда ……………………… выполнял ………………………

По вертикали: 1. Особое приспособление, при помощи которого египтяне поливали высоко расположенные сады и огороды. 2. Богиня правды. 3, Первая столица Египетского царства. 4. Грамотный египтянин, находящийся на службе у фараона или его вельможи. 5. Фараон, для которого была выстроена самая большая гробница. 6. Частицы полусгнивших растений и горных пород, остающихся на берегах Нила после разлива. 7. Область в Северном Египте, похожая на огромный треугольник. 8. Один из каменных столбов, стоявших перед входом в храм. 9. Бог мертвых с головой шакала.
Если вы правильно решите кроссворд, то в обведенных рамкой клетках по горизонтали прочтете имя французского ученого, разгадавшего в начале XIX века тайну иероглифов.

.

Урок систематизации знаний по теме Древний Египет


Приложение 2.


Сложность и правильность выполнения мною индивидуального задания (поставьте знак на ступеньку)

Рост знаний и умений

(поставьте знак на ступеньку)

"Лесенка успеха" -

нижняя ступенька - у меня ничего не получилось;

средняя ступенька - у меня были проблемы;

верхняя ступенька- мне всё удалось

Урок систематизации знаний по теме Древний Египет

Урок систематизации знаний по теме Древний Египет

"Лесенка успеха" -

нижняя ступенька - за урок я не вырос

средняя ступенька - я выявил, куда мне расти

верхняя ступенька- я заметно подрос

Урок систематизации знаний по теме Древний Египет

Урок систематизации знаний по теме Древний Египет




10



© 2010-2022